Доклад по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
материал

Емельянова Алёна Витальевна

    Учѐные установили, что уровень развития интеллекта ребѐнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребѐнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_samoobrazovaniyu.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

   ДОКЛАД «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»     

         Составил: воспитатель группы раннего возраста Емельянова А.В.

   

    Учѐные установили, что уровень развития интеллекта ребѐнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребѐнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

    Еще В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований находится на кончиках пальцев».

    Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

    Образовательные области, затрагиваемые при развитии мелкой моторики:

Познание (окружающий мир, конструирование);

Коммуникация (овладение средствами общения);

Социализация (игры);

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация);

Чтение художественной литературы (стихи, потешки, сказки);

Физическая культура (массаж, пальчиковая гимнастика).

    Основные цели и задачи мелкой моторики у детей:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3. Совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

- произвольное внимание;

- логическое мышление;

- зрительное и слуховое восприятие;

- память;

-речь детей.

    В своей работе, я стараюсь максимально использовать различные комплексы и игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук, что способствует более эффективному развитию не только координации движений, но и развитию речи, мышления, памяти детей. Пальчиковые игры с предметами и без предметов: «вертушка», «мальчикосьминог», развивают координацию движений.

   Художественное творчество. Я широко использую в своей работе с детьми пальчиковое рисование, которое способствует развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуется кисти и пальцев рук, воспитанию чувства прекрасного; развитию воображения, самостоятельности, настойчивости, аккуратности, трудолюбия, умению доводить работу до конца; формированию изобразительных умений и навыков.

   Лепка - развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов и, кроме того, благотворно влияет на нервную систему.

    Массаж ладоней и пальчиков рук - оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов.

    Игры с крупными бусинами - развивают у детей логику, воображение, внимание, усидчивость; зрительно – моторную координацию, тонкие движения пальцев развивают тактильные ощущения детей.

    Игры с игрушками: вкладыши - способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и мышления. Ребѐнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

    Шнуровки:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева»;

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант) ; - способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

    В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, а это в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становления речи.

    Конструкторы и наборы строительных материалов - игрушки способствующие интеллектуальному развитию детей, формированию способностей к техническому творчеству, развивают моторику рук, создают в воображении ребенка некие идеалы цветов и форм. Так же вовлекают наглядно-образное мышление и память.

    Пирамидки – эта игрушка помогает развивать мелкую моторику, логическое мышление, освоение новых форм, различных форм и размеров, а также цветов.

    Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие.      

    Родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Большую роль в просвещении родителей играет наглядная информация. Местом размещения этой информации служит уголок для родителей. В своей группе я собираюсь оформить стенд, где они смогут найти различную информацию о развитии мелкой моторики. На стенде будут размещены:

    Папки: «Развитие мелкой моторики пальцев рук».

    Папки: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» (игры и упражнения для занятий дома).

    Консультации: «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста" 2017 - 2018 учебный год

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста» Цель: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста в играх, упражнениях и ра...

План работы по самообразованию тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

laquo;Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности»....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»Моя тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Работа н...

План по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторики отражает то, как развивается ребенок....