Проект по речевому развитию во второй младшей группе "Диалоги о животных"
методическая разработка (младшая группа)

Мяснянкина Елена Алексеевна

Инновационные технологии: использование наглядного моделирования(интеллект-карт) и зашумленных луп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                             

Перспективный план второй младшей группы №7 и №10 на 2024-2025 учебный год по проекту «Диалоги о животных»

                                                                                                                               Воспитатели: Мяснянкина Е.А.,Тавлуй А.Е.

Время проведения

                           Тема занятия. Форма проведения.

                                     Цели и задачи

Ноярь

2024г.

1-я неделя

 «Царство животных» Ознакомительная беседа. Демонстрация книг-энциклопедий о различных животных. Д/и «Найди домашнее животное»  Работа над созданием интеллект-карты: «Домашние животные».1-ый этап: расположение картинок с изображением  домашних животных вокруг главного круга.

Развитие познавательного интереса и любознательности. Активизация речи. Дать общее представление о многообразии животного мира природы. Показать, что мир животных делится на отдельные группы. Побудить детей к освоению знаний.

2-я неделя

«Весёлая ферма» Рассматривание дидактического материала с изображением домашних животных. Д/и «Кто как поет?», «Что умеют делать?» Игра-драматизация с фигурками животных «Непослушные детки». Продолжение работы с интеллект-картой: «Домашние животные.2-ой этап: «Детеныши животных»

Активизация  и развитие речи. Развитие фонематического слуха. Обогатить словарь словами-действиями. Упражнять в умении озвучивать в игре животных. Закрепить знания названия детенышей животных. Развивать зрительное восприятие и мышление.

3-я неделя

 « Юные фермеры»

 Беседа о работе фермера. Д/и «Найди домик? ». С/р. игра «Накорми животных» Продолжение работы над интеллект-картой: «Домашние животные».3-ий этап: «Кто где живет».          

Расширение кругозора и обогащение словаря. Активизация познавательного интереса и речи.                                                                                 Развивать внимание, учить отвечать на вопросы педагога, соблюдая грамматический строй предложения.                                                                  

4-я неделя

« Переполох на ферме»                                                                          Д/и «Кто, где спрятался? Чей хвост, голова?» Использование зашумленных луп.  Д/и « Угости животное». 4-ый  этап работы с картой ума: «Домашние животные»: «Кто что ест».

Развитие внимания, памяти и мышления. Активизация речи. Учить употреблять в речи имена существительных в форме родительного падежа и притяжательных прилагательных". Закрепить знания.

Декабрь

2024г.

                                                                                           

1-я неделя

«Жители леса»

Беседа «Домашние и дикие». Работа над составлением рассказа о домашнем животном по интеллект-карте. Рассматривание дидактического плаката «Дикие животные» П/и «Звери на прогулке». Д/и «Кто это?»(Зашумленные лупы)  Коллективная работа над изготовлением интеллект-карты «Дикие животные». 1-ый этап :расположение картинок с изображением  диких  животных вокруг главного круга.

Закрепление и систематизация полученных знаний. Развитие мышления и  речи. Формировать грамматический строй речи. Развивать зрительное восприятие, внимание и память. Учить классифицировать предметы по одному признаку.

2-я неделя

«Лесные детки»

Д/и «Кто здесь лишний?» Речевая игра  с мячом «У коровы теленок,а у волка?..»  Д/и «Найди пару». Продолжение работы с интеллект-картой: «Дикие животные».2-ой этап: «Детёныши животных» Игра – развлечение с элементами драматизации: « Семейные напевы».

Активизация знаний и  познавательного интереса. Развитие речи, внимания, памяти и мышления. Развивать речевую активность через диалогическую речь.  Упражнять в смене силы голоса, учить менять интонацию.

3-неделя

«Жизнь животных в лесу» 1 часть

Познавательная беседа «Животные летом и зимой» с использованием иллюстраций. Д/и «Кто здесь живет? » с зашумленными лупами. Продолжение работы с интеллект – картой «Дикие животные ».3-ий этап: «Кто где живёт». Составление рассказа о животном по карте: рассказ воспитателя и ребёнка с помощью педагога.

Развитие познавательной активности, внимания, памяти и мышления. Формировать представление о мире животных, их потомстве. Активизировать речь.  Учить рассказывать информацию о животном, используя по интеллект-карту.

4-я неделя

«Жизнь животных в лесу» 2 часть                                      Д/и « Сложи картинку» (домики животных). Д/и « Кто это ест?» с зашумленными лупами.4-ый этап работы с интеллект-картой «Дикие животные»: «Кто что ест».

                                                                                       Закрепление и уточнение полученных знаний. Развивать познавательную активность, зрительное восприятие, внимание, мышление и грамматический строй речи.

Январь

2025г.

2-я неделя

«Травоядные и хищники»  Рассматривание  интеллект-карт «Животные: домашние и дикие» для сравнения строения тела травоядных и хищников. Д/и с зашумленными лупами «Чья голова, лапы и т.д. Игра с элементами движения «Травоядные и хищники» Заключительный этап работы над интеллект-картами «Домашние животные» и «Дикие животные.  Д/и «Травка или косточка?» Выкладывание условных обозначений на карточки.

Активизация речи. Расширение кругозора и обогащение словаря.. Развитие познавательных и мыслительных способностей, учить соотносить строение животного с его образом жизни, концентрировать внимание на заданном объекте.

3-неделя

«Домашние и дикие»  Д/и с зашумленными лупами «Кто это спрятался?» Заключительный этап работы над интеллект-картами: «Домашние животные» и «Дикие животные»: «Травоядный или хищник».  П/и «Раз-два-три животное… покажи» .

Активизация речи и систематизация полученных знаний. Развивать тактильное восприятие, наглядно-образное мышление. Тренировать зрительную память.  Учить рассказывать о животном, используя наглядное моделирование.

4-я неделя

«Построим для животных царство»                               Продуктивная деятельность. Аппликация. Коллективная работа. Д/и «Раздели на две группы» Оформление дидактического стенда с интеллект-картой: «Царство животных». Д/и «Расскажи другу, кто здесь на нашей карте?» Разглядывание картинок животных на стенде с помощью логопедических луп.

Развитие познавательной активности. Активизация речи Обобщение, уточнение и закрепление полученных знаний. Формировать  умение работать в коллективе.

Февраль

2025 г.

1-я неделя

«Птичий базар» Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» Рассматривание дидактического плаката. Изучение строения птицы. Д/и с зашумленными лупами «Что это у птицы?» Речевая игра на сравнении человека и птицы «У меня руки, а у птицы-крылья и т.д.»

Развитее зрительного и слухового восприятия. Обогащение словаря. Активизация познавательного интереса и расширение кругозора  представления о строении  птиц. Развивать наглядно-образное мышление, учить соотносить и сравнивать предметы.

2-я неделя

 «Жили у бабуси»                                                             Рассматривание дидактического плаката «Птичий двор». Пальчиковая игра «Два гуся» Д/и «Помоги бабусе» Конструирование  на бумаге «Домашние  птицы ». Коллективная работа.  Подготовительная работа к созданию интеллект - карты: «Птицы России». Д/и «Кто кричит бабусе?»

Развитие любознательности и познавательных способностей. Активизировать речевые навыки. Воспитывать интерес к животному миру.

3-неделя

«Вольные птицы. Перелетные и зимующие». Ознакомительная беседа: «Птицы, живущие на воле». Ситуативный  разговор: «Почему птицы улетают в теплые края?» Рассматривание дидактического плаката «Птицы России» Лепка: «Покормим птичку-синичку»

Расширение кругозора, активизация и обогащение словаря. Развивать мышление в поиске ответа на вопрос. Воспитание любви к природе.

4-я неделя

«Мир птиц» Речевая игра: «Что это и для чего это птице нужно?» Использование зашумленных луп. Просмотр познавательного видеоролика «Птичьи домики» Работа с интеллект-картой, составленной педагогом «Птицы вокруг нас». Ситуативный разговор: «Почему не улетают на юг домашние птицы и зимующие?» Рассказ педагога по карте, рассказ ребенка с помощью ответов на вопросы.

Активизация познавательного интереса. Расширение кругозора. Воспитание любознательности и интереса  к живой природе. Развивать зрительное восприятие, внимание и мышление. Учить видеть причинно-следственные связи.  Формировать грамматический строй речи. Упражнять в составлении   предложений с опорой на карту.

Март

2025г.

1-я неделя

«Удивительный мир насекомых»

 Д/и с зашумленными лупами «Это кто, домашнее или дикое?» Дополнение поля «Птицы» к стенду с интеллект-картой: «Царство животных» Познавательная беседа: «Отряд насекомых». Рассматривание иллюстраций в энциклопедии о животных. Д/и с элементами движения «Летает-не летает».

Активизация мышления и речи. Обогащение словаря. Развивать слуховое внимание. Воспитывать познавательный интерес.

2-я неделя

«Летают и не летают»                                                                           Д/и с зашумленными лупами «Кто это и кто лишний?» Познавательная беседа: «Как устроено насекомое». Рассматривание наглядных пособий. Познавательная минутка: «Все ли насекомые летают?» Продуктивная деятельность. Рисование: «Помоги божьей коровке» (дорисовка недостающих элементов)

Активизация мышления и памяти. Расширение кругозора.

Развивать произвольное внимание и зрительное восприятие, учить  отличать насекомое от других животных. Воспитывать желание заботиться о животных.

3-я неделя

« Такие разные животные»

Д/и «Куда кузнечик прыгнул?» Продолжение работы с интеллект - картой «Царство животных». Заполнение поля «Насекомые» Д/и с зашумленными лупами «Кто это в нашем царстве животных?». Игра – развлечение «Прятки» с пшеном  и фигурками  животных.

Активизация речи. Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие внимания, мышления и мелкой моторики.

4-неделя

«Превращение гусеницы в бабочку» Д/и с логопедическими лупами «Это кто, насекомое или птица?» Познавательная беседа «Что было сначала?» Продуктивная деятельность. Лепка с элементами рисования. Познавательная минутка «Почему прячутся насекомые зимой?»

Расширение кругозора, обогащение и активизация словаря. Дать  первоначальное представление о жизненном цикле насекомых. Активизировать познавательную активность и мышление.  Воспитывать интерес к жизни животных. Развивать мелкую моторику рук.

Апрель

2025 г.

1-я неделя

 «Ребята о зверятах» Чтение потешек о домашних животных. Игра с элементами движения «Котята на прогулке».Работа с зашумленными лупами «Отгадай, кто я? Расскажи, что ты знаешь  обо мне?» с опорой на интеллект-карту.

Активизация мышления и речи. Учить рассказывать о животных с опорой на карту, развивать грамматический строй речи.

2-я неделя

«Небылицы» Д/и «Бывает-не бывает» Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница» Д/и «Разложим животных по группам». Работа с дидактическими фигурками животных.

Закрепление знаний. Воспитание чувства юмора и интереса к жизни животных. Формировать представление о мире животных, как об упорядоченной системе. Активизировать мыслительную деятельность, учить группировать предметы по одному признаку.

3-неделя

 «Говорящие животные»                                                                  Предложить детям выбрать любое животное и рассказать о нем с помощью воспитателя и опорой на карту.                 

Активизация речевой и познавательной активности.

4-я неделя

Итоговое занятие «Переполох в царстве животных»

Закрепление полученных знаний.



Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Сказка»

Конспект образовательной деятельности во 2-й младшей группе с использованием интеллект-карт:

«Переполох на ферме»

Подготовила и провела воспитатель: Мяснянкина Елена Алексеевна

Цель: развитие познавательных интересов и активизация речи.

Задачи:

- систематизировать знания домашних и диких животных;

- формировать грамматический строй речи, развивать её лексические стороны;

- расширять кругозор ребёнка;

- воспитывать интерес к животным и учить заботиться о них.

Материал и оборудование:

1) аудиозаписи композиций «В мире животных», «Жаворонок», голоса домашних животных;

2) колонка для проигрывания аудиозаписей;

3) интеллект-карта: «Дикие животные»;

4) указка;

5) комплект зашумленных луп;

6) детали деревянного конструктора: деревья и кусты;

7) картинки с изображением деревьев;

8) модульное полотно для конструирования;

9) детали для конструирования на липучках: «детёныши животных»;

10) поднос с деталями-картинками «корм для животных»;

11) фигурки курицы с цыплятами;

12) дощечки для лепки на каждого ребёнка;

13) кусочки пластилина жёлтого, оранжевого и коричневого цвета.

14) влажные салфетки;

15) корзина с яблоками.

Организационный момент.

Звучит мелодия «В мире животных». Дети играют.

Воспитатель подходит к детям.

-Ребята, зазвучала музыка. Пора поговорить о животных.

(Дети присаживаются на стулья.)

Ход занятия

Воспитатель

-   Ребята, сегодня мы с вами пойдём на ферму. Нас попросили помочь покормить животных. Давайте вспомним, какие животные живут на ферме? (Ответы детей.)

-Это, какие животные, дикие или домашние?  ( Ответы детей.)

- Да, это так. Верно.                                                                                                                   - Можно ли животное угадать по голосу  или у всех  одинаковый голосок? (Ответы детей.)                                                                                                                      - Давайте попробуем их угадать. Приготовились слушать внимательно.

Задание№1

Д/и «Угадай животное по голосу»

Воспитатель включает запись голосов домашних животных: кошки, свиньи, лошади, собаки, коровы, козы.  Во время прослушивания педагог спрашивает, что делает данное животное, когда произносит звуки (мычит, мяукает и т.д.). Дети отвечают. (Педагог уточняет или помогает называть слова-действия при затруднении ответа).  

- Ребята, вы были внимательны и угадали голоса всех животных.

Звучит запись голоса сороки.

Воспитатель

-Кто это так трещит?  (Ответы детей.)

- Если Сорока так трещит, значит, она принесла на своём длинном хвосте какую-то новость. Эта новость о том, что на ферме случился переполох. Детёныши домашних животных оказались очень шаловливыми  и сбежали в лес рядом с фермой.  Что нам делать? (Ответы детей.)

-Надо срочно их найти и вернуть на ферму к своим родителям!

Воспитатель

Прежде, чем отправиться в лес, нужно вспомнить, какие животные там живут. В этом нам поможет наша карта.

Задание №2

Работа с интеллект - картой: «Дикие животные»

Воспитатель

- Давайте вспомним, кто живёт в лесу? Назовите этих животных! (Педагог указкой показывает на животное, дети отвечают.)

- Всех животных вы узнали. Замечательно!

- Какие это животные, дикие или домашние? (Ответы детей)

- Может, кто-нибудь расскажет нам о них? Мы с интересом  послушаем ваши рассказы. (Ребята, не более 2-3 ,по желанию, выходят и рассказывают с опорой на карту о животном с помощью указки.)

Воспитатель

- Все животные интересны и красивы по-своему.  У кого-то самый пушистый или длинный хвост, кто-то  самый быстрый, самый сильный или самый хитрый!  Лучше рассмотреть это нам помогут наши волшебные лупы. Может вам  кто-то  нравится больше всех, расскажите? (Ребёнок выбирает зашумленную лупу, показывает на животное и говорит: «Мне нравится больше всех …» Педагог интересуется, почему.)

   Воспитатель

- Лесных животных вы знаете. Пора идти в лес. Чтобы нас не заметили, будем передвигаться мягко и осторожно, как лисички. (Дети встают и идут за педагогом, как лисы.)

Задание №3

Д/и «Найди детёныша домашнего животного в лесу»

  Ребята подходят к экспозиции «Лес», где за фигурами деревянного конструктора деревьев и кустов спрятаны элементы для модульного конструирования – картинки с изображением детёнышей животных.  Дети ищут и прикрепляют детали с изображением детёнышей домашних животных к модульному стенду, а диких оставляют в лесу. Педагог интересуется у детей, кого они нашли. Напоминает, что детёныши надо расположить на модульном полотне около синей стрелочки.

Воспитатель

- Ребята, посмотрите внимательно, мы всех детёнышей вернули своим родителям? Может кого-то забыли в лесу? Давайте проверим!                         (Дети смотрят и проверяют).

 Задание №4                          

Д/и «Накорми животных»

Воспитатель

- Все  животные на месте.                                                                                                                         Давайте их покормим! (Педагог выставляет подносы с деталями на липучке - картинками, на которых изображены корма для животных. Напоминает, что детёнышей надо тоже покормить. Ребята выбирают картинки и прикрепляют их с помощью липучек на модульном полотне. Расспрашивает, чем кого накормили.)

Воспитатель

- Всех покормили? (Ответы детей)

- Но что такое! Я слышу чей-то голосок. ( Педагог берет модель курицы в руки).

- Посмотрите, кто это у нас так кудахчет? ( Ответы детей)

- Надо курочку и цыплят  тоже покормить. Что ест курочка с цыплятами?  (Ответы детей)

-Верно. Куры клюют зерно, траву, овощи, роют землю в поисках червячков.

Задание №5

Продуктивная деятельность.

Лепка: «Угощение  для курочки с цыплятами»

Воспитатель

- Давайте приготовим   для курочки угощенье! (Дети подходят к дидактическому столу для лепки.)

-Сначала протрём свои руки влажными салфетками.                                           ( Дети протирают руки.)

- Выбираем пластилин нужного вам цвета и приступаем к работе.

(Звучит композиция   Поль Мориа «Токката». Педагог следит за выполнением работы. Интересуется, кто что лепит.)                                                  После окончания мелодии педагог спрашивает:

- Ребята, готово ли у вас для курочки угощение? Если да, то  снова вытираем свои руки влажными салфетками. Несите на тарелочках свои  угощения. (Ребята подходят к столику, ставят тарелочки вокруг курочки с цыплятами.)

 Воспитатель                                                                                                                     - Посмотрите, как курочка довольна. Ваше угощение ей очень понравилось.

Рефлексия.

Воспитатель

- Сегодня мы потрудились на славу!

- Кого вы искали в лесу? (Детёнышей домашних животных.)

- Что делали на ферме?  (Помогали кормить животных).

- Для кого мы приготовили угощение? (Для курочки с цыплятами).

Итог занятия   

-Ребята, вы оказались настоящими помощниками! Для вас тоже приготовили угощение работники фермы. (Педагог достаёт корзину с яблоками). Нам передали фермерские яблоки. Посмотрите, какие они большие, румяные, наливные, а какие ароматные! Пора возвращаться и кушать угощение.



Предварительный просмотр:

                                                                                                               Приложение 6.2.

Самоанализ НОД во второй младшей группе по развитию речи с использованием модульного конструирования и интеллект-карт, проведенного воспитателем Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7 «Сказка». Воспитатель: Мяснянкина Елена Алексеевна.

              Цель НОД: развитие познавательных интересов и активизация речи.

Цель занятия была достигнута через систематизацию знаний о домашних и диких животных, формирование грамматического строя речи и расширения кругозора детей. Задачи, поставленные в конспекте, соответствуют возрастным особенностям детей 2-й младшей группы и были реализованы в ходе занятия.

НОД была хорошо организована, с чёткой структурой и логической последовательностью этапов. Начало занятия с музыкального сопровождения («В мире животных») создало положительный эмоциональный настрой и помогло детям включиться в деятельность. Использование различных игровых приёмов («Угадай животное по голосу», «Найди детёныша домашнего животного в лесу») способствовало поддержанию интереса и активности детей на протяжении всего занятия.

Материалы и оборудование были тщательно подобраны и соответствовали теме занятия. Использование аудиозаписей, интеллект-карты, деревянного конструктора, пластилина и других дидактических материалов способствовало разнообразию деятельности и вовлечению детей в процесс. Всё оборудование было доступно и безопасно для детей данного возраста.

В ходе занятия использовались различные методы и приёмы: игровые (дидактические игры), наглядные (картинки, интеллект-карта), практические (лепка, конструирование), словесные (рассказы детей, вопросы воспитателя). Это позволило учесть индивидуальные особенности детей и поддерживать их интерес. Вопросы воспитателя были направлены на активизацию речи и мышления детей, а также на развитие их способности к рассуждению.

             Занятие способствовало развитию речи детей через обсуждение животных, их голосов, особенностей поведения и питания. Дети активно участвовали в диалогах, отвечали на вопросы воспитателя, рассказывали о животных, что способствовало формированию грамматического строя речи и расширению словарного запаса.

Лепка «Угощение для курочки с цыплятами» была логическим завершением занятия и позволила детям проявить творческие способности. Работа с пластилином способствовала развитию мелкой моторики, а также закреплению знаний о питании животных. Дети с удовольствием выполняли задание, что свидетельствует о правильно выбранной форме продуктивной деятельности.

Рефлексия в конце занятия была проведена в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей. Воспитатель задавал вопросы, которые помогли детям закрепить полученные знания и осмыслить свою деятельность. Угощение яблоками стало приятным завершением занятия и способствовало созданию положительного эмоционального фона.

Занятие способствовало воспитанию у детей интереса к животным, заботливого отношения к ним, а также формированию навыков сотрудничества и взаимопомощи. Дети учились работать в группе, слушать друг друга и помогать воспитателю.

        НОД  «Переполох на ферме» была успешно проведена, все поставленные цели и задачи были достигнуты. Дети были активны, заинтересованы и получили новые знания и навыки. Занятие соответствует требованиям ФГОС ДО и возрастным особенностям детей 2-й младшей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и речевому развитию во второй младшей группе "В мире животных"

Интегрированное занятие для детей 2 -ой младшей группы, в котором дети закрепляют знания о диких и домашних животных, с использованием различных игр....

Конспект итогового занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе " Домашние животные и их детеныши"

Конспект итогового занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе "Домашние животные и их детеныши" поможет воспитателям сделать занятиу увлекательным, интересным для детей....

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе "У бабушки в деревне" по теме "Домашние животные"

Это занятие я проводила для закрепления с детьми домашних животных, их детёнышей. Как они живут в домашних условиях чем питаются. Детям очень понравилось....

Конспект по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе «Как зимуют дикие животные»

Конспект по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе «Как зимуют дикие животные»...

Конспект ООД по речевому развитию во второй младшей группе на тему " Домашние животные"

Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ, родителям. Используя данный методический материал можно весело и доступно познакомить детей с домашними животными, выяснить чем они питаются и как назыв...

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе "Домашние животные"

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе "Домашние животные"...

Проект по речевому развитию Во второй младшей группе № 1 «В гостях у сказки».

Название проекта: «В гостях у сказки!».Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» Мишина Елена АндреевнаИнтеграция образовательных областей: · Соци...