«Приём схематизации»
статья по обж (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Приём схематизации»
Сообщение.
Самое ценное в жизни взрослых – это дети. Зачастую, наших детей подстерегает множество опасностей, и ребёнок, попадая в различные жизненные ситуации - может просто растеряться. Задача нас, взрослых - остерегать и защищать ребенка, правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Таким образом, возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив их естественную любознательность, открытость и доверие к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. В связи с этим необходим поиск педагогических (приёмов) обеспечения социальной безопасности ребёнка. Рассмотрим один из приёмов.
Приём схематизация (на примере сказки)
Заключается в следующем: взрослый рассказывает детям сказку, предлагает схематизировать её, то есть нарисовать максимально просто ту или иную ситуацию. Затем изобразить на схеме, что происходило в сказке, обозначив условными знаками героев, результат сказки. После этого рассказать, что нарисовано на схеме, обсудить результат.
Предлагаю вам рассмотреть данный приём на примере сказки. "Красная Шапочка". Я приготовила схему. Изобразила схематически сказку, обозначив условными знаками девочку, бабушку, волка, охотников, их продвижение. Что нужно было сделать Красной шапочке, чтобы ее и бабушку не съел волк. (После этого рассказать, что нарисовано на схеме, обсудить результат).
Как вы помните, ее бабушка жила далеко в лесу и редко навещала внучку. И вот однажды, когда бабушка заболела, Красная шапочка решила ее проведать. Мама напекла ей вкусных пирожков и отправила к бабушке, а сама осталась дома. Правильно ли поступила мама? Можно ли отпускать маленьких детей одних в лес? Почему? (Ответы).
Правило №1: никогда не гуляй по лесу без сопровождения взрослых. И вот Красная шапочка уже идет одна по лесу. Это замечает серый Волк и подходит к ней. Но девочка не испугалась, а даже наоборот, начала общаться с ним. И нарушила одно из правил безопасности. Кто мне скажет, какое именно? Правильно, во время отсутствия родителей нельзя разговаривать с незнакомцами.
Правило № 2: незнакомые люди не всегда могут быть с добрыми намерениями, поэтому лучше избегать разговора с ними, если рядом нет родителей.
Волк выведал у нее информацию о том, где живет больная бабушка, кто еще с ней в доме и заперта ли дверь. Этим самым она подвергла опасности свою беззащитную бабушку.
Правило № 3: не говори незнакомым людям, где живешь ты или твои близкие, в какое время дома никого нет и где спрятаны ключи.
Узнав всё необходимое, Волк отправился к дому бабушки по более короткой дороге. Прибежав к домику первым, он постучал в дверь. Бабушка была больна и не могла встать с кровати, поэтому, услышав о том, что пришла ее внучка, она сразу рассказала, за какую веревочку дернуть, чтоб открыть дверь. Так Волк смог проникнуть в дом и съесть бабушку.
Правило № 4: никогда не открывай двери сразу после того, как постучали, посмотри в дверной глазок и убедись, что ты знаешь того, кто пришел.
А тем временем, Красная Шапочка уже приближалась к домику бабушки. Войдя в него, она увидела, что бабуля действительно больна и не встает с постели. Девочка заметила, что бабушка странно выглядит, у нее стали чрезмерно большие уши, глаза и зубы, но не придала этому значение. Поэтому тоже была съедена Волком.
Правило №5: нельзя оставаться с незнакомыми людьми один на один, нужно выбираться туда, где есть люди и при необходимости просить их о помощи.
К счастью, у этой истории счастливый конец, благодаря помощи охотников, проходивших мимо, бабушка с внучкой остались целы и невредимы.
На все правила. Мы с детьми нарисовали знаки безопасности.
При использовании данного приема с детьми, эти условные знаки безопасности дети могут рисовать сами или же вы можете им предложить заранее подготовленные.
А сейчас, я вам предлагаю поиграть.
1.Предлагаю выбрать сказку (раздаём сказки)
2.Вам необходимо зарисовать схему по выбранной вами сказки.
3.Сказка должна быть безопасной! С помощью условных знаков которые вы нарисуете ваша сказка станет безопасной.
4.На слайде вы можете видеть образец схемы.
На зарисовку схемы даём 3 мин.(Рисуют коллеги),благодарю за ответы.
Подведём итог: Схематизация помогает упростить сложные сюжеты и выявить ключевые моменты. В случае «Красной шапочки» она подчёркивает важность осторожности и критического мышления в опасных ситуациях, а также показывает, как поддержка и помощь могут спасти в трудную минуту. Такие приемы помогают детям представить (вообразить) в уме ситуацию, выявить причину или проблему, сложившуюся в этой ситуации, вместе с педагогом проанализировать ошибки и определить правила безопасного поведения, близко воспроизводящих реальную обстановку дошкольники будут себя чувствовать намного увереннее в реальных условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Настоящая программа направлена на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации. Рекоменд...

Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....

Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Использование методов моделирования и схематизации в познавательном развитии детей с нарушением развития
заполнить...

( ТРИЗ – технология ) "Метод схематизации как средство осознанного запоминания песен детьми дошкольного возраста"
Часто при разучивании песен возникают трудности. В основном, это связано с запоминанием текста песни, а также с пониманием и осознанием основных музыкальных показателей песни (темп, динамика, характер...

Схематизация стихотворения "Светофор" Л.Лущенко
Схематизация стихотворения позволяет развивать мышление, воображение и память дошкольника. Способстивует быстрому и легкому запоминанию стихотворения. А при самостоятельной зарисовке закрепляет навык ...
