ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Народное творчество в России» Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет)
проект (подготовительная группа) на тему

Керимова Людмила Александровна

Проблема: Как приобщить детей дошкольного возраста к традициям, обрядам, быту русского народа через знакомство с народным творчеством?

Цель:

Формирование элементарных представлений о народном творчестве через фольклор, народные промыслы, музыку и танцы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

Тема: «Совместная художественно-творческая деятельность родителей и детей»

Составитель:

Керимова Людмила Александровна

Воспитатель по изодеятельности                                                                                                    

Что значит эстетически воспитанный человек?

Это человек, который умеет воспринимать красоту окружающей природы, который способен с радостью и нежностью смотреть на маленькие, легкие грациозные существа, на детей, животных, птичек. Человек, которого волнуют славные дела и благородные поступки людей, который любит искусство и умеет видеть вокруг себя много красивого, может быть, для других и незаметного в повседневной жизни. Такой человек несравненно богаче, полнее, радостнее воспринимает жизнь, чем другой, который равнодушно проходит мимо всего этого.

Первая задача семьи, если дело идет об эстетическом воспитании ребенка, - это развитие у него эстетической восприимчивости ко всему окружающему.

Это вполне доступная задача. Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Как часто мы слышим от ребенка восторженные восклицаний: «Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!». Но мы не всегда обращаем на это должное внимание.

В эстетическом восприятии действительности основную роль играют наши зрительные отношения, и не только они, но и слуховые, и даже осязание и обоняние. В том удовольствии, которое мы испытываем, например, любуясь красивым пейзажем, часто большое значение имеют и звуки природы – пение птиц, журчание ручья, шелест листвы, иногда запах цветов и зелени, ласкающее ощущение мягкого весеннего или летнего ветерка.

Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребенка в семье?

Большое значение здесь имеет воспитание у него наблюдательности, умения видеть, рассматривать. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребенка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Обе стороны, познавательная и эмоциональная, у ребенка находятся в тесной взаимосвязи.

Запас зрительных представлений способствует развитию образного мышления ребенка, его воображения, что имеет большое значение в любой творческой деятельности.

Поэтому одно из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании – систематическое поощрение ребенка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо ему знакомыми предметами.

Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое познавательное значение для ребенка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делает мать, когда во время прогулки она говорит ребенку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно-голубое, с легкими, как бы тающими облаками!». «Замечал ли ты, как красиво выглядят деревья зимой, когда они в инее, легкие, пушистые, как бы кружевные?».

Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на целесообразность и конструктивную стройность мостов, машин, на слаженность, стройность ритмов трудовых процессов, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятие всего этого ребенком, эстетические чувства, вызываемые окружающим, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребенка к родной природе, к своему городу, к своей стране.

Надо раскрыть глаза ребенку на разнообразие и богатство форм и цветов в природе, в окружающей его жизни. Пусть он наблюдает вид и окраску неба в различные часы, в разные времена года, при различном состоянии погоды. Надо, чтобы он увидел, что, хотя растения и деревья все зеленые, они имеют массу оттенков – тополь серебристый, береза весной нежно-зеленая, а летом ярко-зеленая, ели по сравнению с ней темные, зеленовато-синие и красиво выделяются на фоне других деревьев. Пусть ребенок рассматривает форму листьев разных растений во всем их разнообразии, узор и окраску крыльев разных видов бабочек. Пусть он заметит: снег хотя и белый, но при заходе солнца кажется розоватым, тени в солнечный день на снегу голубые, иногда почти синие и т.д. Такие наблюдения способствуют развитию у ребенка более точного различения цвета и формы, что играет большую роль в воспитании вкуса.

Большое значение в развитии эстетической восприимчивости детей имеет образное, хорошо найденное слово взрослого. Оно помогает детям понять,  какие качества, свойства предмета могут быть отнесены к положительной его эстетической оценке, т.е. делают его красивым. Красиво то, что величественно и стройно, что строго, просто, что тщательно и любовно выполнено, что целесообразно, организованно, правдиво, красочно, тонко и изящно по форме, приятно по цветовым сочетаниям и т.д. даже самые несложные эстетические суждения, которые ребенок слышит от взрослых, оказывают на него большое влияние.

Большие возможности для развития эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию, в самой основе которых должно лежать систематическое развитие у ребенка способности активно, целенаправленно рассматривать предметы и явления, его окружающие, и посильно передавать увиденное в рисунке.

Характерные особенности позиции родителей, которые занимаются изобразительным искусством с детьми:

  • внимание к естественным проявлениям ребенка;
  • обеспечение к самоактуализации;
  • уважение к позиции ребенка в решении художественных задач;
  • стремление к формированию ценностного отношения к миру, образу своего «я» и «я» другого человека;
  • удовлетворение потребности ребенка в новых знаниях, умениях и навыках, необходимых ему для выражения своего отношения к предмету изображения.

Очень важен с самого начала здоровый подход к изобразительной деятельности ребенка в семье. Не следует преувеличивать художественные способности ребенка, говоря при нем, что это будущий художник, но нельзя и относится небрежно, как к ненужному баловству, к его творчеству: «А ну-ка, покажи свою мазню!» Нельзя, даже шутя, высмеивать результаты этого творчества, отмечая неправдоподобие и наивность графических образов ребенка.

Если ребенок увлекается рисованием, это, несомненно, свидетельствует о его склонности к этому занятию и поощрять его надо обязательно, а в дальнейшем при первой возможности и учить рисованию. Необходимо всячески поощрять ребенка в его увлечении рисованием и всячески помогать ему.

Сама специфика изобразительной деятельности определяет воспитательное и образовательное значение процесса рисования. В своем рисунке, даже самом наивном и беспомощном, ребенок воспроизводит свои представления, свои знания о предметах, явлениях и событиях, свои наблюдения над окружающим.

Рисуя, ребенок не просто изображает то или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами свое отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребенка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль играют чувства ребенка, в том числе и эстетические. Стремясь передать это отношение, ребенок ищет средства выражения, овладевая карандашом и красками.

Взрослым, которые соприкасаются с изобразительной деятельностью ребенка и хотят помочь ему, прежде всего, необходимо понимать, как рисует ребенок и почему он так рисует. В рисунке ребенка дошкольного возраста и даже начального школьного многое может показаться непонятным, нелогичным, несуразным даже. Рисуют они обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематических.

Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков – наблюдателя и мечтателя. 

Для творчества первых характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни, для вторых – образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из своей жизни, другие – пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические полеты и сказочные сценки.

Рисуя, ребенок расставляет предметы в один ряд или разбрасывает их по всему листу без учета, что ближе и что дальше, что больше и что меньше.

Маленький рисовальщик любит цвет, красочность отвечает его эстетическим запросам, он старается сделать свой рисунок ярким и в погоне за яркостью иногда нарушает правдоподобие.

Все эти кажущиеся нелепицы детского рисунка обусловлены не тем, что ребенок рисует бессознательно; нет, у ребенка есть своя особая логика, свои реалистические и эстетические запросы, и это надо помнить.

Рисуют дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким рисовальщикам не требуется. Это, разумеется, не так.

Каким же образом и как могут помочь рисующему ребенку родители, которые в большинстве случаев сами абсолютно не подготовлены к рисованию?

  • Для рисования ребенку необходимо иметь средней мягкости, хорошо очиненный карандаш, рисовальную бумагу (плотную, без клеток), которую следует разрезать на листы разной величины (от размера странички школьной тетради до размера двойного листа писчей бумаги). Желательно, чтобы ребенок время от времени мог рисовать и на цветной плотной бумаге с матовой поверхностью (типа настольной бумаги) – серой, синей, голубой, желтой.
  •  С самого начала надо предоставить ребенку возможность работать красками. Цвет, его сочетания являются наиболее доступным для него средством художественного выражения своих творческих замыслов.

            Ребенок 6-7 лет может работать цветными карандашами,                                 акварелью.

  • Желательно дать ему и гуашь. Она продается во флаконах. Надо взять хотя бы 6 цветов (белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый) и выложить все цвета понемногу на фанерную дощечку или тарелочку. Для работы красками надо купить мягкие волосяные кисти: одну тонкую, другую толстую. Надо объяснить ребенку, что рисовать лучше легкой линией, не нажимая сильно на карандаш.
  • Давая оценку рисунку ребенка, надо, разумеется, прежде всего, подумать о том, чтобы не разочаровать маленького рисовальщика, надо отметить положительные качества его работы.
  • Следует также сказать и об эстетическом качестве рисунка: «Красивый рисунок, яркий, веселый по краскам, аккуратно выполнен», попутно надо отметить и некоторые недостатки, такие, которые ребенок может избежать в дальнейшей своей работе. Эти замечания, прежде всего, должны касаться уточнения некоторых образов, наталкивать ребенка на наблюдение. «Посмотри, как ты нарисовал ствол у дерева, разве он такой на самом деле? Вспомни, где он шире, где уже, как на нем расположены сучья, ветки. Когда будешь гулять, рассмотри, как следует дерево и нарисуй его. Обрати внимание, какой красивый ствол у березы» и т.д.
  • Очень важно подсказать ребенку новые интересные темы для рисования.
  • Маленькие рисовальщики рисуют по представлению, по наблюдению, по памяти и с натуры. Дети также легко придумывают и составляют яркие и забавные узоры для украшения разных вещей. Все эти виды рисования имеют свое значение и смысл.
  • Помощь должна состоять в том, чтобы побудить его рассматривать модель в процессе ее изображения, сравнивать с ней свой рисунок. «Посмотри, лист, который ты нарисовал, не очень похож на тот, который лежит перед тобой. У тебя он получился длинный, а на самом деле он круглый, шире всего посередине, а у тебя внизу».
  • Сказки дают большой простор творческому воображению детей. Сказочные города и леса, сами образы героев дают им возможность удовлетворить свою склонность к красочности, декоративности и узорности в рисунке. Надо помочь ребенку выбрать для изображения интересную и доступную для передачи в рисунке сценку из сказки, поговорить с ним о том, кого и что надо изобразить, чтобы передать эту сценку, где происходит событие.

Ребенку можно показать иллюстрации из книжек, обратить его внимание на одежду героев сказки, на характерные особенности домов, городов, кораблей и т.п.

Дети, даже самые маленькие, любят рассматривать картинки. У них есть много хороших детских книг с прекрасными иллюстрациями таких замечательных художников – графиков, как В.Лебедев, Ю. Васнецов, Е. Чарушин, П.Кузнецов и другие. Образы детей, птиц, животных в изображении этих художников необычайно выразительны, привлекательны, то трогательны, то смешны и всегда возбуждают симпатию детей. Любой художественный образ мастера – художника, будь то иллюстрация в книге, картина или репродукция, всегда не только просто изображает тот или другое явление, но выражает отношение художника к тому, что он изображает.

Такой просмотр и беседы не только эстетически воспитывают ребенка, они подводят его к этической оценке героев и событий через впечатления  от художественных, выразительных образов, эмоционально воспринимаемых детьми.

Можно посоветовать родителям, подбирать картинки, постепенно составляя небольшие коллекции по темам, а затем организовать игры с рисунками. Тогда в свободную минутку мать может вместе с детьми рассматривать эти рисунки, побеседовать о них с ребенком.

Не надо сразу начинать беседу, пусть ребенок вначале просто просмотрит рисунки. Первое впечатление всегда эмоционально, и этот эмоциональный фон должен лечь в основу будущего анализа картины.

А еще «Игры с рисунками» прекрасно подходят для проведения семейных праздников.

  1. «Угадай-ка»: поиск детьми рисунка, соответствующего словесному описанию взрослого или ребенка.
  2. «Знай-ка»: среди детей выбирается «Знайка» с собственной картиной, а дети по очереди задают автору вопросы, на которые он должен дать точный ответ.  (Какое время года? Какого цвета платье у девочки?)
  3. «Сложи сказку»: выложить заранее подготовленные рисунки в порядке развития сюжета.
  4. «Похоже-непохоже»: взрослый или ребенок выбирают 2 картины и рассматривая, называют замеченные ими сходства или различия.
  5. «Радость и грусть»: исходя из цветовой гаммы рисунков, разложить их на 2 группы - «радость» и «грусть».

Воспитание живой эстетической восприимчивости ребенка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое ее поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребенка с искусством – все это доступно семье, матери.

И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребенка.

Литература:

1. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2006.

2.Бахвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144 

3. Белухин, Д. А. Личностно ориентированная педагогика / Д. А. Белухин. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т, 2005.

4. Иванова, О.Л. Выразительные возможности цвета. Желтый, синий, красный [Текст] /О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – СПб, 2005. – 80 с.

5. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – М.: ВЛАДОС, 2006.

 6. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М., 2007.

7. Мальцева, Э. А.  Педагогика детского движения  Э. А. Мальцева,  Н. М. Костина. – Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2000.

8. Панюшкин В.П. Формы учебного сотрудничества и уровни регуляции взаимосвязанной учебной деятельности.  Инновационное обучение стратегия и практика. - М.: Педагогика, 1994..

природа детского рисования [Текст] / О. Некрасова-Каратаева, М. Осорина // Искусство в школе. – М., 1996. - № 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование образов при речевом общении в процессе ознакомления с жанрами устного народного творчества у детей старшего дошкольного возраста"

В данной статье описаны методы и приемы работы, которые использовал педагог в своей практической работе с детьми старшего дошкольного возраста над произведениями устного народного творчества....

КВН по устному народному творчеству для детей старшего дошкольного возраста

КВН по устному народному творчеству для детей старшего дошкольного возраста - одна из форм работы по приобщению детей русскому народному творчеству, русской культуре. КВН - это  итоговое мероприя...

Развитие речи через народное творчество у детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи через народное творчество у детей старшего дошкольного возраста...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

Проект мини музея «Русское народное творчество» для детей старшего дошкольного возраста

Проектмини музея «Русское народное творчество»для детей старшего дошкольного возраста  Цель проекта:развивать у детей эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к ...