Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством работы с родителями»
методическая разработка

Ласкина Лилия Анатольевна

Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством работы с родителями»

знакомить родителей с потешками, играми, досугами,  направленными на духовно-нравственное воспитание детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strategiya_budushchego1.docx28.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Фестиваль инновационных педагогических идей «Стратегия будущего»

Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством работы с родителями»

Авторы:

Кузьмина Татьяна Валентиновна

Ласкина Лилия Анатольевна

Санкт-Петербург

2025

Пояснительная записка.

                       Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях.  

                      В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества.

                        Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

                      На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: СМИ, бесконечное множество мультфильмов, интернет и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

                     В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья – источник передачи ребенку социально-исторического опыта. Семейное воспитание основано на любви и привязанности.  Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, опытом.

                  Поэтому мы, как педагоги группы детей раннего возраста, ставим перед собой задачи с раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия, воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю. 

Содержательная часть. 

               Духовно-нравственное воспитание - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

              Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей к друг другу, семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла.

             Задачи развития:

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать у детей чувства любви к родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям через творческую, познавательно-исследовательскую деятельность;

- воспитывать взаимопомощь, верность, дружелюбие, трудолюбие;

- развивать у детей речь, мышление, воображение;

- формировать у родителей (законных представителей) представления о формах и традициях семейного уклада.

 Методическая разработка состоит из 3 этапов.

                1.Организационный этап:

- Составление перспективного плана мероприятий;

- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

- Разработка конспектов совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

- Пополнение предметно-развивающей среды группы;

- Разработка информационного материала для родительского уголка, презентаций.

              2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.

              3. Итоговый этап:

- Анализ проведенной работы;

- Презентация для педагогов.

 Методическая часть.

                               К современным подходам взаимодействия детского сада и семьи относятся взаимодействие с родителями как партнерами. Эффективность духовно-нравственного воспитания детей во многом зависит от правильного взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Нам, педагогам, надо помочь родителям сохранить духовность детей.

                          Поэтому для родителей мы создали «Игровую мастерскую» направленную на воспитание духовно-нравственных ценностей детей посредством работы с родителями. «Игровая мастерская» состоит из нескольких циклов. Это «Фольклорные встречи», «Кладовая мастер-классов», «В гостях у сказки», «Веселые досуги», «Родительская почта».

                      «Фольклорные встречи».

                        Первая встреча была посвящена знакомству с родителями, с детьми с участием героев русских народных сказок. С родителями в устном опросе мы выяснили, что они очень заинтересованы в воспитании у детей духовно-нравственных ценностей, но не все компетентны в этой теме.

                         Вторая встреча была посвящена знакомству с фольклором, потешками, пальчиковыми играми. Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Мы знакомили родителей, как можно в любом режимном моменте так легко и просто обыграть ту или иную потешку, спеть песенку или отвлечь ребенка пальчиковой игрой. Затем в течение всего года родителям предлагаются потешки, пальчиковые игры в подборке на различные темы (папки-передвижки, картотеки)

                      На третьей нашей встрече родители принесли фото ближайших родственников, с детьми рассмотрели фотографии, поговорили о них. И прочитав новую для этой встречи потешку «Семья», родители с детьми сделали Семью на ладошке, которая «живет» вместе с нами в группе. А остальные фото остались в фотоальбоме «Моя семья». Ребенок каждый день в группе может видеть своих ближайших родственников, что создает эмоционально – положительный фон пребывания в группе, особенно в период адаптации.              

                  Одним из форматов фольклорных встреч являются досуги, праздники, в которых родитель не зритель, а непосредственный участник процесса. В этих встречах используются народные песни, мелодии.          

               «Кладовая мастер-классов». Такие встречи бесценны как для детей, так и для взрослых.

               Они повышают эмоциональное состояние детей, расширяют границы общения между детьми и взрослыми.

               Когда дети еще совсем маленькие, мы предложили сделать родителям куклу-пеленашку. Сначала мы познакомили родителей с небольшой историей куколки, а в конце мастер-класса показали, как ребенок может играть с ней. Ее можно взять на руки, покачать, погладить, убаюкать, спеть колыбельную. Такая куколка успокаивает ребенка особенно в период адаптации, тем более, если он знает, что эту куклу делала его мама.

              Очень понравился родителям и детям встреча по «изготовлению» дымковской игрушки. Дети дома продолжили этот опыт и делали с сестрами, и с братьями.

             Новогодний мастер-класс в нашей кладовой– это уже традиция. На этой встрече дети с родителями делали украшения на елочку в группе, украшали саму группу и сделали еще и украшения для дома.

             Не менее важный праздник Пасха. Хотя дети и не понимают еще значение праздника, на этой встрече родителям с детьми предложили сделать маленьких цыплят и кроликов и обыграли их в группе, потанцевали с ними под народную музыку.

            «В гостях у сказки». Особая работа по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста проводится, формируя их интерес к русским народным сказкам. Ведь в сказке, в форме, понятной детскому мышлению, раскрывается мир чувств, образов, взаимоотношений. Сказка является источником воспитания любви, сочувствия, она закладывает моральные и духовные ценности, создает представление о семейных ценностях, о дружбе и любви.  Невозможно представить детство без народных сказок. Сказочный мир, добрый и волшебный, наполнен яркими образами, смелыми героями, дружелюбными животными.

              Дети в нашей группе очень любят сказки и ставят целые спектакли, которые показывают родителям. В постановке используются атрибуты русского быта, например в спектакле «Репка» присутствовали русские березки, деревянные ложки, в игре «Карусель» использовались ленты цветов флага.

          В конце года родители в свою очередь тоже показали детям русскую народную сказку, что вызвало у детей много положительных эмоций.

         Воспитывая в ребенке любовь к РНС, по рекомендациям воспитателей родители посещают различные места, в которых виден русский быт, русская утварь, знакомят с ней детей.

         «Родительская почта». С родителями в социальных сетях проходит постоянное общение по духовно-нравственному воспитанию детей.

         Родители обсуждают праздники, подготовку к ним, какие места можно посетить вместе с детьми, потом делятся фотографиями и рассказами.

       Даже летом мы не расстаемся. И если дети в отпуске, то через нашу группу мы продолжаем работать с родителями. Летом одна из тем была посвящена ромашкам – символу России. Родители познакомили детей с этим нежным цветком, читали стихи, сказки. И конечно делились фотографиями и видео с ромашковых полей.

        Проводится и ивидуальная работа с семьями воспитанников.

Некоторые семьи участвуют в конкурсах по тематике, затем как участники посещают музеи, экскурсии. Например, музей «РЖД» каждый год устраивает новогодний конкурс, а потом проводит экскурсию, где знакомит даже таких маленьких ребят с историей железной дороги.

           Одна из наших воспитанниц вместе с мамой, которая сочиняет стихи сама, участвует в поздравительных акциях. Ее выступления можно увидеть не только в группе нашего детского сада, но и в группах нашего района. Мама этой воспитанницы делает большой акцент на воспитание духовно-нравственных ценностей у своего ребенка. С этой семьей мы сотрудничаем и после перехода их в младшую группу.

          Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.

Список литературы:

Гербова В.В. Если все не так. Проблемные ситуации для детей 2-4 лет, 2019

Громова О.Е. Зайка идет в детский садик. Проблемы адаптации для детей 2-4 лет, 2019

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы – Москва, 2022.

«Федеральная образовательная программа дошкольного образования» - Сфера, 2023

«Федеральная рабочая программа воспитания» - Мозаика – синтез, 2021

Электронные образовательные ресурсы:

              http://nsportal.ru

              http://maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка«Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Методическая разработка "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр" Актуальность проекта:Важным компонентом обучения и воспитания детей раннего возраста являетс...

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора"

ldquo;От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»    ...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством чтения художественной литературы

Нравственное поведение – поведение глубоко осознанное, сознательное, основанное на принятых человеком моральных принципах, на его мировоззрении. Однако в младшем дошко...

Взаимодействие с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей раннего возраста посредством организации детско-родительского клуба семейного и творческого чтения «Библиотека домашних сказок»

Взаимодействие с родителями посредством организации работы детско-родительского клуба чтения художественной литературы и театрализации "Библиотека домашних сказок"Роль семейного чтения в дух...

Методическая разработка " «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста совместно с родителями»

В методической разработке предоставлен материал по духовно- нравственному воспитанию детей раннего возраста  совместно с родителями через знакомство с народным фольклором, русскими народными сказ...

Методическая разработка «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Методическая разработка       «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»  Актуальность:    В...