Педагогический проект «Создание «Сказок – шумелок» при помощи технологии «Говорящая стена» младшая группа
проект (младшая группа)

Педагогический проект направлен на развитие и обогащение предметно пространственно развивающей среды в группе и ДОУ. Большие возможности открываются у детей с младшего возраста, вовлеченных в групповые формы музицирования. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Я считаю, что польза данного проекта в том, что звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_skazki_shumelki_2.doc346 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

        

Педагогический проект 

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел «Музыкальная деятельность»

на тему: «Создание «Сказок – шумелок» при помощи технологии «Говорящая стена»

младшая группа «Ягодка»

(возраст 3-4 года)

                                                               Пирогова С. Ю.

                         музыкальный руководитель:

Ширгаева Е.Г.

воспитатель

Пояснительная записка

Содержание

  1. Паспорт проекта………………………………………………… 3
  2. Пояснительная записка…………………………………………. 4
  3. Этапы проекта…………………………………………………… 6
  4. Вывод……………………………………………………………...7
  5. Приложения…………………………………………………….... 11

Паспорт проекта

Проблема

Недостаточно знаний детей 3-4 лет реализовывать свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении.

Полное название

Педагогический проект на тему: «Создание «Сказок – шумелок» при помощи технологии «Говорящая стена»».

Тип проекта

Творческий.

Цель проекта

Создать условия для  развития творческих способностей, инициативности и самостоятельности детей, вовлечение родителей в совместную музыкальную и игровую деятельность.

Задачи

-Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов;

- создать условия для проявления игровой и познавательной активности детей;

- создать атмосферу эмоционального комфорта для детей;

- изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

- развивать любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки;

- развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук;

- развивать понимание речи и активизировать словарь.

- повышать компетентность родителей в вопросах развития игровой деятельности.

Период проекта

Краткосрочный (3 дня)

Ожидаемые результаты проекта

Организовано развивающая среда, способствующую полноценному развитию детей с учётом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов;

- созданы условия для проявления игровой и познавательной активности детей;

- создана атмосфера для эмоционального комфорта для детей;

- изменение предметно-пространственной среды с учетом образовательной ситуации;

- развитие у детей любознательности, творческие способности, коммуникативные навыки;

- развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук;

- повышение компетентности родителей в вопросах развития игровой деятельности.

Участники проекта

  • дети младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Презентация проекта

Создание «Говорящей стены» для рассказывания сказок-шумелок.

Пояснительная записка

Педагогический проект направлен на развитие и обогащение предметно пространственно развивающей среды в группе и ДОУ. Большие возможности открываются у детей с младшего возраста, вовлеченных в групповые формы музицирования. У ребенка развивается большой интерес к миру звуков. Ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

Сказки – шумелки с забавным шумовым оформлением обеспечат веселые и эффективные развивающие занятия с детьми. Я считаю, что польза данного проекта в том, что звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками развивает у детей творческую фантазию, обучает способам и приемам игры на детских музыкальных инструментах.

Исполнение детьми сказок – шумелок на групповых занятиях способствует развитию у детей навыков общения и помогает увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки, дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует развитию терпения, выдержки, умения управлять своем поведением. Проводить занятия с детьми можно как в дошкольных учреждениях, так и в семье.

 Актуальность темы.

  Работая в нашем детском саду мы, прежде всего, как педагоги ставили основную задачу — это воспитание ребенка, как гармоничной личности. Это, прежде всего, формирование духовной культуры, частью которой является музыкальная культура. Как педагог я с дошкольного возраста создаю условия для общения детей с музыкой, развиваю их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству.

С раннего возраста ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов ребенка познания являются звуки, в том числе и музыкальные. И поэтому для меня необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Мы считаем, что именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах. Основной проблемой стало – это размещение «музыкальных шумелок» в группе. Эту проблемы мы решили путем частичного переноса образовательного пространства группы из горизонтали в вертикаль. И в этом нам помогла технология «говорящая стена» – это инструмент, который позволяет необычным образом изменить развивающую предметно-пространственную среду, в своеобразный живой экран. Мы использовали ширму с карманами, в которых размещались инструменты, сказочные герои. Также на ширму прикрепили фланелиграф.

 Цель проекта: Создать условия для  развития творческих способностей, инициативности и самостоятельности детей, вовлечение родителей в совместную музыкальную и игровую деятельность.

Задачи проекта:

-Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учётом их возрастных, индивидуальных потребностей и интересов;

- создать условия для проявления игровой и познавательной активности детей;

- создать атмосферу эмоционального комфорта для детей;

- изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

- развивать любознательность, творческие способности, коммуникативные навыки;

- развивать тактильные ощущения и мелкую моторику рук;

- развивать понимание речи и активизировать словарь.

- повышать компетентность родителей в вопросах развития игровой деятельности.

Методы и приемы:

словесный – чтение художественной литературы, беседы, консультации.

наглядный - информация для родителей и педагогов, сбор  материала.

практический – проведение мастер-класса для педагогов и родителей; проведение мероприятия для детей сказки - шумелки «Теремок» Предполагаемый результат:

Добиться активного участия детей в музыкально-художественной деятельности. Вызвать интерес к игровой деятельности со сверстниками и взрослыми. Узнавать шумовые музыкальные инструменты по звуку, называть их.

Адресаты  проекта:

дети младшей группы

родители

педагоги

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап (1 день)

Подбор методической литературы и пособий

Подбор художественный, детской литературы

Подбор музыкальных инструментов

Изготовление шумовых инструментов

  1. Внедренческий этап (2 дня)

День недели

Образовательная область

Цель:

1 день

Проведение мастер-класса для педагогов;

Познакомить  участников мастер класса с методикой и  приёмами обыгрывания небольших текстов и сказок с помощью музыкальных инструментов и игрушек – шумелок.

Дидактические игры «Четвертый лишний», «Угадай, на чем играю», лото «Музыкальные инструменты»

Формировать музыкальный слух.

Методические рекомендации для педагогов.

«Сказки – шумелки»

Формирование у детей дошкольного возраста умения воплощать музыкально – ритмические движения с помощью шумовых инструментов.

Буклет для родителей с  домашним заданием

Побуждение родителей к изготовлению шумовых инструментов из подручных и бросовых материалов

2 день

Чтение и обсуждение русской народной сказки «Теремок».

Знакомить с содержанием русской народной сказки «Теремок». Воспитывать любовь к русскому устному народному фольклору на примере сказки «Теремок», стимулировать речевую активность, обогащать словарь.

Проведение мастер-класса для родителей «Сказки-шумелки».

Побуждение родителей к творческому музицированию и инструментальной деятельности.

3 день

Обыгрывание сказки «Теремок» с детьми младшей группы

Формировать умение озвучивать сказки с помощью музыкальных инструментов и игрушек - шумелок.

  1. Итоговый этап

Многофункциональная ширма с фланелеграфом и карманами, где размещены музыкальные «шумелки», театр картинок на фланелеграфе, маски персонажей. На ширме была оформлена выставка рисунков из сказки «Теремок».

Вывод.

Данный проект помогает педагогам и родителям обеспечить в игровой форме разностороннее развитие детей дошкольного возраста. Дети реализуют свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями. Совместное музицирование и игровая деятельность педагога, родителя и детей формирует навыки общения. Развивается слух детей, дети различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок. А так же у детей формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Совместное изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать взаимоотношение педагог, родителей с детьми более интересными и плодотворными. Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка.

Сказки – шумелки для детей дошкольного возраста с музыкальным шумовым оформлением в исполнении детей можно использовать не только удошкольных учреждениях, но и дома на развивающих занятиях с детьми дошкольного возраста. С помощью занимательных сказок – шумелок дети познакомятся с детскими музыкальными инструментами, овладеют различными приёмами извлечения звуков, разовьют слуховую память, научатся воспроизводить оттенки звучания. На основе предлагаемых материалов можно с детьми устраивать замечательные музыкальные спектакли.

Приложение № 1.

Мастер – класс для педагогов «Сказки - шумелки».

Цель: познакомить  участников мастер - класса с методикой обыгрывания небольших текстов и сказок при помощи музыкальных инструментов и подручных предметов.

Задачи:

Формировать навыки сотрудничества и сотворчества.

Познакомить с необычным использованием музыкальных инструментов и подручных предметов.

Развивать умение находить подходящие звуки, использовать их в обыгрывании небольших текстов сказок.

Ход мастер –класса:

- Добрый день! У нас сегодня с вами мастер-класс на тему «Сказки-шумелки».  И сегодня я расскажу вам как ко всему приготовиться. Но для начала давайте узнаем, что такое  сказки-шумелки и для чего же они  нужны. Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражаний. В такой сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребёнку дается возможность что- либо озвучить музыкальным инструментом. Благодаря такой деятельности у ребёнка развивается:

- творческая фантазия;

- совместная игра со взрослым развивает навык общения;

- развивается слух и чувство ритма;

- развиваются волевые качества, выдержка,

- эмоциональное восприятие

И сегодня я вам расскажу, как к этому подготовиться, чтобы деятельность была интересной.

Первое - выбирайте  любую сказку, но самое главное, чтобы вы эту сказку знали наизусть.

Второе – продумайте звуковой фон, главное - не перегружайте сказку звуками, всё-таки в сказке история на первом месте.

Третье – найдите необходимый звуковой эффект, в этом вам помогут как обычные музыкальные инструменты, например бубен, дудка, трещётка, ксилофон. Так же вы можете использовать обычные бытовые предметы, которые издают совершенно любой звук, например: падает снег или дует ветер (подуть в пустую бутылку), шуршит ежик (бумага или пакет), изобразить испуг животного (стук по барабану или в деревянные ложки), стук копыт (перебираем пальцами по столу),  яйца из-под киндера, в одном горох в другом манка и мы получаем совершенно разные звучания. Или же взять совершенно любую игрушку, в которой внутри есть маленькие детальки и ею погреметь. Хорошо дополнят звук деревянные или железные ложки. Фантазируйте, придумывайте, можете взять кастрюлю и стучать по кастрюле, либо поводить деревянной палочкой по другой палочке или по расческе. Главное чтобы эти звуки были изобразительны и схожи с теми, которые подразумеваются в сказке.

Четвёртое – во время игры выдерживайте паузы, это очень важно. Но и конечно же используйте во время проговаривания жесты и мимику.

Пятое - обязательно придумайте сигнал, перед тем как играть на одном из инструментов, т.е. озвучивать звук. Это может быть хлопок,  подмигивание, жест  или, например, стук по плечу.

И шестое – конечно же придумайте яркий финал. Очень важно, чтобы ваша сказка закончилась ярко и красочно. Например, проигрывание на всех музыкальных инструментах одновременно, это может быть какая-то музыкальная композиция, какая-нибудь интересная отбивочка, или общий танец.

Итак, коллеги, у вас на столах находятся шапочки разных животных и также разные музыкальные инструменты, которыми вы  будете озвучивать героев сказки. Наверное, вы все уже догадались, о какой сказке идет речь. Предлагаю вам украсить эту русскую народную сказку звучанием музыкальных инструментов. Я буду рассказывать, а вы подыгрывать.

СКАЗКА «ТЕРЕМОК».

Стоит в поле теремок, теремок  (БУБЕН) Он не низок, не высок, не высок (Бубен)

Бежала мимо мышка-норушка (КОЛОКОЛЬЧИК). Увидела теремок остановилась и спрашивает: «Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вошла мышка (КОЛОКОЛЬЧИК) в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ ) и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? 

- Я, мышка-норушка! (КОЛОКОЛЬЧИК) А ты кто?  

- А я лягушка – квакушка (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

- Иди ко мне жить!  (КОЛОКОЛЬЧИК)

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. (Вместе колокольчик и Деревянные ложки)

Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ТРЕУГОЛЬНИК)

- Я мышка-норушка!  (КОЛОКОЛЬЧИК)

- Я лягушка-квакушка!  (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)   А ты кто?

- А я зайчик – побегайчик! (ТРЕУГОЛЬНИК)

- Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. (Колокольчик, Деревянные ложки, ТРЕУГОЛЬНИК)

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:                                           — Терем-теремок! Кто в тереме живет?  (Маракас или ШАРМАНКА)

- Я мышка-норушка! (КОЛОКОЛЬЧИК)

- Я лягушка-квакушка! (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ )

- А я зайчик – побегайчик! (ТРЕУГОЛЬНИК)

- А ты кто?

- А я лисичка – сестричка!  (Маракас)

- Иди к нам жить! Стали они вчетвером жить! (Колокольчик,  Деревянные ложки, Треугольник, Маракас )

Прибежал волчок-серый бочок зубами щелк, заглянул в теремок и спрашивает:                                           

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? (ТРЕЩОТКА)

- Я мышка-норушка!  (КОЛОКОЛЬЧИК)

- Я лягушка-квакушка!  (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

- А я зайчик – побегайчик!  (ТРЕУГОЛЬНИК)

- А я лисичка – сестричка!  (Маракас) А ты кто?

- А я волчок – серый бочок зубами щелк! (ТРЕЩОТКА)

Иди к нам жить! Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. (Ведущая играет на ксилофоне)

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и заревел:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет? (БАРАБАН)

- Я мышка-норушка!  (КОЛОКОЛЬЧИК)

- Я лягушка-квакушка!  (ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)

- А я зайчик – побегайчик!  (ТРЕУГОЛЬНИК)

- А я лисичка – сестричка!  (Маракас)

А я волчок – серый бочок зубами щелк!  (ТРЕЩОТКА)

А ты кто?

- А я медведь косолапый!  (БАРАБАН)

Иди к нам жить!

Медведь полез в теремок.  (БАРАБАН)

Лез-лез, никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить. Медведь полез на крышу (Отложить инструменты и смять лист бумаги)

Влез медведь на крышу и только уселся — трах,  бабах и развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился!  

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.  ( звучат все вместе: КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ, ТРЕУГОЛЬНИК, Маракас, ТРЕЩОТКА)

Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. (инструмент – рубель )

Строили они, строили и построили  лучше прежнего!                                                        И стали звери веселится и плясать.   Вот такой теремок!                                                                                   ВСЕ ИНСТРУМЕНТЫ ВМЕСТЕ.

Эти сказки можно применять как в раннем возрасте, только будет озвучиваться воспитателем, так и в старшем возрасте.

Вот такая у нас с вами сказка получилась. А на прощанье я бы хотела с вами поделиться рецептом вкусного музыкального компота.

«Компот»,  текст  С.Коротаевой

1.Будем мы варить компот,                    Пальчиковые тарелки

Чтобы радовался рот.

2.Фрукты, ягоды возьмём,                      Маракасы – ягоды и фрукты

3.Всё почистим, а потом                          Гуиро

4.Принесём водицы,                                 Колокольчик

5.Сахарной крупицы.                               Шейкер с сахарным песком, маракасы

6.Размешаем ложкой.                               Мешают                       

7.Вот и в ротик – крошка. Ам!                Кастаньеты, трещетка веерная

Вот какой замечательный, вкусный компот мы приготовили.

Спасибо за внимание!

Приложение № 2.

Мастер-класс для детей с участием родителей  «Сказки-шумелки»

Цель: побуждение родителей и детей к творческому музицированию и инструментальной деятельности.

В процессе игры на детских шумовых инструментах решаются следующие задачи:

1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;

2. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, мелкой моторики рук, творческого потенциала, коллективных навыков игры;

3. формирование художественного вкуса.

Ход мероприятия:

Сегодня мы собрались все вместе, чтобы ненадолго вернуться в детство!

Мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, так как они наиболее доступны детям.

Так что же такое шум? Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.

К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты -это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.

Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.

Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.

При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам

2. Импровизация звуковых картин на заданную тему

3. Звуковая иллюстрация стихов

4. Сказки- шумелки

Сказки- шумелки - одна из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.

Но все-таки, выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых инструментов – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка становиться более интересной и яркой.

Перед сказкой раздайте инструменты с учётом возможностей ребенка, можно также предложить выбрать инструмент и дать время проверить звучание.

Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее

условленным сигналом.

Также мимикой и жестами можно подсказывать ребенку громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу.

Ребенок должен постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет, с помощью взрослого, научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Можно предложить ребёнку простые игры-шумелки, в которых главная задача звукового оформителя — быстро ориентироваться в предлагаемых понятиях. Суть задания проста: звук издаётся одним способом (хлопаем ладошками по коленям, или топаем ножками, или стучим по дощечке — неважно). Но варьируем его ритм и громкость.

Давайте попробуем изобразить такую сказку «Теремок».

Мы исполнили сказку, используя музыкальные инструменты, а можно использовать самодельные инструменты, из бросового материала.

Таких сказок очень много, их можно найти в интернете и вместе с ребёнком поиграть, а инструментами может быть всё что угодно – банки, крышки, ложки, расчёска и т. д.

Сейчас мы с ребятами поиграем в игру, в которой можно использовать образные игрушки – шумелки- игра «Звери в лесу» - развивает у детей чувство ритма, звуковысотность, воображение (музыкальный руководитель играет музыкальные фрагменты под характер зверей – в низком регистре для медведя, в среднем – для зайца, в высоком - для лисы, дети танцуют с игрушкой –шумелкой под свою музыку) Можно вариации придумать: играют танцуют дикие животные, домашние, овощи созрели в огороде… и т. д.

«Зачем всё это?» - спросите вы….

Играя на шумовых инструментах, дети

• во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой)

• во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,

• в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.

Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они (сделанные вместе с родителями) вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать.

Мы бы хотелось, чтобы и в группе у ваших детей был весёлый театр «игрушек-шумелок». Сегодня мы сделаем самые простые, а кто вдохновиться, может выполнить дома что-то посложнее и принести в детский сад.

Приложение № 3.

Сказка-шумелка «Теремок» силами детей младшей группы

(озвучивание сказки с помощью музыкальных инструментов).

Действующие лица: Мышка, Лягушка, Зайчик, Лиса, Волк, Медведь.             Роль ведущего исполняет взрослый.

Музыкальные инструменты: ксилофон, колокольчик, ложки, трещотка, барабан, треугольник, бубен, клавесы, рико-рико, тарелки. Шумелки изготовленные своими руками.

Ход игры-сказки.

Ведущий:

 Эта сказка всем известна.                                                                                  Ее знает стар и млад.                                                                                                        С вами мы сейчас расскажем                                                                                    «Теремок» на новый лад!

А помогут нам в этом музыкальные инструменты. Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок. Бежит мимо Мышка-норушка (колокольчик) Видит — теремок стоит, остановилась мышка и стучит (колотушка): Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить (колокольчик)

Ведущий: (ксилофон) Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок.  Прискакала к терему лягушка-квакушка. (трещотка) Увидела теремок и постучала (колотушка) Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка! (колокольчик) А ты кто? А я лягушка-квакушка. (трещотка).  Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок, стали они вдвоем жить.

Ведущий: (ксилофон) Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок. Бежит мимо зайчик-побегайчик. (ложки). Видит — теремок стоит, остановился зайка и стучит (колотушка). Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка! (колокольчик) Я, лягушка-квакушка! (трещотка) А ты кто? А я зайчик-побегайчик. (ложки) Иди к нам жить! Заяц скок в теремок и стали они втроем жить.

Ведущий: (ксилофон) Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок. Идет мимо лисичка-сестричка. (треугольник) Постучала в теремок (колотушка) и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. А ты кто? А я лисичка-сестричка. (треугольник) Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок.

Стали они вчетвером жить. Вот они в теремке живут, песни поют: «Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок не высок, не высок.»

Тут пришел волчок-серый бочок. (бубен) Постучал в дверь (колотушка) и спрашивает: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (играют по очереди) Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я, зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка. А ты кто? А я волчок-серый бочок. Иди к нам жить! Волк влез в теремок и стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок».

Ведущий. Вдруг идет медведь косолапый. (барабан) Увидел медведь теремок, услыхал песни, постучат в теремок и заревел во всю мочь: Терем-теремок! Кто в тереме живет? (играют по очереди): Я, мышка-норушка. Я, лягушка-квакушка. Я зайчик-побегайчик. Я, лисичка-сестричка. Я, волчок-серый бочок. А ты кто? А я медведь — могу громко реветь. Иди к нам жить!

Ведущий. Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит: А я лучше у вас на крыше буду жить. Да ты нас раздавишь! Нет, не раздавлю. Ну так полезай! Полез медведь на крышу.

Ведущий. Затрещал теремок (рико-рико), упал набок (тарелки) и весь развалился  (звучат все инструменты). Мишка сказал: «Звери, простите меня, пожалуйста. Давайте новый теремок строить».

Ведущий. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить (дети берут клавесы,  отбивают ритм стихотворения)

Тук-тук молотком

Мы построим новый дом. (2 раза)

Ведущий. Вот какой теремок получился. Лучше прежнего выстроили!             Стали они все вместе в теремочке жить-поживать, песни петь да танцевать.

   Звучит «Плясовая» Дети подыгрывать на музыкальных инструментах.

Приложение № 4.

Методические рекомендации для педагогов.

СКАЗКИ – ШУМЕЛКИ

      Среди всех видов музыкальной деятельности игра на музыкальных инструментах – самое удивительное, волшебное и занимательное занятие. Приобщение детей к музицированию позволяет сформировать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком. Невозможно представить себе процесс социализации ребенка без опыта общения с другими детьми и, благодаря музицированию в оркестре и действуя с самыми простыми музыкальными инструментами, дети учатся взаимодействовать друг с другом.

         Сказка - шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

      Сказки — «шумелки», как вид музыкальной деятельности, полностью отвечают современным требованиям, предъявляемым к процессу музыкального воспитания в детском саду (Федеральным государственным образовательным стандартам). Также они являются отражением идеи Карла Орфа — известного немецкого музыканта и педагога, о том, что основе музыкального воспитания детей лежит “принцип активного музицирования” и “обучение в действии”. По мнению этого авторитетного немецкого педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования и самовыражения. Начальное музыкальное воспитание и образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Захватывающая атмосфера сказок — «шумелок» позволяет увлечь детей, оставляя их в зоне внутреннего комфорта, а также, способствует активному

желанию участвовать в этом процессе и проявить себя

  Совместный игровой досуг в форме сказки – шумелки для ребёнка могут организовать как педагоги, так и родители без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом или игрой на инструменте.

        Что бы успешно и интересно использовать такие сказки в работе с детьми нужно учесть некоторые моменты:

- взрослый должен хорошо знать ход сказки;

- перед самим рассказом можно показать детям картинки с тематикой истории, кратко рассказать о герое или теме, раздать инструменты, что бы дети их рассмотрели и потрогали;

- не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах;

- игра на инструменте должна звучать в паузах;

- постарайтесь обеспечить спокойную, располагающую обстановку, что бы рассказ и шумовое оформление произвели впечатление на детей;

- инструмент берём в руки только для игры, а затем откладываем;

- мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры;

- взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но, в то же время, быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей;

- учите детей бережно обращаться с инструментами, после занятия попросите их аккуратно положить инструменты в нужное место.

     Какой же материал необходим, чтобы воплотить в практику сказку — «шумелку»? Это литературный и музыкальный материалы. В качестве литературной основы можно использовать: народные сказки, стихотворения, истории, придуманные взрослым (импровизации). При выборе литературной основы необходимо учитывать возрастные особенности детей и руководствоваться принципом доступности.

Желательно, чтобы в тексте сказки или стихотворения было достаточное количество изобразительных моментов.

       Использовать можно  инструменты детского оркестра: ксилофон, трещотка, барабан, бубен, кастаньеты, погремушки, колокольчики, бубенцы, ложки, треугольник ; звучащие предметы: щетки, целлофан, бумага, крупы, расческа, велосипедный звонок, натянутые резинки, металлические крышки, стеклянные банки, стаканы;  самодельные инструменты: погремушки, трещотки из подручных материалов.

Итак, все готовы. Включается проектор. Сказка начинается. «Наступила осень. Мышки бегали, собирая запасы на зиму». Наташа, изображая бегающих зверюшек, стучит пальчиками по барабану. «Мышата попрятались в своих норках и грызли орешки». Оля берет в руки деревянные ложки и начинает ими стучать. «А еще они грызли зернышки». Саша изображает это, стуча палочками. «И устраивали себе из соломы теплые гнездышки». Максим начинает активно шуршать бумагой. «А на землю падал первый снег». Егор, изображая падающие снежинки, медленно ударяет металлической палочкой по треугольнику.

Рассказывая сказку, не нужно торопиться, игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. На первом месте должна быть история, а не звуковые эффекты. Рассказывать необходимо с выражением и эмоционально.

В конце сказки все очень довольны и вдохновлены. На втором или третьем занятии скованные и робкие дети чувствуют себя уверенно, становятся смелее. Выступление перед друзьями для них уже не является барьером. Напротив, почувствовав свою значимость, они становятся смелее, появляется уважение к самому себе. Воспитанники легко запоминают несложные фразы. И через некоторое время историю могут рассказывать сами дети. Ребята становятся общительными, у них появляются новые друзья, что в свою очередь делает их раскрепощенными 

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Жили - были дед (маракас медленно) и баба (маракас часто)

И была у них курочка Ряба (трещотка)

Снесла курочка яичко, не простое и золотое (треугольник, или металлофон)

Дед бил бил (молоточек музыкальный медленно), не разбил,

Бабка била, била (молоточек часто), не разбила,

А мышка бежала (колокольчик)

Хвостиком махнула, яичко упало (глиссандо по металлофону)

И разбилось (тарелки, крышки от кастрюли)

Дед плачет (маракасы медленно или киндер с крупой)

Бабка плачет (маракасы часто или киндер с крупой)

А курочка кудахчет (трещотку)

Не плачь дед, не плачь баба,

Я несу вам яичко не золотое (металлофон)

А простое (ложки деревянные палочки)

Стихотворение «Весна» Г. Сангир.

Детям «раздаются» роли (собака, волк и т.д.) и предлагается найти инструмент, с помощью которого они будут украшать своё пение.

Сначала нужно участников познакомить с текстом стихотворения «Весна». Затем подбираются музыкальные инструменты. Дальше, стихотворение «озвучивается».

Ветер в наш лес песню донёс:   Ш-ш, ш-ш, ш-ш…. (колокольчик)

Песню пролаял охотничий пёс:  Гав-гав! (бубен)

Волк эту песню провыл на опушке:  У-у-у-у…. (треугольник)

Дружно проквакали песню лягушки:  Ква-ква-ква! (кастаньеты)

Бык эту песню, как мы, промычал:  Му-у-у… (Рожок)

Рысь промурлыкала:  Мур-мур… (гусли)

Сом промолчал:  (подносят палец к губам)

Филин прогукал:  Ух-ух! (барабан)

Уж прошипел: Ш-ш-ш…. (маракас)

А соловей эту песню пропел: (свистулька или дудочка)

Речевая игра с музыкальными инструментами.

"Едем, едем на лошадке" (все садятся по кругу на ковре, после показа музыкального руководителя, детям, по порядку, предлагается  имитация различных звуков на шумовых и музыкальных инструментах)

Едем, едем на лошадке (все выполняют поочерёдно хлопки по коленям на каждый слог)

По лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза) (одновременно хлопки по коленям двумя руками )

Санки скрипят, (на трещотке-вертушке изобразить скрип саней)

Бубенчики звенят. (Другой ребенок играет на бубенцах)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Ветер шумит, (предлагается ребенку сыграть на маракасе)

Дятел стучит. (равномерные удары по деревянной коробочке)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Холод, стужа, (ребенок играет на треугольнике - таинственно)

Снег пушистый кружит, кружит. (ребенок изображает снег на пандейре круговыми движениями)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Белка на ветке орешки грызёт, (ребёнок играет на трещотке пластинчатой)

Рыжая лисичка зайца стережет. (изображает действия лисы, сминая в руках гофрированную бумагу)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Скок-скок-скок (2раза)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали,

С горки у-ух! (ребенок исполняет глиссандо на металлофоне)

В ямку - бух! (ребенок ударяет один раз  по пластиковой коробочке)

Приехали! Вот мы и в лесу.

История «Весенняя сказка»

«Девочка Катя собралась на прогулку: надела куртку, шапку, резиновые сапоги и пошла на улицу. (ложки)

Вышла на крылечко, а там светит нежное и ласковое солнышко. (колокольчик)

Дует теплый, легкий ветерок (подуть в бутылку).

С крыш капает – звенит капель, сосульки тают на солнце.(треугольник).

По земле журчат, бегут ручейки.(металлофон).

На деревьях начали лопаться набухшие почки и скоро появятся зеленые липкие листочки. (упаковка).

Как хорошо! (вдох) на выдохе АХ!

Катя пошла в парк (ложки) и очень удивилась переменам. Всю зиму в парке было тихо и спокойно, а сегодня шумно и весело:

- белка переоделась в рыжую шубку и наводит порядок в гнезде, грызет орешки (трещетка);

- возле пня сонный еж шуршит прошлогодней листвой. (бумагу мять);

-в скворечнике весело поет скворец. (свисток или дудочка);

Задумалась Катя, что же произошло с природой.?

А вы, ребята, догадались??? ( показ записи видео с фрагментом данной сказки-шумелки)

"ДОЖДЬ"

(колокольчик, пакет, свистулька, металлофон, маракасы, клавесы, тарелки)

Рано утром выглянуло ласковое солнышко (колокольчик)

Облетевшие с деревьев листочки, подхватил ветер и закружил в небольшом вихре (шуршим пакетом)

На ветку дерева села птичка и громко запела (глиняная свистулька птичка)

Вдруг на землю стали падать маленькие капельки (игра на металлофоне)

Потом на улице поднялся шум- это начался сильный дождь. (спокойно шумим погремушками или маракасами)

Птичка перестала петь, спряталась в кормушке, и начала клевать зёрнышки (палочки)

А дождь шёл всё сильнее и сильнее (громко шумим погремушками или маракасами)

Стали слышны раскаты грома (тарелки)

А вместе с дождём усиливался ветер (шумят пакетики, тарелки и маракасы)

Через некоторое время дождь ослаб, (тише шумим пакетами и маракасами, тарелки не играют)

А вскоре совсем перестал лить, только мелкие капли ещё падали в лужи (игра на металлофоне)

В конце концов тучи разошлись и снова выглянуло яркое солнышко. (колокольчик)

Птичка вылетела из кормушки и запела свою песенку (глиняная птичка).(Иванова С.Е.)

            Такую сказку легко придумать самим. Для детей это очень увлекательный и интересный процесс. Они с удовольствием используют сказки-шумелки в самостоятельной деятельности. Ребята разыгрывают такие сказки за столами и на полу, учатся сами подбирать звучащие предметы для своей истории.

В процессе работы стало заметно, что дети учатся сотрудничать друг с другом, придумывая сказки. Они с удовольствием играют на музыкальных инструментах, распределяя роли между собой. С помощью звучащих сказок они стали с большой активностью включаться в совместное музицирование. Детей вдохновляет то, что они могут создавать что-то новое и интересное все вместе.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

- совместное музицирование и театрализованная деятельность формирует навыки общения между детьми.

 - развивается речь и внимание, умение слушать и слышать, как взрослого, так и сверстников.

- ребёнок реализует свои представления, образы в звуковом оформлении сказки, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

- звукоподражание на шумовых музыкальных инструментах с различными оттенками и тембрами способствует развитию воображения, слуха и памяти.

- возрастает смелость, уверенность, раскованность.

- формируются навыки сотрудничества и сотворчества.

Список источников

«Стучалки. Сказки с озвучиванием» Железнова Е.С., М.: Карапуз, 2016.

Методическое пособие «Театр в детском саду» Кошманская И.П., Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

Сайт «Ресурсы образования». Профессиональный стандарт воспитателей https://www.resobr.ru/article/63328-qqq-18-m11-professionalnyy-standart-vospitateley

Приложение № 5.

МАТЕРИАЛЫ БУКЛЕТА:

 «Изготовление музыкальных инструментов своими руками»

Музыка, как вид искусства дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Игра на шумовых инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательных реакций, что крайне важно для детей с ОВЗ.  Игра в домашнем оркестре вызывает у детей интерес к занятиям музыкой, расширяет их музыкальные впечатления и способствует творческой активности.

          Если наполнить пластмассовые киндер-сюрпризы мелкими предметами, у вас получится самодельная погремушка. С ними можно очень интересно поиграть: каждый из играющих прячет что- то, а потом все собираются вместе и пытаются угадать, что же может так звенеть, шуршать, стучать. Но однажды одна маленькая девочка принесла скорлупку, которая издавала едва слышные шуршащие звуки и никто не мог угадать, что она там спрятала, даже воспитатель. И тогда она торжественно объявила, что там  ПЫЛЬ.             Оказывается, даже пыль может издавать звук.  

               Мир вокруг нас полон звуков, из которых рождается музыка. И скорлупка от шоколадного яйца – не просто игра, а самый настоящий музыкальный инструмент- погремушка. А ведь даже самый уважаемый себя рок – ансамбль не обходится без погремушки. Погремушка – самый древний музыкальный инструмент. И как вы думаете, из чего ее могли сделать древние люди? ЭТО ЗАГАДКА. Самые оригинальные и простые детские музыкальные инструменты вы можете сделать сами из подручных материалов.

ШУМЕЛКИ.

Итак, возьмите маленькие баночки, коробочки из пластмассы (киндер сюрпризов, кремов и шампуней), заполните на одну треть рисом, фасолью, горохом, т.е. материалами, способными шуметь

ЗВЕНЕЛКИ.

Для этого понадобятся маленькие , можно и рыбацкие колокольчики, старые ключи, бубенчики, металлические пробки, трубочки. Нанизываете их на леску или проволоку через отверстия и получаются звенящие ожерелья.

ГРЕМЕЛКИ.

На леску нанизываются скорлупки грецких орехов или фисташек.

СВИСТЕЛКИ

В стеклянную трубочку от пипеток наливается вода, от количества воды получается разница в звуке. Чтобы свистеть надо дуть. Для этого подойдут и пластмассовые бутылочки из под кока колы или минералки, заполненные на какую то часть водой.

СТУЧАЛКИ

Самый простой ударный инструмент получается из двух палочек, которыми нужно ударять друг о друга. Можно в комплект добавить деревянный брусок.

А нарезать деревянные полоски разной длинны из ламината или паркета и стучать по ним, это уже прообраз ксилофона. На палочку можно нанизать скорлупки грецкого ореха так, чтобы они свободно двигались. Встряхивая палочку, получаем звук, подобный бухгалтерским счетам. Они тоже могут быть идеальной стучалкой.

ШУРШАЛКИ

У них очень тихий звук. Таинственное звучание получится если потереть шишками друг о друга. Это может быть мятая газета. Чтобы получить глухой, но выразительный звук, можно постучать донышками стаканчиков друг о друга. А чтобы изобразить водопад или дождь можно пересыпать из одной коробочки в другую фасоль, скорлупки орехов.

ЩИПАЛКИ

А еще охотники слышали как звучит тетива его лука, это была первая струна, на которой

они играли свои воинственные песни. А струна, натянутая на коробочку, стала прообразом скрипки, балалайки, гитары.

       Идеальная щипалка – это яйцерезка, очень похоже на мышиный писк. Маленький лук с леской вместо тетивы тоже будет звучать (лук кстати был первым струнным музыкальным иснтрументом) а если натянуть две или три лески – это уже арфа!

Канцелярские резинки очень упруго натягиваются над пустым пространством спичечного коробка желательно в два – три слоя. Как вариант – можно использовать цилиндры емкости  от чипсов. 

Сказка про овечку.

Одна маленькая овечка отбилась от стада и пошла в другую сторону.

Сначала по травке (шуршим пакетом).

Потом по камушкам (стучим камнем о камень).

Потом она дошла до ручейка (перелить воду из бутылки в стакан).

И вот, она поняла, что заблудилась. Ей стало страшно, она стала звать на помощь (поблеять).

Но никто ее не слышал, только ветер дул в ответ (подуть в трубочку).

У маленькой овечки был звонкий колокольчик, он звенел вот так (позвенеть в колокольчик).

Пастух посчитал овечек и увидел, что одной не хватает. Потом он услышал, как где-то далеко звенит колокольчик (опять позвенеть колокольчиком, но под столом или накрыв чем-то, чтобы приглушить звук).

Пастух отправился искать свою овечку.

Сначала по травке (шуршим пакетом).

Потом по камушкам (стучим камнем о камень).

Потом он перешел быстрый ручеек (перелить воду из бутылки в стакан).

Пастух нашел овечку, и она радостно заблеяла (поблеять).

Они пошли домой.

Сначала перешли быстрый ручей (перелить воду из бутылки в стакан).

Потом пошли по камушкам (стучим камнем о камень).

Потом по травке (шуршим пакетом).

Вот они и дома. Все овечки обрадовались и заблеяли (все дети говорят «Бе-е-е»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Использование современной технологии «говорящие стены» в средней группе, как способ создания пространства развития ребенка и взрослого.

Одним из элементов предметно - развивающей среды является технология «говорящей стены». Применяя эту технологию ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою...

Технология "Говорящая стена" Способы ее использования в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Правильно организованная предметно - развивающая среда в группе предоставляет каждому ребенку равные возможности для всестороннего развития...

СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИИ «ГОВОРЯЩАЯ СТЕНА» В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

В статье рассматриваются особенности работы с детьми группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Использование инновационных подходов построения предметно-развивающей среды с помощью техноло...

Педагогическая находка по технологии "Говорящая стена"

Познакомить педагогов с технологией "Говорящая стена"...