Формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки.
методическая разработка (старшая группа)
Функциональная грамотнось дошкольника рассматривается, как способ социальной ориентации личности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».
Дошкольное образовательное учреждение выступает первой ступенью в системе непрерывного образования и именно в нём закладывается фундамент функциональной грамотности дошкольников.
2 слайд Функциональная грамотность рассматривается, как способ социальной ориентации личности, способной применять полученные знания, умения и навыки в самостоятельной деятельности, в социальных отношениях. Таким образом, функционально грамотную личность следует рассматривать как личность, умеющую жить среди людей, обладающую определёнными качествами, ключевыми социально-коммуникативными и творческими компетенциями.
Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, образного мышления и воображения, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания — эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке.
3 слайд Основные вопросы формирования музыкальной грамотности решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Но более эффективно образовательные задачи будут решаться, если педагоги учтут принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает активное сотрудничество между воспитателями и музыкальным руководителем в вопросах формирования поликультурной грамотности дошкольников средствами музыки.
Основная воспитательная задача музыкальной работы в дошкольной группе – развить в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, умение дисциплинированно участвовать в процессе занятия. Нужно помочь детям освободиться от напряженности, стеснения, обрести веру в себя и смелость в музыкальных выступлениях. Важно научить детей, прежде всего, слушать музыку, вникать в ее образы, переживать, а потом выражать свои мысли и чувства.
4 слайд Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. Играть на инструментах, танцевать и самим себе аккомпанировать– всё это вызывает у детей азарт и восторг, даёт эмоциональный всплеск, без которого музыки нет вовсе.
Музыкальные занятия занимают особое место в процессе воспитания гармоничной личности. Чтобы занятие было насыщенным и интересным, а дети имели бы возможность принимать активное участие в ходе всего занятия, оно должно учитывать возраст воспитанников и быть интегрированным, т.е. совмещать различные виды художественной деятельности.
Такие занятия пропитаны творческой атмосферой, а дети и педагог становятся партнерами. Естественный переход от одного вида деятельности к другому делают занятие динамичным и увлекательным. Дети не переутомляются, а напротив, включаются в процесс созидания, танца и пения.
Важно поддерживать инициативу детей.
Детские идеи и фантазии должны непременно находить свое место при организации утренников.
5 слайд. Хотелось бы выделить, основные виды деятельности на музыкальных занятиях:
6. Музыкальное приветствие проводится в начале занятия и способствует выработке качеств и способностей, которые пригодятся в учебном процессе:
- концентрации внимания детей,
- развитию координации движений,
- развитию речи и артикуляции,
- развитию ритмического, фонематического слуха
- закреплять умение детей действовать согласованно.
Значение приветствия на занятии очень важно. Педагог, здороваясь с детьми, настраивает их на позитив, создает атмосферу доброжелательности, заинтересованности и активного участия. Одновременно решаются педагогические задачи — воспитывается доброе, внимательное отношение друг к другу, формируются коммуникативные навыки. Безусловно, расширяются детский кругозор, воображение, дети учатся творить.
Приветствие для детей 5-7 лет – коммуникативная песня-игра «ЗДРАВСТВУЙ, МИЛЫЙ ДРУГ!» муз. Песни «Капель» В.Алексеев
Вступление и проигрыш: Дети выполняют повороты, стоя врассыпную .
1 куплет: Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга
Припев: Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу
Ты посмотри вокруг. Разводят руки в стороны
Ты мне только улыбнись! Улыбаются друг другу
Крепко обнимись! Обнимаются
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки (3р.)
Вот мы и настроились с вами на занятие, прошу присесть на места и отгадать загадку …(про Масленицу) Правильно в феврале мы с вами ждём весёлый праздник провода Зимы и встречу Весны, который называется Масленица.
С давних пор люди ждут этот праздник: "Уходи зима холодная, да голодна! Иди к нам скорей весна добрая, да теплая!". А кто вспомнит, какое произведение П.И.Чайковского мы прослушали на прошлом занятии
Дети:Масленица
Об этом празднике и рассказывает музыка П. И. Чайковского.
Слушание «Февраль.Масленица» п.и.Чайковского
(Опрос детей, кто ,что услышал в музыке…)
Праздник всегда был очень радостный, весёлый, яркий и шумный. И музыка звонко об этом рассказывает. Прислушиваешься в неё, словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и, кажется, что играет русский народный оркестр. И музыка сама, такая русская, задорная — заводная, веселая пляска. Впрочем, это не просто пляска, а целая картинка шумного, народного праздника. "Ступай, масленица, за солнцем, за летом". Зови его к людям! И люди веселились от всей души! Во время масленицы играли в разные игры, катались на санках и тройках и пекли румяные масленые блины — круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы.
А теперь давайте возьмём музыкальные инструменты и озвучим всё что мы услышали в этом произведении, сколько радости принесла Масленица (дети играют на ДШИ).
Мы с вами украсили произведение П. И. Чайковского- «Масленица» или «Февраль». Композитор поместил эту музыку в альбом "Времена года"
Распевание, пение. (Доступные песни с яркой мелодией, дети могут подыграть себе на музыкальных инструментах).
М.Р. Ребята, кто из вас, нам напомнит, провожая зиму на Масляной неделе
что встречал народ?
Ответы детей.
М.Р. Весну. И я вам тоже предлагаю исполнить песню
«Весна» (дети поют озвучивая припев колокольчиками)
Спасибо, ребята, присаживайтесь,
(Общеразвивающие (ходьба, бег, прыжки и т.д) и танцевальные (переменный шаг, дробный шаг, пружинка и т.д)).
8. слайд Развитие ритма, музицирование с помощью музыкальных игры, а также нейро игры в музыке.
-Слово воспитателю группы Самковой Галине Алексеевне
«Музыкальная нейроигра»- Вальс
9. -Пальчиковая гимнастика, (Помогает детям отдохнуть, укрепляет мышцы пальцев).
10. -Ритмические движения.
11. Пляски, игры, хороводы
(Возможность подвигаться под музыкальное сопровождение).
Танец «Танцуй,Россия!»
Дети кланяются и уходят
12.Традиционные утренники в детском саду- это эффективная форма общения детей с педагогами как средство формирования музыкальной грамотности. С этой целью нами регулярно проводятся утренники разнообразной тематики в соответствии с планом, такие как: «Капустные посиделки», «День матери», «Здравствуй, Новый год», «23 февраля», «8 Марта» и т.д).
13. Музыкальное развитие обеспечивает полноценное развитие ребенка, помогает ему приобщиться к ценностям мира современного искусства, а также активизируют у ребенка стремление исследовать окружающий мир и развивать эмоциональную составляющую его характера.
Только посредством тесного творческого сотрудничества возможно всестороннее приобщение ребенка к музыкальному искусству.
14.Работа педагогов по формированию функциональной грамотности дошкольников сложна, разнообразна, и должна проводиться в тесном, обоюдном понимании и контакте. Благодаря совместной работе музыкального руководителя со всеми специалистами детского сада, использованию разнообразных форм взаимодействия, музыка не только наполняет жизнь каждого ребенка новым содержанием, но и способствует самостоятельному творческому проявлению и развитию музыкальных способностей детей.
15. На этом я закончу, спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».
Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....

Публикация Тема: «Экспериментирование, как один из эффективных способов формирования функциональной грамотности дошкольника»
Из опыта работы....

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."
Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...

Использование сюжетно – ролевой игры в формировании функциональной грамотности дошкольника
Способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отно...

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."
Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...

Консультация для педагогов на тему "Развитие функциональной грамотности дошкольников средствами мультипликации"
Современным дошкольникам интересен не только мир предметов и игрушек, дети хотят узнать многое о человеке, об окружающем его мире, в котором цифровизированны многие стороны жизни. Использование информ...