Методическая копилка "проектный метод в ДОО"
методическая разработка на тему

Ребрий Наталья Викторовна

Термин «проект» в последнее десятилетие все чаще употребляется специалистами сферы образования в различных словосочетаниях: управленческий проект, методический проект, инновационный проект и пр.

Такое внимание к проектам объясняется в первую очередь тем, что проект всегда направлен на получение конкретного результата, а проектная деятельность всегда продуктивна.

Проектирование (от лат. proectus – брошенный вперед) – один из уникальных видов человеческой деятельности, связанной с предвидением будущего, созданием его идеального образа, осуществлением и оценкой последствий реализации тех или иных замыслов.

Согласно В.И. Слободчикову, проектированиедеятельность, синтезирующая промысливание того, что должно быть, и одновременное с этим развертывание процессов реализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм разработки проекта - этапы проектной деятельности:

I этап – Подготовительный этап (вхождение в тему)  - формируется проблема, цель, задача, вводится игровая ситуация. Удовлетворение интересов и потребностей ребёнка, запросов родителей, воспитатель - инициатор.

 Роль ребенка на этом этапе: вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи.

  • мониторинг знаний детей по теме проекта «Модель трёх вопросов» ((опрос, беседа и т.д.)

ЧТО ЗНАЮ?

ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ?

КАК УЗНАТЬ?

Содержание,  то что дети уже знают.

План (тема проекта)

Источники новых знаний   т. е. средства

  • составление «Паутинки» (виды деятельности, направленные на реализацию проекта).
  • обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта. (опрос, анкетирование родителей, беседа  и. т.д.)
  • изучение  и подбор литературы, подготовка материала и т.д.
  • составление паспорта проекта и плана реализации проекта.

Результаты 1-го этапа: предварительно обсуждена проектная идея, определена проблема, формулированы цель и задачи, определены результат и продукт деятельности, разработан план работы.

 II этап  - Организационный. Реализация проекта - воспитатель организовывает деятельность детей в центрах (образовательных областях), обеспечивает оборудованием и материалами в соответствии с темой проекта, направляет и контролирует его осуществление, организует взаимодействия со всеми участниками реализации проекта, совершенствует предметно-развивающую среды.

Дата,

день недели

Работа с детьми

 в соответствии с разными  видами детской деятельности, направленных на реализацию содержания по основным образовательным областям развития

Взаимодействие с родителями, со специалистами, с социальными партнерами

Совершенствование

предметно-развивающей

среды

ОО «Познавательное развитие» - НОД «Путешествие в страну Здоровячков» - цель …….

Дидактическая игра» Режим дня»

совместная деятельность Составление правил

хорошего сна и т.п.

Прогулка: «большие шаги, маленькие шажочки»

ОО «Художественно-Эстетическое развитие» рисование «Спортивное оборудование»

  • Информирование родителей о начале реализации проекта (сообщается о проекте согласно модели «Трех вопросов»  - информация Что хотим узнать.
  • Приглашение родителей к участию семейный фоторепортаж
  • «Дружим со спортом всей семьей» и т.д.
  • Наглядная информация, анкетирование.
  • Спортивный праздник или мастер-класс и т.д.
  • Раскраски на спортивную тематику или витамины и т.д.
  • Книжки, энциклопедии.
  • пополнение нестандартным оборудованием.
  • Новые игры, и грушки.
  • оформление центра, уголков.

Результаты 2-го этапа: реализован план деятельности, разработанный на 1-ом этапе и созданы продукт(ы) деятельности в соответствии с замыслом 1-го этапа.

III этап – Заключительный: Основные виды работ в рамках 3-го этапа: размещение проектов и их продуктов в портфолио, подведение итогов работы по проекту. Педагог проводит подготовку продукта деятельности к презентации. Представление. Дети представляют (зрителям  или экспертам) продукт деятельности. На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы и т.д.

Результаты 3--го этапа -  завершение работы над проектом; приобретение (совершенствование) воспитанниками умений и навыков, необходимых для проектной деятельности.

IV  этап - Рефлексивный (анализ итогов проектной деятельности). выступление с проектом, самооценка и взаимооценка воспитанниками выполненных работ, их рефлексия,

№  п/п

Виды работ на этапе

Комментарии

3.1

Выступление с проектом

Рекомендации по организации этих видов работ приведены ниже

3.2

Дискуссия

3.3

Самооценка и рефлексия

3.4

Взаимооценка

3.5

Размещение проекта в портфолио

Результаты 4-го этапа: приближение к новым образовательным результатам, требования к которым изложены во ФГОС дошкольного образования.

Портфолио проекта

Ι раздел. Титульный лист.

II  раздел. Паспорт проекта

III раздел. План реализации проекта в соответствии с разными  видами детской деятельности, направленных на реализацию содержания по основным образовательным областям развития (в соответствии с ФГОС ДО)

IV раздел. Оценка результатов и отчетность. Проводиться анализ реализации проекта и оценка результатов. Насколько достигнуты ожидаемые результаты,  если нет то причина и т.д.  

V. раздел. Приложения. В приложении может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта ( конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей,  фотоотчёт, рекомендации)

Дата,

день недели

Работа с детьми

 

Взаимодействие с родителями, со специалистами, с социальными партнерами

Совершенствование

предметно-развивающей

среды



Предварительный просмотр:

Перечень разных  видов детской деятельности, направленных на реализацию содержания по основным образовательным областям развития

(в соответствии с ФГОС ДО)

Образовательная область развития

Детская деятельность

Формы организации детской деятельности

1

2

3

Физическое развитие

Двигательная (овладение основными видами движения)

Подвижные дидактические игры

Подвижные игры с правилами

Игровые упражнения

Соревнования

Социально –коммуникативное  развитие

Игровая (сюжетно –ролевая игра  как ведущая игра, игры с правилами и другие)

Сюжетные игры

Игры с правилами

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми  и сверстниками)

Беседы

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами

Самообслуживание и элементарный бытовой  труд  (в помещении и на улице)

Совместные действия

Дежурство

Поручение

Задание

Реализация проектов

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Мастерская по изготовлению

продуктов детского творчества

Реализация проектов

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских  музыкальных инструментах)

Слушание

Исполнение

Импровизация

Экспериментирование

Подвижные игры (с музыкальным сопровождением)

Музыкально – дидактическая игра

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение

Обсуждение

Разучивание

Конструирование  из разного  материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.)

Мастерская по изготовлению

продуктов детского творчества

Реализация проектов

Сюжетные игры

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

Наблюдение

Экскурсия

Решение проблемных ситуаций

Экспериментирование

Коллекционирование

Моделирование

Реализация проекта

Игры с правилами

Речевое развитие

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми  и сверстниками)

Беседы

Ситуативный разговор

Речевая ситуация

Составление и отгадывание загадок

Сюжетные игры

Игры с правилами


Паутинка проекта по теме «________________________________________________________________________________________________»

Образовательная область

  Вид детской деятельности

Реализация проекта

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие со специалистами ДОО

Взаимодействие с социумом

1

Физическое развитие

Двигательная (овладение основными видами движения)

 

2

Социально –коммуникативное  развитие

Игровая (сюжетно –ролевая игра  как ведущая игра, игры с правилами и другие)

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми  и сверстниками)

Самообслуживание и элементарный бытовой  труд  (в помещении и на улице)

3

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

Музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально – ритмические движения, игры на детских  музыкальных инструментах)

Восприятие художественной литературы и фольклора

Конструирование  из разного  материала (строительного материала, конструкторов, модулей, бумаги, природного материала и др.)

4

Познавательное развитие

Познавательно – исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

5

Речевое развитие

Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми  и сверстниками)

 



Предварительный просмотр:

Схема 1.

Схема 2.

Схема 3.

Схема 4.

Примерный план работа по подготовке проекта

  1. Подготовка цели проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (педагоги, методист обсуждают план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему занятий, игр, экскурсий и других видов детской деятельности.
  7. Задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта (может проходить через любые виды деятельности).

Схема 5.

Схема 6.

Схема 7.

Схема 8.

Схема 9.

Задачи развития:

Схема 10.

Задачи исследовательской деятельности в младшем дошкольном возрасте

Схема 11.

Задачи исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте

Таблица 1.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

  1. Формирует проблему (цель) (при постановке цели определяется и продукт проекта).
  2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
  3. Формулирует задачу (не жестко)
  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание в игровую ситуацию.
  3. Принятие задачи.
  4. Дополнение задач проекта.

II этап

  1. Помогает в решении задачи.
  2. Помогает спланировать деятельность.
  3. Организует деятельность.
  1. Объединение детей в рабочие группы.
  2. Распределение амплуа.

III  этап

  1. Оказывает практическую помощь (по необходимости).
  2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
  1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

9. Готовит презентацию

  1. Продукт деятельности готовят к презентации.
  2. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Методы и приёмы обучения дошкольников слушанию музыки.Влияние музыки на чувственно-эмоциональную сферу ребёнка.

Развитие интереса,любви к различным жанрам музыки,расширение музыкального кругозора,привитие детям культуры слушания музыки....

Методические рекомендации "Метод проектов в дошкольном учреждении".

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения ...

Учебно-методическое пособие "Метод интонационного постижения"

Цель предлогаемого метода- развитие музыкальной памяти, чистого звуковысотного интонирования. Музыкальные игры, входящие в это пособие способствуют развитию музыкального мышления, умению чувствовать ф...

Методическая разработка "Методы развития речи детей 3-х лет"

На третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они лучше понимают речь окружающих людей. Речь становится для ребёнка полноценным средством общения. По мере овладения речью формируют...

Методическая разработка . Метод наглядного моделирования в коррекции тяжелого ТНР и ОНР с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель : Романова Т.Н

Моя практика логопедической работы в детском саду с детьми с диагнозом тяжелое нарушение речи показывает, что в качестве эффективного коррекционного средства можно использовать метод наглядного модели...

Методическая разработка "Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология"

Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология...