Мастер-класс: "Игровые технологии для развития интеллектуального творчества ребенка"
материал (средняя группа)
Мастер-класс: "Игровые технологии для развития интеллектуального творчества ребенка"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 118.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии для развития интеллектуального творчества ребенка.
Создание условий, обеспечивающих развитие интеллектуального творчества детей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования.
Практика показывает, что на успешность обучения и развития влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма его подачи, которая способна вызывать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Необходимо окружить ребенка такой средой, которая стимулировала бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка.
Цель воспитателя - обогащать игровой опыт каждого ребенка, повышая тем самым влияние игры на его интеллектуальное развитие.
В настоящее время существует большое количество инновационных игровых педагогических технологий интеллектуально-творческого развития дошкольников.
Рассмотрим, применение, каких игровых технологий, способствует интеллектуально-творческому развитию детей раннего и дошкольного возраста.
- «Цветные палочки Кюизенера»
«Цветные палочки Кюизенера» рекомендуется использовать в работе с детьми от трёх лет.
Набор счётных палочек, разработанный математиком из Бельгии Дж. Кюизенером, популярен во всём мире.Пособие предназначено в первую очередь для развития у дошкольников математических представлений , но оно затрагивает и другие образовательные области.
На первом этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Они строят из палочек, как из конструктора, объемные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма.
На втором этапе палочки выступают уже как средство обучения математики: для упражнения в счете и отсчете предметов.
Дети с интересом сравнивают палочки по цвету, длине, выкладывают лесенки от большего к меньшему; выполняют задания: «Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной», «Найди палочку того же цвета, что и у меня». Из палочек детям очень нравится строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки. Они развивают мелкую моторику рук, помогают научиться ориентироваться на листе бумаги. Подходят для развития восприятия, воображения.
Эффективное применение палочек Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (Например, с логическими блоками Дьенеша), а также и самостоятельно.
- Логические блоки Дьенеша
Логические блоки Дьенеша можно использовать с детьми от двух лет.
Логические блоки Дьенеша – универсальный материал для формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста. В наборе нет фигур, одинаковых по всем свойствам.
Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают инициативу, настойчивость в достижении цели.
В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчёркивается направленность на развитие логического мышления.
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме.
С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Применение блоков Дьенеша даёт возможность формировать все важные для умственного развития, и в частности для математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного детства.
Задачи, которые помогает реализовать пособие:
- Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с формой предметов и геометрическими фигурами;
- Формирование у детей мыслительных умений: сравнение, классификации, обобщение;
- Развитие элементарных навыков алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме;
- Развитие у детей внимания, памяти, восприятия.
3. «Квадрат Воскобовича»
«Квадрат Воскобовича» рекомендован для детей с двух лет.
Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мл друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой – синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат– трансформер».
Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра, или сказка об удивительных превращениях-приключениях квадрата». В ней "Квадрат" оживает и превращается в различные образы: домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик, конфетку и т.п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение того же предмета.
Этот квадрат-головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, речь, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, счетным материалом, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничений по возрасту.
Сказка об удивительных приключениях-превращениях квадрата
по играм В.В.Воскобовича
В самом обыкновенном городе, в самом обыкновенном доме жила совсем обычная семья: мама Трапеция, папа Прямоугольник и их сынишка — Квадрат. Братишек и сестричек у Квадрата не было, но зато был дедушка Четырехугольник, который жил в другом городе. Дедушка жил далеко, потому что добираться к нему надо было по суше, по воде и даже по воздуху. Так говорил папа.
Дедушка Четырехугольник часто писал письма. Однажды за завтраком папа сказал, что вчера он снова получил от дедушки письмо. Дедушка передает всем привет, желает доброго здоровья и спрашивает, кем его любимый внук Квадрат мечтает стать.
Превращение первое: ДОМИК
После завтрака мама с папой ушли на работу, а Квадрат остался дома один. «Интересно, а кем я могу стать?» — вспомнил Квадрат дедушкин вопрос и подошел к зеркалу. На него смотрел обыкновенный Квадрат, у которого все стороны были равны и все углы тоже были равны. «Всюду одинаковый и ничем не примечательный, — подумал про себя Квадрат. — То ли дело домик во дворе. Такой стройный! Такой нарядный! Вот если б я мог стать домиком». Квадрат подумал об этом робко и вдруг почувствовал, что уголки его пришли в движение и он как-то необычно сложился. Квадрат снова посмотрел на себя в зеркало и увидел ДОМИК. Конечно, он этому немного удивился, но невеселые мысли отвлекли его, и он снова превратился в Квадрат.
Превращение второе: КОНФЕТА
«Папа, конечно же, будет отвечать на дедушкино письмо и наверняка попросит меня что-нибудь приписать в конце,— подумал Квадрат. — Так уже однажды было: на новогодней открытке большими печатными буквами я сам написал поздравление дедушке».
И тут Квадрат вспомнил новогодний праздник, пушистую, нарядную елку и почему-то большую конфету. Она висела на ниточке среди красивых стеклянных игрушек и была ничуть не хуже их. «Вот бы мне стать конфетой», — подумал Квадрат и снова почувствовал, что уголки его ожили. Из зеркала на Квадрат смотрела КОНФЕТА.
На этот раз Квадрат не только удивился, но и задумался.
Превращение третье: ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ
«Что же это получается? — размышлял Квадрат. — Захотелось мне стать домиком, и я стал домиком. Захотелось стать конфетой, и я превратился в конфету. А если я захочу стать, — Квадрат стал напряженно думать, в кого бы ему превратиться,— ну, например, летучей мышью».
— Да, — сказал он себе более решительно, — хочу превратиться
в летучую мышь.
Мгновение спустя Квадрат увидел в зеркале ЛЕТУЧУЮ МЫШЬ.
Это было настоящее открытие. Оказывается, стоит Квадрату очень захотеть, и он может превратиться во что угодно и в кого угодно. Теперь ему было о чем написать дедушке в письме.
Превращение четвертое: КОНВЕРТ
Квадрат радостный ходил по комнате. «Дедушка, как и папа, каждый день заглядывает в почтовый ящик. И очень скоро наступит день, когда он получит письмо и узнает о моем замечательном открытии».
Квадрат представил раскрытый конверт в дедушкиных руках и сразу почувствовал в себе уже знакомые изменения. Теперь ему не нужно было подходить к зеркалу: он был уверен, что превратился в КОНВЕРТ.
«А почему бы мне самому не написать дедушке письмо? Прямо сейчас?» Он взял чистый лист бумаги и написал:
«ДАРАГОЙ ДЕДУШКА ЧИТЫРЕУГОЛЬНИК. СЕВОНЯ Я ЗДЕЛАЛ АТКРЫТИЕ. ЕСЛИ Я ОЧЕНЬ ЗАХАЧУ ТО МАГУ СТАТЬ КЕМ ЗАХАЧУ И ЧЕМ ЗАХАЧУ. ТВОЙ ВНУК КВАДРАТ».
Теперь Квадрат задумался над тем, как отправить письмо.
Превращение пятое: СЕМАФОР
Во дворе мальчишки играли в паровозики. Одним из «паровозиков» был его сосед. Квадрат схватил письмо и побежал во двор.
— Слышь, Паровозик, надо письмо дедушке отвезти.
— Не могу, — ответил Паровозик, — паровозиков много, а семафором никто не хочет быть. Вот и сталкиваемся все время.
— Давай, я буду Семафором, — сказал Квадрат.
— Ну, тогда другое дело.
Паровозик схватил письмо и помчался в конец двора. СЕМАФОР еле поспевал за ним. Вдруг Паровозик резко затормозил.
— Все, — сказал он, — дальше не могу, дальше — ремень.
— Какой ремень? — не понял Квадрат.
— Мама так говорит, — пояснил Паровозик, — со двора убежишь — ремня получишь. — Он вернул Квадрату письмо, выпустил пар и — «чух-чух-чух» — побежал обратно.
Превращение шестое: МЫШКА
Вообще-то Квадрату мама тоже не разрешала никуда со двора уходить. За двором начинался колючий кустарник, а еще дальше рос густой лес.
Но сегодня был не совсем обычный день, точнее, совсем необычный, и Квадрату хотелось поскорее доставить дедушке письмо. «Превращусь-ка я в мышку», — решил Квадрат, и вскоре МЫШКА схватила зубами письмо и побежала.
Она действительно ловко пробиралась сквозь кустарник, и все было бы наверняка замечательно, если б у мышки вдруг не зачесались зубки. Она даже остановилась, чтобы немножечко почесать их о письмо, но Квадрат вовремя спохватился.
— Ну, нет,— сказал он, — я писал, старался, а она — грызть.
Превращение седьмое: ЕЖИК
Квадрат вновь стал самим собой. Он сидел среди колючего кустарника и, честно говоря, не знал, как оттуда выбраться. Особенно опасной Квадрату казалась веточка, что раскачивалась прямо над ним. Так и хотелось от ее колючек защититься своими колючками. Но где их взять? «А вот где», — догадался Квадрат и превратился... в ЕЖИКА. Теперь можно было без опаски наколоть на спину письмо (ежик справился с этим быстро) и бежать дальше. Среди кустарника пролегала тропинка, и Квадрат надеялся, что Ежик побежит по ней. Но Ежик повел себя странно. Он бегал от одних зарослей к другим, совершенно не замечая тропинки, и в конце концов, найдя самые темные и колючие кусты, свернулся клубком и уснул. Причем уснул так быстро, что Квадрат ничего не успел сделать.
Превращение восьмое: ЗВЕЗДОЧКА
Может быть, оттого, что звезды такие же колючие, как ежики, а может быть, всем ежикам снятся такие сны, короче, Квадрату приснился необычный сон. Ему приснился... звездный дождь. Было совершенно непонятно, откуда и куда летели эти звезды, но все они пролетали сквозь него. Это было так здорово, что Квадрату тоже захотелось стать звездочкой. И если б его дедушка жил не в другом городе, а на другой планете, он был бы звездным почтальоном и сам доставлял бы дедушке письма со своими открытиями.
Проснулся Квадрат, когда что-то кольнуло его в бок. Но он этому не удивился. Он догадался, что во сне превратился в ЗВЕЗДОЧКУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования «Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича.
Мастер- класс.Игровая технологияинтеллектуально-творческого развития детей дошкольного образования«Коврограф ЛАРЧИК» Пособие В.В. Воскобовича....

Мастер-класс "Игровые технологии, способствующие эффективному социально-коммуникативному развитию дошкольников"
Как только ребёнок рождается, он сразу же начинает познавать и осваивать окружающий его мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться всему прекрасному. Мир детства – мир игры, ...

Мастер-класса «Игровая технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» - как средство интеллектуального и творческого развития детей дошкольного возраста».
Развитие интеллектуальных итворческих способностей детей дошкольного возраста - через равивающую технологтю Воскобовича....

Мастер класс: «Игровые технологии, как развитие социальных навыков у дошкольников»
Мастер класс:«Игровые технологии, как развитие социальных навыков у дошкольников»...

Презентация - Мастер-класс «Игровые технологии как средство интеграции образовательных областей в физическом развитии дошкольников»:
20.11.2018г. - 1 занятие. Тема: «Использование игровых технологий в системе физического воспитания младших дошкольников».Цель: познакомить педагогов с видами подвижных игр и научить состав...

Мастер-класс "Игровые технологии,помогающие готовить ребенка к школе"
Материал из опыта работы с детьми.Игровые технологии, которые помогают подготовить детей к школе....

Мастер-класс: «Игровой массаж рук как средство развития мелкой моторики»
Презентация мастер-класс "Игровой массаж рук как средство развития мелкой моторики"...




