«Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» для детей среднего дошкольного возраста
проект (средняя группа)

КЫЧКИНА ТАТЬЯНА Егоровна

Данный    проект    направлен    на    оказание     развивающей    и обучающей  помощи детям по  развитию речи средствам использования игровых методов т.е дидактических игр. Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» рассчитан на детей 4-5 лет носит открытый характер  с внедрением  традиционных и нетрадиционных  форм работы.  Систематическая работа по использованию и разработке игровых методов в работе с детьми среднего дошкольного возраста через  игровые технологии, является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kychkina_te_proekt_5.docx40.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР Детский сад №104 «Ладушка» г. Якутск Республика Саха (Якутия)

Кычкина Татьяна Егоровна воспитатель вышей категории

Проект

По развитию речи «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» для детей среднего дошкольного возраста

Аннотация проекта;

Данный проект направлен на оказание развивающей и обучающей помощи детям по развитию речи средствам использования игровых методов т.е дидактических игр. Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» рассчитан на детей 4-5 лет носит открытый характер с внедрением традиционных и нетрадиционных форм работы. Систематическая работа по использованию и разработке игровых методов в работе с детьми среднего дошкольного возраста через игровые технологии, является основой для успешной коммуникации, установления социальных контактов и формирования личности ребенка в целом.

Вид: практический, познавательно-исследовательский

Срок реализации: долгосрочный

Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги группы

Возраст участников: 4-5 лет

Введение

Вопросы развития речи дошкольников приобретают сегодня первостепенное значение. Это обусловлено, прежде всего, тем, что только развитая речь позволяет ребенку свободно общаться с окружающими людьми, «включает» его в активный процесс коммуникации. Благодаря речи ребенок познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах. При помощи речи выражает свои потребности, чувства и переживания. От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Дошкольный возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому задача воспитателя больше уделять внимания именно развитию речи, создать условия для речевой деятельности детей, охватить разные стороны речевого развития: развитие связной речи, расширение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи и культуры речевого общения.

Игра-это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь, критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки и развитию собственного эго. Игра учит детей общаться и понимать других людей.

Один из видов игровой деятельности - дидактическая игра, я уделяю ей особое внимание. Дидактической игра является одним из эффективных средств развития речи дошкольников, поскольку в играх ребенок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. В своей работе мы используем различные дидактические игры: игры с предметами, настольные - печатные и словесные. В ходе игры развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы. В процессе многих дидактических игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи. При общении детей в игре, решении спорных вопросов активизируется речь.

Структура дидактических игр по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевого общения, что создает предпосылки для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков. Кроме того игра на занятиях и в режимных моментах способствует снижению психических и физических нагрузок. Каждая игра решает и воспитательные задачи. У детей развивается культура речевого общения, нравственные чувства и качества, формируются этические представления.

Актуальность:

С каждым годом растет число детей имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

К сожалению, живое общение детям в последнее время заменяет телевидение, компьютер, Интернет, что обедняет речь ребенка и не дает возможности обогащать ее. Эта проблема в настоящее время является актуальной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна.

Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается как основа воспитания и обучения детей. Дети, не получившие соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее общее развитие ребенка.

Одним из средств развития речи детей являются речевые дидактические игры. Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает мир, исследуя все происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребенка.

. «Для ребят дошкольного возраста – игры имеют исключительное значение:

- игра для них - учеба, игра для них - труд,

- игра для них - серьезная форма воспитания». (Крупская Н. К.)

Дидактическая игра может выступать как средство развития речи, так как:

1. Дидактическая игра – является средством обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях, может включаться в любое занятие (музыкальное, физкультурное, изодеятельность и др.), является одним из занимательных элементов на прогулке.

2. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации, с определенными предметами, приобретая при этом собственный действенный и чувственный опыт.

3. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении положительного эмоционального отношения к заданию.

Дидактические игры, которые используются, как средство речевого развития должны основываться на следующих принципах:

1. Каждая игра должна давать упражнения для умственного развития детей.

2. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

3. Дидактизм в игре должен сочетаться с юмором, шуткой, занимательностью.

В своей работе я использую различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные. Одна из главных задач подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм. Во многие занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

Важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.

Игра должна увлечь всех детей, чтобы у них был интерес выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки. То есть, были внимательными при выполнении упражнений.

а) Дети должны четко понять, что от них требуется.

Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.

б) Показать свою заинтересованность.

И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети видят, что вы рассеяны и играете только потому, что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.

в) Поощрять ребенка.

Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.

г) Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес. Игра должна быть в радость.

Цель:

Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

#1060;ормировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря.

#1057;овершенствовать звуковую культуру речи. Развивать фонетическую сторону речи и связную речь

4. Формировать грамматический строй речи у дошкольников.

#1040;ктивизировать употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Проблема;

Недостаточная сформированность всех компонентов устной речи и практического овладения воспитанниками нормами речи

Новизна опыта:

Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие познавательных способностей дошкольников. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Методы реализации проекта:

Практические:

-дидактические, словесные, интерактивные игры,

-дыхательные упражнения;

-артикуляционная гимнастика

Наглядные:

- показ иллюстраций, картинок, просмотр видеороликов;

-образец правильного произношения

Словесные:

-упражнения на развитие речевого аппарата,

- рассказы, чтение пословиц и поговорок,

-образец правильного произношения

Виды деятельности:

  • в непосредственно образовательной деятельности;
  • в приобщении детей к художественной литературе;
  • в обучении правильному произношению;
  • в беседах;
  • в наблюдениях;
  • в подвижных играх;
  • в театрализованной деятельности;
  • в играх на развитие мелкой моторики;
  • в режимных моментах;

Этапы реализации:

I этап: Подготовительный

Подобрана специальная методическая литература по данной теме,создана развивающая среда в группе, помогающая детям закреплять, развивать ранее полученные знания. Игровой и дидактический материал доступен детям и расположен в их поле зрения. Проведена работа с родителями, подготовлены консультации и рекомендации, для того, чтобы они получили как можно больше информации о развитие речи ребенка.

2 этап: Основной

Для реализации проекта было разработано перспективное тематическое планирование. В него включены дидактические игры (игры с предметами, настольные - печатные, словесные)

-Просмотр презентаций и слайдов

-Беседы, игры ситуации

-Артикуляционная гимнастика

-Рассматривание иллюстраций, книг, наглядных пособий

-Продуктивная ,творческая деятельность

Игры по звуковой культуре речи;

Игра «Замени звук»

«Какого звука не хватает?»

«Измени слово»

«Третий лишний»

«Кто больше?»

«Услышишь — хлопни»

«Нужное слово»

«Назови картинку и найди первый звук»

«Цепочка слов»

«Эхо»

«Какой звук чаще звучит?»

«Громко-шепотом»

Игры на развитие словаря ;

«Лови да бросай - цвета называй»

«Какой это предмет?»

«Подбери словечко»

«Угадай предмет»

«Что общего»

«Запоминай-ка»

«Кто подберет больше слов?»

«Семья»

«Кто как разговаривает?»

«Мяч бросай, четко фрукты называй» или

«Мяч бросай, транспорт быстро называй»

,

«Я знаю три названия животных (цветов)» или

«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

«Рыбки»

«Рыбы, звери, птицы»

«Что растет в лесу?»

«Четыре слова»

«Подскажи словечко»

«Кто где живет?»

«Чье это жилище»

Игра «Третий лишний» («Четвертый лишний»)

«Что бывает круглым?»

«Кто как передвигается?»

«Какие действия совершают животные?» или «Что делают животные?»

«Лови, бросай, дни недели называй»

«Игра в неделю»

«Что за чем?»

«Бывает — не бывает»

«Найди картинку»

«Говори наоборот»

«Скажи наоборот»

«Похожие слова»

Игры на развитие грамматического словаря ;

«Магазин посуды»

«Куда положим»

«Скажи ласково»

«Кто это?»

«Назови профессии»

«Животные и их детеныши»

«Кто кем был?»

«Один - много»

«Где мы были, что мы видели?»

«Угадай, кому нужны эти вещи»

«Кто чем работает?»

«Кто где живет?»

«Сравни предметы»

«Какой? Какая?»

«Магазин»

«Назови ласково»

«Что из чего сделано?»

«Закончи предложение»

«Что делает, что делают?»

«Добавь слово»

«Кто, чем занимается?»

«Скажи по-другому»

Работа с родителями:

Взаимодействие детского сада и семьи, направленно на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье.

- Родительское собрание- «Значение дидактических игр в развитие речи»

-Анкетирование- «Роль родителей в развитии речи детей»;

- Привлечение родителей к обогащению предметно – развивающей среды группы

-Конкурс игрушек, пособий, способствующих сенсорному, моторному и речевому развитию детей сделанных руками родителей.

- Памятки по психологическому и речевому развитию детей

С целью повышения педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития, проводили консультации;

«Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка»;

«Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста»;

«Влияние речевых нарушений на школьное обучение»;

«Какие игры предложить дома»;

«Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста»

3этап: Заключительный;

- Обобщение педагогического опыта по развитию речи дошкольников с применением дидактических игр

-Изучение результатов диагностирования развития детей по данной проблеме.

-Презентация педагогического опыта на педсовете.

-Публикация опыта на сайтах ,составление методических рекомендаций для родителей и педагогов по теме

Ожидаемые результаты:

  1. Качественное расширение активного словаря дошкольников (дети обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, знают синонимы, антонимы, многозначные слова)
  2. Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений)
  3. ЗКР - дети способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги.
  4. Связная речь - дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.
  5. Взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития.

Заключение;

На основании собственного опыта использования дидактических игр в процессе речевого развития, можно сделать вывод о том, что использование дидактических игр создает условия для формирования связной речи, включения дошкольников в игровую деятельность и речевую активность.

Таким образом, использование дидактических игр в работе, способствуют развитию речевой активности детей. Необходимо помнить, что развитие речи дошкольников в ходе игровой деятельности — попытка учить детей светло, радостно, без принуждения. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

В группе созданы условия для речевой деятельности детей, имеется разнообразные дидактические игры, дидактический материал для развития мелкой моторики. Дети с удовольствием играют с ними. В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов. У детей должен повыситься познавательный интерес, они проявляют самостоятельность, творческую инициативу, активность, свободно высказываются, научились контролировать себя, помогают друг другу. У дошкольников расширился активный словарь (обладают довольно большим запасом слов, используют большое количество обобщающих слов, употребляют в речи синонимы, антонимы, многозначные слова…). Дети овладевают грамматическим строем речи (морфологией, словообразованием (созданием новых слов), синтаксисом (построением предложений). Они способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги. Дети умеют составлять рассказы об игрушках, пересказывать и т. д.

По результатам проведенной работы уровень развития речи у детей значительно повысился по сравнению с началом учебного года.

Список использованной литературы:

#1041;ондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада- 2-е изд.,дораб.- М.; Просвещение, 160с.

#1057;орокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет.сада.- М.: Просвещение, 96 с.

#1059;шакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения.-2-е изд., дораб.- М.: Вентана - Граф, 272 с.- (Тропинки).

#1064;вайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы/ Под. ред. В. В. Гербовой.- 2-е изд., испр.- М.: Просвещение, 64с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем». «Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы».

Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов...

Спортивно-логопедическое развлечение (к проекту "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем")

Цель: закрепить навык чтения слогов и слов с изученными звуками и буквами, способствовать сплочению коллектива, развивать физические качества....

Долгосрочный проект в подготовительной логогруппе "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем".

Цель: Разработка и использование игровых средств, методов для повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы....

"Мы, играя, изучаем говорим и понимаем"

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» по преодоление речевых и неречевых нарушений у детей с ОВЗ средствами игровой деятельности....

Проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

    Сделать занятие с детьми интересным, но не развлекательным, эффективным, а не эффектным, обучать, играя, а не просто играть – вот те главные проблемы, которые необходимо реш...

Проект "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем".

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию проект "Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем", релизованный в 1 младшей группе совместно с педагогом-психологом и учителем-логопедом....

Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем»

    Данный проект направлен на оказание коррекционной развивающей логопедической помощи детям по средствам использования игровых методов. Проект рассчита...