Мастер-класс для будущих воспитателей по использованию даров Фребеля
методическая разработка
Сценарий мастер-класса на тему Веселая ярмарка предназначен для знакомства начинающих педагогов с дидактическими наборами Дары Фребеля, их применением в работе с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 315.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 41»
муниципального образования города Братска
Тема:
«Веселая ярмарка»
Мастер-класс для будущих воспитателей
по использованию Даров Фребеля
Автор: Шишкова Юлия Сергеевна,
Воспитатель I кв. категории
Братск, 2025
Организаторы: МБДОУ «ДСОВ №41»
Категория участников: старшие воспитатели и воспитатели дошкольных образовательных учреждений города.
Место проведения: музыкальный зал МБДОУ «ДСОВ №41»
Адрес: город Братск, Иркутской области, улица Ленина, 15
Оборудование: Дары Фребеля №1, №2, набор №7, схемы бус, изображение торговой палатки.
Цель: совершенствование мастерства педагогов в использовании в образовательном процессе дидактического пособия «Дары Фрёбеля».
Основная образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, развитие речи, физическое развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-
исследовательская.
Ход:
1. Приветствие руководителя, представление соведущего (старшего воспитателя)
2. Регистрация гостей
3. Игра – знакомство (передавая мячик из 1 набора даров Фрёбеля, каждый участник должен представиться, сказать пару слов о себе, своем настроении и ожиданиях от мероприятия).
4. Знакомство с «Дарами Фребеля» - общая информация об истории происхождения дидактики Фребеля и развитии даров на современном этапе.
Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Игра подготавливает детей к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнить. И место, в котором играют дети, необходимо организовать не только комфортным, чистым, светлым, но и познавательным.
В этом воспитателю помогают правильно подобранные дидактические материалы, которые призваны помочь развить возможности дошкольника и обучить чему-то новому. Такие материалы должны гармонично согласоваться с интерьером группы, обогащать и увеличивать возможности воспитателя, создавая обстановку, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.
В большей степени они должны быть вариативными, способными охватывать как можно больше образовательных областей. Такие материалы не станут пылиться на полке и использоваться от случая к случаю, они превращаются в настоящих помощников. К этой категории можно отнести дидактические материалы «Дары Фребеля», которые уже много десятков лет успешно применяются педагогами разных стран, в том числе и в России.
Игровые наборы идут в комплекте с методическим сопровождением и карточками разного цвета. Каждый цвет относится к одной из образовательных областей ФГОС ДО: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, физического, художественно-эстетического развития.
Автор Фридрих Фребель придумал 6 даров, остальные являются плодом разработок его последователей. Игровые наборы «Дары Фрёбеля» соответствуют требованиям ФГОС ДО и открывают новые возможности их использования в процессе реализации примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования.
Особенности применения Даров Фребеля:
- У Фребеля существует три категории игр: игра, как «форма жизни» (создание предметов окружающего нас мира), игра, как «форма красоты» (создание всевозможных узоров) и игра, как «форма познания» (знакомство с математическими терминами, характеристиками геометрических тел и форм).
- Нужно побуждать ребенка проговаривать свои действия вслух
- Учить ребенка рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.).
- В разнообразии повторения одного и того же заключается основа развития ребенка.», то есть в рассмотрении предмета (например, кубика) с разных сторон, из разных положений (показ проекций предмета).
- Использовать нужно все элементы набора, а создавая новое не ломать постройку, а видоизменять ее.
Рассказав немного о Дарах и их авторе, хочется затронуть вопрос: «А действительно ли можно использовать эти дидактические материалы в обычной жизни группы?» Хочется привести несколько примеров:
- Утреннее приветствие
- Дар №1 – входя в группу ребенок выбирает мячик по настроению и передает воспитателю (например, синий означает грусть, желтый – хорошее настроение, красный – еще не определился.) Так завязывается диалог и доверительные отношения).
- Физическое развитие – составление схем упражнений с использованием Даров.
- Социально-коммуникативное развитие – строительство башни по предложенной схеме;
- Познавательное развитие – использование элементов даров в качестве счетного материала;
- Художественно-эстетическое развитие – выкладывание узоров по предложенной схеме, в произвольном порядке.
Это лишь небольшая часть вариантов применения Дров Фребеля. А сейчас давайте перейдем к практической части и поучаствуем в развеселой ярмарке!
(Перемещаемся за столы, где расположены коробки с дарами №1, №2 и №7.)
Практическая часть
Ярмарка — это не просто место, где покупают и продают товары. Это настоящий праздник, наполненный радостью, весельем и удивительными открытиями, особенно для детей! Представьте себе большой, красочный базар, где звучит музыка, смех и задорные крики.
Веселую, суетную атмосферу добавляли подобным мероприятиям ярмарочные зазывалы. Они, используя трещотки, балалайки, бубны, шумели, привлекая внимание и выкрикивали веселые заклички. Предлагаю и вам поучаствовать. Берите из коробки №2 кубики попробуйте выстукивать ими ритм, а я расскажу вам забавную закличку:
- Собирайся-ка, народ,
- У нас ярмарка идет!
- А на ярмарке что есть,
- Вам всего не перечесть!
- Птички, зайчики, вертушки,
- Куклы, мишки, погремушки...
- Всем игрушки продаем,
- Всех на ярмарку зовем.
- Налетайте! Налетайте!
- Покупайте! Покупайте
- Подходите, подходите!
- На товары поглядите!
- В магазинах дыни,
- Баклажаны синие,
- Груши золотые,
- Тыквы толстопузые,
- Сладкие арбузы!
Гости, посмотрите, какие здесь представлены промыслы. (оформлена выставка изделий народного творчества) Назовите их?
( перечисляют: хохлома, гжель, изделия из бересты, жостовские изделия, платки)
Дидактическая игра «Укрась поднос» (дар №7)
Украшение подноса для ярмарки, используя готовые схемы, либо самостоятельно придумывая орнамент.
Продавец на ярмарке
А сейчас приглашаем и вас примерить роль продавца с ярмарки, используя дар №7 и шаблон прилавка украсить свое торговое место на листе, придумать товары, которые вы могли бы предложить на ярмарке.
Изделий выставлялось очень много, у гостей глаза разбегались от такого изобилия. Но, и конкуренция была большой, всем хотелось продать свои товары. Продавцы не терялись, восхваляли свои изделия, завлекали покупателей, не скупились на похвалу и комплименты. Подумайте, как бы вы могли представить свои товары?
Здорово! Все были невероятно креативны и успешно справились с заданием. А теперь предлагаю повеселиться!
Веселый хоровод (Дар № 1)
Приглашаю народ встать в веселый хоровод!
Но наш хоровод не простой, а очень заводной! Используя дары №1 я буду менять задания, показывая мячики разных цветов:
- Синий мячик – хоровод движется налево;
- Желтый мячик – движение направо;
- Красный – участники поднимают руки вверх, не меняя движения;
- Зеленый – участники встают спиной в круг и продолжают движение.
Рефлексия (Дар № 1)
Передаем по кругу мячик и делимся впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование « дары Фребеля» на занятиях с логопедом
Использование « дары Фребеля» на занятиях с логопедомРазрабатывая каждое занятие я учитываю то, что бы ребёнку было интересно и не скучно. В этом мне помогают наборы «дары Фреб...
Использование даров Фребеля на логопедическом занятии в условиях логопункта
Логопункт чаще всего посещают дети, имеющие нарушения звукопроизношения и нарушения фонематического слуха (ФН, ФФН). Использую дары Фребеля на всех этапах коррекционной работы (постановка звука, автом...

Мастер-класс Тема: « Использование даров Фребеля в работе с детьми по развитию математических способностей».
Этот мастер-класс показывает как работать с игровым набором "Дары Фребеля"...
Консультация для воспитателей «Использование «Даров Фребеля» в работе с дошкольниками»
ИГРЫ ФРЕБЕЛЯ.Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой сту...
Мастер- класс " Использование "Дары Фребеля" в практической деятельности детей дошкольного возраста.
Цель: представление опыта работы по использованию " Дары Фребеля" в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".Задачи: познакомить педагогов о возможностях при...
Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»
Самоанализ ООД по речевому развитию с использованием Даров Фребеля «Путешествие в волшебную страну Даров Фребеля»...
Проект «Парки города Краснодара – будущим поколениям» (с использованием Даров и наборов Фребеля) для детей старшего дошкольного возраста.
Благодаря проекту «Парки города Краснодара - будущим поколениям» с использованием Даров и наборов Фребеля, дети погрузились в изучение истории возникновения самого первого парка города, об...




