Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ.
методическая разработка

Сумина Елена Владимировна

Обобщение опыта по теме: "Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_chuvstva_ritma_na_muzykalnyh_zanyatiyah_v_dou.doc28.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта по теме

«Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ»

        Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.

Методы и приёмы, которые помогают развивать чувство ритма у дошкольников:

  • Речевые упражнения. Они могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются.
  • Ритмодекламация. Способствует формированию чувства ритма у детей, а также развивает эмоциональную отзывчивость, речь, творческие способности дошкольников.
  • Вокально-двигательные разминки. Это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки), сопровождаемые ритмическими движениями. Основная цель таких разминок — сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.
  • Игра на детских музыкальных инструментах. Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любыми инструментам, имеющим звук только одной определённой высоты.
  • Использование наглядного материала. Углубляет и облегчает восприятие музыкального ритма использование зрительных образов (карточки, ритмосхемы).
  • Гимнастические упражнения. Они способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба — медленная, быстрая, на пятках, носках, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями.

        Для эффективного развития чувства ритма у детей рекомендуется использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно даётся освоение навыков и умений.

Речевые упражнения для развития чувства ритма:

*«Музыкальные дорожки». Цель — выделять паузу в ритмическом речевом ряду. Ребёнку предлагают петь гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке, разделённой вертикальными линиями на отрезки. Каждая вертикальная линия соответствует «остановке» (паузе). Продолжительность пения соразмерна длине каждого отрезка.

*«Медведь и осы». Цель — выделять ударный слог в структуре слова. Ребёнку предлагают, используя бельевые прищепки, проговаривать стихотворный текст, прищемлять ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

*«Покажи правильно». Цель — воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательной опоры. Ребёнку дают задание, например, «Сделай три шага вперёд!», «Сделай два шага вперёд!», «Сделай шаг вперёд!». Он должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и чётко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

*«Сигнальщики». Цель — соотносить ритмический рисунок движения рук с речевым ритмом. Дети стоят по кругу и воспроизводят слоги, сопровождая произнесение каждого слога указательным движением пальца то вправо, то влево.

*«Гармошка». Цель — соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста. Ребёнок проговаривает знакомый стихотворный текст, сопровождая его различными ритмическими движениями.

*«Считалочки». Цель — соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста. Ребёнок проговаривает знакомый стихотворный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой. Направление дирижирующих движений горизонтальное — от себя к логопеду и обратно.

Примеры упражнений вокально-двигательных разминок:

  • «Наши ручки». Дети держат перед собой руки, согнутые в локтях, повернув их ладонями вверх, и в нужном ритме поворачивают их ладонями то вверх, то вниз.
  • «Ручки вперёд и назад». Дети вытягивают вперёд правую руку, убирают её за спину, затем вытягивают вперёд левую руку и убирают её за спину. После этого вытягивают вперёд обе руки и убирают назад за спину. Затем вытягивают обе руки вперёд и в ритм песенке поворачивают их ладонями то вверх, то вниз.
  • «Уточки». Дети поют «кря-кря-кря», а на звуки инструмента воспроизводят ритмический рисунок. Затем «га-га-га» (поют дети) и «га-га-га» (звуки инструмента). После этого «ко-ко-ко» (поют дети) и «ко-ко-ко» (звуки инструмента).

        Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует не просто прослушивать, а пропевать. Для этого мелодия должна быть сопровождаться текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания его детьми.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"

Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Развитие чувства ритма на музыкальном занятии

Сообщение из опыта работы над развитием чувства ритма. С практическим материалом....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и танец»

Полезен дял воспитателй, работающих с детьми ТНР и в направлении по развитию чувства ритма...