Буклет Логопедический ЛЭП бук
методическая разработка

Бадарчы Анай-Хаак Анатольевна

Логопедический ЛЭП бук рюкзак как иновационная игровая технология дошкольного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk_logopedicheskiy_lepbuk_ryukzak_badarchy_a.a.docx560.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Логопедический ЛЭП БУК - РЮКЗАК»

КАК ИННОВАЦИОННАЯ ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

        На сегодняшнем этапе конкурса «мастер класс», мне бы хотелось представить к вашему вниманию - «Логопедический ЛЭП БУК - РЮКЗАК» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. 

        Модернизация образования, введение Федеральная образовательная программа (ФОП) дошкольного образования (ДО) стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди логопедов дошкольных организаций. Современный учитель логопед на мой взгляд – это не только педагог, который идет в ногу со временем, он прежде всего должен быть логопедом – новатором. А новаторство предполагает не только применение новых идей и методов, но и использование в своей работе, неизвестные широкой публике технологии и методы. Результаты такой деятельности привели к появлению современного метода обучения в дошкольников в детском саду – это ЛЭП бук.

ЛЭП бук - (lapbook) представляет собой инновационную технологию, которая активно используется в образовательном процессе дошкольных учреждений. Этот метод позволяет создавать интерактивные и творческие папки, которые способствуют развитию различных навыков у детей, включая детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). В данном докладе рассмотрим, как ЛЭП бук может быть эффективно использован в работе учителя-логопеда для создания благоприятных условий для развития речи детей.

ЛЭП бук — популярный метод обучения, который используют родители и педагоги по всему миру, однако в России мало кто применяет. Впервые создавать ЛЭП буки начали американцы. Термин «ЛЭП бук» был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей как средство для систематизации информации. Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. ЛЭП бук можно использовать как в детском саду, так и дома, что говорит о том, что это не какой – нибудь недоступный материал, а вполне легкий при разработке и изготовлении доступное средство. Для этого требуется только креативный подход и целеустремленность.

ЛЭП бук -  это интерактивная папка, картонная книжка с разворотами, интересными вкладышами, кармашками, вращающимися и выдвижными деталями: незаменимая вещица в каждый детсад, каждому педагогу, а также учителям логопедам. Обычно в такой папке собирают материал по одной теме: цвета, животные, времена года и т.д. Эта книжка - раскладушка или самодельная бумажная папка с множеством разнообразных деталей, кармашками разных форм, мини-книжками, книжками-гармошками, конвертами, она способна заинтересовать любого ребенка, который может доставать, перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

Актуальностью моего мастер класса является то, что:

        В современном образовательном процессе дошкольного возраста особую значимость приобретают инновационные методы и технологии, направленные на развитие речи и коммуникативных навыков детей. Одной из таких технологий является логопедический ЛЭП БУК - РЮКЗАК. На сегодняшний день, этот инструмент представляет собой интерактивную и игровую форму обучения, которая способствует не только коррекции речевых нарушений, но и развитию познавательной активности, мышления и внимания у дошкольников.

ЛЭП бук отвечает требованиям ФОП дошкольного образования к развитию речи детей дошкольников:

  • поли функционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с обучаемым материалом;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста и младшим школьникам;
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

 Работа с ЛЭП буком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

  • включенность логопеда наравне с детьми,
  • добровольное присоединение детей к деятельности,
  • свободное общение и перемещение детей во время деятельности,
  • открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Цель: оптимизация логопедического процесса речевого развития дошкольников через использование современной образовательной технологии «ЛЭП бук – Рюкзак».

Задачи:

  • Анализ логопедической значимости: Исследовать, как логопедический ЛЭП бук - рюкзак способствует развитию речевых навыков у дошкольников.
  • Оценка образовательных результатов: Проанализировать, насколько эффективно логопедический ЛЭП бук – рюкзак помогает детям закреплять полученные знания и навыки.
  • Методические рекомендации: Разработать рекомендации для педагогов по интеграции логопедического ЛЭП бука - рюкзак" в образовательный процесс.

Предложить варианты использования ЛЭП бука в различных образовательных областях, таких как развитие речи, математические навыки, познавательное развитие и т.д.

  • Практическое применение:

Описать конкретные примеры и случаи успешного применения логопедического ЛЭП бука – Рюкзака " в работе учителя логопеда.

Проанализировать отзывы педагогов и родителей о данной технологии и её влиянии на развитие детей.

Виды ЛЭП буков и их применение в своей работе

  1. Тематические ЛЭП бук - рюкзаки: Создаются по определенной теме (например, времена года, животные, профессии) и помогают систематизировать знания детей.
  2. Проектные ЛЭП бук - рюкзаки: Используются для реализации проектной деятельности, где дети исследуют определенную тему и представляют результаты в виде ЛЭП бука. (патриотическое воспитание, ПДД и т.д.)
  3. Игровые ЛЭП бук - рюкзаки: Включают различные игровые элементы, которые помогают закрепить полученные знания и развить навыки через игру.
  4. Логопедические ЛЭП бук - рюкзаки: Специально разработаны для коррекции речевых нарушений и включают упражнения на развитие фонематического слуха, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика и связной речи.

Примеры использования ЛЭП бука - рюкзака

в логопедической практике

  • Развитие фонематического слуха: ЛЭП бук - рюкзак может включать развороты с картинками и заданиями, направленными на развитие фонематического слуха (например, различение звуков, определение их места в слове).
  • Артикуляционная гимнастика: В ЛЭП буке можно разместить карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики, которые ребенок будет выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.
  • Развитие связной речи: ЛЭП бук - рюкзак может содержать мини-книги с рассказами, которые ребенок будет читать и пересказывать, развивая навыки связной речи.
  • Развитие внимания и памяти: ЛЭП бук - рюкзак способствует развитию устойчивого внимания и памяти у детей, так как они активно участвуют в процессе создания и заполнения разворотов; 
  • Творческое воображение: Дети могут проявлять свою фантазию и креативность, оформляя ЛЭП бук, что способствует развитию творческого мышления;
  • Интеграция образовательных областей: ЛЭП бук - рюкзак - рюкзак позволяет естественным образом объединять различные образовательные области, что способствует целостному восприятию мира дошкольниками 1.
  • Интерактивность и мотивация: ЛЭП бук - рюкзак делает процесс обучения более интересным и увлекательным, что повышает мотивацию детей к учебе 3.
  • Индивидуальный подход: ЛЭП бук - рюкзак может быть адаптирован под индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка, что особенно важно в логопедической практике;
  • Поддержка детей с ОВЗ: ЛЭП бук - рюкзак обеспечивает равенство возможностей для всех детей, независимо от их особенностей. Это особенно важно для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья»), так как технология позволяет адаптировать задания под индивидуальные потребности каждого ребенка, способствуя их полноценному развитию.
  • Вовлечение семьи в образовательный процесс: ЛЭП бук - рюкзак может быть использован не только в доме, в детском саду, но и школе. Это способствует вовлечению родителей в образовательный процесс, укрепляет связь между семьей и детским садом, а также позволяет детям делиться своими достижениями с близкими.

Федеральная образовательная программа (ФОП) дошкольного образования (ДО) определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и мог выражать свои мысли и желания.

Так как, своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка - логопедическая коррекционная работа в детском саду направлена на исправление речевых недостатков, которые препятствуют успешному освоению программного материала. При этом одной из главных задач является нормализация звуковой стороны речи. Для ее реализации в поиске новых форм организации образовательной деятельности находятся или находились не только воспитатели детских садов, но и логопеды.  

Все мы знаем, что проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности. Дети не хотят заниматься тем, что им неинтересно.  Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий.

Одним из новых технологий, методов, подходов, идей, способов и средств обучения дошкольников, в связи с внедрением ФГОС, является ЛЭП бук, который и стал результатом моего поиска. Ребенок (или группа детей), взяв в руки такую папку, выполняет задания, рассматривает картинки, разбирает схемы, тем самым в легкой и непринужденной форме закрепляет и расширяет свои знания по определенной теме.

Работа с родителями. Какой бы наша логопедическая деятельность не была разносторонней, инновационной, передовой: без помощи родителей наших детей нам бы не удалось добиться тех замечательных результатов, которых мы видим сегодня. Для повышения логопедической компетентности родителей про «ЛЭП бук - рюкзак» был создан информативный уголок логопеда.

При создании ЛЭП бук - рюкзака нам нужны фантазия и разнообразные материалы для основы и оформления. Чтобы создать яркий нетрадиционной формы ЛЭП бук - рюкзак –я приобрела создала с помощью родителей: они добровольно помогали приобрести материалы, а те талантливые мамы и папы с «золотыми руками» помогали изготовить основу рюкзака, сшить обертку, пришить кармашки, застежки и т.д. Работая с родителями по этому направлению я могу сказать, что родители сделали следующие выводы:

  • положительно оценили логопедическую деятельность нашего детского сада;
  • готовность и желание помогать логопеду;  
  • активизация логопедического потенциала родителей;
  • приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
  • использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях;
  • чувство удовлетворенности от совместного творчества.

В перспективе мною планируется работа по изготовлению ЛЭП буков с другими формами для заинтересованности детей с участием родителей. Данная форма работы поможет установить более доверительные отношения в работе с семьей. А также повысит родительскую компетентность и даст возможность родителям не только узнать интересы и потенциал своего ребенка, но и развить их.

Также хочется подчеркнуть, что ЛЭП бук - рюкзак могут делать:

  • Воспитатели;
  • Воспитатели с детьми;
  • Педагоги, дети и родители;
  • Дети и родители;
  • Родители
  • Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.

Работа с педагогами.

Так как, данная тема моей логопедической находки вызвал мой особый интерес в рамках темы самообразования «Игровые технологии как средство развития речи детей с ОНР» для коллег проводила:

Семинар-практикум «Использование технологии «ЛЭП бук - рюкзак» в коррекционной работе учителя-логопеда»;

Мастер –класс «Изготовление интерактивной папки «ЛЭП БУК - РЮКЗАК (Lapbook)»;

Консультация «Зачем нужен ЛЭП бук?»

Предполагаемый результат:

Таким образом, хочу ответить на вопрос – почему я выбрала «ЛЭП бук – Рюкзак»? Использование таких ярких красочных пособий, позволяет решать сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
  • увеличить объем коррекционного воздействия.

Еще одним немаловажным фактором выбора данной технологии как логопедическую находку, которая оправдала себя наиболее успешной, удобной при применении и актуальной в настоящее время находкой является то, что темой моего самообразования является «Игровые технологии как средство развития речи детей с ОНР». Так как ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, мой выбор пал именно на игровые технологии. Ведь игра должно присутствовать на каждом этапе коррекционно-образовательного процесса в детском саду.  За весь период работы по самообразованию мною было исследовано, прочитано немалое количество методической, логопедической литературы про игровые технологии, способы, методы, приемы. Самой эффективной, разносторонней, затрагивающей все аспекты логопедической деятельности из игровых технологий является – инновационная технология «ЛЭП бук - рюкзак», по-другому ЛЭП бук.    

Все мы знаем, что вовлечь ребёнка в любую деятельность возможно лишь в том случае, когда ему интересно, когда он увлечён и играет. В связи с этим мною было решено оформить и собрать, игры и дидактический речевой материал в ЛЭП бук. А чтобы заинтересовать детей, решила создать ЛЭП бук - рюкзак в виде – рюкзака. Одним из особенностей технологии ЛЭП бук - рюкзак является ее собирательная функция. т.е. собранные в одном рюкзаке ЛЭП буке дидактические игры и материалы наиболее удобный вариант при изучении нового материала или же при повторении, закреплении пройденной лексической темы. Мною было изготовлено следующие ЛЭП бук-рюкзаки по темам:

             «Лого-рюкзак» - это аналог сундучка логопеда, в котором собран весь диагностический инструментарий для диагностики развития речи детей;

  • «Мой дом. Мебель»;
  • «Времена года»;
  • «Региональный компонент»
  • «Транспорт»;
  • «Космос»;
  • «Мир животных»;
  • «Кинезиология»;

Использование, данных рюкзаков действительно повышается интерес у детей, мотивирует к дальнейшему плодотворному результату.

Вывод: ЛЭП бук - рюкзак является собирательным материалом, средством систематизации информации, ЛЭП бук - рюкзак - рюкзаки помогают решать коррекционно-развивающие задачи:

  • Расширение словарного запаса;
  • Развитие самостоятельной связной речи;

На основании этого, мне бы хотелось сделать вывод о том, что моя логопедическая находка «ЛЭП бук - рюкзак как инновационная игровая технология дошкольного обучения» является одним из самых востребованных и актуальных инновационных технологий, которая решает ряд задач:

1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает ЛЭП бук - рюкзак и с радостью повторяет пройденное.

3. Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию (если будет делать сам).

4. ЛЭП бук - рюкзак хорошо подойдет для занятий в группах. Тем самым помогая логопедам, правильно организовать не только коррекционо-образовательный процесс, но и воспитательно-образовательный процесс. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки

с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать, и т. д.).

Также планирую создать электронный ЛЭП бук. В него будут входить электронные дидактические игры, которые на будущее планирую разрабатывать.  

Заключение:

Логопедический лэпбук "Рюкзак" является эффективным и инновационным инструментом в дошкольном образовании. Он способствует развитию речевых навыков, повышает мотивацию детей к обучению и помогает закреплять полученные знания. Внедрение данной технологии в образовательный процесс детских садов позволяет значительно повысить качество дошкольного образования и подготовить детей к успешному обучению в школе.

Для себя я определила, что ЛЭП бук - рюкзак – это не просто метод, помогающий закрепить полученные знания, это полет фантазий, который предполагает положительные результаты.

Так как, задача взрослого придавать детям уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6 издание., - М.6 Мозаика – Синтез, 2020. -368 с.
  2. Нищева Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020
  3. Блохина Елена, Лиханова Тамара. ЛЭП бук - рюкзак – «наколенная книга» // Обруч. 2015. №4. С. 29–30.
  4. Гатовская Д. А. ЛЭП бук - рюкзак как средство обучения в условиях ФГОС / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 162-164.
  5. Мой дом. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 8 л.
  6. Деркунская В.А., Рындина А.Г. Игровые приемы и коммуникационные игры для детей старшего дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 112 с.
  7. Колесникова Е.В. Звуки и буквы. Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. Москва, 2012г.
  8. Колесникова Е.В. Слова, слоги, звуки. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Демонстрационный материал и учебно-методическое пособие. Москва, 2012г.
  9. Колобок. Наглядно-дидактическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 8 л.
  10. Прочитай по первым буквам. Развивающая игра. – М.: Весна-Дизайн, 2007. – 8 л.
  11. Развитие речи в картинках: занятия детей. Демонстрационный материал к пособиям О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 8 л.

Электронные ресурсы:

  1. Кашицева О.А. Что такое лэпбук. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://konkurs-dlya-pedagogov.info/seminar-praktikum-dlya-pedagogov-chto
  2. Мартынова Н.Т. ЛЭП бук - рюкзак как вид совместной деятельности взрослого и детей. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dl
  3. https://www.maam.ru/detskijsad/-igrovaja-inovacionaja-tehnologija-lyepbuk.html 
  4. https://www.maam.ru/detskijsad/-lyepbuk-kak-inovacionaja-tehnologija-doshkolnogo-obuchenija.html 

Муниципальная автономная дошкольная образовательная организация

 детский сад комбинированного вида №4 «Челээш» г.  

Шагонар Улуг – Хемского района Республика Тыва

C:\Users\Dell 8\Downloads\Без названия (1).jpg

 

МАСТЕР – КЛАСС  

«Логопедический ЛЭП БУК - РЮКЗАК»

КАК ИННОВАЦИОННАЯ ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Учитель-логопед:

Бадарчы Анай-Хаак Анатольевна

Шагонар - 2025 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет логопедический массаж ложками в сеьях неслышащих дошкольников.

В буклете представлен практический материал для реализации полученных знаний на мастер-классе. Буклет включает упражнения на развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж лица, речевой материал сопров...

Буклет "Логопедический массаж ложками"

Массажные движения лица   сначала выполняет ребенку кто-то из взрослых, а затем, постепенно обучайте ребенка самомассажу (используйте зеркало – это поможет ребенку контролировать выполняемые...

Буклет"Логопедические игры для детей раннего возраста (для домашних занятий с родителями)".

В буклете содержаться игры для развития речи детей раннего возраста....

Буклет логопедические игры

Буклет логопедические игры...

Буклет "Логопедический массаж" (практикум).

Комплекс массажа (самомассажа) лица и пальцев рук для малышей «Солнышко проснулось»....

Буклет "Логопедический массаж. Логопед советует".

Логопедический массаж преследует следующие цели: стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка; снижение усиленного слюноотделения; снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции...

Буклет "Логопедический массаж язычной мускулатуры с речевым сопровождением"

Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия, используемых при коррекции тяжелых речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносител...