Методическая разработка " «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста совместно с родителями»
методическая разработка (младшая группа)
В методической разработке предоставлен материал по духовно- нравственному воспитанию детей раннего возраста совместно с родителями через знакомство с народным фольклором, русскими народными сказками, историей народных игрушек.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей
Калининского района Санкт-Петербурга
Фестиваль инновационных педагогических идей «Стратегия будущего»
Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста совместно с родителями»
Авторы:
Кузьмина Татьяна Валентиновна
Ласкина Лилия Анатольевна
Санкт-Петербург
2025
Пояснительная записка
Детство – важный период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества.
Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.
На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: бесконечное множество мультфильмов, интернет, СМИ и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.
В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья – источник передачи ребенку социально-исторического опыта. Семейное воспитание основано на любви и привязанности. Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, опытом.
Поэтому мы, как педагоги группы детей раннего возраста, ставим перед собой задачи с раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия, воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю.
Содержательная часть.
Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей к друг другу, семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла.
Задачи:
- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
- формировать у детей чувства привязанности к близким людям через общение с
взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- воспитывать бережное отношение к живому, умение проявлять сочувствие, доброту;
- развивать у детей речевую культуру, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- просвещать родителей (законных представителей) в вопросах воспитания духовно - нравственных ценностей у ребенка.
Предполагаемые результаты:
- дети проявляют привязанность к близким людям;
- дети бережно относятся к живому;
- дети понимают и принимают «что такое хорошо и что такое плохо»;
- дети проявляют сочувствие, доброту к сверстникам, взрослым.
Методическая разработка состоит из 3 этапов.
1.Организационный этап:
- Составление перспективного плана мероприятий;
- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
- Разработка конспектов совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
- Пополнение предметно-развивающей среды группы;
- Разработка информационного материала для родительского уголка, презентаций.
2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.
3. Итоговый этап:
- Анализ проведенной работы;
- Презентация для педагогов.
Перспективный план мероприятий
Месяц | Неделя | Тема встречи | Задачи |
Сентябрь | 2 | «Знакомство с родителями» | Познакомиться с родителями воспитанников; провести опрос о заинтересованности в воспитании у детей духовно-нравственных ценностей |
Октябрь | 1 | «Веселый фольклор» | Познакомить родителей и детей с потешками, пальчиковыми играми |
3 | «Семья на ладошке» | Познакомить родителей с потешкой «Семья»; изготовление «Семьи на ладошке» | |
Ноябрь | 1 | Мастер-класс «Кукла-пеленашка» | Познакомить родителей с куклой-пеленашкой; изготовление куколки |
3 | «Какая интересная русская народная сказка» | Познакомить родителей с русскими народными сказками | |
Декабрь | 1 | «Любимые пальчиковые игры» | Продолжать знакомить родителей с пальчиковыми играми |
2 | Мастер-класс «Новогодняя игрушка» | Изготовить игрушки для новогоднего праздника | |
Январь | 1 | «Новогодние выходные» | Выбор интересных мероприятий на новогодние праздники |
Февраль | 1 | «Зимние забавы» | Обмен впечатлениями о зимних играх |
3 | «Поиграем с папами» | Вовлечение пап во взаимодействие с детьми | |
Март | 2 | «Праздник «Мамочку милую очень люблю» | Вовлечение мам во взаимодействие с детьми |
4 | Мастер-класс «Дымковская игрушка» | Познакомить родителей с дымковской игрушкой; создание игрушки с детьми | |
Апрель | 1 | «В гостях у сказки Репка» | Приобщение родителей к изготовлению атрибутов для РНС «Репка» |
4 | «Зайчики и цыплятки» | Дать понятие родителям о празднике Пасха, изготовление игрушек с брадсами | |
Май | 1 | «Скоро лето» | Познакомить родителей и детей с природой родного края |
3 | Спектакль «Репка» в исполнении родителей | Вовлечение родителей в театральную деятельность |
Методическая часть.
К современным подходам взаимодействия детского сада и семьи относятся взаимодействие с родителями как участниками образовательных отношений. Эффективность духовно-нравственного воспитания детей во многом зависит от правильного взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Нам, педагогам, надо помочь родителям сохранить духовность детей.
Поэтому для родителей мы создали «Игровую мастерскую» направленную на воспитание духовно-нравственных ценностей детей совместно с родителями. «Игровая мастерская» состоит из нескольких циклов. Это «Фольклорные встречи», «Кладовая мастер-классов», «В гостях у сказки», «Веселые досуги», «Родительская почта».
«Фольклорные встречи».
Первая встреча была посвящена знакомству с родителями, с детьми с участием героев русских народных сказок. С родителями в устном опросе мы выяснили, что они очень заинтересованы в воспитании у детей духовно-нравственных ценностей, но не все компетентны в этой теме.
Вторая встреча была посвящена знакомству с фольклором, потешками, пальчиковыми играми. Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Мы знакомили родителей, как можно в любом режимном моменте так легко и просто обыграть ту или иную потешку, спеть песенку или отвлечь ребенка пальчиковой игрой. Затем в течение всего года родителям предлагаются потешки, пальчиковые игры в подборке на различные темы (папки-передвижки, картотеки)
На третьей нашей встрече родители принесли фото ближайших родственников, с детьми рассмотрели фотографии, поговорили о них. И прочитав новую для этой встречи потешку «Семья», родители с детьми сделали Семью на ладошке, которая «живет» вместе с нами в группе. А остальные фото остались в фотоальбоме «Моя семья». Ребенок каждый день в группе может видеть своих ближайших родственников, что создает эмоционально – положительный фон пребывания в группе, особенно в период адаптации.
Одним из форматов фольклорных встреч являются досуги, праздники, в которых родитель не зритель, а непосредственный участник процесса. В этих встречах используются народные песни, мелодии.
«Кладовая мастер-классов».
Такие встречи бесценны как для детей, так и для взрослых. Они повышают эмоциональное состояние детей, расширяют границы общения между детьми и взрослыми.
Когда дети еще совсем маленькие, мы предложили сделать родителям куклу-пеленашку. Сначала мы познакомили родителей с небольшой историей куколки, а в конце мастер-класса показали, как ребенок может играть с ней. Ее можно взять на руки, покачать, погладить, убаюкать, спеть колыбельную. Такая куколка успокаивает ребенка особенно в период адаптации, тем более, если он знает, что эту куклу делала его мама.
Очень понравилась родителям и детям встреча по «изготовлению» дымковской игрушки. Дети дома продолжили этот опыт и делали с сестрами, и с братьями.
Новогодний мастер-класс в нашей кладовой– это уже традиция. На этой встрече дети с родителями делали украшения на елочку в группе, украшали саму группу и сделали еще и украшения для дома.
Не менее важный праздник Пасха. Хотя дети и не понимают еще значение праздника, на этой встрече родителям с детьми предложили сделать маленьких цыплят и кроликов и обыграли их в группе, потанцевали с ними под народную музыку.
«В гостях у сказки». Особая работа по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста проводится, формируя их интерес к русским народным сказкам. Ведь в сказке, в форме, понятной детскому мышлению, раскрывается мир чувств, образов, взаимоотношений. Сказка является источником воспитания любви, сочувствия, она закладывает моральные и духовные ценности, создает представление о семейных ценностях, о дружбе и любви. Невозможно представить детство без народных сказок. Сказочный мир, добрый и волшебный, наполнен яркими образами, смелыми героями, дружелюбными животными.
Дети в нашей группе очень любят сказки и ставят спектакли, которые показывают родителям. В постановке используются атрибуты русского быта, например в спектакле «Репка» присутствовали русские березки, деревянные ложки, в игре «Карусель» использовались ленты цветов флага.
В конце года родители в свою очередь тоже показали детям русскую народную сказку, что вызвало у детей много положительных эмоций.
Воспитывая в ребенке любовь к РНС, по рекомендациям воспитателей родители посещают различные места, в которых виден русский быт, русская утварь, знакомят с ней детей.
«Родительская почта». С родителями в социальных сетях проходит общение по духовно-нравственному воспитанию детей.
Родители обсуждают праздники, подготовку к ним, какие места можно посетить вместе с детьми, потом делятся фотографиями и рассказами.
Даже летом мы не расстаемся. И если дети в отпуске, то через нашу группу мы продолжаем работать с родителями. Летом одна из тем была посвящена ромашкам – символу России. Родители познакомили детей с этим нежным цветком, читали стихи, сказки. И конечно делились фотографиями и видео с ромашковых полей.
Проводится и индивидуальная работа с семьями воспитанников.
Некоторые семьи участвуют в конкурсах по тематике, затем как участники посещают музеи, экскурсии. Например, музей «РЖД» каждый год устраивает новогодний конкурс, а потом проводит экскурсию, где знакомит даже таких маленьких ребят с историей железной дороги.
Одна из наших воспитанниц вместе с мамой, которая сочиняет стихи сама, участвует в поздравительных акциях. Ее выступления можно увидеть не только в группе нашего детского сада, но и в группах нашего района. Мама этой воспитанницы делает большой акцент на воспитание духовно-нравственных ценностей у своего ребенка. С этой семьей мы сотрудничаем и после перехода их в младшую группу.
Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.
Список литературы:
Гербова В.В. Если все не так. Проблемные ситуации для детей 2-4 лет, 2019
Громова О.Е. Зайка идет в детский садик. Проблемы адаптации для детей 2-4 лет, 2019
«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы – Москва, 2022.
«Федеральная образовательная программа дошкольного образования» - Сфера, 2023
«Федеральная рабочая программа воспитания» - Мозаика – синтез, 2021
Электронные образовательные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно – нравственных качеств у детей раннего возраста на современном этапе.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»
Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....
Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.
В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень, который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Доклад Тема: «Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей раннего возраста»
Мы живем в эпоху глобальных перемен. С одной стороны изменения — это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразно...

Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством работы с родителями»
Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством работы с родителями»знакомить родителей с потешками, играми, досугами...

Методическая разработка «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
Методическая разработка «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста» Актуальность: В...
