Доклад по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
материал
Учѐные установили, что уровень развития интеллекта ребѐнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребѐнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Составил: воспитатель группы раннего возраста Емельянова А.В.
Учѐные установили, что уровень развития интеллекта ребѐнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребѐнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев».
Значение развития мелкой моторики очень велико:
1. Повышает тонус коры головного мозга.
2. Развивает речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулирует развитие речи ребенка.
4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивает чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливает руку к письму.
8. Поднимает настроение ребенка.
Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики:
Познание (окружающий мир, конструирование);
Коммуникация (овладение средствами общения);
Социализация (игры);
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация);
Чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки);
Физическая культура (массаж, пальчиковая гимнастика).
Основные цели и задачи мелкой моторики у детей:
1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;
2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:
- произвольное внимание;
- логическое мышление;
- зрительное и слуховое восприятие;
- память;
-речь детей.
В своей работе, я стараюсь максимально использовать различные комплексы и игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, что способствует более эффективному развитию не только координации движений, но и развитию речи, мышления, памяти детей. Пальчиковые игры с предметами и без предметов: «вертушка», «мальчикосьминог», развивают координацию движений.
Художественное творчество. Я широко использую в своей работе с детьми пальчиковое рисование, которое способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется кисти и пальцев рук, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.
Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.
Массаж ладоней и пальчиков рук - оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.
Игры с крупными бусинами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.
Игры с игрушками: вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и мышления. Ребѐнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.
Шнуровки:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ; - способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.
Конструкторы и наборы строительных материалов - игрушки способствующие интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.
Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.
Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие.
Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. В своей группе я собираюсь оформить стенд, где они смогут найти различную информацию о развитии мелкой моторики. На стенде будут размещены:
Папки: «Развитие мелкой моторики пальцев рук».
Папки: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (игры и упражнения для занятий дома).
Консультации: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в художественно-эстетическом развитии .Период работы – один год ( 2017-2018г.)Возраст ...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста" 2017 - 2018 учебный год
laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и ра...

План работы по самообразованию тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Моя тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Работа н...
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
План работы....

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности"
На начальном этапе жизни именно мелкая моторики отражает то, как развивается ребенок....

