Паспорт проекта "Буквы, мы вас знаем"
проект (подготовительная группа)
Паспорт проекта "Буквы, мы вас знаем"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 436»
Проект по подготовке к обучению грамоте
«Буквы, мы вас знаем»
для детей подготовительного к школе группе
Разработала: воспитатель
Высшей квалификационной категории
Никитина Людмила Васильевна
г. Нижний Новгород
2024 год
«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта!»
М.А.Шолохов
Актуальность
Овладение грамотой представляет собой очень важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка.
Обучаясь письму и чтению, ребёнок осваивает разные формы умственной и языковой деятельности, так как до определённого момента дети осознают только смысловую сторону речи: явления и предметы, обозначаемые определёнными словами, содержание, передаваемое разными словосочетаниями и фразами.
У многих детей, к сожалению, не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письма при обучении в школе. Поэтому одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. Ребёнку не просто осознать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», если педагог не использует демонстрационный материал. В процессе обучения грамоте со звуками-буквами особое внимание уделяется освоению оптического единства звука, соотнесение звука с буквой. Без сравнительного уровня устной речи, развития слуховой памяти, сформированности к звуковому анализу, невозможно успешно достичь азов чтения и письма. В процессе работы с детьми педагог стремится расширять словарный запас, проводит большую работу, чтобы ребёнок вникал в смысл, усвоил слова родного языка, устойчивые сочетания, доступные его пониманию. Усвоение звуков-букв пойдёт быстрее, если педагог будет привлекать ребёнка в творческой изобразительной деятельности, используя различные художественные материалы. А родители в домашних условиях помогут детям закрепить знания и навыки.
Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Цель проекта:
Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со звуками-буквами, используя художественно-графические материалы.
Задачи:
- Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия и слуха.
- Знакомство детей с буквами-звуками.
- Формирование представлений отличия звука от буквы.
- Развитие художественно-творческих способностей, познавательного интереса.
- Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.
Тип проекта:
познавательно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: январь 2025 г. – февраль 2025 г.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта:
- Развитие структурных компонентов речи воспитанников группы;
- Умение печатать буквы; лепить из пластилина; рисовать разными художественными материалами; конструировать из бумаги;
- Развитие зрительного образа, умение видеть и различать графические образы изучаемых звуков-букв;
- Формировать тесное сотрудничество педагога с семьёй в целях привлечения родителей к воспитательно образовательному процессу;
Создание предметно-развивающая среды:
- подобраны тематические альбомы, иллюстрации: «Моя первая азбука», «Учим звуки и буквы», «Азбука животных», «Азбука растений»;
- подобраны тематические презентации и видео – ролики по теме: «Чудесные звуки», «говорящая азбука», «Мульт-азбука», «Учим звуки-буквы»;
- подобраны картотеки физкультминуток с определёнными звуками-буквами;
- Подобрана художественная литература о матрешке: В. Гусева «Необыкновенная азбука в сказочных приключениях букв», И. Амосова «Живые буквы», С. Маршак «Азбука в стихах», «Азбука-раскраска»;
- Подобраны и изготовлены атрибуты для подвижных и сюжетно – ролевых игр.
- Подобран материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;
Дети: обогащать и расширять знания графических образов изучаемых звуков-букв. Привлечение детей к изучению алфавита в разных интересных формах. Желание и стремление учиться читать и писать.
Родители: укрепление сотрудничества педагогов и семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе. Заинтересованность в помощи педагогу создании и пополнении предметно-развивающей среды в группе.
Педагог: разработала методические и дидактические материалы по данному проекту, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.
Реализация проекта позволит повысить интерес детей, родителей и педагогическую компетентность в вопросах по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
- выявление проблемы;
- формирование цели и задач;
- анализ научно-методической литературы, подбор технологий;
- анкетирование родителей, направленное на выявление их знаний и представлений по обучению грамоте;
- создание предметно-развивающей среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий;
- информирование педагогов и родителей о проведении проекта;
- пополнение дидактического материала;
- проведение педагогической диагностики;
- разработка памяток, консультаций для родителей;
- подбор художественной литературы;
- составление перспективного плана проектной деятельности;
2. Основной этап:
Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с родителями:
- проведение дидактических игр по обучению грамоте;
- проведение тематических бесед с детьми;
- проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте;
- разучивание произведений: (загадки, стихотворения, скороговорки, чистоговорки и др.);
- изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (пластилин, бумага, картон, и т. д).
- сотрудничество с семьей: консультации, памятки, и др.
3. Итоговый этап:
- проведение итоговой педагогической диагностики;
- организация выставки совместного творчества на тему: «Гласные звуки, живут в моём рисунке»;
- отчёт о реализации проекта на родительском собрании;
- анкетирование родителей по итогам реализации проекта с целью выявления удовлетворенности проделанной работы.
Перспективный план работы
по реализации проекта «Буквы, мы вас знаем!»
с 09.01.2025 – 28.02.2025года
Организационная работа с детьми | Организационная работа с родителями |
Формирование цели и задач реализуемых в проекте; подбор методической литературы по данной теме; разработка проекта; создание в группе предметно-развивающей среды | Анкетирование по теме: «Выявление уровня знаний детей по подготовке к обучению грамоте» |
Тематические альбомы: - «Моя первая азбука» - «Учим звуки-буквы» - «Азбука» и др. | Консультация для родителей: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слова», |
Просмотр тематических презентаций и видеофильмов: -«Чудесные звуки», -«Говорящая азбука». - «Мульт-азбука» - «Учим звуки-буквы» | Памятка: «Подготовка руки к письму» |
Прослушивание музыкальных произведений: - «Музыка в сказках, стихах и картинках» Е. Королёва; - «Алфавит с Царевной»; - «Мой родной букварь» Р. Сычёва | Выставки совместного творчества «Гласные звуки, живут в моём рисунке» |
Чтение художественной литературы Л. Гусева «Необыкновенная азбука в сказочных приключениях букв», С. Маршак «Азбука в стихах», - И. Амосова «Живые буквы» | Творческая мастерская «Моя любимая буква» |
Организация игровой деятельности: «Магазин «Канцелярские товары», «Школа», «Экскурсия в школу» | Анкетирование родителей по итогам проекта с целью выявления удовлетворительности проделанной работы |
Рисование по темам: - «Первая буква моего имени» - «Моя любимая буква» - «Наши буквы» - «Алфавит» | |
Конструирование: - «Выложи гласные звуки» - «Выложи согласные звуки» | |
Интерактивные игры: «», «», «», «», «», «» «» «» | |
Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Весёлые звуки», «Слово можно прошагать», «Угадай имя» | |
Аппликация и лепка: - «Буквы для азбуки», - «Азбука в картинках», «Буквы из пластилина», «Пластилиновый алфавит» |
3этап проекта – итоговый:
- Проведения занятия «Буквы разные нужны, буквы всякие нужны»;
- Анкетирование родителей по итогам реализации проекта с целью выявления удовлетворенности проделанной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах
Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»
Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная практика) для детей подготовительной группы....

Паспорт исследовательского проекта «Что мы знаем о Великой Отечественной войне»
Данный материал содержит методические рекомендации по реализации пректа ко Дню Победы в групее детей седьмого года жизни...

Паспорт проекта "Знай и соблюдай правила дорожного движения!" (средняя группа).
Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагог.Сроки реализации: долгосрочныйВид: познавательныйОбъект проекта: правила дорожного движения. Актуальность.Важной проблемой в обе...
Паспорт проекта "Родной свой край люби и знай"
Паспорт проекта...

Методическая разработка Паспорт проекта "Что мы знаем о растениях"
Создать условия для расширения и уточнения знаний детей о растениях, их свойствах, пользе и опасности для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения....

