"Добровская игрушка"
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект по краеведению на тему: "Добровская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrovskaya_igrushka.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему:

«Добровская игрушка»

Форма: интегративное занятие с элементами продуктивной деятельности.

Цель: познакомить детей с Добровской игрушкой, вызвать интерес к народному творчеству

Задачи:

- приобщать к прикладному творчеству по

народным мотивам;

- воспитывать чувство гордости за мастерство народных умельцев.

Материалы: глиняные игрушки, материалы для лепки, иллюстрации с изображением Добровской игрушки, д/и «Найди игрушку»

Предварительная работа: рассматривание глиняных игрушек, чтение стихотворений об игрушках.

Основная часть

      Беседа с рассматриванием иллюстраций.      

      Ребята, давайте поговорим о Добровской игрушке и рассмотрим.     Посмотрите на карту Липецкой области и найдите село Доброе. Следует сказать, что добровская игрушка самая близкая к древнейшему искусству в нашем регионе. До настоящего времени изделия сохранили традиционные простые сюжеты, формы и декор. Гончарный промысел в Добром существовал ещё в XVII-XVIIIвв.

       Настоящая слава к добровской игрушке пришла в 60-е годы XX века, когда в село Доброе приехал известный коллекционер, исследователь традиционной народной игрушки Геннадий Михайлович Блинов. Его заказ на изготовление игрушек у потомственного мастера Ивана Константиновича Пустовалова стал началом всесоюзной славы этого хранителя промысла как мастера игрушечника. Посыпались заказы, фотографии работ публиковались в разных книгах и журналах. Игрушки стали брать на выставки, приобретать в частные коллекции.

       Основные образы добровской игрушки: барыня, кавалер орденоносец, всадники, фигурки-свистульки птиц и животных, олени. Для их росписи использовали коричневый, жёлтый и зелёный цвета, а закрепляли их прозрачной или коричневой глазурью. Ребята, у этой игрушки есть своя примечательная черта. Вы, наверное, о ней уже догадались, рассматривая фото на мольберте! Речь идёт о форме женских и мужских фигур, основания которых раньше делали на гончарном круге. А вот отличить «кавалера» можно по наведённым чёрным усам и гармони. Иван Константинович Пустовалов немного видоизменил привычный образ игрушки: использовал больше декоративных элементов, а роспись стала ярче, красочней. Форма юбок, выполненная на основе гончарных рюмок, приняла вид перевёрнутого бокала, чашки или стакана. А костюм барышни теперь отражает традиционный костюм Добровского района. Сегодня добровские мастера возрождают знаменитую глиняную игрушку и обучают этому ремеслу молодое поколение.

       Вопросы для обсуждения. Видели ли вы раньше такие игрушки? Где изготавливали такие игрушки? Из чего изготавливали Добровские игрушки? Какие краски использовали мастера, чтобы украсить свои игрушки? (коричневый, жёлтый, зелёный, красный) Какие узоры? (полоски, точки)

Физкультминутка (по выбору педагога)

      Игра «Найди игрушку» Дети рассматривают все виды игрушек, по просьбе воспитателя находят определённые игрушки, говорят, чем эта игрушка похожа на остальные и чем отличается.
     Педагог предлагает для рассматривания Добровскую игрушку собаку.

Вопросы для обсуждения. На кого похожа эта игрушка? Какое у игрушки-собачки туловище, голова? Где сделаны дырочки? Какие цвета используются?

      Педагог предлагает слепить игрушку и напоминает о способах лепки.

Пальчиковая гимнастика (по выбору педагога)

     Дети приступают к работе. Педагог контролирует процесс, помогает если это необходимо.

     По окончанию, детские работы выставляются на выставку.

Последующая работа. Дополнительные задания.

     Сюжетно-ролевая игра «Мастерская игрушек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Сценарий праздника-развлечения "Зимушка-Зима" (первая младшая группа). МБДОУ д/с "Березка" Липецкая область, Добровский район, с. Каликино.

Сценарий праздника - развлечения "Зимушка - зима" продолжает знакомить детей с признаками зимы, с приметами зимы, со свойствами снега. В ходе праздника у детей формируется дброе отношение к природе. В...

Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)

Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...