Доклад на тему «Художественно-эстетическое развитие дошкольников старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал (старшая группа)
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников-это целенаправленная работа по формированию всесторонне развитой личности. Это процесс, в ходе которого ребенок учится видеть красивое, понимать произведения искусства и воплощать собственные творческие идеи.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Матрешка»
г. Волжского Волгоградской области»
(МДОУ д/с № 8)
22.10.2024
Группа №21 «Ягодка».
Доклад на тему
«Художественно-эстетическое развитие дошкольников
старшего дошкольного возраста».
Подготовили воспитатели: Грекова Ю. А., Лавриненко О. И.
В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности ДЛЯ ГРУППЫ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ:
- приобщение к искусству:
- продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству;
- развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире
- формировать духовно-нравственные качества,
- развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную и музыкальную деятельность;
- продолжать развивать у детей стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность;
- продолжать формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства
- продолжать формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства
- уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства;
2) изобразительная деятельность:
- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
- развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- обогащать у детей сенсорный опыт
- развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту окружающего мира;
- формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
- развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций;
- поддерживать у детей стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения;
- инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в ДОО, а также о бытовых, общественных и природных явлениях
- продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством
- формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок;
3) конструктивная деятельность:
- продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции;
- поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие;
4) музыкальная деятельность:
- продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
- развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;
- формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; накапливать представления о жизни и творчестве композиторов;
- развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
- способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей;
- развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности;
5) театрализованная деятельность:
- знакомить детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и прочее);
- знакомить детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы и так далее);
- развивать интерес к сценическому искусству;
- развивать навыки действий с воображаемыми предметами; способствовать развитию навыков передачи образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима и прочее);
- создавать условия для показа результатов творческой деятельности, поддерживать инициативу изготовления декораций, элементов костюмов и атрибутов;
6) культурно-досуговая деятельность:
- развивать желание организовывать свободное время с интересом и пользой. Формировать основы досуговой культуры во время игр, творчества, прогулки и прочее;
- создавать условия для проявления культурных потребностей и интересов, а также их использования в организации своего досуга;
- формировать понятия праздничный и будний день, понимать их различия;
- знакомить с историей возникновения праздников, воспитывать бережное отношение к народным праздничным традициям и обычаям;
- развивать интерес к участию в праздничных программах и вызывать желание принимать участие в подготовке помещений к ним (украшение флажками, гирляндами, цветами и прочее);
- поддерживать интерес к участию в творческих объединениях дополнительного образования в ДОУ и вне её.
Суть художественно-эстетического развития и воспитания в детском саду.
Художественно-эстетическое воспитание дошкольников-это целенаправленная работа по формированию всесторонне развитой личности. Это процесс, в ходе которого ребенок учится видеть красивое, понимать произведения искусства и воплощать собственные творческие идеи.
Формы организации эстетического воспитания и развития.
Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Мы включаем в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.
В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:
- занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, вокалу, хореографии;
- театральные постановки, праздники, ролевые игры
Приемы и методы эстетического воспитания и развития.
Педагоги детского сада владеют умением ненавязчивого обмена эстетическими представлениями и переживаниями, тактично передавая знания о художественных образцах. Благодаря этому профессиональному навыку дети формируют собственный эстетический вкус.
Также у нас в детском саду используются следующие методы художественно-эстетического воспитания:
- Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. Предполагается, что произведение обладает высокой художественной ценностью. При чтении и прослушивании важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Погружаясь в мир образов, дети сопереживают героям, оценивают их поступки.
- Метод убеждения. В ходе содержательной беседы педагог расширяет кругозор и формирует эстетическую культуру личности. Используется только в том случае, когда обсуждаемое явление несет в себе прекрасное.
- Метод приучения-это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык.
- Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творческим проявлениям. Педагог предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое видение.
Эти методы реализуются с помощью приемов, которые можно разделить на три группы:
1. Наглядные
Наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Используя эти приемы, педагог вовлекает ребят в беседу и побуждает высказывать возникшие чувства и эмоции.
2. Словесные
Чтение стихотворений, рассказов, потешек, загадок. Детям постарше интересен жанр искусствоведческого рассказа. По мере развития мышления обучающиеся способны анализировать и сравнивать произведения искусства, оценивать работы других воспитанников.
3. Практические
Практические приемы помогают формированию навыков рисования, лепки, аппликации
Перечисленные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников - развитие всесторонне образованной личности. В нашем детском саду созданы все условия для раскрытия и обогащения творческого потенциала ребенка.
В своей ежедневной практической работе мы используем самые разные и доступные методы по художественно-эстетическому воспитанию детей.
Материально-техническое оснащение в группе.
Исходя из содержания образовательной деятельности центры активности по художественно-эстетическому развитию организованы по шести направлениям:
- приобщение к искусству –картотеки для рассматривания детьми «Народные промыслы», «Народная роспись», «Народные костюмы», предметы народных промыслов,
- изобразительная деятельность –оборудование для рисования, лепки, аппликации, в том числе нетрадиционное, природный материал, насадки-тренажеры для карандашей, картотеки «Пошаговые схемы рисования», силуэты фигурок для народного декоративно-прикладного искусства;
- конструктивная деятельность –различные виды конструкторов, игрушки для обыгрывания, картотеки со схемами построек, материалы для конструирования из песка и снега;
- музыкальная деятельность –музыкально-шумовые инструменты, музыкальные игрушки с фиксированным звуком, атрибуты для танцев, «Картинки к песням», «Картотека народных игр», демонстрационный материал «Музыкальные инструменты
- театрализованная деятельность – ширма театральная настольная, театр на палочках, сказки на липучках, театр на палочках, театр на магнитах, игры на эмоции, фонотека «Музыкальные сказки», маски, костюмы;
- культурно-досуговая деятельность – атрибуты для культурно-досуговой деятельности, картотека сценариев, фонотека «Песни, танцы для праздников, досугов».
Работы детей выставляются на обозрение для получения эстетического удовлетворения.
Большую помощь в данной области наша группа получает от родителей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...
Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож
Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...
Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста
Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

«Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС.»
Консультация для родителей...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС
Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...
Доклад на тему : "Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребё...
