Педагогический проект в младшей группе "Хлеб всему голова"
проект (младшая группа)
Педагогический проект в младшей группе "Хлеб всему голова"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 257.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект во 2 младшей группе №2
Тема: «Хлеб всему голова»
Автор проекта: воспитатели
Туманская А.В.
Ачинск 2024г.
Актуальность реализации проекта.
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Цель: формирование у детей представления о ценности хлеба, воспитание уважительного отношения к нему и труду взрослых.
Задачи:
- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба
- формировать систему представлений детей о приготовлении, дать детям представления о том, как выращивают хлеб (от зернышка в поле до каравая на столе)
-развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
-обогащать словарь детей и высказывать собственное мнение;
- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий
-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Сроки реализации: 14.10.2024-18.10.2024г.
Участники: дети, родители, воспитатели.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий.
Формы организации проекта:
• Беседы;
• Чтение художественной и познавательной литературы;
• Наблюдения;
• Учебно-познавательная деятельность;
• Дидактические игры;
• Работы с родителями;
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Продукт проектной деятельности:
Выставка творческих работ детей «Хлебобулочных изделий».
Предполагаемый результат реализации проекта:
- сформировать у детей представления о ценности хлеба;
- получить знания о том, как выращивают хлеб, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
- воспитывать интерес к профессиям комбайнера, мукомола, кондитера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Работа с родителями:
Ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
Консультация: «Берегите хлеб»
Предложить родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе вместе с детьми.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Составление плана реализации проекта (основного этапа проектирования)
- подбор познавательной, художественной литературы
- Подготовка необходимого материала и оборудования
- Подбор сказок, рассказов, стихов, загадок о хлебе
2 этап: основной
Дата | Интеграция образовательных областей | Мероприятия |
14.10 | Физическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное Художественно -эстетическое развитие | «Положи и возьми». Цель: крепление здоровья детей. Воспитание у детей потребности к занятиям физической культурой д/и «Назови ласково». Цель: расширять и активизировать словарный запас. Чтение художественной литературы «Колосок». Цель: развивать умение внимательно слушать произведение, сопереживать героям. Беседа: «Откуда хлеб пришел». Цель: дать знания детям о хлебе как одном из величайших богатств на Земле, познакомить их с традиционной выпечкой «Колосок» Цель: формировать у детей представление как растет хлеб, закрепить умение рисовать колоски методом тычка |
15.10 | Познавательное развитие Художественно -эстетическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное | «Колобок». Цель: формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький. музыка «Я пеку, пеку.». Цель: воспитывать интерес к музыке, развивать ритмичный слух. Рассматривание иллюстраций «Разного хлеба». Цель: учить рассматривать предметы, активизировать словарный запас. Чтение художественной литературы «Чудо-дерево». Цель: формирование умения внимательно слушать, развитие интереса к чтению. Консультация для родителей «Береги хлеб». |
16.10 | Познавательное развитие Физическое развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное | Беседа «О бережном отношении хлеба». Цель: обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба «Колобок». Цель: способствовать повышению уровня здоровья и физического развития Чтение «Булка». Цель: воспитать умение слушать новые рассказы д/и «Назови профессию». Цель: формировать знания детей о труде взрослых, развивать умения употреблять обобщенные названия профессий. Консультация для родителей «Хлеб всему голова» п/г «Хлеб». Цель: развивать мелкую моторику. |
17.10 | Речевое развитие Познавательное развитие Социально-коммуникативное | «Хлеб всему голова». Цель: закрепление знаний детей о хлебе Беседа: «Как хлеб в поле рос». Цель: формировать представление о хлебе. Чтение художественной литературы «Ленивая девочка». Цель: прививать любовь к чтению и книгам. д/и «Четвертый лишний». Цель: научить классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее п/г «Из чего сварили кашу». Цель: развивать мелкую моторику |
18.10 | Художественно-эстетическое развитие (лепка/аппликация) Познавательное развитие Социально-коммуникативное Речевое развитие | Беседа «Какой бывает хлеб». Цель: формировать знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда. «Путешествие зернышка». Цель: закрепление знаний детей о хлебе «Бублики, баранки». Цель: формировать умение работы с пластическим материалом (соленое тесто). Чтение рассказа «Хлеб растет». Цель: развивать умение слушать рассказ, понимать смысл при помощи объяснения воспитателя.
|
3 этап: заключительный
Рефлексия:
Что нового узнали?
Что больше всего понравилось?
Что сделали в проекте?
Вывод:
У детей сформировались представления о ценности хлеба.
Дети получили знания о том, как выращивают хлеб, что хлеб – это итог большой работы многих людей; познакомились с сельскохозяйственной техникой (машина, комбайн)
Проявили интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; узнали о разнообразии кулинарных,
хлебобулочных изделиях.
Разучили совместно с родителями стихи и поговорки о хлебе.
Список использованных ресурсов:
1. О. Э. Литвинова. Сборник конспектов по развитию речи, в младшей группе Мозайка – Синтез,2022 г.
2. Батурина Ф.И., Иванова О.А., Ознакомление детей сельскохозяйственным трудом // Дошкольное воспитание. – 2014г.
3. Емельянова Э.Л. «Расскажи детям о хлебе». – М.: Мозаик-Синтез, 2010.
4. Карандашева Ю.В. Как хлеб на стол попадает. // Воспитатель ДОУ. - 2009. - № 4. и др.
5. Шорыгина Т.А. «Беседы о хлебе». - М.: ТЦ «Сфера», 2012.
Беседа по ознакомлению по теме «Откуда хлеб пришел!» для детей младшего дошкольного возраста
Занятие № 1
Воспитатель: Ребята, скажите мне, что вы обязательно едите каждый день на завтрак, обед, ужин?
Ответы детей: Хлеб
- Правильно – хлеб. А какой хлеб вы знаете?
- Ответы детей: белый, черный.
- Посмотрите на поднос. Здесь лежит и черный и белый хлеб разной формы: круглый - каравай, в виде кирпичика, в виде батона, а также различные булочки, плюшки, ватрушки, баранки, сушки и т.д.
Знакомы вам эти изделия? Любите вы их кушать?
Ответы детей.
Воспитатель: Обратите внимание, дети, что хлеб различается не только по форме, но и своими размерами. Вот батон большой, а вот маленький. Баранки большие, а сушки – маленькие.
Хлеб – главная еда. Кушая хлеб, вы становитесь здоровыми. Сильными, крепкими:
- Без хлеба нет обеда;
- Будет хлеб – будет и обед;
- Пока есть хлеб да вода – все не беда;
А, вы знаете, из чего делают хлеб?
Воспитатель, демонстрируя детям муку, загадывает загадку:
- У лепешки, каравая,
Сушки, плюшки, пирожка,
От рождения седая,
Мать по имени … (мука).
Да, хлеб пекут из муки. Потрогайте муку. Какая она белая, легкая, рассыпчатая.
А муку получают из зернышек.
Маленькое зернышко пшеницы надо посадить в землю, поливать водой, согревать солнышком. Потом из зернышка вырастет колосок. Колосок – это домик, в котором живет много зернышек. (демонстрируется колос пшеницы). Но для того, чтобы получилась мука, нужно посадить в землю много, много зерен и получить много, много колосков, чтобы получилось огромное поле золотистых колосьев (фотография поля с пшеницей). Когда зерна созревают, колосья косят, а зерна измельчают и мелют в муку, из которой изготовляют тесто и пекут хлеб.
Сейчас мы с вами попробуем из зернышек намолоть муку. Положим в ступку одно зернышко и будем его в ней размельчать и толочь. Из одного зернышка получается мало муки. Чтобы испечь хлеб нужно много муки. Берем много зернышек, кладем их в ступку, разминаем их и толчем. Получилось много муки.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Зернышки).
Под музыку … дети садятся на ковре, представляя, что они маленькие зернышки, посеянные в землю.
Пригрело солнышко, прошел дождь. Зернышки набухли, лопнули, показались первые ростки (дети поднимают руки вверх).
Пробили ростки землю и потянулись к солнышку (дети встают).
Прошло время – ростки окрепли, превратились в зрелые колосья. Дети поднимают вверх руки, держа в них золотые колоски, и раскачиваются под музыку, напоминая золотое море.
Зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их собирать. Воспитатель собирает у детей колоски. Дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним сказку, в которой главным героем является хлеб. Я вам подскажу: «Жили-были дед и баба. Баба по коробу поскребла, по сусеку помела, наскребла муки и испекла…» Что?
Ответы детей – Колобок.
Правильно, молодцы! Сейчас мы с вами замесим тесто, слепим колобок и потом испечем.
Воспитатель:
Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)
А из теста мы слепили: (показываем, как лепим колобок) Колобок.
Посмотрите, ребята, какие красивые колобки у вас получились, большие и маленькие. Сколько их всего? Столько же, сколько у нас в группе детей.
Все мы испечем в печи (хлопаем в ладоши и демонстрируем фотографию с противнями, которые загружаются в печь для выпечки).
Получится очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)
Приложение № 2
Стихи о хлебе для детей
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда.
В. Кожевников
Хлеб
На полях поспела рожь.
Каждый колосок хорош.
Туча просит: не зевай!
Хлеб скорее убирай,
98Чтоб у каждого стола
С хлебом хлебница была.
Г. Новицкая
Слава тем, кто хлеб растил!
«Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол»
К нам «пожаловал, пришёл».
«Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!»
«В нем – здоровье», в нём — и сила,
«В нем — чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!»
«Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!»
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Наш душистый каравай,
Как награду принимай!
«Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!»
С. Погореловский
Зёрна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: «Берегите.
Берегите Хлеб родной…
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
«Берегите хлеб, вы – люди!
Научитесь хлеб беречь».
Н. Тихонов
В каждом зёрнышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И расти под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
В. Орлов
Пшеница
Положит в землю Человек зерно,
Прольётся Дождь- зерно орошено.
Крутая Борозда и мягкий Снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною Солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберёт.
И золотые руки Пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.
А женщина на краешке доски
Готовый хлеб разрежет на куски.
Всем, кто лелеял хлебный колосок,
На совести достанется кусок.
Я. Аким
Вот и лето пролетело, тянет холодом с реки.
Рожь поспела, пожелтела, наклонила колоски.
Два комбайна в поле ходят. Взад-вперед, из края в край.
Жнут — молотят, жнут — молотят, убирают урожай.
Утром рожь стеной стояла. К ночи — ржи как не бывало.
Только село солнышко, опустело зернышко.
В. Воронько
Загадки о хлебе
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато, и твердо,
И мягко, и кругло, и ломко,
И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен, —
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,
В печи закаляют,
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье…
Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
Рассказы о хлебе для детей
Э. Шим «Хлеб растет»
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они
успели вырасти?
Мама объясняет:
— Это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться,
прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел. Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась…
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
«До чего хлеб хорош!»
К. Ушинский «Хлеб»
Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.
Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или волов. Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало.
Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом. Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю. Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку.
Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять. Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу. Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом.
Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут, но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму, просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег, тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.
И. Ревю «Ароматный хлеб»
Жила-была в нашей слободе семья трудовая. Вот как-то все домочадцы поразъехались, остались в доме лишь бабка да внучок малой, Тимоша. Смышлёный мальчишка был.
Бабка вскоре уснула, а Тимоша за стол сел, поближе к хлебу ароматному.
В доме была тишина, лишь стук часов слышен. Тимоша тихонько говорит:
— Хлебушко, а ты откуда появился? Я на огороде был, тебя там не видел. Там Картошка растёт, Морковь крепчает, Лук зеленеет, но тебя, и твоих братьев-сестёр: Булочек, Батонов, Караваев я там не встречал. А я внимательно смотрел. И в саду ты не появлялся. Там Яблоки, Сливы, Груши. Откуда ты к нам пожаловал, Хлебушко?
— Я появился на свет там, где просторы бескрайние, солнце трудолюбивое, небо голубое, да дожди щедрые. А вырос я из маленького зёрнышка.
И Хлебушко стал рассказывать, как он был сначала росточком маленьким, потом колосом золотым. Хлеборобы его и ещё тысячи таких колосьев с налитыми зёрнами собрали, обмолотили, да на мельницу свезли. Из зёрен муку сделали, а уж из муки и хлеб испекли.
— Каким же долгим путём ты шёл, Хлебушко, прежде чем попасть на этот стол! — сказал Тимоша. – Я впредь ещё бережнее с хлебом обращаться буду. Хлеб достаётся большим трудом! Я только теперь это понял.
И. Сенченко «Хлеб святой»
Принесла бабушка хлеб из магазина. А Катюша не была голодна, откусила кусок и даже нос сморщила:
— Фу, какой плохой хлеб!
Бабушка рассердилась и стала поучать внучку:
— Так про хлеб говорить нельзя. Его уважать надо. Если невкусный, говорят: хлеб плохо выпечен…
— А Юрчик тоже хлеб не уважает, — насупилась Катюша. – На улице не доел кусочек и бросил на землю. Потом с Петей стали его футболить.
— Ай, как нехорошо! – разгневалась бабушка.
— Ты так не делай и Юрчику не позволяй. Не доела – в хлебницу положи, после доешь. А если кто бросит на землю, вели поднять. Ведь без хлеба – голод, смерть. Сколько на свете людей умерло без хлеба. Хлеб святой.
Катюша задумалась. Потом прижалась к бабушке и сказала:
— Я больше никогда не буду говорить про хлеб. И разбрасывать не буду. Юрчику тоже не позволю. Только не надо на меня сердиться. Приголубь меня…
Бабушка погладила внучку по головке и ласково обняла её.
Сказки о хлебе
Волк — лентяй
Дал однажды человек волку кусок хлеба. Волк съел и говорит:
— Ох и вкусно! А как его делают?
— Надо землю вспахать.
— И тогда можно есть?
— Нет ещё. Надо боронить.
— И можно есть?
— Нет ещё. Надо удобрение положить, посеять, подождать, пока созреет, потом скосить, обмолотить да на мельницу свезти, смолоть в муку, потом испечь — вот тогда уже можно есть.
Волк говорит:
— Ой, сколько хлопот и трудов! Нет уж, хоть и вкусен хлеб, но жил без него и дальше так проживу.
Так и живёт волк без хлеба.
Инга и хлеб
Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Однажды мать испекла хлеб и сказала: “Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке”. Инге надела лучшее свое платье и нарядные башмачки и отправилась в путь.
Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но только Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядовитой старухи-болотницы. Злая болотница превратила девочку в истукана. Руки и ноги ее окаменели, жирные пауки оплели ее своей паутиной.
Пастухи видели, что случилось на болоте, и вскоре повсюду узнали историю о девочке, которая наступила на хлеб.
Однажды горячая слеза упала на голову окаменевшей Инге. Это плакала ее мать. “Какой толку, что мать теперь хнычет обо мне”, — подумала Инге, и душа ее от этих мыслей становилась еще грубее.
Эту историю услышала маленькая девочка. “Бедная, бедная Инге! — заплакала она, — как бы я хотела, чтобы Инге попросила прощения, и ей позволили вернуться на землю”. Слова эти дошли до самого сердца Инге. И она залилась слезами раскаяния.
В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю. Она вернулась в родительский дом. Инге и ее мама снова стали счастливыми, потому, что девочка научилась ценить хлеб
Легкий хлеб
Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать. Вдруг выходит из лесу голодный волк и видит – под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:
— Ты что ешь, человече?
— Хлеб, – отвечает косарь.
— А он вкусный?
— Да еще какой вкусный!
— Дай мне отведать.
— Что ж, отведай.
Отломил косарь кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:
— Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!
— Ладно, – говорит косарь, – научу тебя, где и как хлеб доставать.
И начал он волка поучать:
— Прежде всего надо землю вспахать…
— Тогда и хлеб будет?
— Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить…
— И можно есть хлеб? – замахал волк хвостом.
— Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять…
— Тогда и хлеб будет? – облизнулся волк.
— Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть…
— Ох, – вздохнул волк, – долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..
— Где там наешься! – перебил его косарь. – Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток…
— И буду хлеб есть?
— Экий ты нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть…
— И все?
— Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет.
Тогда в горячую печь садить.
— И спечется хлеб?
— Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, – закончил косарь поученье.
Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:
— Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.
— Ну что ж, – говорит косарь, – раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.
Пришел волк на выгон. Увидел коня.- Конь, конь! Я тебя съем.
— Что ж, – говорит конь, – ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.
— И то правда, – согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы… Перекувыркнулся волк – и бежать.
Прибежал к реке. Видит – на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” – думает. Потом говорит:
— Гуси, гуси! Я вас съем.
— Что ж, – отвечают гуси, – ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.
— Какую?
— Спой нам, а мы послушаем.
— Это можно. Петь я мастер.
Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп – поднялись и полетели. Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем. Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу — съем!” Только он так подумал, глядь – идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:
— Дед, дед, я тебя съем!
— И зачем так спешить? – говорит дед. – Давай сперва табачку понюхаем.
— А он вкусный?
— Попробуй – узнаешь.
— Давай.
Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес… Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл. Нечего делать, пошел волк дальше. Идет он, идет, видит – на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:
— Баран, баран, я тебя съем!
— Что ж, – говорит баран, – такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.
— Спасибо за совет, – говорит волк. – Так мы и сделаем.
Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и как ударит рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился! Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:
— Съел я его или нет?
А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит: “Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал!”
Ленивая девочка
Когда-то очень давно жили на свете бабушка и внучка. Бабушка состарилась и уже не могла работать. А внучка была молодая, но очень ленивая. Год от года бабушка старела и слабела, силы покидали ее.
Пришла весна, бабушка и думает: «Люди сеют хлеб, нам тоже пить-есть надо, надо бы что-нибудь посеять». Сказала она об этом внучке.
— Не надо, бабушка, — ответила ей внучка. — Ты уже стара стала, к осени умрешь, а там, глядишь, найдется добрый человек и возьмет меня в свою семью. К чему нам хлеб?
Бабушка только вздохнула в ответ. Так они и не посеяли ничего весной.
Затем настала осень. Люди убирают с полей выращенный хлеб. Бабушка не умерла, и внучку никто не взял на воспитание. Пришлось им голодать.
Как-то зашла к ним соседка, увидела, что бабушке с внучкой совсем нечего есть, и сказала:
— Если бы вы пришли ко мне, я могла бы дать вам немного проса.
После того, как соседка ушла, бабушка говорит внучке:
— Внучка, сходи, принеси проса!
А внучка отвечает:
— Надо ли, бабушка? Может, просо у нее нехорошее…
Всю зиму голодали бабушка с внучкой и едва не умерли. Но чуть только пришла весна — внучка вышла в поле на работу.
— Зачем трудиться? — смеялись над ней соседи. — Бабушка твоя уже стара, недолго ей жить. А тебя кто-нибудь возьмет на воспитание. К чему вам хлеб?
— Нет уж, — отвечала внучка. — Я теперь поняла. Недаром старики говорят: если собираешься на летнюю кочевку, прежде засей поле.
Котик - золотой лобик
Жили-были дед, да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду:
— Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.
Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
— Дед, дед, а что тебе надо?
— Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.
— Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром!
Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
— Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
— Дед, дед, что тебе надо?
— Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!
— Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит!
Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:
— Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты.
Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
— Дед, дед, что тебе надо?
— Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!
— Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:
— Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца.
Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.
— Дед, дед, что тебе надо?
— Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.
— Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!
Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка.
Хлебороб
Жил да был богатый пан. Столько богатств у него было, что мог бы он купить с десяток сел. Столько земли у него было, что и за 10 дней не обойти, не объехать на хорошей кобыле. Но печалило пана, что не было вокруг на всех его необъятных землях ни одного мужика, который был бы хорошим хлеборобом. Вот приходит к нему раз крестьянин и молвит:
— Я хорошо умею землю пахать, хлеб сеять и служить буду исправно. Примите меня, пан!
Пан и принял, выбора-то все равно не было. Служит хлебороб пятый год. Хлеб при нем такой родится, что лучшего, пожалуй, и не бывает на свете. Вот на пятый год и говорит хлебороб пану:
— Поработал я на вас уже, пане, довольно, теперь давайте расчет: пойду я своей дорогой.
А пану такого крестьянина терять не хотелось. Пораздумал он, а потом и говорит:
— А что ж тебе, человече, за службу заплатить?
— Да дайте мне, пане, вон того белого коня.
Пан согласился. А конь тот был такой, что как начнет на войне скакать среди неприятеля, так всего и потопчет. И никакая пуля, ни сабля его не берет. Вот только кроме хлебороба об это никто не знал. Взял хлебороб коня, поблагодарил пана, да и поехал. Едет, едет и заехал в такой большой да темный лес, аж жуть! Увидел средь деревьев маленькую ветхую хату, да решил зайти. Глядь – а там сидит там старая, желтая старуха. Спросил мужик у нее, куда это он заехал. Покачала старуха головой и отвечает:
— Несчастный ты, что сюда заехал. Сюда, что ни ночь, ведьмы слетаются, все меня со свету сжить хотят.
— Да уж что бог даст, то и будет! – ответил крестьянин и остался в хате.
Дала ему старуха поужинать и просит:
— Помоги мне, добрый человек, переночуй в хате хотя бы три ночи. Я тебе за это хорошо заплачу и обороняться научу.
— Что ж, научите, я переночую, – согласился хлебороб.
Говорит старуха:
— На тебе вот этот крест, ступай в ту комнату, обведи вокруг себя этим крестом кружок, потом возьми крест в руки и сиди. А когда слетятся ведьмы, ты не бойся.
Взял хлебороб крест, пошел в другую комнату, сделал все так, как велела старуха, и сидит. Вдруг как загудит что-то над хатой, влетает в хату ведьма, потом вторая, третья – набралось их множество, так что и в хате не помещаются. Танцуют, кричат и воют, в ладоши хлопают, вокруг хлебороба бегают, да никак не могут через круг перейти. Вот разгонится какая-нибудь ведьма, добежит до круга, так назад и отскочит, а что уж ни делали – ничего не выходит. Вдруг петух на хате у старухи пропел: “Ку-ка-ре-ку!” Ведьмы так и метнулись в окна, аж хата задрожала. Перекрестился хлебороб и пошел к старухе в комнату. Та увидала его и так обрадовалась:
— Ты человек счастливый, ты еще, видно, мало нагрешил, ведьмы тебя боятся.
— Да, я честно работал, сеял хлеб, а потом на пана работал, может чего и нагрешил, да пусть уж господь простит!
Переночевал хлебороб еще две ночи. Как переночевал третью, говорит старуха:
— Спасибо тебе, добрый человече, что меня из большой беды вызволил, мне-то ведь тут сидеть потрудней, я больше нагрешила. На тебе вот этот меч-самобоец, и, коль случится тебе воевать, ты только скажи: “Меч-самобоец, дерись!” – и он перебьет все войско. Еще даю я тебе совет: как женишься, то не доверяй жене ничего важного до семи лет и семи недель.
Поклонился хлебороб старухе, поблагодарил ее и отправился в путь. Приехал он в город, где живет царь, а там тревога, народ в страхе: к городу подступает могучий враг, уже все царское войско побил, скоро и город возьмет. Хлебороб и говорит:
— А ну, ведите меня к царю! – его и повели.
— Что тебе надо? – спрашивает царь.
— Да вот, сказывают, что на город большой враг наступает!
— Так и есть.
— Я вам, коли Бог поможет, его побью. Только что вы мне за это дадите?
— Полцарства дам, – пообещал царь.
— Нет, царства мне не надо. Отдайте за меня свою дочку, я люблю ее!
Кликнул царь свою дочь и спросил ее, любит ли она и вправду хлебороба.
— Таточку, голубчик! Выдайте меня за него, я его люблю, выдайте, я за вас бога буду молить!
Царь и согласился. Тогда хлебороб и говорит:
— Дайте коню три мерки овса, а мне ведро вина. Царь дал все, что хлебороб просил. Сел он потом на коня и поехал. Выехал за город, видит – стоит войска большая сила, такая, что и не счесть. Как крикнул хлебороб:
— Меч-самобоец, дерись!
Как взлетит меч-самобоец над вражескими головами и начал рубить одну за другой. А конь как скакнет промеж войска, так и бьет копытами. Все войско и перебили.
Вернулся хлебороб назад в город, царь его отблагодарил. А враг не хотел своего дела бросать – собрал на этот раз тьму воинов. И вновь поднялась тревога, и поехал хлебороб на поле брани. Побил ворога и назад воротился. Позавидовали цари соседних государств мощи этого царя, собрали войска свои вместе, снарядили их оружием страшным и пошли войной. Царь испугался: думал, что этой силы хлеборобу уж не одолеть. Но разбил хлебороб и это войско. Потом вернулся в город и на царской дочке женился.
Сильно любил он свою жену, и его любила жена. Прошло три года. Стала жена у хлебороба спрашивать, чем он так врага побивает. Не утерпел хлебороб, доверил жене тайну свою. А хитрый враг своего не бросал, стал выпытывать и лукавством, и лестью, и угрозами, да подкупать пытался хлеборобову жену, чтобы та сказала, в чем сила ее мужа. Вот и сдалась она и выкрала меч-самобоец, отдала врагу, а мужу другой подложила. Но коня украсть не смогла: хлебороб берег его как зеницу ока, даже спал с ним вместе.
Начал тогда враг войну вновь. А хлебороб отправился защищать государство. Сел он на верного коня, взял меч и выехал навстречу вражеским войскам. И только туда приехал, сразу же крикнул:
— Меч-самобоец, дерись! – не дерется.
-Меч-самобоец, дерись! – и вновь не дерется.
Удивился хлебороб, а потом внимательно разглядел свой меч и понял, что это другой. Тут же и догадался, куда меч-самобоец делся, и горько заплакал. В то время меч-самобоец уже рубил его войско. Вот подлетел меч к хлеборобу и с одного маху отрубил ему голову. Тогда конь сильно рассердился, что убили его хозяина, начал лютовать, перебил все войско врага, а потом подошел к телу хлебороба, остановился и стоит. Царь перевез тело в город, и тут является старая такая старуха с иконкой и говорит:
-Пустите меня к хлеборобову телу.
Ее пустили. А старуха взяла иконку, погрузила ее в воду и полила тою водой хлебороба. Ожил хлебороб. И молвит ему старуха:
— Ишь, не послушался меня. Рассказал жене великую тайну и чуть было сам не погиб навеки. На, возьми опять меч, я его нашла, только не сказывай про великую тайну жене до семи лет и семи недель, а не то погибнешь!
Женился потом хлебороб на другой девушке, и живут они себе вместе. Живут, не горюют, не страдают, хлеба не покупают.
Есть в мире понятия, ценность которых вечна. К этим понятиям можно отнести и хлеб. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства, прививая детям эту любовь и в детском саду, и в школе, и дома.
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (лепка). Тема: «Пирожки для бабушки».
Цель: Вызвать желание помочь лепить пирожки, применяя разные приемы лепки.
Программные задачи:
Образовательная: Продолжать учить детей скатывать комок теста на дощечке круговыми движениями ладони и сплющивании.
Развивающая: Развивать образное восприятие, интерес к процессу лепки и его результату.
Воспитательная: Воспитывать любовь и заботу к своим близким.
Материалы: кукла Маша, дощечки, тарелочка, тесто.
Ход НОД:
(Воспитатель показывает куклу Машу).
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто к нам пришел?
Давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуй Маша!
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. И решила позвать вас на помощь. Поможем Маше? Посмотрите, что это Маша принесла с собой. Это тесто. Оно какое?
Дети: Мягкое, белое, пушистое.
Воспитатель: Дети, а что можно из теста испечь?
Дети: пирожки, булочки.
Воспитатель: Ой, послушайте, Маша говорит, что тесто она приготовила для пирожков и хочет испечь их для бабушки. Давайте поможем Маше испечь пирожки. Пройдемте за столы.
Пальчиковая гимнастика:
Я пеку, пеку, пеку
деткам всем по пирожку,
а для милой бабушки,
испеку два пряника,
кушай, кушай бабушка
вкусные два пряника,
а ребяток позову,
пирожками угощу.
Лепка пирожков.
Воспитатель: Дети, давайте скатаем шарик, затем положите его на дощечку и ладошкой расплющите. Теперь за краешки возьмите и соедините их вместе, получился красивый пирожок. (Воспитатель помогает детям, которые затрудняются).
Вот такие замечательные пирожки мы помогли испечь Маше в подарок бабушке. Получилось много пирожков, для всех хватит.
Воспитатель: Что мы с вами лепили?
Дети: пирожки.
Воспитатель: Для кого мы их с вами лепили?
Дети: для бабушки.
Воспитатель: Из чего мы лепили пирожки для бабушки?
Дети: из теста.
Вы все большие молодцы Маша говорит вам спасибо за помощь.
(Маша берет тарелочку с пирожками и уносит бабушке).
Конспект занятия в младшей группе
«Колосок»
Цели:
Рассказать о важной роли хлеба в жизни людей , формировать у детей представление как растет хлеб, закрепить умение рисовать колоски методом тычка, развивать фантазию и обогощать словарный запас ребенка.
Материал и оборудование
Каравай хлеба (батон, бублик), снопик из колосьев, картина Шишкина «Золотая рожь», листы бумаги, краски , кисточки, книга «Курочка Ряба и Колобок».
Ход занятия:
На столе лежит каравай черного хлеба, снопик из колосьев ржи.
Чтение стихотворения С.Погореловского:
Вот он хлебушек душистый
С хрусткой корочкой витой.
Вот он – теплый, золотистый
Словно солнцем налитой!
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
Воспитатель предлагает детям понюхать ароматный хлеб.
Воспитатель: Хлеб- наше богатство. Хлеб дает силу и здоровье людям. А вы видели как растет хлеб? (Да.Хлеб растет в поле). (показывает детям зерна).Правильно зерна сеют в землю-матушку. Из зернышка вырастают колоски. А в каждом колоске много зерен, а колосков так много растет- целое большое поле. Дождик их поливает , и от воды колоски растут высокими, а земля-матушка дает им силы- колоски становятся крепкими, наливаются соком и поспевают. Колоски от солнца берут тепло, созревают, желтеют, становятся золотистыми. Давайте посмотрим как растет рожь в поле. Рассматривают картину: как стоят колоски в поле? (ответы детей:рядом, близко, колосок к колоску); почему колоски нагнулись? ( ответы детей:созрели зернышки в колосках, ветер их качает).
Физкультминутка. Встаньте ребятки рядышком ровно,
Как колоски в поле.
Руки тянутся к солнышку,словно колоски.
Подул легкий ветерок и колоски немного н. наклонились
Сильный ветер подул-ниже колоски прогнулись.(и так 3 раза)
И вот созрели зерна в колосьях. Привезли их на мельницу, обмололи в муку. И стали выпекать из муки разный хлебушек. (показать разновидность хлеба: батончик, калачи, булочки…).
Сейчас мы с вами , ребята, нарисуем колоски и хлебное золотое поле. Сначало нарисуем соломинку желтую, золотистого цвета. Обратной стороной кисточки (тычком) рисуем зернышки, много зернышек и у нас получится колосок, от колоска делаем усики тоненькие. Вот у нас и поле из колосков - хлебное поле.(работают дети). Дети ,а давайте вспомним в какой сказке испекла бабушка колобка?....А почему все звери хотели съесть Колобка? ( Ответы детей:потому, что он вкусный, румяный, красивый, пышный и от него пахнет свежеиспеченным хлебом). А вы когда-нибудь пробовали свежеиспеченный хлебушек? (Ответы детей).Неожиданного появляется бабушка.
Бабушка :Я , ребята, все слышала . Мне очень понравилась ваша беседа о хлебе-батюшке и какие вы молодцы, как старались рисовать колосок. Просто умницы, очень хорошо нарисовали и отвечали на все вопросы. Ребята, помните, что хлеб- всему голова! Хлеб-это великое богатство, которое нужно беречь, любить, ценить и оберегать! А я пришла к вам не с пустыми руками, испекла я вам сладких булочек! Приглашаю вас всех на чаепитие ! (Занятие заканчивается после питья чая с булочками).
Дидактические игры
Игра «Расставь правильно».
Цель: расставить картинки, отражающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности. Дети выполняют задание у доски.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Малоподвижная игра «Назови ласково».(речь)
Игроки стоят в кругу. Ведущий стоит в середине круга и перебрасывает мяч игрокам, называя хлебобулочные изделия. Игрок, поймав мяч, перебрасывает его обратно водящему, называя в уменьшительно-ласкательной форме.
Хлеб -… (хлебушек); Пирог –… (пирожок); Калач - … (калачик); Блин -…(блинчик);
Булка - … (булочка); Батон - …(батончик); Пряник - …(пряничек); Торт - … (тортик);
Лепешка – (лепешечка); Баранка - …(бараночка); Ватрушка - … (ватрушечка).
Игра в слова
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее пшенице (ржи, ячменю, просу, ..., кукурузе).
Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
мука, перловая, мельница, початок, батон, пшено, геркулес, «усатый», мёд, ржаной, зерно, пирожное, медонос, корм для домашней птицы, каравай, колос, метелка, овсяная каша, воздушные хлопья, лакомство для лошади.
Комментарий для взрослых:
Для активизации памяти и речи детей после игры можно предложить им следующее задание: вспомните, какие слова, подходящие для пшеницы (ржи, ячменя, проса,..., кукурузы), вы слышали?
Четвертый лишний
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
картофель, морковь, ячмень, свекла; просо, рожь, баклажан, пшеница; рис, кукуруза, яблоко, рожь; гречиха, слива, виноград, персик; ячмень, пшеница, рожь, кукуруза.
Из чего сварили кашу?
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную — (просо)
Гречневую — (гречиха)
Перловую — (ячмень)
Геркулесовую — (овес)
Манную — (пшеница)
Овсяную — (овес)
Кукурузную — (кукуруза)
Игра «Слушай внимательно»
Хотите поиграть в интересную игру? Если вы услышите название продукта, который делают из муки, хлопайте в ладошки, если же он не из муки нет. Готовы? Начинаем!
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Пирожки, батоны, плюшки,
И плетенки и ватрушки,
Курабье, бисквит, печенье,
Бутерброды, чай с вареньем.
Много пряников, конфет,
Пастила есть и щербет,
И пирог с начинкой сладкой,
И полено, и помадка…
Называйте, не стесняйтесь. Выбирайте, угощайтесь!
Игра «Откуда хлеб пришел?»
Поиск соответствующего понятия
Где хлеб купили? — ... (В магазине.)
А в магазин как попал? — ... (Из пекарни.)
Что делают в пекарне? — ... (Пекут хлеб.)
Из чего? — ... (Из муки.)
Из чего мука? — ... (Из зерна.)
Откуда зерно? — ... (Из колоса пшеницы.)
Откуда пшеница? — ... (Выросла в поле.)
Кто ее посеял? — ... (Хлеборобы.)
Загадки
Вот на мельнице пшеница
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!
(Мука)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.
(Тесто)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
(Бублик)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб.)
Пальчиковая гимнастика
«Хлеб».
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом. Вытягиваю руки вперёд ладонями вверх.
«Дождик»
- Дождик, дождик, поливай
Указательным пальцем постукивать по ладони другой
- Будет хлеба каравай,
образовать перед собой круг руками
- Будут булки, будут сушки,
похлопывать поочередно одной ладонью другую
- Будут вкусные ватрушки.
соединить большой и увказательный пальцы рук вместе,образовывая большой круг
«Хлеб»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно! (Гладят живот)
«Хлебные изделия»
Бублик
(Большой и указательный пальцы
образуют круг.)
Баранку,
(Большой и средний пальцы
образуют круг.)
Батон
(Большой и безымянный пальцы
образуют круг)
И буханку
(Большой и мизинец образуют круг.)
Пекарь из теста
Испёк спозаранку.
(Имитация лепки хлеба.)
Каша в поле росла,
(Подняли руки вверх, шевелят
пальчиками.)
К нам в тарелку пришла.
(Идут пальчиками по столу.)
Всех друзей угостим,
По тарелке дадим.
(В правой ладошке мешают кашу.)
Птичке – невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке,
(Загибают пальчики на обеих руках.)
Всем дадим по ложке.
(Разжимают кулачки.)
«Отличные пшеничные»
(Шведская песенка)
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
(«пекут пироги»)
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(разводят руки в стороны, пожимают плечами)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
(поочередно загибают пальцы на обеих руках одновременно)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(делают манящие движения руками)
Тесто замесили мы,
(«месят тесто»)
Сахар не забыли мы,
(«посыпают сахар»)
Пироги пшеничные
(«пекут пироги»)
В печку посадили мы.
(разворачивают руки ладонями вверх)
Печка весело горит,
(попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит:
(грозят указательным пальцем)
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(«посыпают крошки»)
«Месим тесто»
(пальцами обеих рук имитировать движения согласно текста)
- Мы тесто месили, мы тесто месили,
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько, ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Пословицы и поговорки о хлебе.
-Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
-Сеем, пашем, руками машем, о межи тупим, а хлеб круглый год купим.
-Тот счастлив, у кого есть хлеба с душу, платья с тушу, денег с нужу.
-У голого порой бывает пир горой, да горько после пиру – ходить за хлебом по миру
-И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин.
-У нищего хлеб на уме, у скупого и корочки на счету.
-Всяк на себя хлеб добывает.
-Невеяный хлеб не голод, а посконная рубаха не нагота.
-Хлеб – батюшка, вода – матушка.
-Хлеб хлебу брат.
-Худ обед, когда хлеба нет.
-Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
-Хлеб да вода – мужицкая еда.
-Хлебушко – калач дедушка.
-Хлеба нет – корочка в честь.
-Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
-Человек хлебом живет, а не промыслом.
-Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
-Без хлеба, без соли худая беседа.
-Палата бела, а без хлеба в ней беда.
-Плевать на обед коли хлеба нет.
-Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
-Хлеб да соль, и обед пошел.
-Без хлеба, без соли никто не обедает.
-Не в пору и обед, коли хлеба нет.
-Хлеб черствый – обед честный.
-Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
-Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
-Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
Приложение №10
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе «Путешествие зернышка»
Цель: закрепление знаний детей о хлебе.
Задачи:
Образовательные задачи:
– расширять и обогащать знания детей о хлебе;
- формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания;
- закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
- продолжать знакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
Развивающие задачи:
- обогащать словарный запас (колосья, ростки, мельница);
- совершенствовать навыки связного высказывания;
- развивать воображение , умение анализировать;
– развивать навыки работы с соленым тестом;
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу.
Оборудование: Фартук и платок для бабушки, горшочек с землей, семена пшеницы, лейка, горшочек с колосьями, макет мельницы, мука, соленое тесто, доски для лепки, поднос, салфетки, угощение.
Предварительная работа: чтение сказок, рассказов, стихов о хлебе; чтение пословиц и поговорок; экскурсия в мини-музей хлеба; беседа на тему: «Из чего пекут хлеб»; объяснение слова «мельница».
Ход ОД:
Звучит музыкальная заставка «В гостях у сказки» воспитатель переодевается в бабушку.
Воспитатель: — Ребята, вы в гостях у бабушки Матрены.
Бабушка: — Здравствуйте, ребята!
Дети: — Бабушка, ты почему грустишь?
Бабушка: — Ну как же мне не грустить! Сегодня у дедушки — праздник, день его рождения и я хотела испечь колобок, да муки то нет…
Ребенок: — Бабушка, не грусти. Вот тебе пшеничное зернышко, ты его посади.
Бабушка: — Спасибо. Посадила я зернышко, а зернышко то не растет. Ребята, может вы мне поможете? А что нужно для того, чтобы выросло зернышко? (ответы детей)
Дети (ответы детей): — Для роста зерен нужен свет, тепло и вода.
Воспитатель: - Ребята, мы с вами знаем игру «Дождик», сыграем в нее, чтобы полить землю?
Пальчиковая игра «Дождик» :
Дождик-дождик, поливай! (стучать пальчиками правой руки, начиная с указательного, по левой ладошке)
Будет хлеба урожай,
Калачи да сушки,
Пряники, ватрушки.
Вот сколько! (загибать указательным пальцем правой руки сначала большой, а затем и все остальные пальцы левой ладони)
Бабушка в избушке заменяет горшочек с землей на горшочек с проросшим зерном.
Бабушка: — Какие вы молодцы! Сейчас мы из леечки польем наше зернышко. Ой, смотрите, зернышко дало росточки.
Ребята, покажите, как растет зернышко.
Игра «Подрастает зернышко»:
Подрастает зернышко — (дети сидят на корточках)
Потянулось к солнышку. (встали, потянулись)
С ветерком оно играет, (подняли руки вверх — прогнулись)
Ветерок его качает (наклоны туловища в стороны)
К земле низко прижимает — (присели)
Вот как весело играет (покачивание рук из стороны в сторону)
Потянулся наш росток, (встали, руки подняли вверх)
Превратился в колосок
Бабушка в заменяет горшочек с ростками на горшочек с колосьями.
Бабушка: — Ребята, пока вы играли, наши зернышки выросли и превратились в колоски, а что же теперь с ними делать, чтобы испечь колобок?
Дети: Отвезти на мельницу, сделать муку.
Бабушка: Правильно! Идем на мельницу.
В одном из углов группы расположена мельница. Дети подходят к мельнице.
Бабушка: А как же из зерна получается мука?
Дети: Нужно, чтобы мельница заработала.
Бабушка: Дети, а мельница не может заработать, ветра то нет. Ребята, давайте мы с вами дружно подуем, чтоб заработала мельница.
Дети делают дыхательную гимнастику. Воспитатель достаёт из-за мельницы тарелку с мукой.
Бабушка: — Спасибо вам большое, помогли вы мне. Ребята, что нужно сделать с мукой, чтобы испечь колобок? (ответы детей)
Бабушка: — Правильно, сначала нам нужно замесить тесто. А какие ингредиенты нам нужны? (ответы детей) Воспитатель: — Правильно, ребята. Для теста нужна мука, вода, соль. Помогите , детки, замесить тесто.
Пальчиковая гимнастика «Тесто мнем»:
Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки)
Колобок мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
Сахар не забыли мы, («посыпаем сахар»)
В печку посадили мы. (разворачиваем руки ладонями вверх)
Печка весело горит, (попеременно ударяем кулак о кулак и ладонь о ладонь)
Наша мама говорит: (грозим указательным пальцем)
— Крошки, что останутся, («посыпаем крошки»)
Воробью достанутся. («клюем пальчиками одной руки по другой»)
Бабушка: — Как хорошо вы месили тесто. Вот оно у нас какое замечательное получилось. (Бабушка достает тесто) Теперь я смогу испечь колобок для дедушки.
Воспитатель: — Ребята, а что еще можно испечь из теста? (ответы детей) Воспитатель: — Какие вы молодцы! Как много изделий из теста вы назвали. Воспитатель: — Молодцы! Все правильно сложили. Ребята, а кто знает, что нужно делать дальше с нашим тестом? (ответы детей)
Бабушка: — Подойдите к столу и посмотрите, что у вас лежит на дощечках? (ответы детей)
А теперь возьмите кусочек теста. Какое оно на ощупь? (ответы детей)
Бабушка: — Да, тесто очень мягкое, нежное, эластичное, липкое.( Далее дети по примеру воспитателя лепят колобок из теста. Напомнить детям приемы лепки :катание теста круговыми движениями между ладошками).
Бабушка : — Какие красивые колобочки у нас получились!. Вы, ребята, мне очень помогли! Испеку их для деда! Ох и обрадуется!
Бабушка:- Спасибо вам, ребята, за вашу помощь. А я и для вас приготовила угощения из муки.
Воспитатель: — Ребята, посмотрите на столы. Какие изделия вам знакомы? (ответы детей) Да, здесь есть бублики, крендельки, соломка, сушки и сухари. Предлагаю вам угоститься ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».
Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...

Проект иследовательно-творческий : «Хлеб — всему голова»
Проект: «Хлеб — всему голова» Полное название проекта: «Хлеб - всему голова»Авторы проекта: Вокуева О.В. Дерябина С. А.Город, представивший проект: Нарьян – Мар Вид, тип проекта:...

Проект на тему: "Хлеб - всему голова!"
Информационно, практико-ориентированный проект: "Хлеб - всему голова"...

Проект на тему: «Хлеб - всему голова».
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Экологический информационно-исследовательский проект в ДОУ «Хлеб – всему голова»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Приобщение дошкольников к истокамнациональной культуры через экологическое образование» « Хлеб – всему голова!» Актуальность опытаПрирода – это наш...
Проект по самообразованию "Хлеб-всему голова" в младшей группа
Проект по самообразованию во второй младшей группе тема "Хлеб - всему голова"...


