30 октября 2024г. Региональный вебинар на тему: Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС"
материал (подготовительная группа)

Курносова Елена Вячеславовна

Выступление на тему:

«Формирование у старших дошкольников предпосылок функциональной грамотности через раннюю профориентацию»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vebinar_professii.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михневская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов»

(дошкольное отделение: детский сад «Осинка»)

городского округа Ступино Московской области.

Региональный вебинар на тему:

«Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности ребенка в условиях реализации ФГОС»

Выступление на тему:

«Формирование у старших дошкольников предпосылок функциональной грамотности через раннюю профориентацию»

Подготовили воспитатели:

Курносова Е.В.,

Кислякова Е.А.

30 октября 2024г.

Дошкольное учреждение является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием профессий.

Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями отражена и в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В соответствии с ним содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности;
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  • формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Дошкольный возраст- этап развития ребенка, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов.

Мы считаем, что целенаправленная и систематическая работа по ознакомлению дошкольников с миром профессий не только расширяет кругозор детей, но и формирует у них уважительное отношение к труду, что обеспечивает вхождение ребенка в современный мир и приобщение его к общечеловеческим ценностям, а также способствует ранней профессиональной ориентации, формированию у детей интересов и склонностей к конкретной профессии.

Детям интересно узнавать, кем работают его родители, бабушки и дедушки, знакомиться со спецификой различных профессий. Это позволяет развивать познавательный интерес, расширять представления о профессиях, обогащать и активизировать словарный запас, а в будущем поможет осознанно сделать самостоятельный выбор.

Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей: игровую, познавательную, продуктивную и другие виды детской деятельности.

Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.
Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – все это подготавливает ребенка к созидательному труду.

При этом трудовое воспитание и ранняя профориентация являются одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

Для реализации целей и задач ранней профориентации группа оснащена игровым оборудованием, способствующим моделированию простейших трудовых действий и реализации игровых замыслов.

В своей работе по данной теме мы используем разнообразные формы, средства и методы. Экскурсии и наблюдения - это важные средства формирования представлений о труде взрослых, поскольку дети имеют возможность увидеть трудовые действия, сам процесс труда, орудия труда.

Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом взрослых, например, сотрудников детского сада.

Виртуальные экскурсии позволяют более подробно углубиться в мир профессий, увидеть значимость того или иного вида деятельности.

С помощью виртуальных экскурсий мы с детьми можем побывать в местах, недоступных для реального посещения. Так мы с ребятами посетили вагоностроительный завод и узнали, как появляются поезда. Побывали на кондитерской фабрике и отметили как интересна, но трудна профессия кондитера.

Через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий, проявляется интерес к профессионально- трудовой деятельности.

Сюжетно ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности и активному отображению детьми мира взрослых. Так в ходе сюжетно ролевой игры «Банк», ребята учились воспроизводить профессиональную трудовую деятельность сотрудников банка: управляющего, операциониста, консультанта и действия клиентов.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» знакомит ребят с профессией «Мастер Парикмахер», который помогает людям поддерживать в порядке их внешний вид. Сюжетно-ролевая игра «Аптека» знакомит с профессией «Провизор», а также позволяет ребенку сформировать понятие того, что для более эффективного лечения врач выписывает рецепты на покупку лекарств. Играя в сюжетно ролевую игру «Кафе», ребята знакомятся с профессиями администратора, охранника, повара, официанта, кассира. Закрепляют знания о продуктах и готовых блюдах, подаваемых в кафе, об их пользе.

Дидактические игры, наглядные пособия помогают сформировать у детей представления о многообразии мира профессий, повысить свою профессиональную компетентность, обрести опыт своего участия в партнерской деятельности, обеспечить более успешную социализацию.
Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без взаимодействия с родителями. Так папа Вити познакомил ребят с профессией военнослужащего Российской Армии.

На этой встрече ребята узнали о солдатских буднях, форме, боевом братстве, отваге. Атмосфера встречи была тёплой и добросердечной. Ребят покорила открытость и доброжелательность гостя, от него они узнали много интересного. С восхищением смотрели, внимательно слушали, а потом посыпались вопросы. Дети обо всём хотели знать: чем занимаются военнослужащие, когда заступают на службу, за сколько минут они должны одеться и заправить кровать, чем в армии кормят и дают ли сладкое, сколько часов солдат спит, как называется головной убор, обувь, что означают значки на груди, и т. д. Дети познакомились с армейскими фотографиями из архива военнослужащего. Все вместе посмотрели презентацию «Наша армия – сильная, сильная!» После такой встречи у многих мальчишек появилось желание поскорее повзрослеть и пойти служить в армию. А папа Маши, со своим сослуживцем рассказали о службе инспектора ГИБДД. На протяжении встречи ребята с большим вниманием слушали инспекторов и задавали им вопросы, связанные с историей Госавтоинспекции, интересовались физической, боевой и служебной подготовкой сотрудников ДПС, их должностными обязанностями, условиями службы и перспективами карьерного роста.

В завершении мероприятия дети поблагодарили сотрудников ГИБДД за проведенную беседу, а также отметили, что их служба важна, ответственна и необходима.

В ходе бесед дети знакомятся с названиями, трудовыми действиями и сущностью различных профессий, а также с результатами труда.

Непринужденная беседа педагога с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяет преодолеть у детей замкнутость, застенчивость, нерешительность. В ходе беседы «Все профессии важны» ребята расширяли свои знания и представления о различных профессиях, с удовольствием рассказывали чем занимаются их родные и близкие, что они делают на работе и почему их профессии так важны.
Дошкольник, зная, чем заняты отец и мать на производстве, осознавая общественную значимость их труда, проникается к ним особым уважением, что повышает их авторитет в глазах растущего человека.

Для закрепления знаний по этой теме читаем детям художественную литературу, заучиваем стихи, разгадываем загадки, обсуждаем пословицы и поговорки о труде. Так, например, неизгладимое впечатление производят на детей образы скромных героев из произведений Самуила Маршака – пожарника Кузьмы (из стихотворения "Пожар"), почтальона (из стихотворения "Почта") – Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне?

Удивительно просто и глубоко говорит с детьми Маяковский о работе столяра, плотника, инженера, врача, о рабочем и кондукторе, о шофере и летчике, подводя детей к мысли о том, что "работа всякого нужна одинаково" и что "чего один не сделает – сделаем вместе". Особенно активно старшие дошкольники воспринимают художественные произведения о человеке-труженике – это рассказы Бориса Житкова «На льдине», «Обвал»; «Ледяной остров» Самуила Маршака; рассказ «Два радиста» Святослава Сахарнова и другие.

Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, спасателей, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать.

Для систематизации детских представлений и формирования ценностного отношения к результатам труда человека, используем образовательные игровые ситуации, реализацию проектной деятельности. В нашей группе был реализован проект "Профессии моей семьи", с целью расширить и систематизировать знания детей о мире профессий на примере профессий родителей, помочь детям накопить определенный социальный опыт.

В итоге у дошкольников появился интерес к данной теме, сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых, ребята знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии.

Обогащение представлений детей о мире профессий, общественной значимости результатов труда способствует развитию у детей инициативности в выборе интересующего их вида деятельности, проявлению самостоятельности, активности и творчества, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности этапов дошкольного образования в организации образовательного процесса современного ДОУ (как условие реализации ФГОС ДО).

Выступление заведующего ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района СПб Титовой М.А. на районном научно-практическом семинаре в рамках презентации опытно экспериментальной работы“Обеспечение преемствен...

«Формирование функциональной грамотности ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация выступления на методическом объединении (дошкольное образование)...

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста» 2021 г.

Выступление на тему «Дошкольное образование как базис формирования функциональной грамотности  детей старшего дошкольного возраста» на семинаре № 1 «Формирование предпосылок фун...

Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»

Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...

Презентация для педагогов на тему: "Дошкольное образование, как базис формирования функциональной грамотности дошкольника"

›Самые прочные знания, это те, которые добыты самостоятельным трудом;›«Обучение в сотрудничестве» дает также положительные результаты, это интерактивный метод;›Умение применять знания в жи...

ДОКЛАД «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условия реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах чел...

Муниципальная стажировка: "Преемственность образования как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования".

Муниципальная стажировка: "Преемственность образования как базис формирования функциональной грамотности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования"...