Выступление на ППС "Музыкально - дидактические игры в воспитании дошкольников"
учебно-методический материал

Иноземцева Ксения Андреевна

для педагогов доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_.docx20.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкально – дидактические игры в воспитании дошкольников»

    Музыкально-дидактические игры являются важным средством музыкальной деятельности. Основное назначение таких игр – в доступной форме привить детям любовь к музыке и заинтересовать основами музыкальной грамоты. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей ребенка. Ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате дети не только получают необходимые знания об основах музыкальной грамоты, но и учатся любить, ценить и понимать музыку. Использовать музыкально - дидактические игры можно не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей. Музыкально-дидактические игры предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета. Некоторые из них представляют собой несложные игровые действия, другие имеют определенное содержание, правила, которые организуют детей.

    Сейчас вашему вниманию я хочу представить несколько музыкально-дидактических игр, которые мы используем в совместной партнерской деятельности воспитателей и детей в группе, и в самостоятельной музыкальной деятельности детей.

- Игры на определение жанра музыкальных произведений и характера музыки

1.«Песня – танец - марш». Знакомим детей с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, марше. И на закрепление этого материала используем игру «Песня танец марш». В игре используется набор карточек: девочка поет, девочка пляшет, мальчик шагает. Дети слушают 3 пьесы разных жанров и выбирают нужную карточку. Так же есть другой вариант этой игры – взрослый показывает карточку ребенку и предлагает ребенку вспомнить музыкальные произведения данного музыкального жанра. Также использовать эту игру можно без набора карточек, педагог включает музыкальные произведения в записи, дети отзываются на музыку звучащими жестами – если в записи звучит марш – дети шагают возле стульчиков, если звучит танец - дети хлопают, а если песня, то дети топают.

2.«Определи настроение»

Цель. Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; грустная, жалобная).

Игровой материал: палочка с лицом, изображающее определенные эмоции (веселая музыка, радостная, грустная, плаксивая). Вместо лица можно использовать ромашки, звездочки, смайлики). Такие палочки можно использовать в так называемом «Театре эмоций», или как говорят по - другому «Театр настроений». Дети знакомятся с названиями и характерными внешними чертами эмоций. Играя в «Театр эмоций», дети учатся контролировать собственное настроение. Можно просто показать эмоцию и попросить изобразить ее с помощью мимики, можно показать эмоцию и спросить, в каких ситуациях может возникнуть такое настроение и т.д. А сейчас я хочу попросить вас показать эмоцию (показываю смайлик).

- Игры на развитие чувства ритма

«Знакомство» (с помощью ладоней дети прохлопывают ритмический рисунок какого – либо слова). - имени

«Передай ритм». Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Последний в цепочке отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник стоящий впереди всех «передает» ритм, хлопая в ладоши. Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

-Игра на развитие слуховой памяти

«Шумовые коробочки» (шумовые коробочки с различными наполнителями, издающими разные звуки (парные, цветные карточки с изображениями того, что лежит в коробочках).

Варианты игры –

1.«Найди пару»

2. «Громкий – тихий» (Взрослый выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим, самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Взрослый предлагает ребенку составить ряд, начиная с самого тихого шума до самого громкого. «Дай мне коробочку с тихим шумом!», «Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их. «Какой этот шум? Какой тот шум?»; построение ряда от громкого к тихому шуму; построение ряда от тихого к громкому шуму; построение ряда, начиная со среднего шума; в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушенный порядок.

«Звуковое лото» Цель: развитие слухового внимания, умение детей соотносить картинку на карточке с озвученным предметом. Каждому раздаётся по карточке. Педагог предлагает найти контейнер с содержимым того, что изображено на картинке. Ребёнок слушает и закрывает бочонком соответствующую картинку. Кто из детей закроет все картинки, тот выигрывает.

- Игры с использованием музыкальных инструментов.

1.В младшей группе детям нравятся игры «Какой инструмент звучит?», «Музыкальные загадки» (с использованием карточек). Старшим дошкольникам нравятся игры «Волшебный кубик», «Интервью» (оживляем муз. инструменты и задаем вопросы).

2. Сказка - шумелка — это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребёнку даётся возможность что-либо изобразить шумом или музыкальным инструментом.

«Мышиная история»

Наступила осень (звучит бубен)

Под ногами зашуршали первые опавшие листья (звуки шуршащей бумаги)

Подул осенний ветер. (звук «УУУ»)

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(стучим пальчиками по барабану)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(погремушка)

Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(колокольчик)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки и зернышки

(используем деревянные ложки)

и устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.

(шуршим бумагой)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(«чмоки» губками)

А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.

(дуем звук «УУУУУ»)

Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.

(ручной барабан).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на РМО на тему : «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью».

Выступление на РМО на тему : «Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с живописью»....

Дидактические игры в воспитании дошкольника

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым метод...

Выступление на педсовете. "Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию".

quot;Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию"....

«Дидактические игры для детей дошкольников», выступление

Уровень обр. орг., семинар по обмену опытом. МАДОУ д/с № 10 «Лучик», г. Долгопрудный, 24.11.2022г....