Мастер-класс для педагогов
материал
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс для педагогов
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2.Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Я открываю свою математическую сокровищницу. В ней у меня много интересного и увлекательного. И я хочу поделиться моими математическими сокровищами с вами.
Для начала скажите, пожалуйста, какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный: Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться! (Звучит песня «От улыбки хмурый день светлей…)
- Я хочу поделиться с вами улыбкой. Я дарю вам свою улыбку. Я люблю вас всех. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что, глядя на них, ярче становится день, а на душе тепло. Так порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! ( звучит продолжение песни, припев).
Вот на таком позитиве я хотела бы продолжить нашу работу.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Назовите все весенние месяцы. Сколько их? А сейчас какой месяц, какой он по счету месяц года?
-Сколько месяцев в году? Какой месяц год открывает? А какой завершает? Сколько времен года? Назовите их.
-Какой сегодня день недели? Каким он будет по счету? А сколько всего дней в неделе? Сколько дней выходных? Назовите их. Молодцы!
Уважаемые, коллеги, сегодня я хочу поделиться опытом по использованию игрового занимательного материала на занятиях по математике.
Математику недаром называют «Царицей наук». Ее изучение оттачивает ум, увеличивает объем внимания и памяти, развивает мышление. Однако часто мы можем услышать, что математика – это скучно. Я с этим не согласна. Математика оживет и станет яркой и интересной, если ее …правильно организовать. Математика – наука хороша и всем нужна, без нее прожить нам трудно. Без нее нам жизнь сложна. И хотя математика – один из сложных предметов, наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием! Всем известно, что: «Послушаешь – и ты узнаешь! Посмотришь – и ты поймешь, а сделаешь – и ты научишься». Все мы любим играть. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому.
Начиная работу с детьми по математике нужно изучить его эмоциональное самочувствие, его отношение к математике. И в этом нам поможет один из тестов, который предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Можно применить 5 домиков:
- математический домик - он украшен цифрами.
- домик для грамоты - он украшен буквами.
- карандаши на домике показывают, что он предназначен для изодеятельности
- домик с игрушками – здесь можно играть.
- сказочный домик – здесь живут сказки, которые можно послушать.
( предлагаю подойти к доске одному из воспитателей)
-Я спрашиваю у ребенка, в какой домик тебе хотелось бы войти? В каком тебе будет интереснее всего? В какой домик тебе еще хотелось бы зайти? Почему? А в какой домик тебе совсем не хочется заходить? Почему?
Этот простой тест определяет предпочтение ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремится «посетить» этот домик. Дети в первую очередь выбирают, конечно же…игровой домик и сказочный.
Наша с вами задача - привить детям любовь к математике. В детском саду эту любовь можно привить через игру, через сказки. Ведь математика в сказках это не та обычная математика, к которой мы привыкли. Здесь есть волшебная история, которая чему то учит. А ,наблюдая за жизнью сказочных персонажей, дети усваивают математические понятия (сложение 1+1 в сказке «Теремок», большой – маленький, порядковый счет, навыки пространственного мышления и т.д. Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр.. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка», «Три медведя» и многие другие. И в каждой сказке есть целая уйма математических ситуаций. Проведение таких сказок с использованием дидактических игр способствует тому, что ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Сегодня я хочу остановиться конкретно на дидактических играх, которые можно применять на занятиях по математике, так и дома родителям с детьми.
- Я вам предлагаю принять участие в этих играх. Приглашаю к столам10 человек и предлагаю окунуться в детство, на некоторое время превратиться в детей. Согласны? Спасибо! Тогда занимайте свои места за столами.
Для начала сделаем массаж пальчиков.
«Игра – разминка».
1,2,3,4,5 – научились мы считать.
1,2.3,4,5 – надо нам умнее стать!
Молодцы!
А сейчас послушайте: «Соберем яблоки»
Круглое, румяное, оно растет на ветке.
Любят его взрослые и маленькие детки! Что это? (яблоко).
Ну, конечно же яблоко! Оно соку сладкого полно.
Руку протяните, яблоко сорвите.
- Нужно сорвать яблоко с дерева, с обратной стороны пересчитать семечки и встать в обруч, где находится соответствующая цифра.
- Молодцы1 Все справились с заданием. Правильно нашли соответствующую цифру в обруче. А сейчас поиграем в загадки – отгадки. Но не простые, а геометрические. Отгадки вы будете не говорить, а рисовать пальчиком на листе бумаге.
Загадки – отгадки
- У этой геометрической фигуры совсем нет углов, она похожа на солнышко, тарелку, колесо
- Эта фигура похожа на книгу, дверь. крышку стола. У нее 4 угла, 4 стороны, 2 стороны длиннее, а 2 короче.
- У этой геометрической фигуры есть 4 угла, 4 стороны и все стороны равны. Фигура похожа на платочек, сиденье стула.
Следующая игра, ее можно проводить, разделив игроков на 2 команды.
Игра «Живые числа»
-Каждый игрок берет по одной карточке с цифрой. Под музыку все игроки танцуют. По сигналу «Встаньте по порядку» - команда должна построиться в последовательности от 1 до 5 или от 1-10. Молодцы обе команды правильно выстроились.
-А сейчас я буду загадывать загадку о цифре, а вы должны вылепить ответ.
«Вылепи цифру»
Как – то ночью старый стул спинкой вниз перевернул. И теперь у нас в квартире стал он цифрою (4)
Эта циферка с секретом. И зимой, и жарким летом различишь едва-едва, где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадай-ка! Она большая зазнавайка. Единицу сложишь с двойкой и получишь цифру (3).
-А сейчас я предлагаю вам игру, которая может служить динамической паузой на занятии
«Полминутки для шутки»
Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов (8).
Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас ( 6).
Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (5)
Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (9)
Сколько точек в круге, столько раз поднимем руки. (6)
- Молодцы! Немного отдохнули, а сейчас посмотрим, кто у нас самый внимательный.
Игра «Кто самый внимательный»
Раздаю счетные палочки, показываю карточку с узором в течение 30 сек, затем убираю. Вы должны воспроизвести узор на столе.
Далее давайте еще поработаем со счетными палочками: (здесь мы развиваем моторику и математические знания)
Сделайте из палочек 2 треугольника. Сложи их так, чтобы получился квадрат.
Выложите квадрат и прямоугольник. Какая фигура больше? Сколько палочек понадобилось?
Выложи треугольник внутри квадрата. Сколько получилось треугольников?
Положите желтую палочку между красной и синей. Над синей положите 5 зеленых, под желтой – 4 красных и т.д. Вариантов в игре множество.
На занятиях по математике детям очень нравится тренажер «Цветные ладошки».
Он развивает цветовосприятие, ориентировку в пространстве, обучает счету и развивает умение пользоваться схемами.
Сколько ладошек ( красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
Сколько квадратов (красного, зеленого, синего, желтого) цвета?
Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать 3 шага вправо и 2 вниз, где мы окажемся?
Загадай маршрут товарищу.
- Молодцы! Хорошо поработали.
И напоследок, давайте с вами закрепим то, что вы сегодня увидели и узнали. Я предлагаю вашему вниманию «Старую» сказку на новый лад.
(участникам раздаются маски)
Воспитатель: Купил дед компьютер. Установил его, а как включить не знает. Ходит вокруг него. Думает, что за аппарат, на что похож. Напоминает какую-то фигуру.
Воспитатель: А компьютер включится в том случае, если правильно ответите на вопросы.
- А на какую геометрическую фигуру похож монитор компьютера?
Дед: - А похож он на прямоугольник.
Воспитатель: - А какие еще вы знаете предметы похожие на прямоугольник? (ответы)
- А какие еще геометрические фигуры вы знаете? (ответы)
Но компьютер все равно не включается. Позвал дед бабку. Пришла бабка, охает, ахает, ходит вокруг него. То с одной стороны зайдет, то с другой.
- А скажите где стоит бабка? (ответы: слева, справа, за, перед….)
Но компьютер не включается. Позвала бабка внучку. Пришла внучка и говорит:
Внучка: - Компьютер уже не модно, я в планшетах и смартфонах лучше разбираюсь.
Воспитатель: - А давайте сравним компьютер, планшет и смартфон (ответы)
Но все-таки компьютер нам включить не удалось. Позвала внучка Жучку. А жучка в это время за двором бегала. (на ковре 2 ленты: длинная и короткая)
- А скажите, пожалуйста, по какой дороге Жучка быстрее добежит до дома (предлагаем на выбор 2 дорожки, разные по длине).
- Это дорожка какая? (короткая)
- А эта? длинная)
- Почему выбрали эту дорожку? (ответы)(Бежит жучка по короткой дорожке)
Воспитатель: - Жучка полаяла на компьютер, а он не включается. Позвала Жучка кошку. Легла кошка на теплый системник и уснула.
Воспитатель: - А скажите, пожалуйста, когда мы спим? (ночью)
- А когда в детский сад идем? (утром)
- Обедаем когда? (днем)
- Когда возвращаемся домой? (вечером)
- Сейчас какое время суток? (день)
- Мы с вами что делаем? (играем)
- Давайте и кошку разбудим.
Кошка проснулась, позвала мышку. Мышка прибежала, хвостиком махнула, кнопочку зацепила компьютер и включился.
Воспитатель: - Теперь нужно ввести пароль. Для этого вспомним.
- Который по счету был дед? (1-й) Найди карточку с цифрой 1.
- Которая по счету была бабка? (2-я) Найди карточку с цифрой 2.
- Которая по счету была внучка? (3-я) Найди карточку с цифрой 3.
- Которая по счету была Жучка? (4-я) Найди карточку с цифрой 4.
- Которая по счету была кошка? (5-я) Найди карточку с цифрой 5.
- Которая по счету была мышка? (6-я) Найди карточку с цифрой 6.
Воспитатель: И для того чтобы компьютер открылся нужно выстроиться по порядку. (1, 2, 3, 4, 5, 6)
И компьютер включился!
- Ну, теперь, уважаемые коллеги, просмотрев сказку «Репка», я думаю вы ответите мне на вопрос.
- С помощью чего, в дошкольном возрасте, можно сделать математику яркой и увлекательной игрой? (с помощью сказки и игры)
- И какие математические понятия мы закрепили данной сказкой? (порядковый счет, геометрические фигуры, понятия «длинный - короткий», «больше – меньше», части суток, пространственная ориентация). Здесь мы увидели, как ребенок из пассивного наблюдателя превращается в активного участника.
Я еще раз благодарю вас за терпение, активность и желаю здоровья, успехов и профессионального оптимизма! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Всего вам большого и светлого. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...

МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...

Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...

Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...

Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...
Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»
Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...
