Опытно- экспериментальный проект «Музыкальные эксперименты в Шишкиной школе»
проект (подготовительная группа)

Ивакина Антонина Николаевна

Проект направлен на формирование у дошкольников естественно- научной грамотности в ходе опытно- экспериментальной музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperimenty_v_shishkinoy_shkole.docx29.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4 п. Новоорск»

                                    Опытно- экспериментальный проект

«Музыкальные эксперименты в Шишкиной школе»

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

образовательная область:

художественно- эстетическое развитие

                                                                              Руководитель проекта:

 музыкальный руководитель

                                                                        высшей категории

                                                                         Ивакина Антонина

                                                              Николаевна

П. Новоорск, 2024г.

Содержание

Пояснительная записка

I.Подготовительный этап

1.Проблемное поле, цели, задачи………………………………………………...3

2. Интеграция образовательных областей………………………………………4

3.Планируемые результаты………………………………………………………4

4. Методы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта…………………………………………………………………………….4

5. Состав участников проекта. Формы организации работы над проектом…..5

6. Планируемое время на реализацию проекта по этапам……………………..5

II. Основной этап

2.1. Содержание работы по реализации проекта………………………………. 6

III. Заключительный этап

3.1. Результаты проекта…………………………………………………………. 6

Список литературы………………………………………………………………. 7

«Люди, научившиеся …… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

 нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел»

К.Е Тимирязев.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам, своими руками, то все усваивается прочно  и надолго.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Экспериментальная деятельность на музыкальных занятия- один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей: педагогам же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей

Новизна данного проекта заключается в создании мультимедийного пособия- интерактивный лэпбука, синтез мультфильмов о музыке с опытно-экспериментальной деятельностью.

I этап – подготовительный.  

Цель проекта:  формирование у дошкольников естественно- научной грамотности в ходе опытно- экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи:

способствовать развитию умения наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, используя знания и представления из разных областей наук и искусства;

развить у детей желание и умение извлекать звуки из различных источников;

развитие у детей комплекса музыкальности: чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость, музыкальная память;

формировать навыки сотрудничества детей, педагогов, родителей как равных субъектов воспитательно- образовательного процесса;

систематизация музыкально-экспериментальной деятельности в мультимедийное пособие- электронный лэпбук.

  Интеграция образовательных областей

Образовательная область

Содержание

«Физическое развитие!

 развитие физических качеств, крупной и мелкой моторики рук, становление саморегуляции в двигательной сфере

«Речевое развитие»

общение в устной форме с помощью специальных терминов, построение позитивного диалога, описание последовательности действий в ходе эксперимента, расширение словаря музыкальными терминами

«Познавательное развитие»

понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности, формирование представлений о звуке как физическом явлении (громкость, тембр, высота, звуковая волна)

«Социально-коммуникативное»

развивать умение распределять обязанности в своей микрогруппе, проявление эмпатии к участникам группы, проявление инициативы, вариативности в решении проблемной ситуации

Планируемые результаты

У дошкольников сформированы  умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, используя знания и представления из разных областей наук и искусства, извлекать звуки из различных источников, навыки сотрудничества детей, педагогов, родителей как равных субъектов воспитательно- образовательного процесса; развит комплекс музыкальности: чувство ритма, ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость, музыкальная память.

Музыкально- опытно- экспериментальная деятельность систематизирована в мультимедийное пособие - электронный лэпбук.

Методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта

- творческие исследования, презентация продуктивной деятельности;

-репродуктивны (восприятие и усвоение готовой информации);

-поисковой (выполнение вариативных заданий);

-исследовательский (решение проблемных ситуаций, поиск информации);

-метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение).

Состав участников проекта.

Формы организации работы над проектом

Формы организации работы с детьми

Формы взаимодействия с родителями

Формы взаимодействия с педагогами

Непрерывная образовательная музыкальная деятельность,

музыкально- досуговые мероприятия,  функционирование творческой лаборатории «Музыкальные опыты»

Консультации «Музыкальные эксперименты дома» «Музыка- источник знаний о б окружающем мире».

анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий о работе по  проекту

 консультации по темам «Организация зоны музыкального экспериментирования в группах»,

участие в мероприятиях по теме проекта.

 Планируемое время на реализацию проекта

 Проект долгосрочный – 3 месяца

№п

Этап

Содержание деятельности

Сроки

1

Поисковый

изучение психолого-педагогической литературы, научно-методических материалов, опыта коллег

январь

2

Аналитический

планирование практической деятельности, создание лэпбука

январь

3

Практический

 реализация проекта

февраль- март

4

Презентационный

презентация опыта коллегам в ДОУ и на районном семинаре

март

5

Контрольный

рефлексия

март

II этап- основной

Содержание работы по реализации проекта

Герой мультфильма

Тема

Цель

Оборудование

Тимур Мажорович

«Музыка или шум»

«Где живут звуки?»

«Откуда берется голос»

 Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.

Познакомить детей с «естественными и неестественными» звуками, подвести к пониманию возникновения звуков речи (звук возникает при колебании предмета),

 металлофон, кубики, ложки, коробки и др.

Мышка Шуня

«Где прячется Эхо?»

 Подвести к пониманию, что эхо- отражение звука, живет оно в просторных пустых помещениях, пространствах.

кастрюля, покрывало

Зубок

Веснушка

«Консонанс, диссонанс»

Формирование представления о созвучных звуках, которые звучат красиво и дружно и звуках резких, недружных. Развивать умение слышать, сколько звуков звучит

синтезатор, фортепиано

Веснушка

«Колокола»

Выявить причину возникновения высоких и низких звуков в зависимости от размера звучащего предмета.

колокольчики разного размера

Енот Енотыч

«Музыкальные бокалы»

 Познакомить детей со способами игры на бокалах.

выявить причину изменения высоты от количества воды

бокалы, вода

Заключительный этап

 Презентация проекта на районном семинаре.

Список литературы

  1.   Арсенина Е.Н Музыкальные занятия. Подготовительная группа-    Волгоград: Учитель, 2013,-348с
  2.  «Разнообразных звуков простота». Экспериментальная деятельность дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ» https://infourok.ru/raznoobraznih-zvukov-prostota-eksperimentalnaya-deyatelnost-doshkolnikov-na-muzikalnih-zanyatiyah-v-dou-4020302.html
  3.   Захарова Л.В. «Развитие ребенка в музыкальной деятельности посредством музыкального экспериментирования» https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/7863?ysclid=m8txp3d453865366640


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Занятия по опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема: «Свойства воды»

Расширение и уточнение представлений детей о свойствах и состояниях воды (прозрачная, текучая, без запаха, не имеет собственной формы, может растворять одни вещества и не растворять другие)....

Конспект опытно-экспериментальной деятельности детей в подготовительной к школе группе "Вода - удивительное вещество"

Конспект опытно-экспериментальной деятельности  в подготовительной группе «Вода-удивительное вещество».Цель: систематизирование знаний детей о воде и ее свойствах.Задачи:  - обра...

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Космические эксперименты».

Мастер-класс «Космические эксперименты» не только перенесет всех участников в мир звезд и планет, но и познакомит с целым рядом серьезных понятий. Участники запомнят интересные факты о кос...

Опытно-экспериментальная деятельность "Космические эксперименты"

Опытно-экспериментальная деятельность "Космические эксперименты"...

Рабочая программа кружка по естественнонаучной грамотности детей дошкольного возраста от 4-5лет Опытно экспериментальная деятельность «Залипательные эксперименты Почемучек» 2023-2024 учебный год.

Рабочая программа кружка разработана в соответствии: с основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 26»; содержит элементы методики «Неизведанное ...

Проект опытно-экспериментальная деятельность с детьми подготовительной к школе группы.

Формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....