КТП "Обитатели водоёмов". Старшая группа
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Лаптева Маргарита Юрьевна

 Программное содержание:  

1. Формирование представления детей о водоёмах и их обитателях.

2. Ознакомление с миром рыб и морских животных: строение тела, способ передвижения, образ жизни, размножение, место обитания.  

3. Уточнение и расширение знаний детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озёра, океаны, осадки).

4. Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obitateli_vodoyomov.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обитатели водоёмов». (5-6 лет) 28.04.25 - 30.04.25

  Программное содержание:  

  1. Формирование представления детей о водоёмах и их обитателях.
  2. Ознакомление с миром рыб и морских животных: строение тела, способ передвижения, образ жизни, размножение, место обитания.  
  3. Уточнение и расширение знаний детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озёра, океаны, осадки).
  4. Воспитание бережного отношения к воде как основному природному ресурсу.

Прогулка

Наблюдение и экспериментирование

Подвижные игры

Труд

Самостоятельная деятельность

Основные движения

- Наблюдение за живой природой. Цель: закреплять знания о перелётных птицах; воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма.

- Наблюдение за неживой природой

Цель: учить определять наличие и направление ветра.

- Наблюдение за мусоровозом. Цель: Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, пополнить знания о грузовом и легковом транспорте. 

Подвижные игры с бегом:

- «Сделай фигуру».

Цель: учить детей бегать врассыпную по залу, участку. Приучать менять движение по сигналу, развивать равновесие, умение сохранять неподвижную прозу.

-  «Хищник – добыча».

Цель: упражнять в установлении связи «хищник – добыча». Развивать быстроту бега, ловкость.

- «Перелёт птиц»

Цель: Упражнять детей в беге в определённом направлении.

- «Смелые ребята»

Цель: Упражнять в быстром беге, развивать ловкость.

Догони меня» 

Цель: Приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя 

Подвижные игры с прыжками:

-  «Не оставайся на полу»

Цель: учить детей бегать по залу врассыпную, запрыгивать на кубы, скамейки без помощи рук, спрыгивать с них легко на носки полусогнутые ноги. Закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту.

- «Удочка»

Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.

- «С кочки на кочку»

Цель: учить детей перебираться с одной  стороны площадки на другую прыжками с кочки на кочку на двух или одной ноге. Развивать силу толчка, умение сохранять равновесие на кочке, ловкость.

Подвижнее игры на метание:

- «Ловкая пара».

Цель: Учить бросать мяч под углом.

- «Охотники и зайцы»

Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в зайцев. Развивать ловкость, глазомер.

Уборка на участке.

Цель: приучать детей к порядку, совершенствовать трудовые поручения между детьми.

Уход за птицами

Цель: предложить детям покормить птиц, насыпать семечек. Воспитывать желание заботиться о птицах.

Для самостоятельной деятельности на участке внести:

- выносной материал (лопатки, формочки, ведёрки)

- спортивный инвентарь: мячи, обручи.

Игровое упражнение (Варя, Мадина, Коля)

«Ниточка, иголочка». 

Цель: Упражнять детей в ходьбе с изменением направления движения и выполнением сопутствующих заданий (ходьба змейкой, поднимая руки вверх; по кругу, руки на поясе…).

Индивидуальная работа бег со сменой направляющего 

(Дима, Паулина, Мухсина)

Цель: учить производить смену ведущего по сигналу; развивать слуховое внимание, повышать двигательную активность.

Игровое упражнении- «Попади в цель»

(Давид, София М, Василиса)

Цель: развивать ловкость, глазомер.

Индивидуальная работа «Выше ноги от земли». 

(Кирилл, Максим, Маша)

Цель: Упражнять детей в беге. Повышать двигательную активность детей, развивать быстроту реакции.


Понедельник 28.04.25

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей.

Утренняя гимнастика №22

Уголок природы. (наблюдение, опыты, труд). Полив комнатных растений.

Цель: Продолжить учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки.

Беседа экологического содержания «Царица-водица».

Цель: уточнить и расширить знания детей о воде, её свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озёра, океаны, осадки). Познакомить с круговоротом воды в природе. Развивать речь, мышление, любознательность. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Дидактические игры: (речевое развитие) «Посчитай».

Цель: образование существительных мн.ч. в И п. и Р.п.

Заучивание стихотворения «Ракушки» И. Махонина

Цель: учить воспринимать стихотворение эмоционально, рассказывать о своих впечатлениях, формировать умение чувствовать напевность стихотворения.

Индивидуальная работа по звуковой культуре речи (Максим, София Х, Богдан, Аня) «Услышь звук»

Цель: закрепить названия лишь тех предметов, в названиях которых слышится звук (З).

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами.

Раскраска «Морские обитатели».

Иллюстрации по теме недели.

Самостоятельная деятельность в центрах активности по интересам

Консультация для родителей «Правила поведения у водоёмов».

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Напомнить родителям о вещах для бассейна.

Напомнить принести тетради взаимодействия с логопедом.

Организованная  образовательная деятельность.

Звуковая культура речи (речевое развитие)

По плану специалиста

Физическое развитие (Плавание)

По плану специалиста

Художественно – эстетическое развитие (Музыка)

По плану специалиста

Совместная деятельность взрослого и детьми

Гимнастика пробуждения комплекс №22

Чтение художественной литературы на нравственную тематику А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Конструктивно-модельная деятельность с блоками Дьеныша «Рыбка золотая» .

Цель: учить детей выкладывать нарисованную рыбку.

Музыкально-дидактические игры «Три оркестра»

Цель: Научить различать звучание оркестров разного состава

Игры на развитие слухового и зрительного внимания «Прошёл, пробежал, проскакал»

Цель: Развивать слуховое внимание и память.

Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию (Кирилл, Женя, Артём, Маша) «Чудесный мешочек».

Цель: учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу.


Вторник 29.04.25

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей.

Утренняя гимнастика №22

Слушание музыки «Море» Н. Римского-Корсакого.

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, расширение представлений о морских обитателях посредством музыкально-игровой деятельности.

Строительные игры «Водный транспорт»

Цель: Расширять обобщённые представления о разных видах судов, в зависимости их строения от назначения. Упражнять в умении рассуждать и аргументировать решения. Развивать внимание, память.

Беседа о труде взрослых «Откуда рыбка пришла?»

Цель: формирование у детей первоначальных представлений о профессиий рыболова.

Опытно-экспериментальная деятельность «Опыты с бумагой». Цель: исследовать свойства бумаги.

Индивидуальная работа по математике (Есения, Дима, Коля, София М.) «Большие и маленькие предметы».

Цель: закреплять представления о размерах: большой-маленький, а также дальнейшее формирование представлений о пространстве, учить дифференцировать большие и маленькие предметы.

Работа по воспитанию культуры поведения, общения: закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами.

Внести энциклопедию коллекцию ракушек для рассматривания.

Настольные игры по выбору детей, шнуровки.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Организованная  образовательная деятельность.

Физическое развитие (Физическая культура)

По плану специалиста

Познавательное развитие (Окружающий мир) «Водные ресурсы Земли»

Цель: Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря и т.д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.

О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду» (5 - 6 лет), стр. 69-70, тема №14

Художественно – эстетическое развитие (Музыка)

По плану специалиста

Совместная деятельность взрослого и детьми

Гимнастика пробуждения комплекс №22

Чтение художественной литературы «По щучьему велению».

Игры на развитие эмоциональной отзывчивости «Общее настроение»

Цель: развитие понимания, чувствования настроения собеседника.

Театрализованная игра «Зеркало»

Цель: развивать монологическую речь детей.

Рассматривание иллюстраций, репродукций И. Остроухов «Речка в полдень», И. К. Айвазовский «Ночь.

Цель: развивать художественный вкус, формировать умение понимать содержание картины, средства выразительности, которыми оно передаётся.

Индивидуальная работа по изодеятельности (лепка) (Мухсина, Паулина, Ваня А) «На морском дне»

Цель: Провести аналогию между скульптурным способом лепки и силуэтной аппликацией (пластилиновый и бумажный морской конёк). Активизировать разные приёмы создания красивых водных растений (свивание, скручивание, прищипывание, декорирование пластилиновых жгутиков и лент)


Среда 30.04.25

Совместная деятельность взрослого и детьми с учетом интеграции образовательных областей.

Утренняя гимнастика №22

Работа по ОБЖ, поведение в социуме.

Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить подчиняться требованиям безопасности.

Словесные игры (звукоподражание, дыхание, слух) «Бабочка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.

Игры на развитие мышления «Что сначала, что потом».

Цель: учить располагать картинки в порядке развития сюжета.

Индивидуальная работа по изодеятельности (аппликация) (Давид, Василиса, Мадина, Варя) «Красивые рыбки в аквариуме»

Цель: учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом. Закреплять приемы вырезания. 

Работа по воспитанию КГН, культуры поведения, общения: закрепление умения аккуратно складывать вещи после прогулки в шкафчик, закрепление культурно – гигиенических навыков – мытье рук с мылом.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами.

Самостоятельная деятельность в центрах активности по интересам.

Атрибуты для с/р игры.

Консультация для родителей «Полезна ли рыба для ребенка?»

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Организованная  образовательная деятельность.

Развитие связной речи (речевое развитие)

По плану специалиста

Познавательное развитие (Математические представления)

Цель: Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И. А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических преставлений», стр. 53 зан. 32

Совместная деятельность взрослого и детьми

Гимнастика пробуждения комплекс №22

Чтение художественной литературы по формированию патриотического воспитания Никольский Н. «Что умеют танкисты»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по реке».

Цель:  формирование представлений о видах речного транспорта, о значимости труда взрослых – работников порта для городов и сёл страны. Продолжить формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по игре, соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения, развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

Ручной труд (с тканью, бумагой) «Наш аквариум»

Цель: Учить детей составлять гармоничные образы рыбок. Развивать композиционные умения – красиво размещать на композиционной основе (аквариум круглой или прямоугольной формы).

Дидактические игры на развитие слухового внимания «Угадай, на чем играю»

Цель. Учить детей определять предмет на слух по его звучанию. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Индивидуальная работа по музыкальному воспитанию (Дима, Ваня А, Давид, Богдан, Аня) «Музыкальное лото»

Цель: развитие звуковысотного слуха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи и знакомству с окружающим в старшей группе на тему: «Животный мир водоёмов Таманского полуострова».

Познакомит детей с животным миром водоёмов Таманского полуострова. Учить различать рыб по внешнему виду, знать их повадки, место обитания....

Конспект занятия по плаванию для старшей группы "Путешествие по водоёмам"

Задачи: закреплять навыки погружения в воду с задержкой дыхания и с выдохом в воду, умение скользить и лежать на воде. Расширять знания детей об обитателях водного мира, развивать воображение и фантаз...

Экскурсия к весеннему водоёму «Наша красавица – Волга» (старшая группа)

Цель: показать красоту весеннего водоёма. Познакомить с сезонными изменениями, происходящими на Волге.Задачи:              Образо...

Презентация "Обитатели водоёмов" для детей старшей группы.

Презентация "Обитатели водоёмов" для детей старшей группы....

Конспект интегрированного занятия «Безопасность на льду водоёмов» Старшая группа

Цель: познакомить детей с правилами безопасного поведения на водеЗадачи:Формировать у детей представления о безопасном поведении на водоеме, закрепить знания о воде, её состояниях; закреплять знания о...

Конспект ООД в старшей группе на тему: «Безопасное поведение на водоёмах»

Конспект ООД в старшей группе на тему: «Безопасное поведение на водоёмах»Цель: сформировать у детей представление о правильном, безопасном поведении на воде. Вооружить знаниями, умени...