Самообразование «Экологическое воспитание детей, через эко-сказки» 2024-2025
учебно-методический материал (младшая группа)
Самообразование
«Экологическое воспитание детей, через эко-сказки»
2024-2025
Подготовила:
Шумиленко А.С.
«Экологическое воспитание детей,
через эко-сказки»
1.Ф.И.О. педагога – Шумиленко Анастасия Сергеевна
2.Образование – высшее.
3.Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей,
через эко-сказки».
4.Работа начата –01.09.2023 г.
5. Предполагается закончить – 23.05.2025 г.
Цель:
· воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
· формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
· развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
· участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Создать предметно - развивающую среду в группе.
4. Разработать книгу эко-сказок.
5.Разработать консультации для родителей.
6. Применить эти разработки на практике.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы.
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования.
- создание книги эко-сказок.
- анализ результатов работы.
Актуальность темы:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
Предполагаемый результат:
- разработка консультации для родителей;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание книги эко-сказок;
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков профессионализма и творчества;
- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения синтезировать полученные знания, привлечение к коллективному труду, поддержание познавательного интереса к происходящему в природе, формирование уважительного и заботливого отношения к ней.
Форма самообразования: индивидуальная.
Перспективы развития самообразования -
Я определила перспективу на будущее:
- продолжать использовать полученные знания для развития познавательно-исследовательских способностей детей;
- активизировать творческую активность детей, опираясь на их познавательные интересы.
План работы по экологической деятельности на 2024 – 2025 учебный год
Сентябрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
Наблюдения и опыты в природе. Подвижные игры: а) «Солнышко и дождик» б) «Воробышки и автомобиль» Знакомство с комнатными растениями группы. -Загадки-движения -Беседы о лете. Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты -«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету. Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность. Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок. | «Осенняя прогулка с малышом» -консультация, Традиционная осенняя выставка рисунков, Сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди с территории участка.
| Начать оформление календаря природы. |
Октябрь.
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Игровая деятельность. 2.Беседа с использованием компьютерной презентации «Значение воды в жизни людей»; 3. Чтение Д. Н. Мамин-Сибиряк «Про комара Комаровича»; 1.Загадки – движения. 2. Игры с природным материалом: лист, ветка, шишка. 3. Наблюдения за комнатными растениями. | Рекомендации родителям: организовать сбор книг о природе в книжный уголок. | Создать картотеку книг о природе. |
Ноябрь.
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Изготовление кормушек для птиц. 2.Загадки – движения. 3. Экологические и подвижные игры. 4. Наблюдения за природой. 5. Фольклор – поэзия об осени, животных, рыбах. 6. Эк.лото «Животные и птицы» 7. П/и «Зайка беленький сидит», «Ловкие зайчата». «Воробышки и кошка». 8. Д/и «Сбор урожая» 9. Беседа с использованием презентации на тему: «Синичкин день»: «Зеленая аптека»; «Овощи и фрукты – лучшие продукты» 10. Чтение: П. Воронько «Журавль» | Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. Консультация: «В каких продуктах «живут» витамины»; Участие в конкурсе «Птичкин дом», кормушки. | Создание коллекции предметов из природного материала «Чудеса живой природы». |
Декабрь.
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Подкормка птиц. 2.Наблюдения и опыты в природе. 3.Чтение сказок: «Заюшкина избушка», «Три медведя» 4.Заучивание стихов о зиме, загадки. 5.Рассматривание картин о животных. 6.Загадки-движения. 7. Наблюдения за уходом за комнатными растениями. 9. Рассматривание картин. 10. Беседа с использованием презентации на тему: «Покормим птиц зимой»; 11. Чтение Г. Серебрецкий «Берегите птиц»; | «Роль игры в развитии ребенка», консультация. Продолжить сбор книг о природе в книжный уголок. | Изготовление эк\игры «Экологическое лото». Пополнение материалов копилки: «Дикие и домашние животные». Создание сезонного дерева в группе. |
Январь.
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Загадки – движения. 2. Наблюдения в природе, опыты со снегом. 3.Наблюдения и опыты со снегом, льдом. 4. Исследования: снег – вода – лед. 5. Д/задача: Развивать умение дете соотносить речевую форму описания предметов с графической 8. Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы: «Что такое заповедник»; «Путешествие по заповедникам»; 8. Чтение Л. Гальперштейн «Моя первая энциклопедия» | Разработка и проведение консультаций для родителей: «Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»; | Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников |
Февраль.
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Экологические игры: «Зимняя столовая», «Зимующие птицы» 2.Драматизация. 3.Беседа «Холодно ли птицам зимой» 4.Подкормка птиц на прогулке. 5. Наблюдения за уходом за комнатными растениями. 7. Загадки-движения. 8. Проведение народного праздника «Масленица»; 9. Беседа с использованием компьютерной презентации на тему: «Морские млекопитающие» 10.Начало реализации проекта «Огород на подоконнике» | Разработка и проведение консультаций для родителей: «Экологическое воспитание»; Совместная работа по созданию «огород на подоконнике». | Оформить зону наблюдений за овощами «Мини – огород». |
Март.
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Мини огород на окне. 2.Экологическая игра «Через ручеёк» 3.Беседы: «На что похожи облака», «Что мы чувствуем, когда пригреет солнышко», «О птицах» 4. П/и «Развлечение «Птицы – наши друзья!» Воробушки и автомобиль». 5.Загадки-движения. 6. Чтение В. Варанжин «Как ежик зиму перезимовал»; 7. Завершение проекта «Огород на подоконнике». 8.Подкормка птиц. | Разработка и проведение консультации для родителей: «Прогулки на природе – основа здоровья ребёнка». | Разработка книги эко-сказки. |
Апрель.
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Наблюдения и опыты в природе. 2.Экологические игры: «К дереву беги», «Через ручеёк», «Угадай по описанию» 3.Беседы: «Мамы и их малыши», «Какие растения живут у тебя дома» 4.Загадки-движения. 5.Прогулки по окресностям. 6. Наблюдения за уходом за комнатными растениями. 7. Д/и «В гостях у Красной шапочки» Д/задача: Закрепить знания детей о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве), из которых сделаны предметы. Д/и. «Когда это бывает?» Д/задача: Освоение умений различать части суток: день, ночь, вечер, утро, - пользуясь цветовыми моделями. 8. Досуги, экологические, народные праздники и развлечения: «День птиц»;«Пасха»; «День Земли»; «День посадки деревьев»; | Памятка: «День Земли». | Продолжить создание книги эко-сказки. |
Май.
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
1.Проверка уровня знаний у детей. 2.Экологические игры: «Кто, где живёт?», «Найди дерево по описанию» 3.Беседы: «Что подарит лето нам?», «Что солнце нагревает быстрее?», «Кто рождается весной?» (у кого весной появляются детёныши, рассмотреть иллюстрации) Беседы с использованием презентации: «Поможем природе» 4.Наблюдения на прогулках. 5.Рассматривание картин и картинок. 6. Чтение художественной литературы. 7.Опыты: для комнатных растений нужны тепло, вода. | Консультация для родителей: «Чистая планета Земля»; | Организация мини-библиотеки Пополнение картотеки дидактических игр Завершение книги эко-сказки. |
Учебно - методическая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 36 «МАЛЬВИНА» г. Южно-Сахалинска
693000, Сахалинская область, город Южно-Сахалинск,
ул. Емельянова, 39-Б, тел. (4242)23-02-00
Самообразование
«Экологическое воспитание детей, через эко-сказки»
2024-2025
Подготовила:
Шумиленко А.С.
«Экологическое воспитание детей,
через эко-сказки»
1.Ф.И.О. педагога – Шумиленко Анастасия Сергеевна
2.Образование – высшее.
3.Тема самообразования: «Экологическое воспитание детей,
через эко-сказки».
4.Работа начата – г.
5. Предполагается закончить – г.
Цель:
- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- развитие эстетических чувств (умение видеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- участие детей в посильной деятельности по уходу за растениями , по охране и защите природы.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Создать предметно - развивающую среду в группе.
4. Разработать книгу эко-сказок.
#1056;азработать консультации для родителей.
6. Применить эти разработки на практике.
Исходя из поставленных задач, мною была составлена программа самообразования:
I этап (информационно – ознакомительный)
- изучение научной, методической литературы.
- анализ и обобщение теоретических данных.
II этап (практический)
- внедрение в практику полученных теоретических знаний.
III этап (обобщающий)
- обобщение опыта работы по теме самообразования.
- создание книги эко-сказок.
- анализ результатов работы.
Актуальность темы:
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Охрана окружающей среды - одна из наиболее актуальных проблем современности. Научно-технический прогресс и усиление антропогенного давления на природную среду неизбежно приводит к ухудшению экологической ситуации. В последние годы напряженность экологической обстановки возрастает с каждым днем. Высоким остается уровень загрязнения поверхностных вод, почв, атмосферного воздуха. Быстро снижается биологическое разнообразие природы России: гибнут экосистемы лесов, многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. На долю нынешнего поколения выпадает решение задачи экологического оздоровления России и планеты Земля в целом.
Необходимо научиться гуманно и бережно относиться к природе. Для этого надо воспитывать экологическое сознание и ответственность за состояние окружающей среды с дошкольного возраста.
Любовь к природе и заботливое отношение к ней закладывается у детей только тогда, когда они видят примеры ежедневного, внимательного и заботливого отношения со стороны взрослых - воспитателей и родителей.
Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести прогулки, экспериментирование, наблюдения, различные экологические акции и проекты.
В ходе изучения темы самообразования была проанализирована методическая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru
Предполагаемый результат:
- разработка консультации для родителей;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующей возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание книги эко-сказок;
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков профессионализма и творчества;
- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения синтезировать полученные знания, привлечение к коллективному труду, поддержание познавательного интереса к происходящему в природе, формирование уважительного и заботливого отношения к ней.
Форма самообразования: индивидуальная.
Перспективы развития самообразования -
Я определила перспективу на будущее:
- продолжать использовать полученные знания для развития познавательно-исследовательских способностей детей;
- активизировать творческую активность детей, опираясь на их познавательные интересы.
План работы по экологической деятельности на 2024 – 2025 учебный год
Сентябрь
Работа с детьми | Работа с родителями | Развивающая среда |
Наблюдения и опыты в природе. Подвижные игры: а) «Солнышко и дождик» б) «Воробышки и автомобиль» Знакомство с комнатными растениями группы. -Загадки-движения -Беседы о лете. Экологические игры: «Чудесный мешочек» - овощи, фрукты. Д/задача: Развивать умение различать овощи и фрукты -«Найди листок, какой покажу» Д/задача: Развивать умение различать и сравнивать листья по величине, форме, цвету. Д/и «Узнай на вкус» Д/задача: Упражнять детей в определении вкуса овощей; активизировать речь детей; развивать память, сосредоточенность. Чтение стихов, р.н.песенок, потешек, познавательных сказок. | «Осенняя прогулка с малышом» -консультация, Традиционная осенняя выставка рисунков, Сбор листьев деревьев разной формы и размера, шишки, желуди с территории участка. | Начать оформление календаря природы. |
Октябрь.
Ноябрь.
Декабрь.
Январь.
Февраль.
Март.
Апрель.
Май.
Учебно - методическая литература:
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г ФГОС
2. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1973
3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.
4. Масленникова О. А., А. А. Филиппенко в соответствии с ФГОС ДО.
Методическое пособие «Экологические проекты в детском саду»
5. Михайлова Л. В. "Метод проектов в образовательной работе детского сада" Москва. "Просвещение" 2015 г ФГОС
6. Михеева Е. В. «Современные технологии обучения дошкольников»
7. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей.
8. Рыжова. Н. А. Наш дом природа.
9. Сластенин В. А. Педагогика. Учебное пособие, Москва "Школа-Пресс" 2000г.
10 .Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду»
11. Хабарова Т. В., Шафигуллина Н. В. «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников»
12. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайтах http: // maam/ru; http: //nsportal. ru
Приложение
Консультации для родителей
«Осеняя прогулка с малышом».
Наступила осень. Ушли жаркие денечки. Однако это не значит, что ваши прогулки с ребенком будут менее интересными. Осенью, выйдя на улицу, обратите внимание на погоду. Если это солнечный день, то предложите ребенку протянуть ручки к солнышку, ощутить его тепло, напомнив при этом, что осеннее солнышко светит, но мало греет.
Прогулка в парке тоже принесет много положительных эмоций – постарайтесь показать детям многообразие красок золотой осени, познакомьте их с понятием «листопад». Осенью землю покрывают листья — все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание детей, как один листик летит к земле, другой кружится, кружится и медленно ложится на землю. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю — это листопад. Соберите опавшие листья. Из них можно изготовить множество интересных поделок. Еще можно набрать в руки листочки, подбрасывать их вверх и смотреть, как они кружатся. Походите ножками по листьям, послушайте, как они шелестят. Осенней порой певчие птицы собираются в стайки, готовят молодежь к полету. Летят они далеко, нередко за 5-6 тысяч километров. Поговорите с ребенком о перелетных и зимующих птицах.
Если вам удалось выбраться с малышом в осенний лес, расскажите ему о том, как животные готовятся к зиме. Многие строят и утепляют норы, делают запасы. Ведь предстоит длинная и холодная зима! А еще все звери линяют – меняют летние шубки на зимние. У зимних шубок мех погуще и попышнее, да и цвет более подходит к зимней природе.
Вот закапал осенний дождик. Не беда, не прячьтесь сразу домой. Понаблюдайте за дождем. Сначала на землю падают редкие капли, потом дождь усиливается. Прислушайтесь к тому, как барабанит дождь по крыше, стеклу. Обратите внимание ребенка, что люди взяли зонтики, чтобы не промокнуть. Можете и сами открыть зонтик и пройтись под ним. Когда дождик закончится, посмотрите на дорожки, траву, песок. Что с ними произошло? Они стали мокрыми.
Десять оригинальных идей – для хорошего настроения мамы и ребенка.
- Плетем венок или корону из листьев клена. Можно использовать только природные материалы, формируя «каркас» венка из стебельков. Но также удобно завязывать их узелком вокруг пластмассового ободка для волос, лучше с зубчиками изнутри. Большое количество листьев сделает украшение пышным, а ободок незаметным.
- Ставим кукольный спектакль «Золотая осень». Соберите с собой легко моющиеся игрушки (из резины, пластмассы) и придумайте коротенький сюжет сказки о наступлении красивого, но прохладного времени года. Разыгрывать представление удобно на бревнышке, пенечке или лавочке.
- Проводим творческие занятия на свежем воздухе. Поделки из листьев, шиповника, лишайника, желудей, рябины и травы можно создать прямо на улице. С собой потребуется взять пластиковую коробку без верха или лоток, а также цветное тесто в качестве скрепляющего материала (пластилин не подходит, так как на холоде затвердевает). Помимо лепки, интересно рисовать с натуры или аккуратно обводить карандашом листья разной формы.
- Записываем видеорепортаж. Предлагаем ребенку перевоплотиться в любимого героя и что-нибудь рассказать или ответить на мамины вопросы. На фоне осеннего разноцветья ролик получится эффектным и трогательным.
- Устраиваем фотосессию. Восхитительные, яркие памятные снимки может сделать как мама, так и малыш. Некоторым деткам очень нравиться фотографировать родителей. Также героем фотоленты послужит любимая игрушка – кукла, машинка, лошадка. Можно запечатлеть настоящий салют из листьев, устроенный ребенком. Во время прогулки стоит фокусировать внимание ребенка на сезонных изменениях в природе, пробуждая воспоминания о только что ушедшем лете: теплом, зеленом, солнечном.
- Пикник на свежем воздухе. Приготовьте воскресным утром кекс, разлейте чай в термосы и отправляйтесь на улицу. Так вкуснее и интересней. Горячая выпечка к началу трапезы уже остынет. Если расположиться на земле не удастся, можно выбрать скамейку под деревьями. Застелить ее удобно отрезом коврика из вспененной резины (для ванной), сидеть будет тепло и сухо.
- Познавательная прогулка: наблюдение за сезонными изменениями. Прежде чем отправляться гулять, чтобы поведать крохе о наступившей осени, нужно сформулировать достоверные и внятные ответы на возможные «почему» (почему листья опадают; почему эти желтые, а другие красные; почему осенью холодно; куда делось солнышко и тд.).
- Подвижные игры, в мяч или даже кегли не очень распространены в осеннее время, и напрасно. Бегать по аллее или парку, где еще не успели собрать всю опавшую листву, намного веселей и безопасней, чем по асфальту. Мяч можно перекидывать друг другу, а кегли сбивать ударом из воздуха, а не прокатывая шар по земле. Только рассчитайте время, чтобы после увлекательной игры идти с разгоряченным ребенком сразу домой.
- Ищем клад. Если вы гуляете всей семьей, то сюрприз незаметно спрячет кто-то из взрослых. Если с ребенком на поиски приключений выходит только мама, то замаскировать шоколадку (карандаши или другую игрушку) лучше заблаговременно – для убедительности. Местом временного хранения подарка может стать листва дерева, кустарник, покрытый мхом пенек. Чтобы играть было еще интересней, снарядите ребенка биноклем. Внимательно вглядываясь, можно обнаружить даже котенка на дереве.
- Поздней осенью с приходом заморозков, можно организовать «Воскресенье добрых дел». В этот день следует помогать тем, чья жизнь во многом зависит от нашего участия. Развешивая кормушки для птиц, надо запомнить их местоположение и по выходным пополнять запасы пшена. Дворовым котикам и собачкам, если лужи замерзшие, можно предложить горячий бульон – в воде они нуждаются не меньше, чем в пище. Важно: посуду, из которой кормят подопечных, не надо оставлять на улице – это мусор. Правильней выбросить пустой лоток в урну, а в следующий раз взять новый.
«В каких продуктах живут витамины».
Лето - лучшая пора для наших маленьких первооткрывателей, чтобы зарядиться витаминами и здоровьем.
С одной стороны, летом полно фруктов, которые уже сами полны витаминов, с другой, дети растут, и их организм нуждается в интенсивном питании. Но самое главное в питании ребенка - это витамины!
Существует мнение, что в летний период взрослым и детям достаточно того, что они получают из свежих продуктов, а также находясь на свежем воздухе. Однако врачи утверждают, что необходимость принимать витаминно-минеральные комплексы летом всё равно существует.
Рассмотрим, какие витамины для детей летом можно получить более легко, чем в остальные времена года. Так, под воздействием ультрафиолетовых лучей в организме человека синтезируется витамин D. Он защищает организм ребёнка от остеопороза, рахита, помогает усваивать кальций. Также витамин D снижает риск заболеть простудой или гриппом.
Ещё один защитник от простудных заболеваний - витамин С, который положительно влияет на рост ребёнка, на работу почек, печени, центральной нервной системы. Витамин С является основным витамином в овощах, фруктах и зелени. Помимо этих двух витаминов, летом ребёнок без проблем может получить необходимую дозу витаминов группы Р, витамина К и фолиевой кислоты, бета-каротина. Эти витамины содержатся в овощах, фруктах, салатных листьях и другой зелени, в плодах красного и жёлтого цвета.
Но, помимо перечисленных, необходимо получать ещё и другие витамины, не растительного происхождения. Многие необходимые вещества содержатся в крупах, масле, печени, то есть в тех продуктах, которые летом употребляют в пищу в меньших количествах. Витамины группы В поступают из мясных продуктов, бобовых, круп. При наличии овощей и фруктов потребление мяса летом может снизиться, что приводит к возникновению дефицита витаминов этого вида. Может не хватать витамина Е, холина, который содержатся в яйцах и масле.
Летом организм ребёнка и взрослого интенсивно теряет минеральные вещества через потоотделение, поэтому, в связи с вышеперечисленными факторами, полностью обеспечить организм витаминами в летний период проблематично. Специалисты отмечают повышение потребности организма в некоторых витаминах. С, Р, Е, А - наиболее необходимые витамины для детей летом, поскольку на летний период обычно выпадает интенсивный рост детского организма. Также возрастает необходимость в магнии, железе, кальции.
В детском возрасте зрение подвержено риску ухудшения, а сами дети редко относятся к зрению бережно и злоупотребляют телевизором и компьютерными играми. Родители могут сократить риск ухудшения зрения, обеспечив ребёнку регулярный приём витамина А. Также этот витамин положительно влияет на состояние волос и зубов, необходим детям, склонным к аллергии.
Молочные продукты, соевые, рыба и морепродукты - источник кальция, который укрепляет кости и снижает риск травматизма у детей. Но кальций с трудом усваивается организмом, поэтому недостаточно просто кормить ребёнка творогом и рыбой - нужно ещё обеспечить усвоение кальция. Поэтому в число необходимых витаминов для детей летом добавляем витамин D3 , способствующий усвоению кальция.
Витамин А
Защищает организм от повреждающего ультрафиолетовых лучей. Кроме того, усиливает остроту зрения, расширяет поля цветового зрения, обеспечивает адаптацию глаза к темноте. Витамин А (ещё одно название - ретинол) способствует формированию и поддержанию в здоровом состоянии кожи, волос и слизистых оболочек. Необходим для нормального роста костей и зубов ребёнка. Также защищает организм от смога и загрязнённости окружающей среды, действуя как антиоксидант.
В каких продуктах содержится?
В: 100г моркови, 100г соя-бобов, 200г шпината, 150г абрикосов, 5г лимонной мелиссы, 100г красного сладкого перца.
Витамин С
Аскорбиновая кислота усиливает действие витамина А. Кроме того, витамин С укрепляет иммунитет, предупреждает развитие аллергических реакций, помогает поддерживать в отличном состоянии капилляры, дёсны и зубы. Улучшает всасывание железа, предупреждая развитие анемии. Способствует заживлению ран, сращиванию костей. Стимулирует образование красных кровяных телец.
В каких продуктах содержится?
В: 1 большой апельсин, 50г чёрной смородины, 80г сладкого перца, 150г зелёной капусты, 150г клубники, 300г картофеля, 1 киви.
Витамин Е
Препятствует окислению в организме свободных радикалов, разрушающих клетки. Повышает силу и выносливость, улучшая спортивные показатели. Помогает при пчелиных укусах и опрелостях. Способствует заживлению ран и ожогов. Предупреждает возникновение проблем со зрением, у некоторых больных диабетом способствует понижению глюкозы в крови. Разрушается при замораживании. Продукты - источники витамина Е не рекомендуется длительно готовить при высоких температурах (например, во фритюрнице) .
В каких продуктах содержится?
В: 200г фенхеля, 50г миндаля, 1 большой авокадо, 250г редьки.
Витамин В1
Тиамин особо важен для малышей, которые готовятся стать первоклашками. Он "отвечает"за концентрацию внимания и укрепляет память. Чтобы в продуктах сохранялось максимальное количество витамина, готовьте пищу при минимуме воды и пара. Тиамин сохраняется при длительном хранении и замораживании.
В каких продуктах содержится?
В: 250г картофеля, 250г молодых лопаток горошка, 80г филе лосося.
Витамин В2
Помогает организму высвобождать энергию из пищи. Обеспечивает нормальный рост и развитие ребёнка, поддерживает целостность нервной системы, кожи и глаз. Является средством лечения хейлита (воспаление красной каймы губ) и трещинок в уголках рта. Разрушается при попадании прямых солнечных лучей и в сочетании с водой.
В каких продуктах содержится?
В: 400г хлеба грубого помола, 150г филе лосося, 200г зелёной капусты, 250г молока, 150г нежирного творога.
«Роль игры в развитии ребенка»
Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:
расширить кругозор;
развивать психические процессы;
удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;
развивать творческие способности;
учить взаимодействовать в социуме;
формировать характер и отношение к действительности;
вырабатывать трудовые и познавательные навыки.
Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия. Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны.
Нормы поведения
Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до выработки устойчивого навыка.
Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Мы пассажиры», «На Дне рождения у подруги», «В гостях у Маши» и т.п. Дети учатся вежливости, быстрее запоминают словесные формулировки, которые используются в тех или иных обстоятельствах. Играя в такие игры, дети быстро вживаются в роль взрослого и уже сами начинают давать указания игрушкам или товарищам по игре «Не разговаривай за столом», «Уступи место в автобусе» и т.д. Получается, что теперь они стают инициатором выполнения существующих норм и правил. Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные, так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом у дошкольников формируются модели правильного поведения.
Основы характера
Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в этом отводится подвижным играм. Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.
Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.
Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности.
Использование дидактических игр развивает у дошкольников любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.
Игра подталкивает ребенка к преобразованию существующей реальности, созданию вымышленной новой действительности. Это помогает развивать фантазию, воображение. Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.
Социализация
Играя в игры, ребенок имеет возможность примерять на себя различные социальные роли. Он отражает модели поведения в различных ситуациях, которые потом сможет использовать в своей взрослой жизни.
В ходе игр у детей развивается умение действовать целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать продуктивные взаимоотношения.
Огромную роль оказывает игровая деятельность на формирование коммуникативных компетентностей. Детям нужно научиться договариваться, правильно формулировать свои мысли, пользоваться готовыми речевыми шаблонами.
Как играть с ребенком
Чтобы суметь увлечь ребенка игровой деятельностью, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, представленными на консультации для родителей «Играйте вместе с детьми».
Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать сюсюканий. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность.
Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок.
Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло.
Старайтесь использовать поменьше запретов.
Давайте малышу возможность проявлять самостоятельность и инициативность.
Ни в коем случае не исправляйте результаты игровой деятельности ребенка со словами: «Сейчас я тебе покажу, как надо делать».
Предлагайте различные виды игр.
Позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.
Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.
Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.
Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!
Для чего нужны игрушки
Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус.
Игрушки являются моделями тех предметов, строение и назначение которых ребенок хочет познать. Играя с игрушками, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами. На консультации для родителей «Игрушка в жизни ребёнка» даются такие советы.
Не только покупайте игрушки ребенку, но и делайте их своими руками.
У малыша должны быть разные игрушки, не ограничивайте их выбор по половой принадлежности ребенка.
Приобретайте только те игрушки, которые имеют педагогическую и художественно-эстетическую значимость, смысловое наполнение.
Игрушки для ребенка должны соответствовать его возрасту. Не стоит запасаться игрушками «на вырост». Сначала малыш не поймет ее предназначения, а потом уже потеряет к ней интерес.
Необходимо иметь игрушки на разную тематику: сюжетные (куклы, фигурки животных, посуда, мебель и т.д.), развивающие (кубики, паззлы, многофункциональные предметы), технические (машинки и модели других видов транспорта, конструкторы), имитирующие орудия труда (ведерко, лопатка, молоток, отвертка, шприц и т.д.), игрушки-забавы, игрушки для подвижных игр.
У ребенка должны быть игрушки разных размеров. Крупные подходят для игры на полу или на улице, мелкие игрушки нужны для игры за столом.
Нужно поощрять стремление ребенка превратить обычные предметы в игрушку. Он может из стула сделать кораблик, а под столом обустроить дом и т.д.
Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.
Главное правило в использовании игрушек — они должны способствовать формированию у ребенка правильного представления об окружающем мире.
Ответственное и правильное отношение родителей к организации игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.
«Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»
Говорить об актуальности экологической проблемы сегодня, я думаю, уже не надо. Всем нам известны печальные последствия развития
промышленности и экономики. Желание человека упростить свою жизнь слишком часто упирается в законы природы, и о последствии их нарушения наше общество начало задумываться только последние 15-20 лет. Естественно, что многие последствия уже стали необратимыми.
Однако, уходя от глобальных проблем экологии, над решением которых
бьются сотни учёных не один десяток лет, я бы хотела обратить внимание на тот вклад, который вносим мы с вами, обычные люди. После этих слов у
многих должна возникнуть в голове картина выброшенной в помойку
очередной пластиковой бутылки, ну или чего- то подобного... Да, безусловно, это та малость, на которую способен любой человек. Но есть и нечто большее.
Дело в том, что в наших руках будущее. Будущее, которое мы создаём
сегодня — это наши дети. То, каким они увидят этот мир сегодня, что они будут воспринимать как норму поведения, как научатся взаимодействовать с природой — все это зависит от нас.
Детский сад, являющийся первичным звеном в системе образования,
безусловно, должен уделять экологическому воспитанию особенное внимание.
Но, не смотря на это, именно семья остаётся корнем воспитания любого
человека. Именно поэтому я бы хотела обратить внимание на экологическое
воспитание дошкольников в семье.
На сегодняшний день, наши современные семьи гораздо больше
переживают за проблемы экономического характера. С пелёнок детям
выбирают престижную профессию, учат правильно обращаться с деньгами. Но что же ребёнок знает о взаимодействии человека с природой?
Хорошо, если родители научат не выбрасывать мусор мимо помойки, но
ведь этого недостаточно чтобы ребёнок в полной мере осознал свой вклад в
будущее окружающей среды.
Итак, я бы хотела выделить 3 основных задачи семьи для полноценного
экологического воспитания дошкольника:
1. Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе и обществе.
Именно сюда относится умение выбрасывать за собой мусор, не ломать
ветки у деревьев, не обижать животных и т.д. Тут родители должны не просто научить, они должны стать примером для подражания и это их основная задача. Воспитывать во взрослых людях элементарные нравственные качества, конечно, абсолютно бесполезное занятие. Но задумываться о нежелательном поведении своего ребёнка и его последствиях должен каждый родитель, а
значит, иногда следует пересматривать своё собственное поведение и
совершенствовать его, задавая себе вопрос — как ту или иную ситуацию должен видеть мой ребёнок?
2. Воспитание этических и эстетических чувств.
И тут всё достаточно просто: беречь — значит любить. Восхищаться
природой, видеть её красоту, любить её дары, может научить только семья. Для детей, растущих в городах это очень важно. Сегодня большинство людей
предпочитают проводить выходные за городом на свежем воздухе. Казалось бы вот оно — единение детей с природой, воспитание экологической культуры. Но замечают ли эти люди красоту вокруг них и как к ней относятся? Здесь родители должны воспитать в ребёнке любовь и уважение ко всему окружающему миру. Ребёнок должен расти с чувством, что природа—это большое разумное существо, каждая травинка, каждая букашка-это его часть. Оно живёт своей жизнью и принимает нас, а мы в ответ должны его уважать и заботиться о нём. Важно обращать внимание ребёнка на все мелочи — то, как в природе всё взаимосвязано и продумано. Какую огромную работу проделывают муравьи, чтобы построить муравейник; как желтеют и опадают листья осенью, а весной вырастают снова; как гусеница становится бабочкой... В природе
столько удивительных и красивых явлений, которыми можно восхищаться
бесконечно.
3. Формирование познавательных и творческих потребностей.
Важно не просто беречь и восхищаться красотой природы. Необходимо
сформировать у ребёнка желание творить и помогать. Ведь мы говорим о
нашем будущем, в котором многие экологические проблемы должны быть
решены. Кто будет заниматься решением этих вопросов через 20, 30 и 40 лет? Наши дети. Они обладают этими потребностями с рождения, всё, что требуется от родителей — это поддержать и направить в нужное русло. Посадите вместе дерево или цветок — и ребёнок поймёт, что он сам творец природы. Он способен изменить её сам и изменить в лучшую сторону.
В помощь реализации поставленных задач для родителей, сейчас существует огромное множество вспомогательных материалов и информационныхтехнологий.Это книги,статьи,сайты, познавательные фильмы и мультфильмы. Однако важно заметить, что это лишь вспомогательный материал, который требует практических навыков, ведь невозможно полюбить природу и оценить всю её красоту сидя перед экраном телевизора...
Необходимо чтобы ребёнок постоянно имел контакт с живой природой,
пробовал и узнавал все сам или вместе с родителями. Это должны быть
совместные походы в лес, на озеро, собирание грибов и ягод. Только целью
этих походов должно быть не желание как можно больше набрать грибов, а
увидеть и изучить что- то новое. Всегда необходимо вести беседу с ребёнком, обращать его внимание на природные явления, поведение животных, сезонные изменения.
Также стоит не забывать о городской природе. Здесь открытия ждут ребёнка на каждом шагу — по дороге в детский сад, рядом с домом и при поездке в магазин. Здесь особенно важно вести диалог с ребёнком, ведь зачастую взрослые не замечают уже простых и обыденных вещей рядом с ними. Дети же видят мир совсем иначе — не стоит отмахиваться от глупых вопросов, ведь именно так ребёнок познаёт мир.
Не менее важно чтобы уголок природы присутствовал дома и был у ребёнка всегда под рукой. Собирание гербария, шишек, красивых камушков и даже перьев птиц — всё это способ познания окружающего мира. Ну а содержание домашних питомцев и уход за ними — это очень большой вклад в экологическое развитие ребёнка, воспитание моральных и этических качеств, не стоит лишать его такого взаимодействия с природой.
Для того что бы ребёнок полюбил природу, стал уважать её и относиться к ней бережно, нужно не так и много, ведь он — сам её часть. Всё не обходимое уже заложено в человеке изначально. Важно нам, взрослым, не потерять это чувство самим и не загубить его в наших детях. Тогда мы воспитаем достойное поколение, которое сохранит окружающий мир со всей его красотой и богатством.
- Нужно ли задавать детям вопросы о природе?
- Следует ли совмещать знания сообщаемые детям о животном и растительном мире с культурой поведения в природной среде?
- Что важнее эстетическое воспитание в природе или знание о ней.
- Какое место занимает трудовые обязанности в косвенной жизни, в природе.
- Какой лесной житель сушит себе на зиму грибы?
- Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
- Про каких животных говорят, что вылезает из кожи вон?
- Какой зверь любит малину?
- Какие жуки носят название того месяца в котором появляются?
- Почему многие растения жарких стран имеют вместо листьев комочки и шипы?
- Почему комнатные растения, особенно зимой, нужно поливать не холодной, а тёплой водой?
- Растёт ли дерево зимой?
- Листья каких деревьев осенью краснеют?
- Куда “лицом” обращена головка подсолнуха в солнечный день?
Да, детям нужно задавать вопросы на различные темы по природе, чтобы выяснить уровень знаний, умений, навыков детей, насколько они близки к природе, а в чём-то отстают.
Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путём формального (учебного заведения и д/с) и неформального образования (разные источники информации, разовые мероприятия). Часто работники детских учреждений в процессе ознакомления детей с природой больше внимания обращают на их умственное воспитание. Но накопление знаний о природе не становится предпосылкой воспитания у дошкольников эмоционально-положительного отношения к ней, что отрицательно сказывается на их поведении. Детям старшего дошкольного возраста уже доступна для понимания сложные разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие интеллектуальному развитию, ко второй – знание, определяющие правила поведения человека в природе раскрывающие нравственное отношение к ней. Отбор последних особенно важен для воспитания действительной любви к природе.
Человек умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы. Эстетическое невежество отрицательно влияет на интеллектуальное и эстетическое развитие ребёнка.
Обогащение представлений о природе познание её запахов и связей невозможно без эмоционального положительного отношения к ней, поэтому всё общение с природой ребёнка должно быть направленно на воспитание его эмоциональной отзывчивости, умение замечать и оценивать красоту природы. При этом существует и другая опасность: приучить формально обращаться с природой, либо спортивно-оздоровительными мероприятиями (купание, игры на природе и т. п.) Основная задача педагогики-воспитания у детей экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания, практические умения, направленные на охрану природы. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотёк, то наблюдаются различные отклонения у детей в отношении к природе. Прежде всего — пассивность : дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но и по своей инициативе не проявляют необходимой заботы о животных и растениях. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомлённости ( собирают в коробочку насекомых, составляют букеты из цветущей земляники, обрывают бутоны растений для угощения "куклам" и др.). Некоторые дети потребительски относятся к природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывают её кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т.д.. Встречаются дети способные жестоко относится к животным: бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.
Исследуя эту проблему, обнаружили интересный факт: оказывается, дошкольники дороже относятся к животным, чем к растениям. Видимо причина в том, что животное легче, чем растение, идентифицировать с собой, наделить его разумом, переживаниями (как это бывает в сказках), сходными со своими собственными.
Бездумное, а порой жестокое отношение к природе – результат нравственной невоспитанности детей, когда они нечуткий к состоянию других людей, тем более животных и растений; не способны к сопереживанию, сочувствию, жалости; не могут понять чужую боль и прийти на помощь. Дети подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Взрослые с умыслом или невольно ранят детские души жестким отношением к природе, наносят вред делу гуманности у детей, травмируют их не зрелую психику. Деятельное правление бережного отношения детей к природе наблюдается в играх, при выполнении трудовых обязанностей, в повседневной жизни. Детей надо обучать навыкам ухода за растениями, животными.
Систематический труд в природе формирует у них привычку заботиться о живом. Мотивы трудовой деятельности могут быть различны. Стимулом к труду может стать интерес к совместной деятельности со взрослыми или сверстниками. В качестве действенного мотива выступает познавательный интерес.
Воспитатели должны помнить правило: чем однообразнее, привычное, непривлекательнее процесс труда для детей, тем важнее его мотивировка. Усиление эстетической строки при ознакомлении детей с природой, широкое включение в этот процесс произведений искусства -важный фактор экологического воспитания.
«Экологическое воспитание».
На сегодняшний день очень остро стоит вопрос экологии. Речь идет не только о загрязнении окружающей среды, но и об исчезновении различных видов уникальных животных и растений. Чтобы предотвратить экологическую катастрофу в бедующем, важно начинать воспитывать экологическую культуру с самого раннего детства.
Экологическое воспитание дошкольников прежде всего направленно на формирование у детей экологической культуры, положительного отношения к окружающей среде – земле, воде, флоре и фауне. Научить детей любить и беречь природу это главная задача всех взрослых.
В детском саду ежедневно выполняется работа по экологическому воспитанию, это наблюдения, беседы, труд в природе, дидактические игры, экологические праздники и викторины, конкурсы, непосредственно образовательная деятельность, организуются разные экологические акции. Задачами данной работы является: развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней, накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой.
Но для целостного восприятия и усвоения детьми знаний по экологии необходима постоянная работа по экологическому воспитанию и за пределами детского сада, то есть дома. Сколько бы педагоги не вели работу с детьми, самое главное для себя дети берут из семьи.
С чего же начать? Заинтересовать ребёнка 4 лет легко. Например, уход за домашними растениями не будет трудным даже для ребёнка, он всегда может помочь взрослому полить цветы, протереть их листья, будет наблюдать за появлением нового листочка или цветочка. Для маленьких детей выбирайте крупнолистные и ярко цветущие растения (например, бегония, гибискус, фикус). А также у ребят вызывает интерес посадка и выращивание растения из семян (например, горох, петрушка). Можно посадить косточку апельсина или лимона, ребёнок будет в восторге!
Больший интерес у детей вызывают, конечно же, животные. Ребенок 4 лет может выполнять посильную работу за домашними животными. Очень хорошо, если дома есть возможность завести питомца. И не обязательно, чтобы это была кошка и собака, ведь можно радоваться и птицам, рыбам, хомячкам, черепашкам. Менять поилку с водой, насыпать корм, правильно общается с животным. Главное в этом вопросе рассказать ребенку о правилах поведения с животными. Нельзя их обижать, пугать, делать больно, у каждого животного есть свой характер, им может быть что-то неприятно – зная это ребенок будет более осторожно и бережно относится к своим питомцам. Общение с животными даёт ребёнку эмоциональную разгрузку, делает его добрее.
Если у родителей по каким-либо причинам не получается взять домой животных, то можно знакомить с ними другими способами: водить ребёнка в зоопарки и зооуголки, наблюдать за птицами на улице, за собачкой или кошкой друга.
Большое воспитательное значение имеют поездки в лес, прогулки в парк, к водоёму. Ребёнок учится видеть красоту природы, становится более наблюдательным и любознательным. В таких походах можно собрать с детьми природный материал (соблюдая экологические правила: не ломать и не губить) для дальнейших поделок. Это могут быть: шишки, жёлуди, каштаны, куски опавшей коры или веточки. После таких прогулок хорошо рассмотреть фотографии, поговорить об увиденном, узнать, где ещё хочется побывать вашему ребёнку.
Родителям не стоит забывать об экологическом воспитании и на прогулке во дворе, и по дороге домой из детского сада. Обращайте внимание детей на погоду, изменения в природе, закрепляйте названия времён года, названия деревьев, цветов. Покажите своему ребёнку сколько разных красок вокруг него, сколько всего интересного.
Также важно не забывать и о понятии «Охрана природы». В этом возрасте ребенок способен понять о чистоте природы, о том почему нельзя выбрасывать мусор куда хочется, почему нельзя ломать ветки у деревьев, рвать цветы в букеты.
Еще один метод воздействия на детей – это чтение художественной литературы. Рассказы и сказки о животных с красивыми иллюстрациями помогут детям в полной мере полюбить природу. Начинать можно с маленьких рассказов и сказок таких писателей как: Бианки В.В., Ушинский К.Д., Сладков Н.И., Сутеев В.Г, Толстой Л.Н., Заходер Б.В., Пришвин М.М. и многие другие.
Экологическое воспитание будет действенным, если работа над ним будет проводится в одном направлении как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. И она будет проводится каждый деть несмотря ни на что.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования «Физическое развитие и воспитание детей через организацию занятий по ритмической гимнастике» для детей 4-7 лет
Программа составлена по Ритмической мозайке А.И.Бурениной....

Перспективное планирование По сенсорно-моторному воспитанию детей через художественно-эстетическое воспитание
Продуктивная деятельность для детей средней группы....

Конспект открытого интегрированного занятия по духовно – нравственному воспитанию детей через речевую деятельность по теме «Ознакомление детей с произведением С. Маршака «Детки в клетке» Вторая младшая группа
Конспект открытого интегрированного занятия по духовно – нравственному воспитанию детей через речевую деятельность по теме «Ознакомление детей с произведением С. Маршака «Детки в кле...

МАТЕРИАЛЫ К СЕМИНАРУ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Совершенствовать и развивать формы и методы гражданско-патриотического воспитания детей через реализацию Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года»
Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализ...
САМООБРАЗОВАНИЕ:"Экологическое воспитание детей через художественную литературу."
Цель: рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы.Задачи1. Познакомить детей с творчеством писа...
План по самообразованию "Экологическое воспитание детей через познавательное развитие"
План по самообразованию...

Электронный образовательный маршрут для детей 4-5 лет на тему: «Нравственно - патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку
Взаимодействие с родителями в художественно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста...
