Методическая копилка. Проектная деятельность.
проект (младшая группа)
Проект "Развитие речи у детей младшего возраста по средствам народных сказок"
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше..
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий проект
«Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок»
«Развитие речи у детей младшего возраста по средствам русских народных сказок».
Тип проекта: творческий.
По числу участников проекта: групповой,.
Участники: воспитатели, дети группы младшего возраста, родители.
Продолжительность: долгосрочный.
Цель проекта: развитие речевой активности детей путём использования малых фольклорных форм.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Учить внимательно слушать и запоминать сказки.
- Учить детей повторять и обыгрывать вместе с воспитателем фрагменты сказок.
- Расширять представления о домашних животных, об овощах и фруктах.
- Стимулировать ребенка повторять за воспитателем слова и фразы из знакомых сказок.
Развивающие:
- Развивать связную речь выразительную речь ребенка через постановку театрализованной деятельности.
- Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей
- Содействовать развитию у детей воображения.
Воспитательные:
- Формировать у детей интерес к художественному творчеству.
- Формировать любовь к сказкам.
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к животным.
- Формировать интерес, положительное отношение детей к совместному со взрослым чтению, слушанию, инсценированною художественных произведений как предпосылку развития потребности чтения художественной литературы.
Актуальность: Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Поэтому необходимо знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше..
Этапы реализации проекта:
Подготовительный.
1. Анкетирование родителей.
2. Подбор методической литературы.
3. Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, на прогулках.
4. Оформление информационного стенда в родительском уголке на темы: “«Любимые книги наших малышей»”, «Читаем вместе с малышом», «Фольклор в жизни ребенка» и др.
5. Организация развивающей среды в группе (музыкальный уголок, кукольного театра, игровые зоны, и пр.)
Основной.
1. Игровая деятельность (русские народные подвижные игры)
2. НОД (речевые игры)
3. Заучивание потешек, закличек, поговорок.
4. Прослушивание аудиозаписей русских народных песен.
5. Прослушивание и просмотр русских народных сказок.
6. Участие детей в развлечениях.
Заключительный.
1. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом.
2. Участие детей в фольклорных праздниках и развлечениях.
Продукты проекта:
1. Оформление уголка для родителей “Фольклор в вашей семье”
2. Фотовыставка “Мамины помощники”.
3. “Огород на подоконнике”.
4. Методические рекомендации «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»
5. Изготовление пособий, дидактических игр “Собери картинку”. “Уложим куклу Катю спать”,
“Чьи детки” и др.
6. Оформление информационного стенда на темы: «Любимые книги наших малышей», «Читаем вместе с
малышом» и др.
7. Презентация проекта.
8. Перспективное планирование по данной теме
Совместная деятельность с детьми:
1. Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
2. Беседы по содержанию потешек.
3. Изготовление и рассматривание альбома «Любимые потешки».
4. Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
5. Чтение потешек: «Солнышко-ведрышко», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Киска, брысь…», «Чики-чики-чикалочки»,
«Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь»...
6. Изготовление руками детей оладушек и крендельков из соленого теста, миски для киски, улитки из пластилина; рисование пальчиками «Следы», «Идет дождь», «Снег кружится") и ладошками («Курочка и цыплята»).
7. Театральная деятельность. Обыгрывание потешек.
Совместная деятельность с родителями
1. Чтение потешек детям дома.
2. Заучивание потешек вместе с детьми.
3. Помощь в оформлении альбома «Наши любимые потешки», «Уложим куклу Катю спать», «Чьи детки» и др.
4. Организация выставки “Мамины помощники”.
Взаимодействие с педагогами ДОО
1. Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
2. Сбор методической литературы.
3. Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.
Анкета для родителей.
1. Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2. Какие используете с детьми? С какой целью?
4. Какие потешки Вы знаете?
Ожидаемые результаты проекта:
1. Установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;
2. Подборка консультаций для родителей «Использование устного народного творчества в развитии речи детей»;
3. Составление картотеки произведений малого русского фольклора для детей раннего возраста;
4. Пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;
5. Повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;
6. Заинтересованность родителей в вопросе использования малых фольклорных форм в речевом
развитии детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, пестушки, загадки и объяснять им их смысл.
Перспективный план занятий по развитию речи с помощью русских народных сказок.
Ноябрь: Русская народная сказка «Репка»
- Знакомство со сказкой. Рассказывание, рассматривание иллюстраций.
- Рисование – «Репка».
- Лепка – «Мышка».
- Инсценирование и показ.
Декабрь: русская народная сказка «Курочка Ряба»
- Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
- Рисование декоративное – «украсим яичко».
- Лепка – «Слепим яичко».
- Пальчиковый театр (показ воспитателем).
- Пальчиковый театр (показ ребятами).
Январь: русская народная сказка «Колобок».
- Рассказывание сказки с показом (настольный театр)
- Рисование – «Колобок катится по дорожке».
- Нетрадиционная аппликация с использованием пшена – «Колобок».
- Аппликация из готовых деталей – «Домик дедушки и бабушки».
- Инсценировка сказки в масках – шапочках.
Февраль: русская народная сказка «Три медведя».
- Рассказывание сказки с показом иллюстраций.
- Инсценировка сказки с использованием театральной ширмы и кукольного театра.
- Рисование декоративное – «Укрась тарелку для мишутки».
- Лепка – «Тарелочка большая, средняя и маленькая».
Март: русская народная сказка «Заюшкина избушка».
- Рассказывание сказки (воспитателем).
- Показ – игра драматизация (дети).
- Рисование – «зайка».
- Лепка – «морковка для зайки».
Апрель: русская народная сказка «Маша и медведь».
- Рассказ сказки с показом иллюстраций.
- Показ сказки на столе (дети).
- Рисование.
- Лепка с использованием соленого теста – «Пирожки для бабушки и дедушки».
В педагогической работе особую роль отводится просвещению родителей. Рассказыванию о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультированию по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснению им о значимости семейного чтения, подчёркиванию его весомого вклада при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок становится доброй семейной традицией, создает тёплую задушевную атмосферу в доме.
Методические рекомендации по развитию речи детей для родителей:
- С ребенком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике (человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что малыш хочет сказать).
- Показывайте ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.
- Говорите с ребенком правильно, четко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.
- Читайте ребенку стихи и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы.
- Читайте ребенку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать те картинки, которые ему называете.
- В играх учите его правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода; одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте его составлять фразы из нескольких слов.
- Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте ребенку выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Постепенно усложняйте задания.
- Для развития активной речи создавайте ситуации, стимулирующие ребенка обращаться с речью к взрослым.
- Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. (Куда сейчас Аня пойдет ? В кроватку спать).
10. Ребенку необходимо свободно владеть голосом, дыханием во время речи, соблюдать ритм, темп, интонацию, иметь достаточно развитый фонематический слух, слуховое внимание. Для этого используются игры со звучащими игрушками (колокольчик, дудочка, погремушка, барабан, ксилофон): «Угадай, какая это игрушка?»; Игры на определение места звучания игрушки: «Откуда доносится звук?»; игры на определение звука в быту (звонок в дверь, телефон, чайник, шум воды, радио); игры на определение голосов членов семьи, голосов животных и птиц.
11. Использование игр и упражнений , направленных на развитие речевого дыхания: сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку, дуть на лежащие, на столе палочки, карандаши разной формы (круглые, граненные) и длины, стараясь сдвинуть их с места; задувать на резком (быстром) и длительном выдохе пламя воображаемой свечи; надувать бумажные и целлофановые мешочки, дуть дудочку, свистульку, играть на детском кларнете; надувать и пускать мыльные пузыри.
12. Игры и упражнения направленные на тренировку артикуляционного аппарата: упражнения для лица (изменение мимики) : сделать лицо веселое (улыбнуться, засмеяться), сердитое (нахмурить брови), удивленное (поднять брови), плаксивое, спокойное, доброе; надуть щеки, втянуть щеки, перекачать воздух из одной щеки в другую; упражнения для губ трубочкой вперед и разведение их в стороны в сомкнутом виде, эти же движения с показом зубов (как произнесение звуков [ш] и [с]); упражнение для языка: показать широкий и узкий язык; облизывание узким языком верхней и нижней губы, (колокольчик);
Упражнение для мягкого неба: опускание и поднимание небной занавески (похрапывание, покашливание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
В учебно-методическом пособии можно ознакомиться с кратким содержанием проекта: этапами работы над проектом, основной проблемой, задачами, целью работы над проектом. Дано описание подготовительному, д...

методические аспекты проектной деятельности дошкольников.
Рекомендации по созданию проектов с воспитанниками подготовительной группы....

методические аспекты проектной деятельности дошкольников.
Рекомендации по использованию проектной деятельности в подготовительной группе....

Методическая копилка "проектный метод в ДОО"
Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.Такое ...

Методическая копилка - КОНСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ
Интересные разработки занятий с детьми дошкольного возраста....

Методическая разработка «Проектная деятельность детей дошкольного возраста» Тема методической разработки: «Карты открывают свои тайны».
Методическая разработка представляет собой серию учебных игровых занятий для дошкольников старшего возраста, разработанных в виде стационарных бинарных занятий и занятий в виде подвижных игр с элемент...

Методическая копилка. Проектная деятельность.
Проект "Театр начинается с детского сада" (Вторая младшая группа)...
