Мастер-класс «Использование на практике игр по экологическому воспитанию дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Оксана Николаевна Якушева

Мастер-класс  "Игры по экологическому воспитанию дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Использование на практике игр по экологическому воспитанию  дошкольников»

Якушева О.Н, воспитатель

МБДОУ д/с  №82 г. Белгорода

1.Вводное слово:

         Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника.

         Дидактические игры способствуют накоплению чувственного опыта, творческому осваиванию приобретенных знаний. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о явлениях природы, растениях и животных, развивают свои умственные способности. Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Включая дидактические игры в педагогический процесс, воспитатель отбирает те из них, которые соответствуют возрастным особенностям и возможностям детей.

Цель: дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологическому воспитанию дошкольников.

Задачи:

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

-распространение педагогического опыта.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое.

Оборудование: дидактические пособия и игры по экологии.

2.Ознакомление участников мастер-класса с основными методами и приемами по использованию дидактических игр экологического содержания.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.

Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребёнок будет опираться, какой новый шаг произойдёт в его развитии.

Остановимся на некоторых из них.

Настольно – печатные игры. К ним относятся: лото, домино, разрезные картинки. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей.

3.Дидактическая игра «Явления природы»

Цель игры: закреплять и расширять знания детей о явлениях природы. Развивать внимание, мышление, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Ход игры: воспитатель предлагает отгадать загадки о явлениях природы, провести беседу о безопасном поведении во время разных природных явлений.

 Игра «Среда обитания»

Цель: формирование первых пространственных представлений; знакомство с некоторыми условными обозначениями карты; развитие мышления, внимания, памяти, логики. Возрастная категория: 4 –7 лет. В комплект входят: карточки с фотографическим, схематическим и картографическим изображениями экосистем; карточки с изображением животных различных экосистем.

Контурное лото «Осень»

Игра с одним ребёнком. Положите перед малышом одно или несколько игровых полей с контурами предметов, паложенных друг на друга. Рядом разложите карточки с рисунками. Попросите ребенка подобрать карточки ко всем контурам на каждом игровом поле. Обращайте внимание малыша на форму объектов. 

Игра с несколькими детьми. В лото можно играть одновременно с несколькими детьми, до 3 участников. Рекомендуем взрослому также участвовать в игре в роли ведущего. Каждому игроку раздаётся одно игровое поле, ведущий будет  вытаскивать по одной карточке, показывая участникам игры. Тот игрок, который обнаружил на своём игровом поле контур вытянутой карточки, забирает её себе. Побеждает тот игрок, кто первым закроет все картинки на игровом поле. Игра в лото развивает внимательность, зоркость и мышление. 

Игра «Помогите Елочке определить, что является источником загрязнения воздуха»

Цель: развивать интерес к вопросам социальной экологии и современным экологическим проблемам относительно воздуха.

Игра «Букашки»

Игра «Ползают» «Летают»

Цель: закреплять умение классифицировать и называть насекомых.

Дидактическая игра «Чей листок»

Цель: Развивать  наблюдательность, тонкую моторику рук, координацию движений. Способствовать развитию коммуникативных навыков.

Правило игры: карточку с изображением листа вставить в лото к  соответствующему дереву.

 Играют  по 2-4 ребенка. Дети по одному берут  карточку с изображением листа, называют дерево, вкладывают карточку в лото  к соответствующему дереву.

В процессе игры рассказывают про дерево, описывают листья.

Игра «Кто, что ест?»

Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные;

-Развивать мышление, внимание, речь, а также развивать мелкую моторику рук.

Заключение

Уважаемые коллеги! Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным. Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять игратьОни играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях. Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения, участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

4.Рефлексия

На столах лежат карточки: красная, зелёная, жёлтая.

Если Вам было всё понятно и интересно – поднимите зелёную карточку.

Если понятно, но не очень интересно – жёлтую карточку.

Если не понятно и не интересно – красную карточку.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в практике педагога ДОУ»

Целью данного мастер-класса является распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста....

«Детский мастер-класс как новая культурная практика в дошкольной образовательной организации»

Детский мастер-класс это  эффективная  форма организации детской деятельности, позволяющая детям продемонстрировать свои личные достижения, умения, открытия в какой – либо области, а т...

Мастер-класс «Сказкотерапия в логопедической практике»

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка...

Мастер- класс «Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике»

Мастер- класс.  Возможности использования кейс- метода конкретной ситуации в педагогической практике.Мастер-класс по теме «Возможности использования кейс-метода или метода анализа конкретно...