Мастер-классы для педагогов
методическая разработка
Мастер-классы для педагогов
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.54 КБ | |
| 16.47 КБ | |
| 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Представляю вам свой опыт работы по теме «Информационная безопасность как средство формирования финансовой грамотности». 2 слайд. Согласно Федеральному закону № 436 от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», информационная безопасность детей трактуется, как «… состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию…» (статья 2). Защита детей дошкольного возраста от информационных угроз – это задача исключительно взрослых. Однако, взрослый не всегда находится рядом и не может полностью контролировать поток информации, который интересует ребенка. Все более осознается объективная необходимость формирования представлений и соответствующих умений информационной безопасности у самих детей старшего дошкольного возраста.
3 слайд. Вред от информации, встречающейся в Интернет пространстве, может представлять угрозу не только для психического, физического здоровья самого ребенка, но также способен нанести материальный и моральный ущерб семье и близким ребенка. За последнее время кибер атаки финансовых мошенников на население набрали невероятный оборот. И наверное нет ни одной семьи, которую бы миновала такая угроза. Дети видят и знают, что денежный оборот семьи в основном безналичный, родители пользуются картами, электронными кошельками, все данные о финансовой составляющей семьи находятся в телефонах. Поэтому, научить ребенка понимать финансовую угрозу, правильно и грамотно действовать, чтобы не стать жертвой мошенников и стало основной задачей моей работы по данной теме.
4 слайд. С понятием «финансовые мошенники» я познакомила детей в конце второй младшей группы. Во время работы над темой «Безопасный телефон», возникла идея игры «Опасные вопросы». 5 слайд. Мы с детьми закодировали вопросы на которые нельзя отвечать по телефону незнакомым людям, я оформила их в карточки и в дальнейшем мы использовали их как игру для закрепления умения детьми анализировать и критически оценивать информацию, в том числе степени ее безопасности или возможной угрозы. На экране вы видите несколько примеров кодированных вопросов на которые нельзя отвечать незнакомцам. Давайте попробуем их задать. (1. Сколько тебе лет? 2. Где работают твои родители? 3.Ты знаешь ваш домашний адрес, твоя бабушка передала тебе подарок подарок?). Отвечая на такие вопросы отказом (Я не буду с вами разговаривать. Я не дам вам такой информации. Это моя личная информация), дети учились не распространять личные данные и данные членов своей семьи незнакомым людям.
6 слайд. Когда дети стали старше, мы разработали памятку, которую дети распространяли среди своих друзей и в коллективе детей детского сада и вели просветительскую деятельность, объясняя, как нужно реагировать на звонки с незнакомых номеров, и чего нельзя делать в интернете, чтобы не пострадала финансовая составляющая семьи. На экране вы видите памятку, давайте попробуем её раскодировать. 1.Можно отвечать на звонки с высвечивающейся фотографией членов семьи или близких людей. 2.Не отвечать на звонки с незнакомых номеров без фотографии. 3. Если вы все же ответили на звонок с незнакомого номера и он стал задавать вам «неправильные» вопросы, положите трубку. 4. Не заказывайте самостоятельно, без родителей в интернет магазинах никаких товаров, не скачивайте самостоятельно игры, они могут быть платными.
7 слайд. Далее я объяснила детям, что такое сеть Интернет и как она объединяет весь мир на примере моделирования. Дети на листе ватмана в хаотичном порядке наклеили картинки своих компьютеров, а затем фломастерами разных цветов проводили линии «Дружбы» к другим. В результате на наглядном примере дети поняли, что такое «Всемирная паутина».
8 слайд. Ещё один приём поможет показать детям, как по сети Интернет перемещаются различные сообщения. Для этого детям нужно встать в круг, представить себя гаджетом или компьютером, а клубок нити, который они будут передавать друг другу в разных направлениях – это провода сети Интернет по всему миру. Необходимо зафиксировать на пальце нить, прежде, чем передавать клубок следующему «Компьютеру». Когда из нитей образуется «Всемирная сеть», нужно предложить детям разослать сообщения разным абонентам. Сообщения выполнены в виде карточек с изображением знаков смс, музыкального клипа, компьютерной игры, фото и т.д. Карточка фиксируется на нить скрепкой и перемещается по ней к выбранному абоненту. Таким Дети видят, как происходит интернет общение, и что сообщения вам могут присылать любые люди с разными намерениями.
Таким образом мы с детьми вышли на изучение темы «Как обезопасить себя в сети Интернет?». Я объяснила детям, что вся информация, которую они хотя бы раз послали в Интернет сеть (личные фотографии, личные данные), остаётся в ней на всегда и может стать достоянием мошенников. Поэтому для личной безопасности можно придумать для себя Интернет имя – ник. А вместо фотографии выставить картинку с любимым героем – аватарку. Дети с удовольствием придумывали для себя компьютерные имена и выбирали фото героев.
9 слайд. На мастер-классе с детьми и родителями мы учились придумывать пароли, благодаря которым мошенникам будет очень трудно получить доступ к вашей личной информации в Интернете. Так как пароль – это комбинация их цифр и букв, я предложила кодированные комбинации из которых детям нужно было записать пароль. Этот приём очень понравился детям и многие родители рассказывают, что дети теперь придумывают и записывают пароли для всех членов семьи. Я предлагаю вам тоже научиться составлять пароль с помощью карточки. 10 слайд. На экране вы видите пример составления пароля с помощью цифр соседей и изображений объектов, цифра над которым указывает на порядковый счет нужной буквы. А теперь я попрошу четырёх коллег выйти. Двое из вас попробуют закодировать пароль по аналогии, а двое его раскодируют и запишут. А вам, дорогие коллеги, я предлагаю составить для своих деток аналогичное задание.
Таким образом используя выше описанные методы и приёмы дети получают понятную, необходимую и доступную информацию, которая, надеюсь, будет способствовать развитию их компетентности в финансовой грамотности и в дальнейшем поможет действовать безопасно в интернет пространстве. 11 слайд. Благодарю за внимание.
Предварительный просмотр:
Доклад о реализации ИПМ за 2020-2021 уч. год
Процессы восприятия тесно связаны и напрямую зависят от деятельности органов чувств. Чем богаче ощущения и восприятие, тем шире будут полученные человеком сведения об окружающем мире.
Мы узнаем об окружающих предметах при помощи зрения, осязания, слуха, обоняния, и лишь на этой основе в дальнейшем могут возникнуть такие самостоятельные процессы как память, воображение, мышление. Значит, процессы восприятия являются основой для умственного развития.
Так как дошкольное детство это начальный этап формирования личности человека, его ориентации в окружающем мире, необходимо сформировать у ребенка осознанно-правильное отношение к окружающему миру, посредством развития органов чувств, обучению ребенка выделять в воспринимаемых предметах и явлениях существенное, точно и расчленено воспринимать предметы и их свойства.
Поэтому, первой задачей развития восприятия в младшем возрасте, будет развитие анализаторов ребенка. Ребенок познает мир через ощущения, восприятие, которые способствуют его сенсорному развитию. Как известно, сенсорное воспитание лежит в основе умственного, поскольку именно через сенсорику человек узнает о свойствах, качествах окружающего мира. Большое значение сенсорное развитие имеет именно в раннем возрасте.
Вторая задача по развитию восприятия ребенка заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих его предметах и явлениях. Здесь, условием решения поставленной задачи является обучение ребенка действиям с этими предметами. И не любым действиям, а таким, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначение, особенности. Значит, второй задачей развития восприятия для меня является – обучить детей обследованию предметов, научить каждого ребенка использовать элементарные обследовательские действия.
Дети затем смогут сравнивать предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделять существенные из них.
Работа по развитию восприятия проводится в совместной деятельности с детьми, где в играх, наблюдениях, беседах, знакомстве с художественной литературой, продуктивной творческой деятельностью, закреплялся интерес к познанию окружающего мира, развитие мыслительной деятельности, а значит и развитие восприятия каждого ребенка.
ОТСМ-ТРИЗ технология полностью отвечает задачам реализации ФГОС дошкольного образования. И именно через моделирование мыслительных действий идет познавательное развитие дошкольников. Познание – это процесс. Взрослый должен не объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию у малышей СПОСОБОВ познания и обучение ПРИМЕНЕНИЮ этих способов в конкретной деятельности детей.
Самой базовой и фундаментальной в ТРИЗ технологии является модель «Объект - имя признака - значение имени признака». Работа с данной моделью сводится к выяснению детьми признаков разных объектов окружающего мира (цвет, форма, размер, материал, звучание, ритм и т.д.).
Работа по данной модели предполагает развитие у дошкольников всех видов восприятия (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое), внимания, памяти, мышления и мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, абстрагирования. Стимулирует развитие всех сторон речи, формирует воображение и любознательность, расширяет запас знаний и представлений о материальном (окружающем) мире.
Основной прием формирования обобщенного понятия «имя признака» является схематизация. Дети сами должны придумать значок, обозначающий данный признак, и использовать его при выявлении значения у конкретного объекта.
СТУПЕНИ освоения модели «Объект - имя признака - значение имени признака»:
1 ступень. Понимание имени признака. При назывании взрослым имени признака, ребенок его понимает и называет значение в конкретном объекте.
2 ступень. Принятие обозначения (схематизация) имени признака. Ребенок понимает, что у объекта есть конкретный признак, который выражен графически (схематически). При предъявлении схемы признака взрослым, ребенок может считывать признак со схемы, и понимать (называть) его значение в конкретном объекте.
3ступень. Самостоятельное применение имени признака и значения (автоматизация). Ребенок самостоятельно конкретизирует признак через его значение у объекта без опоры на схему.
Освоение модели происходит по накопительной системе, то есть третья ступень включает в себя освоение и первой и второй.
Первым мы начали осваивать признак «Влажность».
На первом этапе: понимании имени признака я с детьми проводила много экспериментов, целью которых было усвоить понятия – мокрый, сухой.
(Перед тем как намочить ворс кисточки в стакане с водой определяли на ощупь, что он сухой, после, что ворс мокрый) и т.д. В следствии экспериментирования, тактильных ощущений дети очень быстро усвоили эти понятия и также научились устанавливать причинно-следственные связи: кисточка стала мокрой потому что…
На втором этапе – Принятие обозначения – я ввела графическое изображение признака, мы поместили его на прозрачный контейнер, который назвали «Умный сундучок» и стали собирать в него копилку объектов из наших экспериментов, соотнося понятия – сухой, мокрый со значком признака.
На третьем этапе – Самостоятельное применение - дети легко смогли применить в самостоятельной деятельности свои знания. Детям нравилось находить в группе объекты подходящие к этому признаку и использовать значок для их выделения.
Наш «Умный сундучок» находится в группе, он прозрачный, дети видят объекты, могут функционировать с ними, могут его пополнять.
В дальнейшем при знакомстве с признаками: влажность, звук, цвет, температура, количество, форма, рельеф, у нас появиться ещё 6 «Умных сундучков».
Вся наша работа по изучению признаков объектов выльется в долгосрочный проект «Умные сундучки».
Воспитатель Рештаненко И.Н.
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, коллеги. Тема моего инновационного педагогического маршрута «Сохранение физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование представлений об информационной безопасности».
Тема информационной безопасности актуальна, как никогда возраст пользователей средствами информационной безопасности молодеет с каждым годом. Исходя из опроса родителей воспитанники моей группы практически все самостоятельно могут включать компьютер, планшет, находить нужные мультфильмы. Но наиболее опасным источником информации на данный момент для моей возрастной группы является телевизор, по мнению родителей - самый безопасный гаджет для ребенка, который есть почти в каждой комнате квартиры. Практически в каждом доме телевизор включен постоянно, и родители не понимают, что на данный момент, бесконтрольный просмотр телевизионных передач наносит наиболее ощутимый вред здоровью ребенка. Я считаю, что работа по данной теме должна вестись с наиболее раннего возраста детей, и основной уклон в этой теме - это работа с родителями. Материала для родителей в интернете огромное количество, но проблема в том, что никто из родителей детей раннего возраста не сядет и целенаправленно не будет читать эти консультации, пока мы, педагоги не поможем осознать глобальность этой проблемы.
Исходя из исследований психологов, большинство современных мультфильмов, не пропагандируют настоящие человеческие ценности, а формируют неправильную, негативную картину мира. В них мы может наблюдать как скрытую, так и явную пропаганду жестокости, агрессии и насилия. У детей закладывается неправильное отношение к окружающим, формируется негативное восприятие мира.
Родителей интересует, почему ребенок становится агрессивным, проявляет злобность, ложь, лень. Все ответы нужно искать в том, какую информацию, ребенок получает через интернет и телевизор.
Более вредным, для детей от 4-9 лет, является телевидение, а затем компьютерные игры. Наиболее доступным местом пользования интернета, является их дом. До 70 % детей смотрят телевизор, около 50 % играет в компьютерные, и 20 % смотрит фильмы онлайн. Чем старше возраст детей, тем больше они играют в игры, с элементами насилия, и смотрят передачи развлекательного характера. Уменьшается доля детей, которые любят русские мультипликационные фильмы, и их персонажи за нравственные качества.
Наша задача помочь родителям критически оценить ситуацию, научиться находить положительное, отсеять отрицательное в сложившейся ситуации, так как всеми гаджетами в основном дети пользуются дома. На родительских собраниях, в личных беседах, консультациях я провожу просветительскую работу по теме «Сохранение физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование представлений об информационной безопасности».
Тема: «Плюсы» и «минусы» телевидения для дошкольников.
Вся информационная продукция делится по возрастным категориям: для детей, не достигших 6-ти лет; для детей, достигших 6-ти лет; для детей, достигших 12-ти лет; для детей, достигших 16-ти лет; запрещенная для детей.
Большинству семей знакома ситуация, когда совместный с детьми просмотр фильма либо телепередачи испорчен демонстрацией сцен жесткокости, насилия над животными или присутствием брани. Предугадать такой ход забытий не возможно. Чаще всего родители в такой ситуации закрывают ребенку уши, глаза, просят выйти из комнаты или выключают телевизор. Такой метод оградить собственного ребенка от негативной информации достаточно распространен, но воспринимается детьми как нарушение их свободы. «Запретный плод сладок» как известно, поэтому у ребенка возникает интерес к запрещенной информации, что мотивирует заполучить ее всеми возможными способами.
Принятый правительством закон об информационной безопасности позволяет родителям до начала просмотра медиа-продукта узнать, на какую возрастную категорию он рассчитан. То есть производитель или распространитель любой инфопродукции должен поместить знак либо тескстовое предупреждение о возрастном ограничении перед началом трансляции. Такие знаки размещаются в углу кадра, кроме той видеопродукции, которая транслируется в кинозале. Размер знака должен составлять не менее 5-ти % от площади экрана, объявления или афиши о проведении мероприятия, а также входного билета в зал.
Для детей дошкольного возраста должна быть доступна только там информация, на которой имеются знаки «0+». Некоторые производители пишут порядковые номера в соответсвии с возрастом, например, «3+», «5+».
Однозначно телевидение является первостепенным источником получения новой информации на протяжении десятилетий. Для детей дошкольного возраста многие телепередачи носят развивающий или образовательный характер. Просмотр таких программ оказывает положительное влияние на подготовку ребенка к поступлению в школу, расширяет кругозор. Исторические передачи, программы о животном и растительном мире, видео о путешествиях дают дошкольникам определенные знания о культурных, моральных и духовных ценностях. В этом положительная роль телевидения в становлении и развитии личности ребенка.
Но, несмотря на высокую популярность телевидения среди детей, именно оно отделяет малышей от реальностей внешнего мира. Проводя много времени за экраном, дошкольники не развиваются физически, становятся пассивными «зрителями», зачастую агрессивными по отношению друг к другу, к животным. Сцены жестокости, которые часто демонстрируют по телевизору, негативно сказываются на психике детей, провоцируя вспышки гнева.
Быстрая смена кадров негативно влияет не только на зрение, но и на детский мозг. Большое количество информации утомляет, раздражает ребенка, а общение со сверстниками сводится к минимуму. Поэтому просмотр телевизора должен быть ограничен по времени. Полный запрет лишит возможности ребенка получить новые знания и положительный опыт при помощи телевидения.
Тема: «Правила при использовании телевизора ребенком дошкольного возраста.»
1. Оказывайте детям помощь при выборе телепередач и контролируйте время нахождения дошкольника у телевизора. Общее время просмотра телевизора детьми дошкольного возраста не должно превышать 6-7 часов в неделю. Ребенок не должен находиться у экрана более 20 минут подряд.
2. Беседуйте с ребенком о том, что существуют запретные передачи, расскажите ему о возрастной маркировке на экране.
3. Покажите ребенку разницу между отечественной и зарубежной телепродукцией. Составьте видеотеку с российскими мультфильмами, детскими фильмами, передачами.
4. После просмотра любого видео анализируйте с ребенком значимость увиденного, поведение и поступки героев.
5. Помогите выбрать ребенку героя для подражания. Обсудите его поведение, качества, четрты характера. Спрашивайте, как поступил бы ваш ребенок в аналогичной ситуации.
6. Составьте с ребенком план по борьбе с «вредным» телевидением.
7. Ребенок должен сидеть точно напротив экрана телевизора опираясь на спинку стула, дивана или кресла на расстоянии не меньше трех метров от него.
Для работы с детьми по данной теме родителями было изготовлено пособие «Модель телевизора», на котором я наглядно показываю и объясняю детям правила информационной безопасности, так же влияние телевизора на физическое и психическое здоровье людей. Используя данный макет мы с детьми научились отмерять нужное расстояние от экрана телевизора для безопасного просмотра, научились определять возрастной ценз телепередач.
По данной теме мною разработана и изготовлена дидактическая игра по обучению правилам информационной безопасности детей среднего возраста «Что не так?» целью которой является сохранение физического здоровья детей дошкольного возраста при использовании различных источников информации (телевизор). Играя в неё, дети определяют опасные ситуации связанные с неправильным просмотром телевизора и негативным влиянием на физическое и психическое здоровье ребенка. Методическую разработку в электронном варианте я предоставила в архив методических разработок ДОУ.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...
