Рабочая программа по кружковой работе
рабочая программа (подготовительная группа)

Сметанина Елена Анатольевна

Клуб "Детская журналистика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_11.docx49.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по кружковой работе

Клуб «Детская  журналистика»

        для         подготовительной группы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7 лет) и является дополнительным видом образования в форме кружковой работы. Рабочая программа помогает решать комплекс задач, связанных с умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников, адекватно оценивать собственные возможности.

Наше время – время активных предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных способностей человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста позволяют в полной мере использовать свою фантазию, восприимчивость для формирования коммуникативных способностей. Данный возраст является стадией активного накопления социального опыта. Потребность в общении, стремление участвовать в каком-то общем деле, определяют развитие личности ребёнка. Как результат становления личности дети осваивают социальные позиции «Я в обществе» (приобщение себя к миру людей), «Я и общество», (усвоение основных векторов отношений между людьми и самоутверждение).Работа по  программе дает дошкольникам возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нём.

Актуальность-Современная жизнь динамичная, сложная, поэтому необходимо помочь ребенку войти в неё- быть активным, успешным, коммуникабельным, целеустремленным, ориентированным на самообразование.

 Детская журналистика – это деятельность, способная сориентировать ребенка в современном мире, дать ему зачатки тех личностных качеств, которые необходимы современному человеку.

Цель программы:

Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую мотивацию в формате технологии « Детская журналистика»

Задачи:

  • Знакомить с профессиями, имеющими отношение к журналистике;
  • учить вступать в речевой контакт и активно в нем участвовать, слушать  внимательно собеседника;

  • развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас;
  • развивать познавательную активность, любознательность,творческие способности;
  • развивать умение целостно и уместно использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей;
  • развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.
  • воспитывать навыки культуры общения и культуры речи

Предполагаемый результат обучения-дошкольники познакомятся с профессиями, имеющими отношение к журналистике,  научатся вести  доброжелательный  диалог,  используя  различные  средства  выразительности, обогатят словарный запас, научатся  устанавливать  и  поддерживать  контакты,  сотрудничать,  выражать  свои  чувства  и  понимать  чувства  других  людей  с  помощью  мимики,  жестов,  движений. Дети будут активными, любознательными, творческими, самостоятельными, оказывать помощь друг другу; повысят уровень культуры речи.

Формы работы с детьми:

  • игра
  • объяснение
  • рассказ  детей
  • чтение воспитателя
  • беседы
  • просмотр видеофильмов
  • обсуждение
  • словесные, коммуникативные игры.
  • пантомимические этюды и упражнения.
  • решение проблемных ситуаций
  • продуктивная деятельность(рисование,создание коллажей)

Содержание занятий- Занятия проводятся  один раз в неделю, с сентября по  май, во второй половине дня. Продолжительность занятий  30  минут.Программа состоит из 29 занятий. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка составляет  10 человек.

Форма подведения итогов  реализации программы:

Итоговая диагностика, открытое занятие для родителей

Срок реализации программы: программа рассчитана  на14часов

Возраст детей: 6-7 лет

Занятия строятся в интересной, занимательной форме.Отработка  необходимых  навыков  осуществляется  через  активное  участие  каждого  ребенка  в  упражнениях,  под  которыми  понимается  применение  системы  методов,  приемов,  форм,  позволяющих  осуществлять  развивающее  воздействие  на  детей.

Материально-техническое обеспечение программы:  демонстрационный материал. Чувства, эмоции; аудио диски, картотеки по коммуникативным играм («Пресс-конференция», «Кубик эмоций», « Коврик примирения» и др;  диктофон, микрофон, ноутбук, фотоаппарат, карандаши, краски, альбомы, клей, различные картинки для изготовления коллажей, ватман.

Учебно – тематический план

Месяц

Неделя

Тема занятия

сентябрь

1

 Диагностика

2

3

Знакомство с профессией журналист

4

Кто и как делает газеты и журналы

октябрь

1

 Игровое занятие «Мы – журналисты».

2

Что такое интервью

3

Этикет разговора.

У меня зазвонил телефон…

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

4

Что такое заголовок.

Что можно узнать по заголовку.

Игра-эксперимент с микрофоном.

ноябрь

1

Игровое занятие «Мы – юные журналисты».

Экскурсия в кабинеты детского сада.(Кабинет старшего воспитателя, методический кабинет). Интервью.

2

Выпуск номера газеты «Жизнь детского сада».

3

Какие предметы делают работу журналиста удобной.

Работа с аудио - видео средствами (Магнитофон, колонка, микрофон, диктофон, фотоаппарат).

Игра-эксперимент с фотоаппаратом.

4

Консультация для педагогов "Детская журналистика, как средство развития позновательно-исследовательской деятельности"

декабрь

1

Слушаем доклады по заданным темам.

2

Знакомство детей с профессиями: «Оператор», «Репортер», «Редактор», «Диктор», «Звукооператор»

 Театрализованная игра «Мы снимаем новости»

3

Упражнения по развитию эмоциональной сферы детей,игры по развитию речи

4

"Берем интервью у повара"

январь

1

Консультация для родителей"Роль детской журналистики в развитии личности дошкольника"

2

Интервью-репортаж с детьми из других групп «Как ты встретил Новый год».

3

Оформление газеты «Зимние развлечения»

февраль

1

Труд взрослых. Кто что делает.

Схема интервью о профессии.

2

Игровое занятие «Мы – юные журналисты».

Экскурсия

Интервью в медицинском кабинете.

3

Экскурсия на праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества.

Интервью с гостями и детьми подготовительной группы.

4

Выпуск газеты  «Будем в Армии служить»

март

1

Интервью «Моя любимая мама»

2

Я и мои эмоции.

Этикет в журналистике.

Рисование «Моё настроение»

3

Что такое творчество?

Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель).

Чтение стихов.

апрель

1

День юмора и смеха.

Игры на развитие коммуникативных навыков.

Рисование на воздушных шариках.

2

Просмотр тележурнала «Ералаш».

Обыгрывание диалога.

3

Сюжетно-ролевая игра «Журналистское расследование»

4

Выпуск итогового номера газеты.

май

1

Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты»

2

Итоговая диагностика

Содержание курса кружка «Детская  журналистика»

месяц

Тема

Цель

Сентябрь

Экскурсия в библиотеку

1.Беседа о роли газет и журналов

2.Рассматривание газет и журналов

        

Знакомство детей с периодическими изданиями. Вызывание интереса к печатной продукции и профессии журналиста.

Кто и как делает газеты и журналы

1.Беседа

2.Игровое упражнение «Травинка»3.Рассматривание газет и журналов

Продолжение знакомства с периодическими изданиями. Ознакомление с профессией журналиста.

Октябрь

Журналист– профессия творческая», игровое занятие «Мы – журналисты.

1.Беседа.

2.Игровая деятельность«Мы – журналисты.

3. Игровое упражнение «Связующая нить»

Ознакомление детей с профессией журналиста.

Что такое интервью

Схема взятия интервью.

Правила приличия

журналиста.

1.Беседа. Показ схем.

2.Проба взятия интервью по схеме.

3.Игровое упражнение «Какие бывают слова».

Научить детей правильно брать интервью. Ознакомление детей со схемами.

Этикет разговора.

У меня зазвонил телефон…

Чтение сказки К. Чуковского «Телефон».

1.Чтение сказки. Беседа о прочитанном.

2.Ведение телефонного разговора.

3.Игра «Вспомни сказку»

Что такое заголовок.

Что можно узнать по заголовку.

Игра-эксперимент с микрофоном.

1. Беседа, объяснение, показ.

2.Игра-эксперимент с микрофоном.

3Словесная игра «Ресурсный анализ»

Ознакомление детей с правилами общения по телефону.

Ознакомление детей с понятием заголовок. Обучение детей умению пользоваться микрофоном.

Ноябрь

Игровое занятие «Мы – юные журналисты».

Экскурсия в кабинеты детского сада.(Кабинет заведующей, методический кабинет). Интервью.

1.Объяснение схем и работы по ним

2.Интервью у заведующей и методиста.

3.Словесная игра «Угадай, о ком я говорю»

Выпуск номера газеты «Лесная сказка». (Из жизни детского сада

1.Подбор материала, придумывание дизайна, наклеивание

Продолжение знакомства с помещениями детского сада и с сотрудниками. Обучение правилам взятия интервью.

Обучение умению собирать и обобщать информацию за месяц, совместное редактирование статей, подбор фотографий, рисование рисунков к статьям.

Какие предметы делают работу журналиста удобной.

Работа с аудио - видео средствами (Магнитофон, колонка, микрофон, диктофон, фотоаппарат).

Игра-эксперимент с фотоаппаратом.

1.Рассказ о видео и аудио аппаратуре.

2.Практическая работа с видео-аудио аппаратурой.

3.Игровое упражнение «Почему – потому»

Продолжение знакомства детей с аудио-видео средствами, применяемыми в журналистике.

Изготовление фотоаппаратов для сюжетно-ролевой игры.

Работа с бросовым материалом

Обучение детей работе с бросовым материалом и бумагой.

Декабрь

Сюжетно-ролевая игра «Мы – журналисты».

1.Общение о журналистике.

2.Игровая деятельность

3.Игровое упражнение «Найди себе пару»

Обучение детей в игровой форме брать интервью по алгоритму и отбирать материал.

Знакомство детей с профессиями: «Оператор», «Репортер», «Редактор», «Диктор», «Звукооператор»

 Театрализованная игра «Мы снимаем новости»

1.беседа

2.игра-практикум

3.театрализованная игра

Упражнения по развитию эмоциональной сферы детей, игры по развитию речи

1.Упражнение «Способы повышения настроения».

2.Игротека: «Телевизор», «Возьми интервью у …», «Специальный репортаж», «Представь что…

Игровая Неделя

«Поиграем?» - игры по желанию детей

Знакомство спрофессиями,имеющими отношение к журналистике

Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и прочее);развивать умение задавать правильно вопросы

развивать творчество детей, фантазию

Январь

Февраль

Интервью-репортаж с детьми из других групп «Как ты встретил Новый год».

с детьми других групп «Как ты встретил Новый год»

1.Беседа о интервью

2.Интервью у детей из других групп

Закрепление на практике умения правильно брать интервью.

Оформление газеты «Зимние развлечения».

        Выпуск газеты

        

Продолжение обучения детей выбирать нужную информацию, оформлять её в газете, умения самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Труд взрослых. Кто что делает.

Схема интервью о профессии.

1.Беседа о труде взрослых

2.Коммуникативная игра «Подбери, что нужно для работы»

3.Д   \игра «Кем быть»

Игровое занятие «Мы – юные журналисты».

Экскурсия

Интервью в медицинском кабинете и на кухне

1.Распределение ролей, подбор атрибутов для игры, обыгрывание

2..Интервью у медсестры и повара

Экскурсия на праздник, посвящённый Дню Защитника Отечества.

Интервью с гостями и детьми подготовительной группы.

1.Присутствие на празднике

2.Интервью у участников и гостей праздника

Выпуск газеты  «Будем в Армии служить

Выпуск газеты

Ознакомление с трудом взрослых.

Закрепление умения брать интервью по схеме.

Обучение детей умению вступать в диалог, задать

 вопросы, используя

заданные алгоритмы, поддерживать

диалог, делать выводы, благодарить за беседу

.Обучение умению видеть главное, брать интервью, задавать вопросы.

Продолжение ознакомления детей умению выбирать нужную информацию, оформлять её в газете.формирование умения самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

Март

Интервью «Моя любимая мама»

1.Беседа, рассматривание схемы

2.Взятие интервьюдруг у друга

Продолжение обучения детей брать интервью по заданной схеме.

Я и мои эмоции.

Этикет в журналистике.1.Д/и «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем».

2.Рисование«Моё настроение»

3.Беседа

4.Игровое упражнение «Настроение Антошки»

(рисование).

Что такое творчество?

Творческие профессии (поэт, музыкант, художник, журналист, писатель).

Носов «Незнайка – художник», «Незнайка – поэт»

Словотворчество.

1.Беседа, общение

2.Игровое упражнение «Фантазия о…

Игровая Неделя

«Поиграем?» - игры по желанию детей

Ознакомление детей с разнообразием эмоций, обучение правилам этикета. Развитие умения использовать невербальные средства общения, обсуждение для чего журналисту нужно уметь правильно использовать жесты и мимику.

Ознакомление детей с понятием – творчество. Обучение придумыванию рифмы.

Развивать активность, творчество

Апрель

День юмора и смеха.

Игры на развитие коммуникации.

Рисование на воздушных шариках

1.Беседа о празднике. Что такое юмор

2.Чтение юмористических рассказов.

3.Рисование

Просмотр отрывков тележурнала «Ералаш».

Обыгрывание диалога.

1.Просмотр отрывков из журнала «Ералаш»

2.Игровое упражнение «Телевизор».

Кто такой юнкор.

Сюжетно-ролевая игра «Журналистское задание».

1.Беседа.

2.Распределение ролей, придумывание сюжета, обыгрывание.

3.Взятие интервью по заданию.

Выпуск итогового номера газеты.

Выпуск газеты

Развитие коммуникативных навыков дошкольников

Закрепление правил ведения диалога.

Ознакомление со значением слова – юнкор. Закрепление пройденного в течение года.

Уточнение и обобщение знаний о выпуске газеты.

Май

Презентация проекта кружка «Мы – юные журналисты»

Обобщение итогов о проделанной кружковой работе.

Итоговая диагностика

Мониторинг образовательного процесса будет организован два раза в год (сентябрь, май) с использованием наблюдения за детской деятельностью, тестовых методов и метода экспертной оценки. Результаты мониторинга вносятся в таблицу:

1.Ф. И. ребёнка

2.Имеет представление о профессии журналиста

3.Умеет брать интервью, задавать разнообразные вопросы

4.Умеет составлять оригинальный рассказ, статью с использованием синонимов, антонимов, с описанием необходимых для понимания деталей

5.Проявляет активность и заинтересованное участие в создании газеты. 6.Умеет достигать общей цели, согласовывать свои действия с действиями других

7.Владеет навыком презентации газеты, в речи использует сложные предложения

Критерии оценки:

0 баллов - требуется пошаговый контроль и помощь педагога;

1 балл - требуется небольшая помощь, совет педагога;

2 балла - выполняет задание самостоятельно;

3 балла – с заданием справляется легко, готов оказать помощь в его выполнении сверстникам.

Низкий уровень - 0-7 баллов

Средний уровень – 8-12 баллов

Высокий уровень - 13-15 баллов

Список используемой литературы:

1.В гостях у Золушки: занятия, игры, упражнения : учебное пособие / Р.Р. Калинина. – Псков : Псковский ОИУУ, 1997. – 136 с. .

2.Детская журналистика в дошкольном образовательном учреждении. http://festival.1september. ru/

3.Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений / Л. А. Дубина. – М.: Книголюб, 2006.

4.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. - М.: АРКТИ, 2001. -48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

5.. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/ Под ред. А. В. Можейко.- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 128( Библиотека журнала «Воспитатель  ДОУ).

6.Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий/ авт.- сост. Ю. В. Полякевич, Г.Н.Осинина.- Волгоград: Учитель, 2011. – 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"

Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"

Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...

Рабочая программа по кружковой работе во второй младшей группе.

Программа дополнительного образования«Разноцветные пальчики"(Художественно-эстетическое направление)...

Рабочая программа по кружковой работе "Театр - это волшебство"

Театрализованная деятельность  способна на гармоничное творческое всестороннее развитие детей. Ведь воспитательные возможности такой деятельности широки. Воспитанники не только эстетически развив...

Рабочая программа по кружковой работе в средней группе «Разноцветные пальчики»

Пояснительная запискаДошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовы...