Доклад на тему «Художественно-эстетическое развитие дошкольников старшего дошкольного возраста».
учебно-методический материал (старшая группа)

Грекова Юлия Александровна

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников-это целенаправленная работа по формированию всесторонне развитой личности. Это процесс, в ходе которого ребенок учится видеть красивое, понимать произведения искусства и воплощать собственные творческие идеи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Матрешка»

г. Волжского Волгоградской области»

(МДОУ д/с № 8)

22.10.2024

Группа №21 «Ягодка».

Доклад на тему

«Художественно-эстетическое развитие дошкольников

старшего дошкольного возраста».

Подготовили воспитатели: Грекова Ю. А., Лавриненко О. И.

В области художественно-эстетического развития основными задачами образовательной деятельности ДЛЯ ГРУППЫ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. приобщение к искусству:
  • продолжать развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, интерес к искусству;
  • развивать эмоциональный отклик на проявления красоты в окружающем мире
  • формировать духовно-нравственные качества,
  • развивать эстетические интересы, эстетические предпочтения, желание познавать искусство и осваивать изобразительную и музыкальную деятельность;
  • продолжать развивать у детей стремление к познанию культурных традиций своего народа через творческую деятельность;
  • продолжать формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства
  • продолжать формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства
  • уметь называть вид художественной деятельности, профессию и людей, которые работают в том или ином виде искусства;

          2) изобразительная деятельность:

  • продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;
  • развивать художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
  • обогащать у детей сенсорный опыт
  • развивать у детей эстетическое восприятие, желание созерцать красоту окружающего мира;
  • формировать умение у детей передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга;
  • развивать у детей чувство формы, цвета, пропорций;
  • поддерживать у детей стремление самостоятельно сочетать знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения;
  • инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в ДОО, а также о бытовых, общественных и природных явлениях
  • продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством
  • формировать у детей умение организовывать свое рабочее место, готовить все необходимое для занятий; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок;       

3) конструктивная деятельность:

  • продолжать развивать умение детей устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции;
  • поощрять у детей самостоятельность, творчество, инициативу, дружелюбие;

4) музыкальная деятельность:

  • продолжать формировать у детей эстетическое восприятие музыки, умение различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш);
  • развивать у детей музыкальную память, умение различать на слух звуки по высоте, музыкальные инструменты;
  • формировать у детей музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой; накапливать представления о жизни и творчестве композиторов;
  • развивать у детей умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
  • способствовать дальнейшему развитию у детей навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей;
  • развивать у детей умение сотрудничества в коллективной музыкальной деятельности;

5) театрализованная деятельность:

  • знакомить детей с различными видами театрального искусства (кукольный театр, балет, опера и прочее);
  • знакомить детей с театральной терминологией (акт, актер, антракт, кулисы и так далее);
  • развивать интерес к сценическому искусству;
  • развивать навыки действий с воображаемыми предметами; способствовать развитию навыков передачи образа различными способами (речь, мимика, жест, пантомима и прочее);
  • создавать условия для показа результатов творческой деятельности, поддерживать инициативу изготовления декораций, элементов костюмов и атрибутов;

6) культурно-досуговая деятельность:

  • развивать желание организовывать свободное время с интересом и пользой. Формировать основы досуговой культуры во время игр, творчества, прогулки и прочее;
  • создавать условия для проявления культурных потребностей и интересов, а также их использования в организации своего досуга;
  • формировать понятия праздничный и будний день, понимать их различия;
  • знакомить с историей возникновения праздников, воспитывать бережное отношение к народным праздничным традициям и обычаям;
  • развивать интерес к участию в праздничных программах и вызывать желание принимать участие в подготовке помещений к ним (украшение флажками, гирляндами, цветами и прочее);
  • поддерживать интерес к участию в творческих объединениях дополнительного образования в ДОУ и вне её.

Суть художественно-эстетического развития и воспитания в детском саду.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников-это целенаправленная работа по формированию всесторонне развитой личности. Это процесс, в ходе которого ребенок учится видеть красивое, понимать произведения искусства и воплощать собственные творческие идеи.

Формы организации эстетического воспитания и развития.

Эстетическое отношение к миру формируется у детей не только во время тематических занятий. Мы включаем в распорядок дня музыкальные и игровые моменты, образовательные ситуации, благодаря которым у воспитанников возникают яркие положительные эмоции, интерес к творческой деятельности.

В целях эстетического развития практикуются следующие формы организации педагогического процесса:

  • занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, вокалу, хореографии;
  • театральные постановки, праздники, ролевые игры

Приемы и методы эстетического воспитания и развития.

Педагоги детского сада владеют умением ненавязчивого обмена эстетическими представлениями и переживаниями, тактично передавая знания о художественных образцах. Благодаря этому профессиональному навыку дети формируют собственный эстетический вкус.

Также у нас в детском саду используются следующие методы художественно-эстетического воспитания:

  • Метод побуждения к сопереживанию. Заключается в эмоциональной оценке прекрасного и в осуждении безобразного в окружающем мире. Предполагается, что произведение обладает высокой художественной ценностью. При чтении и прослушивании важно не только точное воспроизведение текста, музыкального рисунка, но и эмоциональное исполнение для создания особенной атмосферы. Погружаясь в мир образов, дети сопереживают героям, оценивают их поступки.
  • Метод убеждения. В ходе содержательной беседы педагог расширяет кругозор и формирует эстетическую культуру личности. Используется только в том случае, когда обсуждаемое явление несет в себе прекрасное.
  • Метод приучения-это упражнение в практических действиях. Предполагается, что взрослый демонстрирует действие, а ребенок копирует его с целью приобрести данный навык.
  • Метод поисковых ситуаций побуждает детей к творческим проявлениям. Педагог предлагает придумать рассказ, нарисовать иллюстрацию, выразить через творчество свое видение.

Эти методы реализуются с помощью приемов, которые можно разделить на три группы:

1. Наглядные

Наблюдение за объектами природы, визуальное изучение картин и иллюстраций. Используя эти приемы, педагог вовлекает ребят в беседу и побуждает высказывать возникшие чувства и эмоции.

2. Словесные

Чтение стихотворений, рассказов, потешек, загадок. Детям постарше интересен жанр искусствоведческого рассказа. По мере развития мышления обучающиеся способны анализировать и сравнивать произведения искусства, оценивать работы других воспитанников.

3. Практические

Практические приемы помогают формированию навыков рисования, лепки, аппликации

Перечисленные методы и приемы позволяют реализовать основную цель художественно-эстетического воспитания дошкольников - развитие всесторонне образованной личности. В нашем детском саду созданы все условия для раскрытия и обогащения творческого потенциала ребенка.

В своей ежедневной практической работе мы используем самые разные и доступные методы по художественно-эстетическому воспитанию детей.

Материально-техническое оснащение в группе.

Исходя из содержания образовательной деятельности центры активности по художественно-эстетическому развитию организованы по шести направлениям:

  • приобщение к искусству –картотеки для рассматривания детьми «Народные промыслы», «Народная роспись», «Народные костюмы», предметы народных промыслов,
  • изобразительная деятельность –оборудование для рисования, лепки, аппликации, в том числе нетрадиционное, природный материал, насадки-тренажеры для карандашей, картотеки «Пошаговые схемы рисования», силуэты фигурок для народного декоративно-прикладного искусства;
  • конструктивная деятельность –различные виды конструкторов, игрушки для обыгрывания, картотеки со схемами построек, материалы для конструирования из песка и снега;
  • музыкальная деятельность –музыкально-шумовые инструменты, музыкальные игрушки с фиксированным звуком, атрибуты для танцев, «Картинки к песням», «Картотека народных игр», демонстрационный материал «Музыкальные инструменты
  • театрализованная деятельность – ширма театральная настольная, театр на палочках,  сказки на липучках, театр на палочках, театр на магнитах, игры на эмоции, фонотека «Музыкальные сказки», маски, костюмы;
  • культурно-досуговая деятельность – атрибуты для культурно-досуговой деятельности, картотека сценариев, фонотека «Песни, танцы для праздников, досугов».

Работы детей выставляются на обозрение для получения эстетического удовлетворения.

Большую помощь в данной области наша группа получает от родителей воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...

Доклад на тему : "Социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребё...