«Особенности реализации образовательной программы на основе духовно-нравственных ценностей»
материал

Вера Викторовна Прохода

Педагогический совет "Внедрение в практику работы Федеральной образовательной программы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Педагогический совет

«Внедрение в практику работы Федеральной образовательной программы»

выступление по теме

«Особенности реализации образовательной программы на основе духовно-нравственных ценностей»

Подготовила:

Прохода В.В., воспитатель

МАДОУ «ЦРР д/с №1 «Жар-птица»

2023 г.

Одной из сущностных педагогических установок русской культуры вообще и традиционной народной культуры в частности является осуществление духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Понятие «духовно-нравственное воспитание и развитие», которое давно и прочно укрепилось в педагогической литературе, нашло свое место в современных официальных документах (программах, законах, приказах). Определяясь с выбором направления духовно-нравственного воспитания дошкольников, необходимо соотнести интересы всех участников образовательного процесса и скоординировать усилия воспитывающих взрослых для того, чтобы процесс воспитания объединил родителей, педагогов и управленцев и принес достойные плоды.

Источником духовности является культура. Способом удержания духовности становятся ценностные ориентации. Высшие образцы культуры, примеры нравственной жизни, которые, собственно, и составляют содержание духовности в этом формате образования.

Духовность диктует уклад жизни. Различные форматы предполагают разные подходы и способы становления и развития личности ребенка. Культурологическое образование, дающее знание о культуре, номинирующее главные ценности данной культуры, даже примеры следования этим ценностям, но не дающее опыта живого приобщения к культуре, присвоения этих ценностей, не может решать задач даже нравственного развития личности ребенка.

Задачи педагога в культурологическом формате воспитания

Задачи педагога в духовном формате воспитания

Привести ребенка к тому, что мы считаем правильным

Знакомить с традициями, дать образец как должно быть в практике жизни

Снабдить его навыками выбора ценностей, традиций и пр.

Дать опыт проживания

Обеспечить упражнение в поведении в соответствии с ценностями

Предъявить свою картину мира и уклад жизни для того, чтобы ребенку впоследствии было с чем сравнивать

Очевидно, что во втором варианте задача педагога не столько знакомить с традицией, сколько дать ребенку опыт самостоятельного проживания и приобщения к ценностям в соответствии с традицией.

Основные направления воспитательной работы

В соответствии с предложенной выше таблицей мы определили основные направления воспитательной работы.

  • Формирование уклада жизни детей в ДОУ на основе базовых национальных ценностей.
  • Духовно-нравственное развитие ребенка средствами отечественной культуры. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о традициях и культуре родной земли.
  • Становление у детей дошкольного возраста нравственного поступка как основного достижения дошкольного детства.

Любовь к своему дому, к своему детскому саду, городу, где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ДО) вводит единые требования к объему, содержанию и планируемым результатам деятельности детских садов. Задача программы – сделать акцент на формировании у российских детей духовно-нравственных и социокультурных ценностей с учетом их возрастных особенностей.

Задачи патриотического воспитания, которые должны решать педагоги:

  • формировать у воспитанников эмоционально-ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины и России средствами музейной педагогики, физической культуры, полихудожественного пространства;
  • продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов России;
  • создать условия для формирования у дошкольников основ гражданственности, патриотических чувств и уважения к прошлому, настоящему и будущему на основе изучения традиций, художественной литературы, культурного наследия большой и малой Родины;
  • создать условия для формирования у детей представлений о духовно-нравственных ценностях, сложившихся в процессе культурного развития России, в процессе специально организованной образовательной деятельности и повседневной жизни;
  • создать условия для приобщения к духовно-нравственным ценностям народов Российской Федерации, развития нравственного потенциала и основ гражданственности у детей дошкольного возраста в билингвальной среде;
  • обеспечить развитие интереса к традициям народов России, формирование толерантности, чувства гордости за историю России и уважения к другим народам в процессе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
  • создать условия для конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников через клубную деятельность.

Одной из задач нашего детского сада является воспитание у дошкольников гражданственности, любви семье, к родному городу, родному краю, окружающей природе. Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в соответствии с законом РФ «Об образовании» определена основная цель отечественного образования и приоритетная задача общества и государства – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Чтобы решить поставленные задачи, необходимо организовать увлекательную, богатую материалами краеведческого характера развивающую предметно-пространственную среду.

Как спроектировать РППС

Чтобы решать задачи патриотического воспитания, оформите РППС в возрастных группах. Согласно ФГОС она должна способствовать позитивной социализации каждого ребенка, его морально-нравственному и познавательному развитию. В этом помогут патриотический центр, мини-музеи, наглядные материалы и предметы, которые должны быть доступны воспитанникам в течение дня, а не только на занятиях.

Патриотический центр

Оформите патриотический центр в группе тематическими альбомами, фотографиями с видами родного города и столицы, достопримечательностей, климатических зон России. Разместите в уголке образцы герба и флага и другую символику, а также иллюстрации народных промыслов, предметы старины. С их помощью дети смогут ежедневно пополнять свои знания о родном городе, крае и стране.

Как работать с детьми

Элементы патриотического воспитания педагоги должны включать во все виды деятельности детей. Это могут быть проекты, тематические беседы и рассказы о родном городе, крае и стране, ее истории. Также на прогулках и в ходе экскурсий педагоги могут наблюдать и обсуждать с воспитанниками, как изменился их населенный пункт.

Беседы

В ходе тематических бесед по патриотическому воспитанию педагог может поговорить с детьми о нашей стране, малой Родине, природе и климате России. Включите в тематику беседы о защитниках России, богатырях – защитниках земли Русской, государственных праздниках.

Организуйте беседы и просмотр иллюстраций, фильмов, слайдов о стране, жизни и труде людей, природе родного края. Воспитателям и специалистам предложите шпаргалку с темами бесед.

Тематические мероприятия

Дети дошкольного возраста только учатся анализировать и делать выводы. Большую роль в восприятии новой информации играют эмоции и впечатления. Поэтому на занятиях нужно использовать пословицы, поговорки, сказки, народные песни и игры, знакомить детей с народными ремеслами – росписью, вышивкой, народной игрушкой. Запланируйте тематические занятия: «Города-герои», «Дети войны», «Герб, флаг, гимн страны».

Особое место в плане работы необходимо отвести изобразительной деятельности. Именно через рисунки, поделки дети выражают свое отношение к родному дому, природе, малой родине. Это могут быть индивидуальные и коллективные работы на патриотическую тему, которые дети выполнят сами или вместе с педагогом. Организуйте тематические встречи с ветеранами, в городских библиотеках.

Прогулки и экскурсии

Запланируйте тематические прогулки и экскурсии, например, в краеведческий музей, к монументу Воинской славы. Привлекайте к тематическим экскурсиям родителей.

Выставки

Запланируйте тематические выставки, например, рисунков и поделок ко Дню Победы, Дню города, Дню защитника Отечества. Оформите тематические стенды, уголки Героев в коридоре детского сада.

Выставки могут быть временными и постоянно действующими. Временные выставки посвящают:

  • памятным датам, юбилеям, праздникам, например, выставка ко Дню космонавтики;

отдельным областям знаний, например: «Русские народные музыкальные инструменты», «Мастерская кукольницы: обереги Древней Руси»;

региональной тематике, например: «Животные и природа Алтайского края», «Дикие животные наших лесов», «Домашние животные и птицы».

Постоянно действующие выставки организуйте как мини-музеи, панорамы, центры. В этом случае лучше выделить под выставку отдельное помещение или часть помещения.

Конкурсы

Организуйте конкурсы среди возрастных групп, например, смотр-конкурс чтецов ко Дню Победы. Запланируйте конкурс – выставку детско-родительского творчества ко Дню России. Проведите акции, например, «Письмо солдату», «Письмо ветерану».

Как планировать работу с родителями

Решить задачи воспитательно-образовательной работы с детьми по патриотическому воспитанию нельзя только силами педагогов. В этом процессе должны участвовать родители воспитанников. Поэтому педагоги должны планировать совместные с ними мероприятия.

В списке мероприятий, в которых участвуют родители, могут быть разные образовательные события, краеведческие экскурсии, спортивные праздники, конкурсы, мастер-классы. Творческие конкурсы и выставки совместных работ на темы, например, «Город и моя семья», «Моя родословная» помогут педагогам вовлечь в образовательную деятельность несколько поколений родственников детей.

На тематических родительских собраниях педагоги должны рассказывать о том, как важно закладывать в детях чувство любви к окружающему миру с ранних лет и предлагать формы совместного досуга. Например, «Маршрут выходного дня» по историческим местам для расширения знаний родителей и детей о своем городе.

Чтобы мотивировать родителей участвовать в мероприятиях, узнать их отношение к патриотическому воспитанию детей, педагоги должны проводить анкетирование. Полученные данные помогут составить план мероприятий в рамках патриотического воспитания, которые будут интересны и детям и родителям.

Также оформите информацию на стендах в приемных. Разместите данные, которые будут интересны родителям, например, о достопримечательностях своего города или края. Своевременно их обновляйте, чтобы вызвать интерес у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа кружка по духовно-нравственному воспитанию «Зернышки добра»

Программа позволяет углубить знания детей о нравственных ценностях....

Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социально-культурных ценностей.

Выступление на 3 городских Рождественских чтениях г. Нижневартовск Модель деятельности ДОУ через объединение воспитанников и родителей (законных представителей) в целостный образовательный процес...

Статья «Проектирование и реализация образовательной программы на основе ФГОС ДО»

Статья предназначена в помощь педагогу детского сада. В ней рассказывается о том, как спроектировать и реализовать на практике ФГОС дошкольного образования. Включает в себя конспект комплексного ...

Доклад «Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения с детьми младшего дошкольного возраста».

Как организовать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения с детьми младшего дошкольного возраста. С чего начать ...

Образовательная программа дошкольного образования. "Духовно-нравственное воспитание дошкольников Истоки".

Программа представляет собой содержательный модуль "Духовно-нравственная культура (православная культура)" основной общеобразовательной программы дошкольного образования....

Сборник методических разработок конспектов организованной образовательной деятельности по основам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «В СЕРДЦЕ ТВОЕ СТУЧУСЬ»

Актуальность сборника и педагогическая целесообразность духовно-нравственного воспитания дошкольников заключается в том, что память предков, любовь и уважение к Отечеству его культуре, вера в добро и ...

Удостоверение о повышении квалификации "Особенности реализации образовательной программы "От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров" 15.10.2021г.

Удостоверение о повышении квалификации "Особенности реализации образовательной программы "От Фрёбеля до робота:растим будущих инженеров" 15.10.2021г....