выступление на МО музыкальных руководителей Северного округа города Оренбурга «Формирование представлений о профессиях, связанных с музыкальной деятельностью в процессе организации игры на ДМИ»
материал

Валиновская Екатерина Викторовна

выступление на МО музыкальных руководителей Северного округа города Оренбурга «Формирование представлений о профессиях, связанных с музыкальной деятельностью в процессе организации игры на ДМИ» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predstavleniy_o_professiyah.docx33.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций Северного административного округа г.Оренбурга

Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФОП ДО через различные виды деятельности

Тема выступления:

«Формирование представлений о профессиях, связанных с музыкальной деятельностью в процессе организации игры на ДМИ»

13.02.2025г.

МДОАУ «Детский сад №50»

Музыкальный руководитель

МДОАУ «Детский сад №144»

Валиновская Е.В.

г.Оренбург, 2025г.

Формирование представлений о профессиях, связанных с музыкальной деятельностью в процессе организации игры на ДМИ.

«Без творчества немыслимо познание человеком

своих сил, способностей, наклонностей…»

В. А. Сухомлинский

В жизни каждого человека выбор профессии занимает важное место и к выбору своей будущей профессии нужно  готовить ребенка ещё в дошкольном возрасте. 

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. И одной из главных задач дошкольных образовательных организаций, независимо от их профиля, является формирование личности, способной к творчеству, самоопределению и саморазвитию.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. А также актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФОП и ФГОС ДО.

Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Трудолюбие не дается от природы, а воспитывается с самого раннего детства. Родители и педагоги, как никогда раньше, обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе, становление человека, немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Поэтому процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как в этот период у ребёнка закладываются основы развития личностных качеств.

Детский сад – это первая ступень в формировании базовых знаний о профессии. Ознакомление с трудом взрослых, окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми, а также из средств массовой информации узнают о разных профессиях. Ребенка необходимо познакомить с профессиями его родителей, познакомить с требованиями, которые предъявляют к человеку.  А также нужно больше интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем  выбор своей профессии. 

Высокий темп современной жизни, развитие информационных технологий насыщает рынок труда многообразием новых профессий, в которых зачастую сложно сориентироваться и сделать правильный выбор, в соответствии со своими способностями и возможностями.

В наше время наблюдается тенденция к снижению престижа профессий в сферах музыкального образования, так необходимых и востребованных. 

Представления детей о музыкальных профессиях несколько ограничены: дети на протяжении пребывания в детском саду знакомы с внешней стороной профессии музыкального руководителя, на занятиях дети получают общие сведения о таких музыкальных профессиях, как дирижёр, пианист, скрипач, гитарист и т.д.. Между тем в современном мире существует много профессий, связанных с музыкой (продюсер, аранжировщик, звукорежиссер, саунд-дизайнер, ди-джей и т.д.).

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, где дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.

Учитывая интерес детей к занятиям музыкой, их индивидуальные и музыкальные способности,  процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий и у него начинают проявляться  личностные качества.

Роль музыки в воспитании дошкольника своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, исполняя музыку на ДМИ и тем не менее, именно с её помощью можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, воспитывать желание трудиться, понять важность и общественную значимость труда людей. Можно исполнить на детских музыкальных инструментах шуточное музыкальное произведение Р. Шумана «Весёлый крестьянин», где музыка рисует ликование и радость крестьянина, возвращающегося с работы. Или старинную музыку французского композитора Франсуа Куперена «Жнецы», рассказывающую о людях, которые убирают хлеб вручную. В музыкальных играх дети могут быть шофёрами и садовниками, строителями, скульпторами, художниками, космонавтами, врачами и поварами. Если мы дополним эти игры музицированием новая информация будет для детей более интересной и насыщенной.

Известно, что ведущими занятиями детей дошкольного возраста являются игры, рисование, лепка, конструирование. Вместе с тем, значительное количество времени современные дети проводят за просмотром телепередач, а именно анимационных фильмов – мультфильмов. Таким образом, мультфильм становится одним из основных средств влияния на развитие детей в раннем возрасте.

Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности комплексного развивающего обучения детей. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала ребёнка.

Таким образом, знакомство с профессиями мультипликаторов, посредством создания мультфильма, его озвучивания – это технология, позволяющая педагогу решить множество целей и задач.

Практическая часть

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессией звукорежиссера посредством виртуальной экскурсии на киностудию «Союзмультфильм» через игру на ДМИ»

Цель: знакомство детей с профессией звукорежиссера, как одного из создателей мультфильмов.

Задачи:

Образовательные:

-расширить представления детей о мире музыки,

-познакомить с профессией звукорежиссер,

-обогатить словарный запас детей музыкальными терминами (аранжировка, артефакт и т.д.), техническими средствами звукооператора (микрофон, наушник, компьютер и т.д.);

Развивающие:

- стимулировать интерес к музыкальному искусству.

- создавать оптимальные условия, позволяющие дошкольникам реализовать свои творческие способности;

- формировать у детей представления о социальной роли труда взрослых и значимости профессий в жизни общества (звукорежиссер);

Воспитательные:

- воспитывать чувство коллективизма, уважение к сверстникам;

- воспитывать у детей уважительное отношение к человеку труда;

- воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Методы и приёмы:

- словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности);

 - наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов звукорежиссера, просмотр презентации);

- практический (экскурсия, экспериментирование, игра на детских музыкальных инструментах);

- игровой (игровые ситуации).

Воспитатели на занятиях знакомят детей со всеми профессиями в целом. Большинство детей имеют недостаточно углубленных знаний и представлений о профессиях, связанных с музыкой, низкий словарный запас по этой теме. Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Как помочь ребенку с детства обрести целостное представление о любимой профессии, доставляющей радость ему самому и приносящую пользу людям?

Ознакомление с музыкальными профессиями обеспечит дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов мальчиков и девочек.

Одна из основных задач социализации ребёнка в ДОУ– ознакомление с разнообразным миром профессий. Знакомство с профессиями формирует у дошкольника интерес к труду взрослых, позволяет гордиться работой своих родственников. Актуальность формирования у детей представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека обоснована ФОП дошкольного образования.

В настоящее время мир профессий очень разнообразен. Если десять лет назад было достаточно познакомить дошкольника с трудом врача, повара, продавца, то на сегодняшний день детям необходимо получить знания и о современных профессиях.

При знакомстве дошкольников с профессией, я придерживаюсь правила: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть! Ведь игра для дошкольника – это ведущий вид деятельности. В игре ребёнок получает первый практический опыт социального взаимодействия.

Во время виртуальной экскурсии на киностудию «Союзмультфильм» дети получают не только общие сведения о киностудии и её устройстве, но и погружаются в рабочий процесс озвучивания фрагмента одного из любимых мультфильмов в рамках ознакомления с профессией звукорежиссера. В качестве инструментов  для озвучки детям предлагаются ДМИ, бросовый и природный материалы, использование которых способствует раскрытию творческого потенциала детей, развитию фантазии, воображения и чувства ритма, т.к. звукорежиссеру  приходится помимо голосов, озвучить еще и фоновые звуки, шелест листьев, пение птиц, ветерок в саду – все эти звуки нужно записать, а порой и самостоятельно создать. Без них пропадет вся атмосфера мультфильма, да и звуки необходимо правильно синхронизировать с видео, что способствует развитию и совершенствованию чувства ритма у дошкольников.

Подготовительным этапом к озвучиванию фрагмента мультфильма является знакомство с профессиями мультипликационных героев: пианист, гитарист, скрипач, дирижер. В исполнении любимых мультипликационных героев дети знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, обогащая тем самым свою картотеку звуков.

Знакомство с профессией проходит по алгоритму:

- название,

- место работы,

- трудовые действия,

- качества, которыми должна обладать профессия,

- результат труда.

Приступив к просмотру фрагмента мультфильма, который необходимо озвучить из-за «испорченного» звука, дети составляют последовательность кадров, требующих озвучивания. Подбор звуков для каждого кадра проводится путем экспериментирования с ДМИ, бросовым и природным материалами.

Результаты занятия:

- у детей старшего дошкольного возраста сформированы представления о профессии звукорежиссера в мультипликации.

- дети увереннее вступают в контакт с другими детьми и правильно выстраивают свои отношения друг с другом.

- более уверенно используют разнообразные ДМИ, бросовый и природный материалы для более выразительной передачи характеров и настроений мультипликационных героев, фоновых звуков.

- через освоение различных видов творческой активности: художественного, литературного, технического творчества, IT технологий дети овладевают навыками интегративных компетенций.

- в процессе совместной деятельности дети сочувствуют, сопереживают

и помогают друг другу.

Литература:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №-273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

2 «Об утверждении Федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования» Приказ Минобрнауки России от

17.10.2013г. №1155.

3 Основная образовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016, с. 236

4 Комплексная образовательная программа дошкольного образования

«Мир открытий» / науч. рук. Л.Г. Петерсон; под общ. ред. Л.Г. Петерсон,

И.А. Лыковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,

2019 – 352 с.5 Секреты детской мультипликации: перекладка: методическое пособие /Н. Пунько, О. Дунаевская.- М.: Линка-пресс, 2017 – 136с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление музыкального руководителя ДОУ №13 Семеновой Т.П. по теме «Современные виды планирования музыкального руководителя в соответствии с ФГТ»

Данный материал был представлен на гордском методическом объединении музыкальных руководителей детских садов города Волжск, который рассказал о современных вида планирования в соответствии с ФГТ согла...

Выступление на РМО музыкальных руководителей: Тема: «Роль музыки в формировании познавательных способностей детей раннего возраста».

        «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в           нем творческое начало, творчес...

Формирование у детей подготовительной группы представлений о профессиях, связанных с транспортом, посредством сюжетно-ролевой игры

В статье рассматриваются вопросы формирования у дошкольников представлений о профессиях, связанных с транспортом, через сюжетно-ролевую игру. Обоснована актуальность трудового воспитания в контексте т...