Обучение грамоте Тема: Звук В- Вь
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Тема: Звук [в] и [вь] , буква В.
Задачи:
1.Образовательные:
1.Научить детей правильно произносить звуки [в] и [вь]и давать акустика – артикуляционную характеристику.
2.Учить дифференциации звуков [в] и [вь].
3. Формировать умение определять место изучаемых звуков в словах, делить слова на слоги; выкладывать звуковую схему слова.
4.Закрепить умение узнавать букву В.
5.Совершенствовать умение правильно строить предложения.
2.Развивающие:
1.Развивать у детей фонематический слух.
2Развивать связную речь.
3.Развивать умение читать слоги.
3. Воспитательные:
1.Воспитывать самоконтроль за речью.
2.Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
3. Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте.
Тема: Звук [в] и [вь] , буква В.
Задачи:
1.Образовательные:
1.Научить детей правильно произносить звуки [в] и [вь]и давать акустика – артикуляционную характеристику.
2.Учить дифференциации звуков [в] и [вь].
3. Формировать умение определять место изучаемых звуков в словах, делить слова на слоги; выкладывать звуковую схему слова.
4.Закрепить умение узнавать букву В.
5.Совершенствовать умение правильно строить предложения.
2.Развивающие:
1.Развивать у детей фонематический слух.
2Развивать связную речь.
3.Развивать умение читать слоги.
3. Воспитательные:
1.Воспитывать самоконтроль за речью.
2.Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
3. Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование: проектор, доска, презентация к занятию, сигнальные фонарики, раздаточный материал для игры «Подарок воробью и верблюду», звуковые полоски, фишки синие, зеленые, красные.
Ход занятия
1.Организационный момент
В: Собрались все дети в круг,
Я –твой друг и ты –мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
В. Сядет тот, кто назовет любое слово и скажет, сколько в нем слогов
(дети садятся на места)
В. Отгадайте загадки
Видали мы его не раз
Он скачет в двух шагах от нас,
- Чик-чирик! Чик-чирик!
Кто к этой песне не привык?
Всю жизнь свою среди людей
Проводит смелый …
Дети: Воробей.
В. Назовите первый звук в слове воробей.
Дети: В слове воробей первый звук В.
В. Правильно. Послушайте вторую загадку.
Зверь я горбатый,
Но нравлюсь ребятам.
Дети: Это верблюд.
В. Назовите первый звук в слове верблюд?
Дети: В слове верблюд первый звук Вь.
В. Молодцы. Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [в] и [вь] и буквой В.
II. Основная часть.
В. Произнесите звук [в].
Дети. Дети поизносят звук.
В. Давайте расскажем про этот звук.
В. Посмотрите, когда мы произносим звук [в] .Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам , верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
В.Давайте проверим вмете. Произнесите звук [ в]. Горло дрожит?
Дети. Да
В. А теперь закройте уши. Произнесите звук. Слышим звук?
Дети. Да.
В. Давайте вспомним, какие бывают звуки?
Дети. Гласные и согласные.
В. Скажите звук [ в] какой?
Дети. Звук [ в] - согласный, твердый, звонкий, обозначим синим цветом.
В. Молодцы. У звука [ в] есть младший братик звук [в’]. Произнесите его.
Дети. Дети поизносят звук [в’].
В. Посмотрите, когда мы произносим звук [в’] . Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам , верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).
В. Что мы можем сказать про этот звук? Какой он?
Дети. Звук [в’ ] - согласный, мягкий, звонкий, обозначим зеленым цветом.
В. Скажите, чем похожи звуки [в] и [вь] при произношении?
Дети. Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам , верхняя губа слегка приподнята.
В. Скажите, в чем отличается произношение звука[в] и [вь].
Дети. Когда произносим звук [в] кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский.
А когда произносим звук [в’] кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута.
В. Молодцы дети.
В. Предлагаю поиграть в игру: «Покажи нужную фишку».
Если услышите твердый звук [в] поднимаете синий сигнал. А если звук мягкий звук [в’], то зеленый.
а, в, и, в’, в, г, в, у, ф, в…
ва, ви, бо, ву,ке, ве, во…
вода, весы, вагон, самовар, девять, танк, квас, ветка…
В. Следующая игра называется: «Речевая разминка». Сначала послушайте, как я скажу, а потом повторите также.
ва – ву – ви,
ква – кву – кви,
аво - авы - ави;
ВА – ВА – ВА – выросла трава.
ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.
ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.
В. Дети, перед вами карточки, вам нужно соединить картинки, где есть звук [в] с воробьем, а где есть звук [в’] с верблюдом. Возьмите фломастер и начинаем выполнять.
Дети. Выполняют задание.
В. А сейчас поменяемся карточками и проверим друг друга.
В. Молодцы, справились. Пора нам немного отдохнуть.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол спокойно сесть.
(дети выполняют движение по тексту.)
В. Перед вами три домика , вам нужно заселить картинки в эти домики. Нужно определить в словах , где находится звук [в].
Дети. Волк – в начале слова;
Диван – в середине слова;
Вата – в начале слова;
Вода – в начале слова;
Слива – в середине слова.
В. А теперь разделите эти слова на слоги.
Дети. Волк- 1 слог.
Ди-ван- 2 слога.
Ва-та- 2 слога.
Во-да- 2 слога.
Сли-ва- 2 слога.
В. Молодцы, справились с заданием.
Предлагаю вам сделать звуковой анализ слова ВИЛКА.
в — согласный, звонкий, мягкий , обозначим зеленым цветом.
и — гласный, ударный, обозначим красным цветом.
л — согласный, звонкий , твёрдый , обозначим синим цветом.
к — согласный, глухой, твёрдый , обозначим синим цветом.
а — гласный, безударный, обозначим красным цветом.
Молодцы!
В. Дети, каждый звук обозначается буквой. Давайте вспомним. Звуки мы, что делаем?
Дети. Слышим, произносим.
В. А буквы мы ?
Дети. Видим, читаем, пишем?
В. Звуки[в] и [вь] обозначаются буквой В.
В. Вот буква В
Видна вдали –
Красивая, витая,
Как будто крендель испекли,
Проезжих ожидая.
С.Маршак.
В. Давайте вместе нарисуем букву В в воздухе.
Дети. Выполняют задание.
В.В какую сторону будет смотреть буква В
Дети. Вправо.
В. Верно. Посмотрите на экран. Сейчас вместе прочитаем слоги.
Дети. Читаем прямые слоги ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ; обратные слоги АВ, ОВ, УВ, ИВ, ЫВ.
В. Предлагаю придумать предложения про воробья и верблюда.
Дети. Ответы детей. Молодцы.
III. Заключительная часть.
В. Давайте вспомним, с каким звуком и буквой мы работали?
Дети. Со звуками [в] и [вь] и с буквой В.
В. Чем похожи звуки [в] и [вь] ?
Дети. Они оба согласные и оба звонкие.
В. Чем отличаются звуки [в] и [вь] ?
Дети. Звук [в] – твёрдый, а звук [вь ] – мягкий.
В. Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего?
Дети. Ответы детей.
В. Что вызвало затруднения?
Дети. Ответы детей.
В.Молодцы. Воробью и верблюду понравилось, как вы работали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

По обучение грамоте.Тема: «Звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Обобщающее понятие: гласные звуки. Буквы А, О, И, У, Э, Ы.».
Повторить произношение и артикуляцию звуков [а], [о], [и], [у], [э], [ы] умение слышать звуки в слове в различной позиции: начало, середина, конец слова и голосом выделять звук в слове. Учить придум...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему занятий по обучению грамоте детей с ОНР, которая построена так , чтобы подвести ребёнка к осмыслению способа чтения, сформировать внимание к словам, их фонетике, морфо...
Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Звуки С, СЬ. Буква С.
Данный конспект отражает систему зантятий по обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, которая построено так, чтобы подвести ребенка к осмыслению способов чтения, сформиро...

Коррекционная НОД для детей 6-7 лет по формированию звукового анализа и обучению грамоте. Тема : «Звук [ЙОТ]. Буква «Й».
Уважаемые коллги!Предлагаю Вашему вниманию конспект коррекционной НОД для детей 6-7 лет, посещающих подготовительную к школе группу для детей с ТНР. Форма организации: фронтальная....

Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: «Звуки и буква Д»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе с использование ЭОР....

Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) Тема: Звук [К]. Звук [К\']
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко»Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) группы номер 8 «Мозаика» общераз...