Деловая игра для педагогов «Роль семьи и детского сада в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Балуева Наталья Анатольевна

Деловая игра разработана для педагогов ДОУ и направлена на повышение педагогической компетентности по вопросам нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra_5.docx459.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

        Деловая игра

«Роль  семьи и детского сада  в нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

                                                                       Подготовила и провела:

                                                           воспитатель подготовительной группы

                                                           Балуева Н.А.

        2024 г.

Цели игры:

  • повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
  • обобщить знания педагогов об этапах нравственно-патриотического воспитания, формах и методах работы;
  • повысить интерес педагогов к данной проблеме.


Ход игры:

  1. Вступительное слово.

        Здравствуйте уважаемые коллеги, я предлагаю вам принять участие в деловой игре по теме «Роль детского сада и семьи в нравственно - патриотическом воспитании   детей дошкольного возраста».

            Звучит песня «С чего начинается Родина»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач дошкольного образования. И начинается оно – в семье. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношениях друг с другом демонстрируют ребёнку, что на него возлагают  надежды не только родные, но и всё общество, вся страна.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Как следствие - у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине.

  1.  Деловая игра.

А что такое Родина?
Тренинг на создание образа «Родина».
- Я предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет.

- А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу, передавая флажок друг другу  «Я горжусь своей страной, потому что…».
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой. Ведь только совместными усилиями детского сада и семьи можно достичь определенных результатов.
Воспитатель: - Я предлагаю всем участникам игры объединиться в две команды и
пройти к своим столам. 

На ринге встречаются две команды:

- 1 команда «Россияне. Девиз «Кто если не мы».

- 2 команда «Патриоты». Девиз команды «Мы страны своей патриоты, знаем мы её заботы»

Игра состоит из нескольких раундов. Ваша задача: за короткий промежуток времени дать правильные ответы, а также следить за ходом игры, соблюдать педагогический такт. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Победит тот, кто наберет больше всего жетонов.

Итак, начинаем нашу игру!!!

1 раунд. «Мозговая разминка». (Глиссандо на металлофоне) 

(За 1 минуту нужно дать как можно больше правильных ответов.)

1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
3. Как называется наша страна? (Наша страна называется Россия).
4. Древнее название России? (Русь).
5. В каких частях света расположена Россия? (Россия расположена в частях Европы и Азии)
6. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День рождения России)
7. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
8. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
9. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне).
10. Официальная эмблема государства? (Герб).
11. Что символизирует двуглавый орел на гербе России?
- единство;
- верность;
- силу;
- власть.
12. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
13. Что означают цвета Российского флага?
БЕЛЫЙ – мир, чистоту
СИНИЙ – верность, веру, небо
КРАСНЫЙ – огонь, мужество, героизм, отвагу
14. Назовите столицу России. (Столица России — город Москва).
15. Как называется город, в котором вы живете? (Инсар)

16. Кто несет ответственность за воспитание ребенка? (Родители).
17. Сохранение прошлых ценностей в настоящем? (Культурное наследие).
18.  Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
19.  То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовало от предшествующих поколений? (Традиция).

20. Человек любящий свою страну? (Патриот)


        2 раунд. «Мозговая атака». (Глиссандо на металлофоне)

Воспитатель: Каждой команде даны конверты, в которых находятся по три карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова-понятия, относящиеся к теме нашей деловой игры. Задача команд-участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова.

Описание: ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию

        Герб

Описание: ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию

        Гимн

        

        Описание: ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию

Россия

        

        

Описание: ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию

        

Честь

        

Описание: ребусы по нравственно – патриотическому воспитанию

        

        Родина

        

        

Москва

       3 раунд. «Бой пословиц». (Глиссандо на металлофоне)

Ведущий. Пожалуйста, возьмите в конверте карточку с заданием. Вам нужно восстановить пословицы.

1 команда.

        Восстановите пословицы

Нет в мире краше

когда над ней крыша одна.

Глупа та птица,

будет Родина крепка.

Если дружба велика,

которой свое гнездо не мило.

Семья сильна,

хорошие дети растут.

В хорошей семье

Родины нашей.

2 команда.

         Восстановите пословицы

Человек без Родины,

дороже всякого богатства.

В своем доме и

счастье дорогу не забывает.

Народное братство

что соловей без песни.

В семью, где лад,

а в ленивом доме пусто.

В прилежном доме – густо

стены помогают.

        4 раунд. «Черный конверт». (Глиссандо на металлофоне)

 

 Ведущий.    Каждой команде дается черный конверт. Ваша задача: по описанию определить изображение какого предмета находится в черном конверте.  Внимание! Вопрос!

1 команда.

  В черном конверте находится символ русского быта, русского чаепития, который для русского человека служил своеобразным символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме этого предмета свидетельствовало о материальном достатке. За этим предметом нередко решались серьезные деловые вопросы, без него не обходились в самых жарких творческих и политических дискуссиях.

 Итак, это….. (Самовар).

2 команда.

Здесь лежит предмет, который, как символ, означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Будучи круглым, оно представляет целостность и единство и противопоставляется гранату, состоящему из многих зернышек. Этот предмет, как плод Древа символизирует также бессмертие. Он встречается не только в сказках, но и в мифологии и в христианской легенде. Итак, это… (Яблоко)

5раунд.

В этом раунде мы проверим ваш словарный запас и внимание. Из букв слова ПАТРИОТИЗМ, нужно составить новые слова. Чья команда быстрее и больше составит слов, та и побеждает в этом раунде. Время…

6 раунд.

            Вашему вниманию предлагаются ситуации, в которых мы, как родители, могли бы оказаться. Как поступить достойно?

Ситуация №1. Мальчик был наказан. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?

Закон: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.

Ситуация №2.  Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все

нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести  воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?

Закон: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.

Ситуация №3. Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла мама с работы. Девочка бросилась к маме и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. Мама поужинала, сказала «спасибо» и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на её месте?

Закон: Ребенок нуждается в ласке и похвале.

Ситуация №4. Притча «Старый дед и внучек» (Л.Н. Толстой). Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз мужик с женой дома и сморят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает. Отец и спросил: "Что ты это делаешь, Миша?" А Миша и говорит: "Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из лоханки кормить.". Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?

Закон: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.


Рефлексия «Всё в наших руках»

        Ведущий. У вас на столах лежит куб. На основании проведенной игры, предлагаю Вам выбрать и записать на гранях куба, что Вы считаете самым важным в воспитании нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

 Возьмите их в руки. Мы видим, что куб сам по себе не держится, а только благодаря нашим рукам. Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей находится в наших руках.

Итог нашей деловой игры, я хочу процитировать слова Антона Семеновича Макаренко «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».  

Подведение итогов игры.

На этом наша встреча подходит к концу, большое спасибо за активное участие. Желаю всем творческих успехов, мира и здоровья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мастер – класс для педагогов«Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста....

«Деловая игра» с педагогами «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников.Задачи:  - повысить педагогическую компетентность в вопросах нравственно –патриоти...

Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста

Роль семьи и детского сада в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...

Мастер – класс для педагогов «Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.

Мастер – класс для педагогов«Роль дидактических игр в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста....

Конспект выступления на педсовете с элементами деловой игры на тему: " Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" 2023 г.

Конспект выступления на педсовете с элементами деловой игры на тему: " Духовно-нравственное и нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста" 2023 г....

Мастер-класс для педагогов "Использование проектной деятельности в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста"

laquo;Детство – каждодневное открытие мира и,поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,познанием человека и Отечества, их красоты и величия.»В. А. Сухомлинский...