Роль театрализованной деятельности в логопедической работе с дошкольниками
материал
Театральное искусство, как форма культурного самовыражения, способствует осмыслению действительности, эмоциональному восприятию происходящего и активно используется в воспитательной системе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль театрализованной деятельности в логопедической работе с дошкольниками
Театральное искусство, как форма культурного самовыражения, способствует осмыслению действительности, эмоциональному восприятию происходящего и активно используется в воспитательной системе.
В современных условиях, когда перед образовательной системой стоят всё более сложные задачи, особую значимость приобретает раннее приобщение дошкольников к театру как форме творческого самовыражения и развития. Театрализованные действия позволяют детям исследовать мир эмоций, учат выражать переживания, понимать чувства других людей и взаимодействовать с окружающими.
С первых лет жизни ребёнок сталкивается с элементами театра в различных формах — через сказки, потешки, ролевые игры. Это создаёт благоприятную основу для развития речи, воображения и креативности.
Театральная деятельность как механизм становления личности
Создание условий для личностного роста ребёнка — ключевая задача воспитания. Театр, как форма деятельности, способствует не только развитию речи, но и социализации, формированию самооценки и уверенности в себе. Именно через образы, роли и сюжеты ребёнок осваивает сложные социальные и моральные модели поведения.
Театрализованная игра — это комплексное воздействие на все психические процессы: восприятие, мышление, память, речь, эмоции. При этом театр в дошкольной педагогике проявляется в трёх основных аспектах:
Создание образа: дети учатся интерпретировать литературные сюжеты, создавать собственные сценарии;
Исполнение ролей: развиваются выразительные навыки — мимика, интонация, пластика;
Художественное оформление: ребята включаются в процесс изготовления костюмов, декораций и реквизита.
Модели театрализации в образовательной среде
Существует несколько подходов к театральной практике с детьми. С одной стороны — это классические кружки, имитирующие настоящий театр. С другой — свободные формы, основанные на импровизации, когда дети самостоятельно создают образы и сюжеты. Практика показывает, что выбор модели зависит от целей педагога: воспитательных, развивающих или коррекционных.
Для логопедической работы театрализация особенно ценна тем, что позволяет решать широкий круг задач, связанных с речевыми нарушениями. Это не про актёрское мастерство, а про создание условий, при которых ребёнок сам заинтересован в улучшении своей речи и коммуникативных способностей.
Театральные формы и логопедическая коррекция
Работа в рамках театрализованной деятельности может включать множество направлений:
- инсценировка сказок и рассказов;
- выразительное декламирование стихов;
- участие в миниатюрах и кукольных спектаклях (в том числе теневом, пальчиковом, би-ба-бо и японском театре «камишибай»);
- владение игрушкой, жестом, мимикой.
Эмоциональная вовлеченность детей играет ключевую роль: логопедическая коррекция становится более результативной, если ребёнок включён в процесс творчески. Кроме того, при речевых нарушениях нередко наблюдаются дефициты и в коммуникативной, и в волевой сфере. Театр, как вид коллективного действия, способствует укреплению этих навыков.
Основные направления коррекционной работы
На базе классификации Л. В. Артёмовой, театрализованные формы делятся на:
драматизации — ребёнок сам осмысливает образ и воплощает его через движение, речь и эмоции;
режиссёрские постановки — ребёнок может быть и сценаристом, и участником действия.
Коррекционные цели включают:
- развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, фонематического слуха;
- улучшение моторики (мелкой и общей), координации, снятие мышечного напряжения;
- развитие выразительности, владения голосом, мимикой, жестом;
- формирование грамматически правильной и связной речи в различных формах.
Логопедическая работа обязательно включает дыхательные и речевые упражнения в игровой форме, тренирует темп, ритм, интонацию. Постановка спектаклей помогает вводить новые звуки в речь, автоматизировать произношение, расширять словарь и формировать высказывания.
Использование театрализованных игр в коррекционной практике оказывает всестороннее воздействие:
- дети лучше ориентируются в окружающем мире;
- происходит рост словарного запаса и совершенствование речевых структур;
- улучшаются внимание, память, мышление, воображение;
- развивается моторика и координация;
- усиливается эмоциональная вовлечённость и устойчивость.
Таким образом, театрализованная деятельность, как органичная для дошкольного возраста форма работы, становится мощным инструментом речевого, эмоционального и социального развития. Она позволяет объединить коррекционные и образовательные цели в единый, живой и творчески насыщенный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ
Виды театрализованной деятельности используемой в дошкольной педагогике(из опыта работы с детьми с нарушением зрения)...

Роль театрализованной деятельности в развитии творческой активности дошкольника.
Занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. В данном материале мне хотелось бы подчеркнуть, что педагог обязан: создавать условия для творческой...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников.
Доклад по теме "Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников"...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость, — повышают активность ребенка, его восприимчивость, благотворно влияют н...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Роль театрализованной деятельности в социально-эмоциональном развитии дошкольника.Методы и приёмы коммуникативных и игровых технологий в работе с детьми.
Полноценное участие детей в театрализованной игре, как одной из форм организации педагогического процесса, требует особой подготовленности. Проявляется это в умении вслушиваться в текст, улавливать ин...

Опыт работы "«Роль театрализованной деятельности в развитии коммуникативных способностей дошкольников»
Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учит...