Обучение грамоте Тема: Звук В- Вь
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тема: Звук  [в] и [вь] ,  буква В.

Задачи:

1.Образовательные:

1.Научить детей правильно произносить звуки [в] и [вь]и давать акустика – артикуляционную характеристику.

2.Учить дифференциации  звуков [в] и [вь].

3. Формировать умение  определять место изучаемых звуков в словах, делить слова на слоги; выкладывать звуковую схему слова.

4.Закрепить умение узнавать букву В.

5.Совершенствовать умение правильно строить предложения.

2.Развивающие:

1.Развивать у детей фонематический слух.

2Развивать связную речь.

3.Развивать умение читать слоги.

3. Воспитательные: ­ 

1.Воспитывать самоконтроль за речью.

2.Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

3. Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звук В-Вь21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте.

Тема: Звук  [в] и [вь] ,  буква В.

Задачи:

1.Образовательные:

1.Научить детей правильно произносить звуки [в] и [вь]и давать акустика – артикуляционную характеристику.

2.Учить дифференциации  звуков [в] и [вь].

3. Формировать умение  определять место изучаемых звуков в словах, делить слова на слоги; выкладывать звуковую схему слова.

4.Закрепить умение узнавать букву В.

5.Совершенствовать умение правильно строить предложения.

2.Развивающие:

1.Развивать у детей фонематический слух.

азвивать связную речь.

3.Развивать умение читать слоги.

3. Воспитательные:  

1.Воспитывать самоконтроль за речью.

2.Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

3. Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: проектор, доска, презентация к занятию, сигнальные фонарики, раздаточный материал для игры «Подарок воробью и верблюду», звуковые полоски, фишки синие, зеленые, красные.

Ход занятия

1.Организационный момент

В: Собрались все дети в круг,

Я –твой друг и ты –мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

В. Сядет тот, кто назовет любое слово и скажет, сколько в нем слогов

(дети садятся на места)
В. Отгадайте загадки
Видали мы его не раз
Он скачет в двух шагах от нас,
- Чик-чирик! Чик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый …
Дети: Воробей.

В. Назовите первый звук в слове воробей.
Дети: В слове воробей первый звук В.

В. Правильно. Послушайте вторую загадку.

Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам.
Дети: Это верблюд.

В. Назовите первый звук в слове верблюд?
Дети: В слове верблюд первый звук Вь.

В.  Молодцы. Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [в] и [вь] и буквой В.

II. Основная часть.

В. Произнесите звук [в].

Дети. Дети поизносят звук.

В. Давайте расскажем про этот звук.

В. Посмотрите, когда мы произносим звук [в] .Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам , верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
В.Давайте проверим вмете. Произнесите звук [ в]. Горло дрожит?

Дети. Да

В. А теперь закройте уши. Произнесите звук. Слышим звук?

Дети. Да.

В. Давайте вспомним, какие бывают звуки?

Дети. Гласные и согласные.

В. Скажите звук [ в] какой?

Дети. Звук [ в]  - согласный, твердый, звонкий, обозначим синим цветом.

В.  Молодцы. У звука [ в] есть младший братик звук [в’]. Произнесите его.

Дети. Дети поизносят звук [в’].

В. Посмотрите, когда мы произносим звук [в’] . Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам , верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

В. Что мы можем сказать про этот звук? Какой он?

Дети. Звук  [в’ ] - согласный, мягкий, звонкий, обозначим зеленым цветом.

В. Скажите, чем похожи звуки [в] и [вь] при произношении?

Дети. Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам , верхняя губа слегка приподнята.

В. Скажите, в чем отличается произношение звука[в] и [вь].

Дети. Когда произносим звук [в] кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский.

А когда произносим звук [в’] кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута.

В. Молодцы дети.

В. Предлагаю поиграть в игру: «Покажи нужную фишку».

Если услышите твердый звук ] поднимаете  синий сигнал. А если звук мягкий звук  [в’], то зеленый.

а, в, и, в’, в, г, в, у, ф, в…

ва, ви, бо, ву,ке, ве, во…

вода, весы, вагон, самовар, девять, танк, квас, ветка…

В. Следующая игра называется: «Речевая разминка». Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.

ва – ву – ви,

ква – кву – кви,

аво - авы - ави;

ВА – ВА – ВА – выросла трава.

ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.

ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.

В. Дети, перед вами карточки, вам нужно соединить картинки, где есть звук ]  с воробьем, а где есть звук [в’]  с верблюдом. Возьмите фломастер и начинаем выполнять.

Дети.  Выполняют задание.

В. А сейчас поменяемся карточками и проверим друг друга.

В. Молодцы, справились.  Пора нам немного отдохнуть.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол спокойно сесть.
(дети выполняют движение по тексту.)

В. Перед вами три домика , вам нужно заселить картинки в эти домики. Нужно определить в словах , где находится звук [в].

Дети. Волк – в начале слова;
Диван – в середине слова;
Вата – в начале слова;
Вода – в начале слова;
Слива – в середине слова.
В. А теперь разделите эти слова на слоги.

Дети. Волк- 1 слог.

Ди-ван- 2 слога.

Ва-та- 2 слога.

Во-да- 2 слога.

Сли-ва- 2 слога.
В. Молодцы, справились с заданием.

Предлагаю вам сделать звуковой анализ слова ВИЛКА.

в   — согласный, звонкий, мягкий , обозначим зеленым цветом.
и   — гласный, ударный, обозначим красным цветом.
л    — согласный, звонкий , твёрдый , обозначим синим цветом.
к    — согласный, глухой, твёрдый , обозначим синим цветом.

а   — гласный, безударный, обозначим красным цветом.

 Молодцы!

В. Дети, каждый звук обозначается буквой. Давайте вспомним. Звуки мы, что делаем?

Дети. Слышим, произносим.

В. А буквы мы ?

Дети. Видим, читаем, пишем?

В. Звуки[в] и [вь] обозначаются буквой В.

В. Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Проезжих ожидая.
С.Маршак.
В. Давайте вместе нарисуем букву В в воздухе.

Дети. Выполняют задание.

В.В какую сторону будет смотреть буква В

Дети. Вправо.

В. Верно. Посмотрите на экран. Сейчас вместе прочитаем слоги.  

Дети.  Читаем прямые слоги ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ; обратные  слоги АВ, ОВ, УВ, ИВ, ЫВ.

В. Предлагаю придумать предложения про воробья и верблюда.

Дети. Ответы детей. Молодцы.

III. Заключительная часть.

В. Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы работали?

Дети. Со звуками [в] и [вь] и с буквой В.

В. Чем похожи звуки [в] и [вь]  ?

Дети. Они оба согласные и оба звонкие.

В. Чем отличаются звуки [в] и [вь]  ?

Дети. Звук [в] – твёрдый, а звук [вь ] – мягкий.

В. Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего?

Дети. Ответы детей.

В. Что вызвало затруднения?

Дети. Ответы детей.

В.Молодцы. Воробью и верблюду понравилось,  как вы работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».

Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.

   Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».

Уважаемые коллги!Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: Звук [К]. Звук [К\']

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) группы номер 8 «Мозаика» общераз...