«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
методическая разработка (старшая группа)
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аяс» комбинированного вида с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
Выполнила: воспитатель старшей группы
Куулар Чодураа Алексеевна
I кв. категория
с. Кызыл-Мажалык-2024г.
«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по нравственно-патриотическому воспитанию. Именно в наше время воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны является одной из важнейших задач образования. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного образования. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь заложено. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения.
Цели и задачи нравственно-патриотического воспитания в ДОУ:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формирование представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, о государственных праздниках;
- знакомство с устным народным творчеством;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- воспитание уважения к труду;
- расширение представлений о природе;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование чувств гражданской принадлежности;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи должны реализовываться в детском саду на протяжении всего дошкольного детства во всех возрастных группах, по разным направлениям и решаться во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту.
Формы работы с детьми:
- организованная образовательная деятельность;
- чтение художественной литературы;
- игры-драматизации, инсценирование по русским народным сказкам и потешкам;
- народные и сюжетно-ролевые игры;
- продуктивная деятельность, выставки детско-родительских поделок
- праздники, развлечения, досуги;
- участие в конкурсах, акциях, флешмобах;
- целевые прогулки и экскурсии.
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает учёт регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Работа в этом направлении подразумевает организацию развивающей предметной среды, что способствует формированию любви к культурному наследию своего народа. Так в нашем детском саду организован мини-музеи, а в каждой возрастной группе – патриотический уголок.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином Родины.
Песенки и потешки, сложенные русским народом – детский фольклор - первое, с чем знакомятся малыши. Их обыгрывание является доступным эмоциональным средством приобщения детей к малым жанрам устного народного творчества.
Роль тувинских народных сказок в нравственно-патриотическом воспитании неоценима. Сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому.
Тувинские народные сказки, полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей.
Развитие интереса к русским традициям – один из главных путей нравственно-патриотического воспитания.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, так как они занимательны по форме, доступны для их возрастного развития и несут в себе тысячелетний опыт народных традиций.
Необходимо вести работу по формированию у ребёнка чувства любви к Малой родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт. Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность.
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родной края, к его традициям и быту; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях истории родной местности.
Невозможно оценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям начинается с любви к самому близкому и родному человеку – маме. Воспитание у ребёнка уважения, чувства сопереживания, формирование осознанного понимания значимости мамы в жизни ребёнка, формирование у дошкольников семейных ценностей, становление устойчивой связи поколений является главной составляющей в нравственном воспитании.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО подразумевает воспитание физически здоровой личности. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов. Празднование Дня защитника Отечества способствует формированию у мальчиков понятия, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, её защитники.
Проблема воспитания подрастающего поколения в духе толерантности актуальна в настоящее время как никогда, так как она обусловлена изменениями последних лет в жизни страны. Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в раннем возрасте, в детском саду. Относиться с уважением и почтением к представителям различных национальностей является неотъемлемым условием толерантного воспитания.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали её наши предки, наши деды и прадеды. Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота и гражданина.
Формированию духовно-нравственных, гражданских и патриотических чувств у детей способствует участие в конкурсах, акциях, выставках, праздничных мероприятиях. Большое значение имеют семейные путешествия, экскурсии, посещение с родителями музеев, памятников. Ребята знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за своё Отечество.
Одним из средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников является природа родного края.
Природа - мощнейшее средство эмоционального воздействия на чувства и эмоции человека. Любовь к Родине через любовь к природе формируется постепенно в процессе накоплений знаний и представлений об окружающем мире. И если мы научим воспитанников видеть прекрасное вокруг себя, дорожить им, приумножать природные богатства, то, несомненно, мы вырастим патриота страны.
Как мы приобщили детей к нравственно-патриотическому воспитанию?
1. Приучили детей бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснили ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. С детьми мы сходили в библиотеку и посмотрели, как там хранятся книги. Этот игровой прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному отношению к книге.
2. Чтобы проявлять интерес наших детей к истории мы организовали экскурсию к памятнику «Кижи-Кожээ».
3. Если у ребенка есть строительный материал, можно предложить ему поострить дом. Когда дом построен, поиграйте с ребенком в «новоселье», помогите разместить кукол, зайчиков, мишек. Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
4. Воспитывайте у детей уважительно-бережное отношение к хлебу. Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено вмести с ребенком посушите остатки хлеба, сделайте сухарики.
5. Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в вашем труде.
6. Возвращаясь с ребенком из детского сада, предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?», «Давай рассказывать друг другу, кто больше заметить интересного по нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?» игра учит наблюдательности, помогает формировать представления об окружающем. Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с ребенком в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать ребенка беречь природу, охранять ее.
Вывод: нравственно-патриотическое воспитание способствует тому, что у ребёнка развиваются навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; развивается интерес к русским традициям и обычаям; появляется чувство ответственности и гордости за достижения страны, чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, району, стране, уважение к труду. Можно сказать, что в целом формируется социальная компетентность ребёнка.
Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее.
Список литературы:
1. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: Сфера, 2007.
Корчажинская С. Воспитываем патриотов //Дошкольное воспитание. – 2006. № 6. – С. – 27.
2. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Управление ДОУ. – 2005. – № 1. – С. 36 -46.
Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
3. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М.: – Мозаика – Синтез, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему: "Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности"
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравств...

Проект по самообразованию на тему «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
Проект по самообразованию на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»...

План по самообразованию «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» на 2021 – 2022 уч. год Подготовительная группа
План по самообразованию«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»...

Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности
Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности...

«Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности»
Тема самообразования: «Патриотическое воспитание в ДОУ через разные виды деятельности» «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к...

«Патриотическое воспитание старших дошкольников через разные виды деятельности»
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Ч...
