Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ.
методическая разработка
Обобщение опыта по теме: "Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта по теме
«Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ»
Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ предполагает использование музыкально-дидактических игр и пособий, связанных с воспроизведением ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах и передачей смены характера музыки с помощью движений.
Методы и приёмы, которые помогают развивать чувство ритма у дошкольников:
- Речевые упражнения. Они могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Тексты для речевых игр просты, соответствуют возрасту дошкольников, легко запоминаются.
- Ритмодекламация. Способствует формированию чувства ритма у детей, а также развивает эмоциональную отзывчивость, речь, творческие способности дошкольников.
- Вокально-двигательные разминки. Это вокальные упражнения (песенки, потешки, попевки), сопровождаемые ритмическими движениями. Основная цель таких разминок — сконцентрировать внимание детей на координации их собственных движений с пением, с музыкальным метроритмом.
- Игра на детских музыкальных инструментах. Для развития ритмического чувства лучше пользоваться всеми инструментами ударной группы или же любыми инструментам, имеющим звук только одной определённой высоты.
- Использование наглядного материала. Углубляет и облегчает восприятие музыкального ритма использование зрительных образов (карточки, ритмосхемы).
- Гимнастические упражнения. Они способствуют развитию чувства ритма через динамику движений. Это разнообразные круговые движения рук, локтей, кистей; ходьба — медленная, быстрая, на пятках, носках, зигзагами с переменой направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками, приседаниями, покачиваниями.
Для эффективного развития чувства ритма у детей рекомендуется использовать индивидуальный подход к каждому ребёнку, проводить не только коллективные формы работы, но и индивидуальные занятия с отдельными детьми, которым трудно даётся освоение навыков и умений.
Речевые упражнения для развития чувства ритма:
*«Музыкальные дорожки». Цель — выделять паузу в ритмическом речевом ряду. Ребёнку предлагают петь гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке, разделённой вертикальными линиями на отрезки. Каждая вертикальная линия соответствует «остановке» (паузе). Продолжительность пения соразмерна длине каждого отрезка.
*«Медведь и осы». Цель — выделять ударный слог в структуре слова. Ребёнку предлагают, используя бельевые прищепки, проговаривать стихотворный текст, прищемлять ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.
*«Покажи правильно». Цель — воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательной опоры. Ребёнку дают задание, например, «Сделай три шага вперёд!», «Сделай два шага вперёд!», «Сделай шаг вперёд!». Он должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и чётко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.
*«Сигнальщики». Цель — соотносить ритмический рисунок движения рук с речевым ритмом. Дети стоят по кругу и воспроизводят слоги, сопровождая произнесение каждого слога указательным движением пальца то вправо, то влево.
*«Гармошка». Цель — соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста. Ребёнок проговаривает знакомый стихотворный текст, сопровождая его различными ритмическими движениями.
*«Считалочки». Цель — соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста. Ребёнок проговаривает знакомый стихотворный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой. Направление дирижирующих движений горизонтальное — от себя к логопеду и обратно.
Примеры упражнений вокально-двигательных разминок:
- «Наши ручки». Дети держат перед собой руки, согнутые в локтях, повернув их ладонями вверх, и в нужном ритме поворачивают их ладонями то вверх, то вниз.
- «Ручки вперёд и назад». Дети вытягивают вперёд правую руку, убирают её за спину, затем вытягивают вперёд левую руку и убирают её за спину. После этого вытягивают вперёд обе руки и убирают назад за спину. Затем вытягивают обе руки вперёд и в ритм песенке поворачивают их ладонями то вверх, то вниз.
- «Уточки». Дети поют «кря-кря-кря», а на звуки инструмента воспроизводят ритмический рисунок. Затем «га-га-га» (поют дети) и «га-га-га» (звуки инструмента). После этого «ко-ко-ко» (поют дети) и «ко-ко-ко» (звуки инструмента).
Чтобы детям было проще уловить заданный музыкальным произведением ритмический рисунок, основную мелодию следует не просто прослушивать, а пропевать. Для этого мелодия должна быть сопровождаться текстом, понятным по смыслу и доступным для быстрого запоминания его детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактическая игра на развитие чувства ритма "Страна музыкальных цветов"
Данное видео-пособие поможет в развитии чувства ритма детей старшего дошкольного возраста...

Развитие чувства ритма на музыкальном занятии
Сообщение из опыта работы над развитием чувства ритма. С практическим материалом....

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и танец»
Полезен дял воспитателй, работающих с детьми ТНР и в направлении по развитию чувства ритма...
Тема и индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма на музыкальных занятиях в ДОУ»
План по самообразованию 2023 - 2024 г....



