Методическая разработка " «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста совместно с родителями»
методическая разработка (младшая группа)

Кузьмина Татьяна Валентиновна

В методической разработке предоставлен материал по духовно- нравственному воспитанию детей раннего возраста  совместно с родителями через знакомство с народным фольклором, русскими народными сказками, историей народных игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_masterskaya_duhovno-nravstvennoe_vospitanie.odt21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

Калининского района Санкт-Петербурга

Фестиваль инновационных педагогических идей «Стратегия будущего»

Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста совместно с родителями»

Авторы:

Кузьмина Татьяна Валентиновна

Ласкина Лилия Анатольевна

Санкт-Петербург

2025

Пояснительная записка

                       Детство – важный период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются представления об окружающем мире, о человеческом обществе, о добре и зле, формируются духовно – ценностные ориентиры. В этот период душа ребенка наполняется осознанием, моральными качествами, закладывается фундамент характера и уникальных свойств будущей взрослой личности, приобретается начальный опыт поведения. Духовно – нравственное воспитание человека является приоритетом семьи, гражданского общества, страны в целом. Вот почему так важно правильно направлять в нужное русло развитие детей в самом раннем возрасте в семье и в детских дошкольных учреждениях.  

                      В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовывать свой потенциал в условиях современного общества.

                      Духовно-нравственное воспитание детей лежит в основе любых поступков человека, формирует его облик, определяет его ценности и характер. В наше время необычайно остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей всех возрастов.

                      На ребенка с самого рождения наваливается тяжкий груз информации: бесконечное множество мультфильмов, интернет, СМИ и это все не способствует освоению нравственных норм и заставляет нас задуматься над проблемой нравственного воспитания ребенка.

         В настоящее время задачи духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью. Семья – источник передачи ребенку социально-исторического опыта. Семейное воспитание основано на любви и привязанности.  Решение задач духовно-нравственного воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, опытом.

                   Поэтому мы, как педагоги группы детей раннего возраста, ставим перед собой задачи с раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям, к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия, воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю. 

Содержательная часть.

                 Духовно-нравственное воспитание — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

              Под духовно-нравственными ценностями понимаются основополагающие в отношениях людей к друг другу, семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла.

         

                  Задачи:

- приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать у детей чувства привязанности к близким людям через общение с

взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

- воспитывать бережное отношение к живому, умение проявлять сочувствие, доброту;

- развивать у детей речевую культуру, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

- просвещать  родителей (законных представителей) в вопросах воспитания духовно - нравственных ценностей у ребенка.

             Предполагаемые результаты:

- дети проявляют привязанность к близким людям;

- дети бережно относятся к живому;

- дети понимают и принимают «что такое хорошо и что такое плохо»;

- дети проявляют сочувствие, доброту к сверстникам, взрослым.

Методическая разработка состоит из 3 этапов.

                1.Организационный этап:

- Составление перспективного плана мероприятий;

- Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

- Разработка конспектов совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;

- Пополнение предметно-развивающей среды группы;

- Разработка информационного материала для родительского уголка, презентаций.

              2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом.

              3. Итоговый этап:

- Анализ проведенной работы;

- Презентация для педагогов.

Перспективный план мероприятий

Месяц

Неделя

Тема встречи

Задачи

Сентябрь

2

«Знакомство с родителями»

Познакомиться с родителями воспитанников; провести опрос о заинтересованности в воспитании у детей духовно-нравственных ценностей

Октябрь

1

«Веселый фольклор»

Познакомить родителей и детей с потешками, пальчиковыми играми

3

«Семья на ладошке»

Познакомить родителей с потешкой «Семья»;

изготовление «Семьи на ладошке»

Ноябрь

1

Мастер-класс «Кукла-пеленашка»

Познакомить родителей с куклой-пеленашкой;

изготовление куколки

3

«Какая интересная русская народная сказка»

Познакомить родителей с русскими народными сказками

Декабрь

1

«Любимые пальчиковые игры»

Продолжать знакомить родителей с пальчиковыми играми

2

Мастер-класс «Новогодняя игрушка»

Изготовить игрушки для новогоднего праздника

Январь

1

«Новогодние выходные»

Выбор интересных мероприятий на новогодние праздники

Февраль

1

«Зимние забавы»

Обмен впечатлениями о зимних играх

3

«Поиграем с папами»

Вовлечение пап во взаимодействие с детьми

Март

2

«Праздник «Мамочку милую очень люблю»

Вовлечение мам во взаимодействие с детьми

4

Мастер-класс «Дымковская игрушка»

Познакомить родителей с дымковской игрушкой;

создание игрушки с детьми

Апрель

1

«В гостях у сказки Репка»

Приобщение родителей к изготовлению атрибутов для РНС «Репка»

4

«Зайчики и цыплятки»

Дать понятие родителям о празднике Пасха, изготовление игрушек с брадсами

Май

1

«Скоро лето»

Познакомить родителей и детей с природой родного края

3

Спектакль «Репка» в исполнении родителей

Вовлечение родителей в театральную деятельность

Методическая часть.

               К современным подходам взаимодействия детского сада и семьи относятся взаимодействие с родителями как участниками образовательных отношений. Эффективность духовно-нравственного воспитания детей во многом зависит от правильного взаимодействия детского сада с родителями воспитанников. То, что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Нам, педагогам, надо помочь родителям сохранить духовность детей.

              Поэтому для родителей мы создали «Игровую мастерскую» направленную на воспитание духовно-нравственных ценностей детей совместно с родителями. «Игровая мастерская» состоит из нескольких циклов. Это «Фольклорные встречи», «Кладовая мастер-классов», «В гостях у сказки», «Веселые досуги», «Родительская почта».

             «Фольклорные встречи».

               Первая встреча была посвящена знакомству с родителями, с детьми с участием героев русских народных сказок. С родителями в устном опросе мы выяснили, что они очень заинтересованы в воспитании у детей духовно-нравственных ценностей, но не все компетентны в этой теме.

               Вторая встреча была посвящена знакомству с фольклором, потешками, пальчиковыми играми. Если колыбельные песни и пестушки служат для развлечения ребёнка, то потешки уже не только развлекают, но и передают ему нравственные основы. Они воспитывают и учат малышей понимать «Что такое хорошо, а что такое плохо». Мы знакомили родителей, как можно в любом режимном моменте так легко и просто обыграть ту или иную потешку, спеть песенку или отвлечь ребенка пальчиковой игрой. Затем в течение всего года родителям предлагаются потешки, пальчиковые игры в подборке на различные темы (папки-передвижки, картотеки)

               На третьей нашей встрече родители принесли фото ближайших родственников, с детьми рассмотрели фотографии, поговорили о них. И прочитав новую для этой встречи потешку «Семья», родители с детьми сделали Семью на ладошке, которая «живет» вместе с нами в группе. А остальные фото остались в фотоальбоме «Моя семья». Ребенок каждый день в группе может видеть своих ближайших родственников, что создает эмоционально – положительный фон пребывания в группе, особенно в период адаптации.              

              Одним из форматов фольклорных встреч являются досуги, праздники, в которых родитель не зритель, а непосредственный участник процесса. В этих встречах используются народные песни, мелодии.          

               «Кладовая мастер-классов».

              Такие встречи бесценны как для детей, так и для взрослых. Они повышают эмоциональное состояние детей, расширяют границы общения между детьми и взрослыми.

     Когда дети еще совсем маленькие, мы предложили сделать родителям куклу-пеленашку. Сначала мы познакомили родителей с небольшой историей куколки, а в конце мастер-класса показали, как ребенок может играть с ней. Ее можно взять на руки, покачать, погладить, убаюкать, спеть колыбельную. Такая куколка успокаивает ребенка особенно в период адаптации, тем более, если он знает, что эту куклу делала его мама.

              Очень понравилась родителям и детям встреча по «изготовлению» дымковской игрушки. Дети дома продолжили этот опыт и делали с сестрами, и с братьями.

             Новогодний мастер-класс в нашей кладовой– это уже традиция. На этой встрече дети с родителями делали украшения на елочку в группе, украшали саму группу и сделали еще и украшения для дома.

             Не менее важный праздник Пасха. Хотя дети и не понимают еще значение праздника, на этой встрече родителям с детьми предложили сделать маленьких цыплят и кроликов и обыграли их в группе, потанцевали с ними под народную музыку.

            «В гостях у сказки». Особая работа по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста проводится, формируя их интерес к русским народным сказкам. Ведь в сказке, в форме, понятной детскому мышлению, раскрывается мир чувств, образов, взаимоотношений. Сказка является источником воспитания любви, сочувствия, она закладывает моральные и духовные ценности, создает представление о семейных ценностях, о дружбе и любви.  Невозможно представить детство без народных сказок. Сказочный мир, добрый и волшебный, наполнен яркими образами, смелыми героями, дружелюбными животными.

             Дети в нашей группе очень любят сказки и ставят спектакли, которые показывают родителям. В постановке используются атрибуты русского быта, например в спектакле «Репка» присутствовали русские березки, деревянные ложки, в игре «Карусель» использовались ленты цветов флага.

            В конце года родители в свою очередь тоже показали детям русскую народную сказку, что вызвало у детей много положительных эмоций.

            Воспитывая в ребенке любовь к РНС, по рекомендациям воспитателей родители посещают различные места, в которых виден русский быт, русская утварь, знакомят с ней детей.

         «Родительская почта». С родителями в социальных сетях проходит общение по духовно-нравственному воспитанию детей.

           Родители обсуждают праздники, подготовку к ним, какие места можно посетить вместе с детьми, потом делятся фотографиями и рассказами.

          Даже летом мы не расстаемся. И если дети в отпуске, то через нашу группу мы продолжаем работать с родителями. Летом одна из тем была посвящена ромашкам – символу России. Родители познакомили детей с этим нежным цветком, читали стихи, сказки. И конечно делились фотографиями и видео с ромашковых полей.

          Проводится и индивидуальная работа с семьями воспитанников.

Некоторые семьи участвуют в конкурсах по тематике, затем как участники посещают музеи, экскурсии. Например, музей «РЖД» каждый год устраивает новогодний конкурс, а потом проводит экскурсию, где знакомит даже таких маленьких ребят с историей железной дороги.

           Одна из наших воспитанниц вместе с мамой, которая сочиняет стихи сама, участвует в поздравительных акциях. Ее выступления можно увидеть не только в группе нашего детского сада, но и в группах нашего района. Мама этой воспитанницы делает большой акцент на воспитание духовно-нравственных ценностей у своего ребенка. С этой семьей мы сотрудничаем и после перехода их в младшую группу.

          Духовно- нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее и станет его и нашей жизнью.

Список литературы:

Гербова В.В. Если все не так. Проблемные ситуации для детей 2-4 лет, 2019

Громова О.Е. Зайка идет в детский садик. Проблемы адаптации для детей 2-4 лет, 2019

«От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы – Москва, 2022.

«Федеральная образовательная программа дошкольного образования» - Сфера, 2023

«Федеральная рабочая программа воспитания» - Мозаика – синтез, 2021

Электронные образовательные ресурсы:

              http://nsportal.ru

              http://maam.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно – нравственных качеств у детей раннего возраста на современном этапе.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество, сегодня не в развале экономики, не в смене политической систе...

"Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

Взаимодействие педагога с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста.

В статье представлен опыт работы с семьёй в формировании духовно - нравственных качеств у детей раннего возраста....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Любовь к Отечеству - это и естьто главное основание душилюбого истинного гражданина России.Это и есть тот стержень,  который объединяет нашу страну,который делает её великой, который делает её на...

Доклад Тема: «Воспитание духовно - нравственных ценностей у детей раннего возраста»

Мы живем в эпоху глобальных перемен. С одной стороны изменения — это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразно...

Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством работы с родителями»

Методическая разработка «Игровая мастерская»: духовно-нравственное воспитание детей раннего возраста посредством работы с родителями»знакомить родителей с потешками, играми, досугами...

Методическая разработка «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

Методическая разработка       «Игровые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»  Актуальность:    В...