Паспорт проекта "Буквы, мы вас знаем"
проект (подготовительная группа)

Никитина Людмила Васильевна

Паспорт проекта "Буквы, мы вас знаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_bukvy_my_vas_znaem.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 436»

Проект по подготовке к обучению грамоте

«Буквы, мы вас знаем»

для детей подготовительного к школе группе

Разработала: воспитатель

Высшей квалификационной категории

Никитина Людмила Васильевна

г. Нижний Новгород

2024 год

«Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта!»

М.А.Шолохов

 Актуальность

Овладение грамотой представляет собой очень важный этап в умственном и речевом развитии ребёнка.

Обучаясь письму и чтению, ребёнок осваивает разные формы умственной и языковой деятельности, так как до определённого момента дети осознают только смысловую сторону речи: явления и предметы, обозначаемые определёнными словами, содержание, передаваемое разными словосочетаниями и фразами.

У многих детей, к сожалению, не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письма при обучении в школе. Поэтому одной из главных задач ДОУ является подготовка детей к школе. Ребёнку не просто осознать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение», если педагог не использует демонстрационный материал. В процессе обучения грамоте со звуками-буквами особое внимание уделяется освоению оптического единства звука, соотнесение звука с буквой. Без сравнительного уровня устной речи, развития слуховой памяти, сформированности к звуковому анализу, невозможно успешно достичь азов чтения и письма. В процессе работы с детьми педагог стремится расширять словарный запас, проводит большую работу, чтобы ребёнок вникал в смысл, усвоил слова родного языка, устойчивые сочетания, доступные его пониманию. Усвоение звуков-букв пойдёт быстрее, если педагог будет привлекать ребёнка в творческой изобразительной деятельности, используя различные художественные материалы. А родители в домашних условиях помогут детям закрепить знания и навыки.

Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Цель проекта:

Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления со звуками-буквами, используя художественно-графические материалы.

Задачи:

  1. Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия и слуха.
  2. Знакомство детей с буквами-звуками.
  3. Формирование представлений отличия звука от буквы.
  4. Развитие художественно-творческих способностей, познавательного интереса.
  5. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной творческой деятельности с детьми.

Тип проекта:

познавательно-творческий 

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: январь 2025 г. – февраль 2025 г.

Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты проекта:

- Развитие структурных компонентов речи воспитанников группы;

- Умение печатать буквы; лепить из пластилина; рисовать разными художественными материалами; конструировать из бумаги;

- Развитие зрительного образа, умение видеть и различать графические образы изучаемых звуков-букв; 

- Формировать тесное сотрудничество педагога с семьёй в целях привлечения родителей к воспитательно образовательному процессу;

Создание предметно-развивающая среды:

- подобраны тематические альбомы, иллюстрации: «Моя первая азбука», «Учим звуки и буквы», «Азбука животных», «Азбука растений»;

- подобраны тематические презентации и видео – ролики по теме: «Чудесные звуки», «говорящая азбука», «Мульт-азбука», «Учим звуки-буквы»;

- подобраны картотеки физкультминуток с определёнными звуками-буквами;

- Подобрана художественная литература о матрешке: В. Гусева «Необыкновенная азбука в сказочных приключениях букв», И. Амосова «Живые буквы», С. Маршак «Азбука в стихах», «Азбука-раскраска»;

- Подобраны и изготовлены атрибуты для подвижных и сюжетно – ролевых игр.

- Подобран материал для продуктивной и изодеятельности: бумага и альбомы для рисования, картон, цветная бумага, клей, ножницы, салфетки, доски для лепки, пластилин, карандаши, фломастеры, восковые мелки, акварельные краски, раскраски;

Дети: обогащать и расширять знания  графических образов изучаемых звуков-букв. Привлечение детей к изучению алфавита в разных интересных формах. Желание и стремление учиться читать и писать.

Родители: укрепление сотрудничества педагогов и семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе. Заинтересованность в помощи педагогу создании и пополнении предметно-развивающей среды в группе.

Педагог: разработала методические и дидактические материалы по данному проекту, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями.

Реализация проекта позволит повысить интерес детей, родителей и педагогическую компетентность в вопросах по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

- выявление проблемы;

- формирование цели и задач;

- анализ научно-методической литературы, подбор технологий;

- анкетирование родителей, направленное на выявление их знаний и представлений по обучению грамоте;

- создание предметно-развивающей среды в помещении группы, изготовление необходимых пособий;

- информирование педагогов и родителей о проведении проекта;

- пополнение дидактического материала;

- проведение педагогической диагностики;

- разработка памяток, консультаций для родителей;

- подбор художественной литературы;

- составление перспективного плана проектной деятельности;

                                            2. Основной этап:

Совместная деятельность с детьми, сотрудничество с родителями:

- проведение дидактических игр по обучению грамоте;

- проведение тематических бесед  с детьми;

- проведение подгрупповых и фронтальных занятий по обучению грамоте;

- разучивание произведений: (загадки, стихотворения, скороговорки, чистоговорки и др.);

- изготовление детьми на занятиях и в домашних условиях букв из различных материалов (пластилин, бумага, картон, и т. д).

- сотрудничество с семьей: консультации, памятки, и др.

3. Итоговый этап:

- проведение итоговой  педагогической диагностики;

- организация выставки совместного творчества на тему: «Гласные звуки, живут в моём рисунке»;

- отчёт о реализации проекта на родительском собрании;

- анкетирование родителей по итогам реализации проекта с целью выявления удовлетворенности проделанной работы.

Перспективный план работы

 по реализации проекта «Буквы, мы вас знаем!»

с 09.01.2025 – 28.02.2025года

Организационная работа

 с детьми

Организационная работа

 с родителями

Формирование цели и задач реализуемых в проекте; подбор методической литературы по данной теме; разработка проекта; создание в группе предметно-развивающей среды

Анкетирование по теме:

«Выявление уровня знаний детей по подготовке к обучению грамоте»

Тематические альбомы:

- «Моя первая азбука»

- «Учим звуки-буквы»

- «Азбука» и др.

Консультация для родителей:

«Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слова»,

Просмотр тематических презентаций и видеофильмов:

-«Чудесные звуки»,

-«Говорящая азбука».

- «Мульт-азбука»

- «Учим звуки-буквы»

Памятка:

«Подготовка руки к письму»

Прослушивание музыкальных произведений:

- «Музыка в сказках, стихах и картинках» Е. Королёва;

- «Алфавит с Царевной»;

- «Мой родной букварь»

Р. Сычёва

Выставки совместного творчества

«Гласные звуки, живут в моём рисунке»

Чтение художественной литературы   Л. Гусева «Необыкновенная азбука в сказочных приключениях букв»,

 С. Маршак «Азбука в стихах»,

- И. Амосова «Живые буквы»

Творческая мастерская

«Моя любимая буква»

Организация игровой деятельности: «Магазин «Канцелярские товары», «Школа», «Экскурсия в школу»

Анкетирование родителей  по итогам проекта с целью выявления удовлетворительности проделанной работы

Рисование по темам:

- «Первая буква моего имени»

- «Моя любимая буква»

- «Наши буквы»

- «Алфавит»

Конструирование:

    - «Выложи гласные звуки»

- «Выложи согласные звуки»

 Интерактивные игры:

«»,

 «»,

 «»,

«»,

«»,

 «»

«»

«»

Дидактические игры:

«Доскажи словечко», «Весёлые звуки», «Слово можно прошагать», «Угадай имя»

Аппликация и лепка:

- «Буквы для азбуки»,

- «Азбука в картинках»,

«Буквы из пластилина», «Пластилиновый алфавит»

3этап проекта – итоговый:

- Проведения занятия «Буквы разные нужны, буквы всякие нужны»;

- Анкетирование родителей по итогам реализации проекта с целью выявления удовлетворенности проделанной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Паспорт исследовательского проекта «Что мы знаем о Великой Отечественной войне»

Данный материал содержит методические рекомендации по реализации пректа ко Дню Победы в групее детей седьмого года жизни...

Паспорт проекта "Знай и соблюдай правила дорожного движения!" (средняя группа).

Участники проекта: дети, родители воспитанников, педагог.Сроки реализации: долгосрочныйВид: познавательныйОбъект проекта: правила дорожного движения. Актуальность.Важной проблемой в обе...

Методическая разработка Паспорт проекта "Что мы знаем о растениях"

Создать условия для расширения и уточнения знаний детей о растениях, их свойствах, пользе и опасности для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения....

Паспорт лэпбука «Россия-знаем, любим, гордимся»

методическое пособие для детей 5-6 лет...