Проект народное творчество
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Проект в младшей группе «Русское народное творчество»
Автор проекта воспитатель Герасимова С.А.
Пояснительная записка:
Сегодня, рассматривая наследие прошлого, мы не всегда понимаем смысл народных праздников, старинных традиций, отражавших важные стороны жизни народа. А ведь это огромный мир, включающий духовный опыт предков, историю и культуру отечества. Приобщение к миру народной культуры поможет ребенку почувствовать гармонию жизни предков – славян, понять их обычаи и традиции.
Конечно не все традиции дошли до наших дней, многие из них полностью утрачены. Но те, что сохранились, дают возможность узнать, как жили люди в старину, как работали и отдыхали. Сказки, песни, танцы, ремесла, праздники, традиции, изобразительное искусство – все это яркое выражение наследия русичей. Только бережное отношение к наследию предков может сохранить историческую память поколений, не утратить связи с корнями своего народа, воспитать национальную гордость. Меняются времена, но вечным остается стремление человека к добру, свету, любви, красоте.
Актуальность проекта
Детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
И именно поэтому нами огромное внимание уделяется приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно - прикладному искусству и творчеству.
Участники проекта
Участниками проекта являются воспитанники младшей группы, педагоги, родители.
Вид проекта
Проект является познавательно-творческим, краткосрочным.
Продолжительность проекта
Продолжительность проекта - 2 недели.
Области интеграции проекта
Реализация мероприятий проекта предполагает интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Мероприятия проекта будут реализованы в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, а также в процессе восприятия произведений художественной литературы.
Цель проекта
Целью проекта является приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта для детей:
Образовательные:
- Познакомить детей с русским народным творчеством, с некоторыми предметами декоративно-прикладного искусства и их назначением, народными традициями, обычаями, а также с народными промыслами.
Развивающие:
- Развивать эстетическое и нравственное восприятие мира, умение обыгрывать потешки, народные игрушки; выделять яркость, красочность предметов народных промыслов, побуждать к повторению фольклорных текстов.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству, к малой Родине, уважение к его традициям.
Задачи проекта для родителей:
- Приобщать родителей к совместной деятельности с детьми и педагогами;
- Повышать активность и интерес родителей к изучению и уважению русской национальной культуры.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
- Расширение представлений детей об окружающем мире;
- Обогащение знаний о традициях и культуре русского народа;
- Повышение интереса к народному творчеству, желание рисовать и лепить народную игрушку, слушать сказки, учить и обыгрывать песни, потешки, народные игрушки, умение играть в народные игры;
- Воспитание любви к Родине.
Методы проекта.
- Игровые:
Дидактические игры, подвижные игры, инсценировки, игры с народными игрушками.
- Словесные:
Чтение и рассказывание сказок, потешек, стихов, разговор, беседы, отгадывание загадок о предметах быта.
- Наглядные:
Рассматривание книг, народных игрушек, предметов художественных промыслов, альбомов с изображением хохломской, городецкой и дымковской росписей.
Приёмы.
- Беседы;
- Наблюдения;
- Чтение художественной литературы;
- Игры, игры-инсценировки.
Классификация проекта:
Тип проекта | Познавательно - творческий |
Вид проекта | Краткосрочный, групповой |
Итог проектной деятельности | Оформление выставки детских работ |
Срок реализации | С 1 по 30 апреля 2023 г. |
Участники проекта | Дети второй младшей группы, воспитатели и родители воспитанников. |
Этапы работы над проектом
- Подготовительный этап.
- Основной этап. 1неделя. «Веселая Матрешка в гостях» «Русская народная кукла»
- неделя. «Ох уж эти сказки...»
- Заключительный этап Оформление выставки детских работ
Подготовительный этап:
- Подобрать энциклопедическую, методическую и художественную литературу по данной теме для чтения детям;
- Разработать план реализации проекта;
- Подобрать иллюстративный материал;
- Подобрать сказки, потешки, загадки, подвижные, хороводные, пальчиковые, дидактические игры и упражнения.
- Подготовить материал для изобразительной деятельности.
Сотрудничество с родителями:
- Провести беседу с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
Основной этап:
Мероприятия по работе с детьми:
Познавательное развитие:
1.Игра - ситуация «Калачи из печи»
Цель: Знакомить детей с русским народным творчеством.
2.Развивающая образовательная ситуация на игровой основе
«Принесли матрёшки расписные ложки»
Цель: Познакомить с некоторыми предметами декоративно-прикладного творчества и их назначением, обратить внимание на красоту их оформления.
3.Ситуативная беседа «Мы принимаем гостей»
Цель: Закрепить знания о предметах декоративно-прикладного творчества и правилах безопасного обращения с ними.
4.Рассматривание предметов декоративно - прикладного творчества.
Цель: Ознакомление с предметами декоративно-прикладного творчества.
5.Образовательная деятельность «Русская матрёшка»
Цель: Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрёшкой, с внешним видом, особенностями росписи матрёшек.
Речевое развитие:
1.Чтение потешки «Кисонька - Мурысонька»
Цель: Помочь детям понять содержание услышанного, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к кисоньке; учить обыгрывать потешку, слушать и воспроизводить слова из текста.
2.Разучивание с детьми «Ой, качи, качи, качи…»
Цель: Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание слушать её, повторять вслед за воспитателем стихотворные слова и фразы; развивать у детей воображение. Воспитывать любовь к народному фольклору.
3.Развивающая образовательная ситуация на игровой основе
«Курочка - пеструшечка» (по потешке)
Цель: Развивать умение узнавать и сравнивать животных и птиц на картинках, используя произведения фольклора, активизировать речь, побуждать к высказываниям, к повторению фольклорных текстов по частям, к звукоподражанию голосам животных и птиц, формировать гуманное отношение к ним.
4.Чтение русских народных сказок и сказок: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк» в обр. М. Булатова, «Петушок и бобовое зёрнышко» в обр. О Капицы, «Теремок», «Гуси-лебеди», «Снегурушка и лиса» в обр. М. Булатова.
Социально – коммуникативное развитие:
1.Русские народные игры: «Сорока - белобока», «Ладушки», «Коза», «Каравай»
Цель: Обогащать представления детей о персонажах русского народного творчества; развивать игровые действия, мелкую моторику.
2.Дидактические игры: «Собери матрёшку»
Цель: Побуждать детей различать низ и верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предметов одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимание.
«Построим матрёшек на зарядку»
Цель: Учить упорядочивать величины по убыванию (от самой большой до самой маленькой)
«Весёлые матрёшки»
Цель: Учить группировать предметы по количеству, использовать при этом слова «столько», «столько - сколько»
«Разрезные картинки»:
Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
3.Формирование трудовых действий при воспитании КГН с использованием фольклора:
«Ай, лады, лады, лады», «Наша деточка в дому», «Травка-муравка, «Чистая водичка», «Вот и люди спят», «Кран откройся», «Уж я Танюшке пирог испеку»
4.Ситуация помощи «Научим колобка украшать стол салфетками»
Цель: Побуждать детей охотно выполнять трудовые поручения; развивать взаимодействие между детьми.
5.Игры с народной сборно-разборной игрушкой матрёшкой.
Цель: Учить играть рядом, не мешая друг другу, объединятся в игре общей игрушкой, участвовать в несложной совместной деятельности.
6.Игры со снегом (пластилином) «Слепи матрёшку»
Цель: Привлекать детей к изготовлению небольших фигурок из снега (пластилина), закреплять его свойства.
Художественно-эстетическое развитие:
1.Образовательная деятельность (рисование) «Украсим тарелочки»
Цели: Познакомить детей с элементами дымковской росписи; развивать умение работать кистью, рисовать округлые формы; воспитывать чувство цвета, аккуратность.
2.Образовательная деятельность (рисование) «Украсим платок»
Цели: формировать навык ориентироваться на поверхности шаблона платка, равномерно нанося отпечаток краски пальчиком; закреплять умение работать с гуашью, добиваясь аккуратности при выполнении работы, стимулировать творческую инициативу.
3.Образовательная деятельность (лепка) «Разноцветные лошадки»
Цель: Закреплять умение скатывать ком пластилина в шар, различать жёлтый, красный цвет; прививать желание проявлять инициативу.
4.Раскраски по теме: - «Русское народное творчество»;
5. Игры на детских музыкальных инструментах.
Физическое развитие:
- Подвижные русские народные игры: «Котенька - коток», «Пузырь», «Карусели», «Кот и мыши», «Зайка беленький сидит», «Гуси-лебеди».
- Пальчиковые игры: «Ладушки», «Ладушки-оладушки», «Совушка-сова», «Ладушки-хлопушки», «Люли, люли, прилетели гули», «Тили-тили-тили бом»
- Ритмическое упражнение: «Мы тесто месили»
Заключительный этап.
Итоговая деятельность по проекту:
- Оформление выставок детских работ;
Список научных, научно-методических материалов, используемых в процессе разработки проекта
1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы-составители: А.С. Куприна, О.Н. Корепанова, Т.А. Бударина и др.
2. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханёва.
3. Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа. Авторы-составители: А. Н. Кастрыкина, Г.П. Павлова.
4. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. И. А. Лыкова.
5. Изобразительная деятельность и художественный труд. Вторая младшая группа. О. В. Павлова.
6. Конструирование с детьми младшего дошкольного возраста. О. Э. Литвинова.
7. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Волчкова В. Н., Степанова Н. В.
8. Учите детей отгадывать загадки. Ю.Г.Илларионова.
9. Развивающие игры для детей 2-7 лет. Е.Н. Михина.
10. Картотека тематических пальчиковых игр. Здравствуй, пальчик! Как живёшь? Калмыкова Л.Н.
11. Развитие игры детей 3-5 лет. Методическое пособие под редакцией Е. В. Трифоновой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Народное творчество"
Тематический проект по знакомству детей с народным творчеством, который объединяет детей, педагогов и родителей....

Проект "Народное творчество"
Тема: «Народное творчество» Вид проекта: творчески – информационныйУчастники проекта: дети средней группы, педагоги, родители воспитанников.Возраст участников: 4-5 лет.Срок реализации: с 09.03.15...

Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Народное творчество в России» Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
Проблема: Как приобщить детей дошкольного возраста к традициям, обрядам, быту русского народа через знакомство с народным творчеством?Цель:Формирование элементарных представлений о народном творчестве...

Проект "Народное Творчество"
Актуальность проектаВо все времена люди высоко ценили духовно – нравственное развитие и воспитание. Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духов...

Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »
Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...

Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"
Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...
