АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа)

Пояснительная записка:

Детская агрессивность – проблема не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Нет сомнения, что рост детской преступности, имеет связь с увеличением числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Агрессивные действия, которые ребенок в дошкольном возрасте не может контролировать, перерастают в асоциальные поступки в подростковом возрасте.

В период жизни старшего дошкольного возраста начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, которые играют особую роль в психическом развитии ребенка. Дети, у которых есть такое качество личности как агрессивность, имеют проблемы в общении. Это неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности ребенка. Такие дети нуждаются в коррекционных, поддерживающих и обучающих мероприятиях, поскольку повышенный уровень агрессии оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Арт-терапия как средство коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Название учреждения: МАДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад №201 «Планета детства»

Пояснительная записка:

Детская агрессивность – проблема не только для педагогов, родителей, но и для общества в целом. Нет сомнения, что рост детской преступности, имеет связь с увеличением числа детей, склонных к агрессивным формам поведения. Агрессивные действия, которые ребенок в дошкольном возрасте не может контролировать, перерастают в асоциальные поступки в подростковом возрасте.

В период жизни старшего дошкольного возраста начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, которые играют особую роль в психическом развитии ребенка. Дети, у которых есть такое качество личности как агрессивность, имеют проблемы в общении. Это неблагоприятно сказывается на жизнедеятельности ребенка. Такие дети нуждаются в коррекционных, поддерживающих и обучающих мероприятиях, поскольку повышенный уровень агрессии оказывает отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности дошкольников.

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста, склонных к проявлению агрессии, устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающими.

Задачи:

  1. Способствовать снижению уровня агрессивности и тревожности.
  2. Обучать конструктивным способам регуляции эмоционального поведения.
  3. Научить анализировать свое внутреннее состояние.

Структура занятия.

Занятия состоят из нескольких частей:

1. Вводная. Ритуал приветствия, который позволяет объединить детей, создать атмосферу группового доверия, настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

2. Основная. Непосредственная творческая деятельность, беседы. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В структуру занятия входят упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоционально-личностной, поведенческой сферы ребенка.

3. Завершающая. Создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка. Подведение итогов. Ритуал прощания.

Коррекционную работу целесообразно проводить в четырех направлениях:

  • обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  • формирование таких качеств как эмпатия, доверие к людям.

Таблица 1

Игры-занятия по снижению агрессии с помощью арт-терапии

Название занятия

Цель

Техника арт-терапии

Время

Занятие 1

«Пластилин-фантазер»

Снятие негативных эмоций, агрессивных тенденций и эмоционального напряжения

Изотерапия (пластилино-графия)

60 минут

«Дерево знакомств»

Помочь по-новому общаться в семье и со сверстниками, развивать коммуникативные навыки

Сказкотерапия

Изотерапия

Занятие 2

«Музыкальный калейдоскоп»

Развивать воображение, учить выражать свои эмоции на бумаге

Музыкотерапия

Изотерапия

60 минут

«Кляксы»

Коррекция эмоционально-личностной сферы; развитие внимания, воображения и мелкой моторики рук.

Изотерапия

(нетрадиционная техника рисования)

Занятие 3

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игротерапия

60 минут

«Лепим сказку»

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение детей друг к другу, создать атмосферу положительных эмоций, работать в коллективе.

Иготерапия

Сказкотерапия

Изотерапия (лепка)

Занятие 4

«Обзывалки»

Снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Игротерапия

60 минут

«Подарок другу и недругу»

Развитие коммуникативности

Изотерапия

Занятие 5

«Времена года»

Развивать эмоциональную выразительность, творческие способности

Музыкотерапия

Изотерапия

60 минут

«Тух-тиби-дух»

Снятие негативных настроений и восстановление сил

Игротерапия

Занятие 6

«Рисунок на мятой бумаге»

Развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.

Изотерапия

60 минут

«Храбрый колобок»

Развивать воображение и коммуникативность, снимать эмоциональное напряжение.

Сказкотерапия

Имаготерапия

Музыкотерапия

Для того, чтобы результат работы с агрессивными детьми был устойчивым, необходимо, чтобы коррекция носила не эпизодический, а системный, комплексный характер, учитывающий индивидуальность каждого ребенка. В противном случае эффект от коррекционной работы будет неустойчивым. Данный метод применялся не для того, чтобы оценить эстетическую деятельность ребенка. Важен результат снижения уровня агрессии и интерес к процессу творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ НЕКОНСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним ...

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."

Педагогическая практика "Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности  и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста."...

«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...

Технология «Мандала» как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Конспект доклада педагога-психолога  на тему: "Мандала" как средство коррекции тревожности и агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста. Данный информационный ресу...

Исследовательская работа «АРТ – ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СНИЖЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современные данные психологических, социальных, медицинских исследований показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь,...