Проект "Логопедическая тропинка".
проект (средняя, старшая группа)
Проект "Логопедическая тропинка".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено:
на Педагогическом Совете № 1
от «30» августа 2023г.
Протокол № 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»
Педагогический проект
««Логопедическая тропинка».»
(«Для детей дошкольного возраста с ЗПР»)
Сфера реализации проекта: воспитательно - образовательный процесс и свободная деятельность детей в разновозрастной группе «Соболёк» компенсирующей направленности, дети с ЗПР.
Авторы проекта:
Гончарова М.А
База проекта:
Воспитанники группы «Соболёк».
Родители воспитанников группы «Соболёк».
Сроки реализации проекта: сентябрь 2024 – май 2025г.
г. Шарыпово, 2024 г.
Пояснительная записка
Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, «тропинки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую тропинку ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот проект представляется как способ организации коррекционного процесса.
Актуальность.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов нашей группы..
Многолетний практический опыт работы с детьми с ЗПР показал, что традиционные методы работы с детьми дошкольного возраста не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми данной категории. Эти дети требует к себе особого внимания и особой системы работы, а занятия - использования разнообразных видов и форм работы. Логопедические занятия с детьми, имеющими ЗПР, – это особый, специфический процесс, требующий от ребёнка усердия, напряжения и преодоления трудностей. В своей профессиональной деятельности при автоматизации звуков у детей с ЗПР на любом из этапов мы отдаем приоритет игровым приемам на основе продуктивной деятельности. Такие игры многофункциональны, позволяют решать сразу несколько коррекционно-образовательных задач: с их помощью активизируются знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению.
Продуктивная (в некоторых источниках «практическая или творческая деятельность») – это созидательная работа, нацеленная на сочетание различных материалов и конечного продукта, который будет соответствовать замыслу
Цель:
Коррекция звукопроизношения и повышение потенциальных возможностей.
Задачи:
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развивать речевые и познавательные способности детей.
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
- повышать мотивацию, интерес к занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
- стимулировать совместную деятельность с родителями
Задачи по работе с родителями:
- оказание квалифицированной поддержки родителям
- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка
- вовлечение родителей в речевую работу с ребёнком
- организация правильного отношения к речи детей в домашней обстановке
создание комфортной семейной среды для речевого развития ребёнка
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,
познавательное развитие, физическое развитие.
Проблема:
1. Дефицит внимания (ребенок не может сосредоточиться).
2. Низкий уровень развития самоконтроля.
3. Низкий уровень познавательной активности.
4. Быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность.
5. Низкий уровень мотивации к обучению.
Принципы реализации проекта:
- принцип системности
- принцип развития
- принцип учета возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей воспитанников.
Методы и приемы :
- игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
- словесные методы (беседы, пересказ, использование фольклорного жанра )
- наглядные методы (выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет)
Формы работы :
- фронтальные (подгрупповые) занятия;
- индивидуальные занятия;
Тип проекта: долгосрочный, обучающий.
Продолжительность: сентябрь 2024г – май 2025г.
Ожидаемый результат.
Игры и занятия на основе продуктивной деятельности принесут ребёнку большую пользу в его развитии, активизируют речевую и познавательную деятельность, развивают мелкую и крупную моторику. Ребёнок в своей деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов (слух, зрение, тактильное восприятие), что оказывает положительное влияние на развитие речевых и позванательных способностей.
Игровые продуктивные действия помогают детям социализироваться, выбирать такие важные для последующей степени образовательные качества, как внимание, память, восприятие . Таким образом, в сочетании с игровой практической активностью готовит психику дошкольников к обучению в школе.
В ходе применения указанных выше видов продуктивной деятельности у детей с ЗПР складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения и повышается мотивация ,интерес к занятиям, и приобщает детей к активному процессу познания . Совместная деятельность родителей и детей, дарит детям радостное настроение, вызывает и повышает интерес, желание узнать больше и стать лучше.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная.
Работа с детьми:
- организованная образовательная деятельность с детьми;
- подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;
- система коррекционно-развивающих занятий;
Условия работы с детьми:
- согласие и желание ребенка.
- специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
Виды деятельности логопеда:
- Диагностика речевых нарушений
- Коррекционные занятия
- Работа с родителями .
- Профилактическая работа.
Этапы реализации проекта:
Первый этап (подготовительный)
- Подборка, изучение литературы.
-Постановка целей, задач, предварительная работа с детьми, педагогами.
-Создание развивающей среды
-Создания плана мероприятий.
Второй этап (основной)
- реализация проекта
Третий этап (заключительный)
-обобщение результатов работы
Перспективный план работы
по проекту «Логопедическая тропинка»
Сроки | Мероприятие | Ответственные | |
Сентябрь | Разработка плана мероприятий, конспектов по теме проекта | Логопед | |
Обзор методической литературы и дидактических пособий | Логопед | ||
Создание картотеки игр в педагогической песочнице | Логопед | ||
Октябрь - Апрель | Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических | Логопед, дети | |
Изготовление специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; | Логопед, дети | ||
Игровые упражнения для развития физиологического (нижнедиафрагмального) и речевого дыхания с использованием красочных иллюстраций, специальных пособий; | Логопед, дети | ||
Исследование особенностей произношения каждого изучаемого звука, постепенное (по мере постановки и автоматизации каждого нарушенного звука) оформление буклета «Трудные звуки» | Логопед, дети | ||
Составление совместно с детьми общего буклета «Трудные звуки» (на все звуки) и его использование в процессе закрепления правильного произношения звуков по заданию учителя-логопеда. | Логопед, дети | ||
• Использование наглядных опорных схем для составления описательных рассказов по различным лексическим темам; | Логопед, дети | ||
Знакомство детей с предлогами на занятиях и в специально организованных играх, | Логопед, дети | ||
Организация специальных игр и упражнений по развитию умения употреблять предлоги в речи; | Логопед, дети | ||
Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх; | Логопед, дети | ||
Педагогическая копилка «Игры и упражнения на обогащение словаря детей дошкольного возраста»; | Логопед. | ||
Практическое применение коллективно изготовленной копилки словарей, помощь в ее периодическом пополнении | Логопед, дети | ||
Май | Создание коллективной копилки словарей: | Логопед | |
Презентация проекта | Логопед | ||
Итоговое мероприятие | Логопед | ||
Работа с родителями по проекту «Логопедическая тропинка»
Сроки | Мероприятие | Ответственные |
Сентябрь | Консультации для родителей по темам «Формирование правильного речевого дыхания», | Логопед |
Игровые упражнения для развития дыхания» | Логопед | |
Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. | Логопед | |
Октябрь | Консультация для родителей «Нарушение звукопроизношения и его причины» | Логопед |
Ноябрь | Совместное с ребенком ведение индивидуального буклета «Трудные звуки» | Логопед |
Закрепления правильного произношения звуков дома по заданию учителя-логопеда. | Логопед | |
Декабрь | Памятка для родителей «А речь словно реченька льется» (развитие целостного, последовательного связного высказывания детей) | Логопед |
Январь | Выполнение заданий вместе с ребенком «Очень важные словечки» | Логопед |
Март | Памятка для родителей «Подскажи словечко» (игры на обогащение словаря ребенка) | Логопед |
Апрель | Презентация проекта | Логопед |
Май | Создание коллективной копилки словарей: | Логопед |
Литература
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие / Л.Н. Арефьева. - М.: Сфера, 2008. - 73 с.
2. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов / А.И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1979. - 208 с.
3. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания / О.В. Бурлакина. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 80 с.
4. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-метод. пособие / Г.А. Волкова. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. - 144 с.
5. Гавришева Л.Б. Логопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры / Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 32 с.
6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду / М.Ю. Гоголева. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 120 с.
7. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ: Сб. метод. рек. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. - 240 с.
Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)
ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"
Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»
Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»
Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...
Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста
Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»
Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....
