Мастер- класс для педагогов по теме самообразования " Формирование технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
В мастер-классе "Формирование технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста" говорилось о необходимости овладения детьми правильной и разнообразной техникой лепки. При обучении детей лепке у них должны сформироваться такие технические навыки, как отщипывание, раскатывание , свертывание (сворачиване), соединение деталей способом прижимания, скатывания, сплющивания (расплющивания),вдавливание (указательным пальцем). В практической части педагогам было предложено выполнитьзадание, вылепить насекомых, используя, все приемы лепки.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 335.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Составитель: Осипова О. В., воспитатель 2 группы раннего возраста, МКДОУ «Детский сад» «Рябинка» г. Спас-Деменска Калужской области.
Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить. Н. Б. Халезова отмечает: «Во время работы с глиной или пластилином ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать для детей любимым занятием».
Овладеть лепкой невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности. Э. А. Баранова подчеркивает, что «если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области детской деятельности, поскольку становится неважным, незначимым для них». Таким образом, одной из основных задач педагога в работе с малышами, является развитие целенаправленного, устойчивого интереса к лепке, к ее результату. И первым побудительным фактором привлечения внимания и интереса детей к лепке, может стать новый изобразительный материал, появившейся в группе (пластилин, глина, тесто, скалка, формочки для печенья и т. д.). Ребенку обязательно захочется поэкспериментировать с необычными предметами.
Бывает, что толчком к проявлению интереса к лепке служит наблюдение за теми, кто занимается лепкой. Процесс создания взрослыми ярких образов производит неизгладимое впечатление на детей. Здесь важно соблюсти принцип доступности, чтобы ребенок не испытал чувство разочарования. Для этого можно показать отпечатки различных предметов на тесте (пластилине, глине) или воспользоваться формочками для печенья.
Лепка у младших дошкольников тесно связана с игрой, поэтому важно создание игровой мотивации. Дети с удовольствием займутся лепкой, чтобы «накормить» зайчика или «спасти» котенка. Задача педагога при этом – помочь ребенку осознать ценность результатов своей деятельности. Но нельзя забывать и о совершенствовании ручной умелости малышей. Овладение техникой лепки способствует достижению цели и получению результата деятельности, что приводит к удовлетворению, которое получают дети от лепки, а значит и развивается интерес младших дошкольников к этому виду деятельности.
Лепка самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки, по мере необходимости, изменяет. Основным инструментом в лепке являются обе руки. Уровень умения зависит от овладения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения лепка - наиболее доступная для самостоятельного освоения техническими умениями и навыками, которые играют важную роль в развитии ребенка.
Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным в этом возрасте, тем не менее, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
Для того, чтобы занятия лепкой стали для ребенка интересным делом, воспитатель эмоционально воздействует на него: лепит при нем какую-нибудь игрушку, показывая, какой это интересный материал ( мягкий, пластичный) и как с ним можно работать т,е способы действия с ним. Дает потрогать пластилин, помять его, показывает, как отрывать маленькие кусочки и снова соединять их, смешивать разные цвета, знакомит детей с материалом.
Во время всех этих действий у детей возникает радость от ощущения собственной силы, под воздействием которой комочек пластилина видоизменяет свою форму.
Например: был шарик, сжал его между ладонями – и получилась лепешка, раскатал ком пластилина продольными движениями – и получился столбик.
Непосредственное обучение лепке детей этого возраста хорошо начинать с обыгрывания того предмета, который надо изобразить. Например, малышам можно дать поиграть с шариками, покатать их между ладонями. Делается это для того, чтобы они лучше поняли характер шарообразной формы, а вместе с этим и то действие, которое необходимо во время лепки. Подобные игры и упражнения хорошо проводить перед занятием со всеми детьми или во время занятия с теми, у кого не получается.
У детей 2-3 лет еще недостаточно скоординированные движения рук. Воспитателю нужно добиться, чтобы при изображении той или иной формы руки детей двигались в определенном направлении. Таким образом, приемы обучения лепки в раннем возрасте имеют определенную специфику, направленную на развитие сообразительности и умственной активности во время лепки, на овладение элементарными техническими и некоторыми изобразительными умениями. Каждое занятие строится так, чтобы воспитатель задавал детям вопросы, которые помогали бы им выработать самостоятельность, стать активными, включал бы в занятие игровые моменты и ситуации.
Педагогу необходимо постоянно осуществлять руководство процессом лепки, который заключается в напоминании цели, задачи, этапов лепки, так как внимание детей неустойчиво, они быстро переключаются на другие виды деятельности, забывают о замысле и пр. При обучении детей раннего возраста лепке, у них должны сформироваться следующие технические навыки: отщипывание, раскатывание, свертывание (сворачивание), соединение деталей способом «прижимание», скатывание, сплющивание (расплющивание), вдавливание (указательным пальцем).
В данном возрасте необходимо планировать обучение и подбирать тематику для лепки таким образом, чтобы предоставить детям возможность для совершения множественности, повторяемости действий.
При обучении детей техническим навыкам им предлагается слепить хорошо знакомые предметы. Делая штакетник для забора, самолет, бревна для дома, дети овладевают приемом раскатывания. При обучении сворачиванию и соединению прижиманием – ворота, колечки, сушки, баранки, колеса, пирамидки. При обучении скатыванию – орешки, яблочки, мячики, колобок и т.д. В конце учебного года детям можно предложить слепить неваляшку, снеговика, состоящих из двух шаров различной величины. При обучении сплющиванию – монетки, блины, медальоны, тарелочки, печенье. Соединяя форму цилиндра и диск, можно научить детей лепить гриб, а при обучении приему «вдавливание» – блюдце, миску, кузовок и пр. Исследовательский интерес ребенка обязательно нужно поощрять и развивать, хвалить малыша, а не запрещать его действия. Малыш раннего возраста познает мир чувственным путем, а не через наши слова или видеопрезентации.
Таким образом, занятия лепкой воспитывают у детей терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Пути взаимодействия с родителями по вопросам воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста"
Игровые упражнения для педагогов. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями. Анкета для родителей "Взаимодействие детского сада и семьи"....

Педагогические условия формирования технических умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста
Педагогические условия формирования технических умений в лепке у детей среднего дошкольного возраста...

Мастер-класс для родителей на тему: "Влияние пальчиковых игр на познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста\'.
Данный мастер-класс разработан с целью создания благоприятных условий по ознакомлению родителей с паль иковыми играми....

Презентация, мастер - класс на тему самообразования: " Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей младшего дошкольного возраста"( 2022г)
Познакомить педагогов с приемами и методами экспериментирования....

Мастер-класс для педагогов по теме самообразования: " Экспериментальная деятельность как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста", 2021г.
Мастер-класс для педагогов...

Презентация мастер-класса для педагогов на тему "Пейп арт как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста"
Презентация мастер-класса для педагогов на тему "Пейп арт как средство развития художественного творчества детей старшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Биоэнергопластика, как инновационная технология по развитию речи детей среднего дошкольного возраста»
Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстн...



