ДОКЛАД «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условия реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
материал
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 866.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад «Ласточка»
Доклад на тему:
«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условия реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Родионова Наталья Николаевна
Тарбагатай 2025 г.
«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условия реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
Функциональная грамотность должна быть знакома детям уже в 6-7лет. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая в последствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, адаптироваться к окружающей среде (изменяющимся условиям) и функционировать в ней, применяя уже имеющиеся знания (умения, навыки) в конкретных ситуациях для решения разнообразных жизненных задач (для дошкольного возраста примером могут быть: функциональная готовность к школе, сфорсированность предпосылок универсальных учебных действий).
Показатели функциональной грамотности дошкольников:
• готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
• возможность решать различные, в том числе нестандартные учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими требованиями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и дальнейшему развитию, умением прогнозировать свое будущее.
Международные образовательные стандарты нацелены на три основных ключевых грамотностей:
читательская грамотность;
математическая грамотность;
Естественно-научная грамотность.
Читательская грамотность:
способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности; участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность:
способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Естественно-научная грамотность:
способность человека использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Педагогические технологии для успешного освоения функциональной грамотности:
Технология метода проектов;
Технология развивающих игр;
Технология художественно-творческого развития;
Технология детского экспериментирования;
Технология проблемного обучения;
Квест-технология;
ТРИЗ-технологии;
Конструирование.
В заключении: «Мои воспитанники будут узнавать новое не от меня;
Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
Иоганн Генрих Песталоцци
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»
изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»
Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....

Мастер - класс "Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков".
Материал, помогающий освоить технологию сочинения коротких,шуточных стихов....

"Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников через использование технологии сочинения лимериков"
презентация мастер - класса...
Презентация "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"
опыт работы по теме "Создание условий для формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников"...

Сценарный план заседания ММО старших воспитателей, воспитателей групп раннего возраста, воспитателей ДОУ, по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
Тема заседания методического объединения: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условие реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО».Цель: Содействие повышению у...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников как условия реализации требований ФГОС ДО и ФОП ДО»
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах чел...

