«Приём схематизации»
статья по обж (подготовительная группа)

Усцелемова (Самойлова) Светлана Сагидулловна

Сообщение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie.docx15.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Приём схематизации»

Сообщение.

Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача нас, взрослых - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических  (приёмов) обеспечения социальной безопасности ребёнка. Рассмотрим один из приёмов.

Приём схематизация (на примере сказки)

 Заключается в следующем: взрослый рассказывает детям сказку, предлагает схематизировать её, то есть нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Затем изобразить на схеме, что происходило в сказке, обозначив условными знаками героев, результат сказки. После этого рассказать, что нарисовано на схеме, обсудить результат.

Предлагаю вам рассмотреть данный приём на примере сказки. "Красная Шапочка". Я приготовила схему. Изобразила схематически сказку, обозначив условными знаками девочку, бабушку, волка, охотников, их продвижение. Что нужно было сделать Красной шапочке, чтобы ее и бабушку не съел волк. (После этого рассказать, что нарисовано на схеме, обсудить результат). 

 Как вы помните, ее бабушка жила далеко в лесу и редко навещала внучку. И вот однажды, когда бабушка заболела, Красная шапочка решила ее проведать. Мама напекла ей вкусных пирожков и отправила к бабушке, а сама осталась дома. Правильно ли поступила мама? Можно ли отпускать маленьких детей одних в лес? Почему? (Ответы).

Правило №1: никогда не гуляй по лесу без сопровождения взрослых.  И вот Красная шапочка уже идет одна по лесу. Это замечает серый Волк и подходит к ней. Но девочка не испугалась, а даже наоборот, начала общаться с ним. И нарушила одно из правил безопасности. Кто мне скажет, какое именно? Правильно, во время отсутствия родителей нельзя разговаривать с незнакомцами.

Правило № 2: незнакомые люди не всегда могут быть с добрыми намерениями, поэтому лучше избегать разговора с ними, если рядом нет родителей.
Волк выведал у нее информацию о том, где живет больная бабушка, кто еще с ней в доме и заперта ли дверь. Этим самым она подвергла опасности свою беззащитную бабушку.

 Правило № 3: не говори незнакомым людям, где живешь ты или твои близкие, в какое время дома никого нет и где спрятаны ключи.
Узнав всё необходимое, Волк отправился к дому бабушки по более короткой дороге. Прибежав к домику первым, он постучал в дверь. Бабушка была больна и не могла встать с кровати, поэтому, услышав о том, что пришла ее внучка, она сразу рассказала, за какую веревочку дернуть, чтоб открыть дверь. Так Волк смог проникнуть в дом и съесть бабушку. 

 Правило № 4: никогда не открывай двери сразу после того, как постучали, посмотри в дверной глазок и убедись, что ты знаешь того, кто пришел.

А тем временем, Красная Шапочка уже приближалась к домику бабушки. Войдя в него, она увидела, что бабуля действительно больна и не встает с постели. Девочка заметила, что бабушка странно выглядит, у нее стали чрезмерно большие уши, глаза и зубы, но не придала этому значение. Поэтому тоже была съедена Волком. 

 Правило №5: нельзя оставаться с незнакомыми людьми один на один, нужно выбираться туда, где есть люди и при необходимости просить их о помощи.

К счастью, у этой истории счастливый конец, благодаря помощи охотников, проходивших мимо, бабушка с внучкой остались целы и невредимы.

На все правила. Мы с детьми нарисовали знаки безопасности.

При использовании данного приема с детьми, эти условные знаки безопасности дети могут рисовать сами или же вы можете им предложить заранее подготовленные.

А сейчас, я вам предлагаю поиграть.

1.Предлагаю выбрать сказку (раздаём сказки)

2.Вам необходимо зарисовать схему по выбранной вами сказки.

3.Сказка должна быть безопасной! С помощью условных знаков которые вы нарисуете ваша сказка станет безопасной.

4.На слайде вы можете видеть образец  схемы.

На зарисовку схемы даём 3 мин.(Рисуют коллеги),благодарю за ответы.

Подведём итог:  Схематизация помогает упростить сложные сюжеты и выявить ключевые моменты. В случае «Красной шапочки» она подчёркивает важность осторожности и критического мышления в опасных ситуациях, а также показывает, как поддержка и помощь могут спасти в трудную минуту. Такие приемы помогают детям представить (вообразить) в уме ситуацию, выявить причину или проблему, сложившуюся в этой ситуации, вместе с педагогом проанализировать ошибки и определить правила безопасного поведения, близко воспроизводящих реальную обстановку дошкольники будут себя чувствовать намного увереннее в реальных условиях.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....

( ТРИЗ – технология ) "Метод схематизации как средство осознанного запоминания песен детьми дошкольного возраста"

Часто при разучивании песен возникают трудности. В основном, это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер...

Схематизация стихотворения "Светофор" Л.Лущенко

Схематизация стихотворения позволяет развивать мышление, воображение и память дошкольника. Способстивует быстрому и легкому запоминанию стихотворения. А при самостоятельной зарисовке закрепляет навык ...