Мастер-класс для будущих воспитателей по использованию даров Фребеля
методическая разработка

 Шишкова Юлия Сергеевна

Сценарий мастер-класса на тему Веселая ярмарка предназначен для знакомства начинающих педагогов с дидактическими наборами Дары Фребеля, их применением в работе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx315.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 41»

муниципального образования города Братска

Тема:

«Веселая ярмарка»

Мастер-класс для будущих воспитателей

 по использованию Даров Фребеля

Автор: Шишкова Юлия Сергеевна,

Воспитатель I кв. категории

Братск, 2025

Организаторы: МБДОУ «ДСОВ №41»

Категория участников: старшие воспитатели и воспитатели дошкольных образовательных учреждений города.

Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «ДСОВ №41»        

Адрес: город Братск, Иркутской области, улица Ленина, 15

Оборудование: Дары Фребеля №1, №2, набор №7, схемы бус, изображение торговой палатки.

Цель: совершенствование мастерства педагогов в использовании в образовательном процессе дидактического пособия «Дары Фрёбеля».

Основная образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное

развитие, развитие речи, физическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-

исследовательская.

Ход:

1.        Приветствие руководителя, представление соведущего (старшего воспитателя)

2.        Регистрация гостей

3.        Игра – знакомство (передавая мячик из 1 набора даров Фрёбеля,  каждый участник должен представиться, сказать пару слов о себе, своем настроении и ожиданиях от мероприятия).

4.        Знакомство с «Дарами Фребеля» - общая информация об истории происхождения дидактики Фребеля и развитии даров на современном этапе.

Игра – первая деятельность, которой принадлежит  особенно значительная роль  в  развитии  личности,  в  формировании  свойств  и обогащении  его внутреннего содержания. Игра  подготавливает  детей  к продолжению  дела  старшего  поколения, формируя, развивая  в  нем способности  и  качества,  необходимые  для  той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. И место, в котором играют дети, необходимо организовать не только комфортным, чистым, светлым, но и познавательным.

В этом воспитателю помогают правильно подобранные дидактические материалы, которые призваны помочь   развить возможности дошкольника и обучить чему-то новому. Такие материалы должны гармонично согласоваться с интерьером группы, обогащать и увеличивать возможности воспитателя, создавая обстановку, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

В большей степени они должны быть вариативными, способными охватывать как можно больше образовательных областей. Такие материалы не станут пылиться на полке и использоваться от случая к случаю, они превращаются в настоящих помощников. К этой категории можно отнести дидактические материалы «Дары Фребеля», которые уже много десятков лет успешно применяются педагогами разных стран, в том числе и в России.

Игровые наборы идут в комплекте с методическим сопровождением и карточками разного цвета. Каждый цвет относится к одной из образовательных областей ФГОС ДО: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.

Автор Фридрих Фребель придумал 6 даров, остальные являются плодом разработок его последователей. Игровые наборы «Дары Фрёбеля»  соответствуют требованиям ФГОС ДО  и открывают новые возможности их  использования в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Особенности применения Даров Фребеля:

  1. У Фребеля существует три категории игр: игра, как «форма жизни» (создание предметов окружающего нас мира), игра, как «форма красоты» (создание всевозможных узоров) и игра, как «форма познания» (знакомство с математическими терминами, характеристиками геометрических тел и форм).
  2. Нужно побуждать ребенка проговаривать свои действия вслух
  3. Учить ребенка рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.).
  4. В разнообразии повторения одного и того же заключается основа развития ребенка.», то есть в рассмотрении предмета (например, кубика) с разных сторон, из разных положений (показ проекций предмета).
  5. Использовать нужно все элементы набора, а создавая новое не ломать постройку, а видоизменять ее.

Рассказав немного о Дарах и их авторе, хочется затронуть вопрос: «А действительно ли можно использовать эти дидактические материалы в обычной жизни группы?» Хочется привести  несколько примеров:

  • Утреннее приветствие
  • Дар №1 – входя в группу ребенок выбирает мячик по настроению и передает воспитателю (например, синий означает грусть, желтый – хорошее настроение, красный – еще не определился.) Так завязывается диалог и доверительные отношения).
  • Физическое развитие – составление схем упражнений с использованием Даров.
  • Социально-коммуникативное развитие – строительство башни по предложенной схеме;
  • Познавательное развитие – использование элементов даров в качестве счетного материала;
  • Художественно-эстетическое развитие – выкладывание узоров по предложенной схеме, в произвольном порядке.

Это лишь небольшая часть вариантов применения Дров Фребеля. А сейчас давайте перейдем к практической части и поучаствуем в развеселой ярмарке!

(Перемещаемся за столы, где расположены коробки с дарами №1, №2 и №7.)

Практическая часть

Ярмарка — это не просто место, где покупают и продают товары. Это настоящий праздник, наполненный радостью, весельем и удивительными открытиями, особенно для детей! Представьте себе большой, красочный базар, где звучит музыка, смех и задорные крики.

Веселую, суетную атмосферу добавляли подобным мероприятиям ярмарочные зазывалы. Они, используя трещотки, балалайки, бубны, шумели, привлекая внимание и выкрикивали веселые заклички. Предлагаю и вам поучаствовать. Берите из коробки №2 кубики попробуйте выстукивать ими ритм, а я расскажу вам забавную закличку:

  • Собирайся-ка, народ,
  • У нас ярмарка идет!
  • А на ярмарке что есть,
  • Вам всего не перечесть!
  • Птички, зайчики, вертушки,
  • Куклы, мишки, погремушки...
  • Всем игрушки продаем,
  • Всех на ярмарку зовем.
  • Налетайте! Налетайте!
  • Покупайте! Покупайте
  • Подходите, подходите!
  • На товары поглядите!
  • В магазинах дыни,
  • Баклажаны синие,
  • Груши золотые,
  • Тыквы толстопузые,
  • Сладкие арбузы!

Гости, посмотрите, какие здесь представлены промыслы. (оформлена выставка изделий народного творчества) Назовите их?

( перечисляют: хохлома, гжель, изделия из бересты, жостовские изделия, платки)

Дидактическая игра «Укрась поднос» (дар №7)

Украшение подноса для ярмарки, используя готовые схемы, либо самостоятельно придумывая орнамент.

Продавец на ярмарке

А сейчас приглашаем и вас примерить роль продавца с ярмарки, используя дар №7 и шаблон прилавка украсить свое торговое место на листе, придумать товары, которые вы могли бы предложить на ярмарке.

Изделий выставлялось очень много, у гостей глаза разбегались от такого изобилия. Но, и конкуренция была большой, всем хотелось продать свои товары. Продавцы не терялись, восхваляли свои изделия, завлекали покупателей, не скупились на похвалу и комплименты. Подумайте, как бы вы могли представить свои товары?

Здорово! Все были невероятно креативны и успешно справились с заданием. А теперь предлагаю повеселиться!

Веселый хоровод (Дар № 1)

Приглашаю народ встать в веселый хоровод!

Но наш хоровод не простой, а очень заводной! Используя дары №1 я буду менять задания, показывая мячики разных цветов:

  • Синий мячик – хоровод движется налево;
  • Желтый мячик – движение направо;
  • Красный – участники  поднимают руки вверх, не меняя движения;
  • Зеленый – участники встают спиной в круг и продолжают движение.

Рефлексия (Дар № 1)

Передаем по кругу мячик и делимся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование « дары Фребеля» на занятиях с логопедом

Использование  « дары Фребеля»  на занятиях с логопедомРазрабатывая каждое занятие я учитываю то, что бы ребёнку было интересно и не скучно.  В этом мне помогают наборы  «дары Фреб...

Использование даров Фребеля на логопедическом занятии в условиях логопункта

Логопункт чаще всего посещают дети, имеющие нарушения звукопроизношения и нарушения фонематического слуха (ФН, ФФН). Использую дары Фребеля на всех этапах коррекционной работы (постановка звука, автом...

Мастер-класс Тема: « Использование даров Фребеля в работе с детьми по развитию математических способностей».

Этот мастер-класс показывает как работать с игровым набором "Дары Фребеля"...

Консультация для воспитателей «Использование «Даров Фребеля» в работе с дошкольниками»

ИГРЫ ФРЕБЕЛЯ.Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой сту...

Мастер- класс " Использование "Дары Фребеля" в практической деятельности детей дошкольного возраста.

Цель: представление опыта работы по использованию " Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".Задачи: познакомить педагогов о возможностях при...

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»

Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...

Проект «Парки города Краснодара – будущим поколениям» (с использованием Даров и наборов Фребеля) для детей старшего дошкольного возраста.

Благодаря проекту «Парки города Краснодара - будущим поколениям» с использованием Даров и наборов Фребеля, дети погрузились в изучение истории возникновения самого первого парка города, об...