Консультация для педагогов на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детской инициативы»
консультация (младшая группа)

Беляничева Карина Александровна

Консультация для педагогов на тему:

«Взаимодействие с семьями воспитанников  по развитию детской инициативы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Взаимодействие с семьями воспитанников  по развитию детской инициативы»

 

     

            Добрый день,  уважаемые коллеги.  Хочу рассказать,  как заинтересовать родителей к совместной работе по поддержке инициативы, собственной активности ребенка?  Но для начала погрузимся с вами в теоретическую часть сегодняшней темы.   В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях   утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.               

            Инициативность проявляется ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.  Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, к ведению здорового образа жизни. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям и родителям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, с изобретательностью.  Мир ребёнка должен быть добрым, ярким, интересным. А сделать его таким могут взрослые. В психолого-педагогической науке уже давно доказана эффективность любой совместной деятельности для укрепления и развития эмоциональных отношений между родителями и детьми. Понимая, что воспитание – это не сумма мероприятий, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка всю работу в нашей группе строим так, чтобы родители не превращались в сторонних наблюдателей, а помогали в осуществлении образовательного процесса. Известный отечественный психолог Л.С. Выготский писал: « Семья – это воспитательная колыбель, здесь человек совершает свои первые шаги на пути освоения мира».

Сегодня многим родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Родители  часто неохотно поддерживают проявления детской самостоятельности, инициативности: оно обременительно и небезопасно, пресекают и часто переключают внимание ребенка на более разумные действия.

Они забывают, а даже и зачастую не знают, что первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка – семья, а папа и мама образцы для подражания.  Ребенок стремится быть похожим на членов семьи.  Целеустремленность у него проявляется в безудержных инициативах: ребенок хочет подражать маме во всем: умываться, кушать, делать зарядку, как мама, или  закаляться как папа. Но на первых порах  нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо поддержать ребенка.

      Многие родители  не осознают насколько важно совместно с детьми    играть, рисовать, лепить, конструировать. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление обучения, вооружить их определенными знаниями и умениями.

    Для того чтобы родители всегда знали чем был наполнен день ребенка в приемной помимо режима дня и расписания  образовательной деятельности располагается тема недели, из которой родителям понятно чем ребенок занимается на протяжении недели.

В нашей группе используются такие активные формы и методы работы с родителями:

- Беседы. Чаще всего они у нас индивидуальные, конкретно о ребенке, о достижениях, неудачах, методах их решения, по запросам родителей, о том какая индивидуальная работа ведется с ребенком, на что необходимо обратить особое внимание. В личных беседах  рассказываем  родителям, что для развития инициативности ребенка важно участвовать самим родителям. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме  или папе, научиться делать, как родители. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок «лезет помочь».  И,  во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребенок в чем-то ошибся. Нужно поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.

 

- Консультации.  Групповые, индивидуальные, приватные, в устной форме, написанные специалистами доу(муз. рук, хореограф, логопед, инструктор по физ. восп.), или воспитателями по развитию детской инициативы.     

  

       - Памятки  «Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?»

·                    Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной;

·                    хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;

·                    «Капля камень точит»: ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.

·        Родительская улыбка, одобрительный взгляд,  восторженный рассказ о достижениях своего ребенка  близким -  то, ради чего дети способны рисовать, строить,  лепить, заниматься спортом, в общем -  творить. Не скупитесь на знаки внимания.

 

      - Совместные конкурсы и акции. Родителям  нравится участвовать в наших конкурсах, они  всей семьей проявляют фантазию и мы занимаем призовые места.  

Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.  Вариантов достаточно много, их можно градировать по вашему желанию (дети для родителей, мама с ребенком, папа с ребенком, бабушки - рукодельницы и т.д).  Это позволяет сплотить семью, способствует духовно - нравственному объединению всех ее членов.

- В работе с родителями так же используется «Фото-отчеты». Фотографии мы используем для оформления тематических выставок, стенгазет, для добавления на сайт детского сада доступ к которому имеют все родители нашей группы.

- Очень важны в работе с родителями совместные праздники и развлечения и  участие родителей в подготовке и проведении праздников. Мы  доносим родителям, что они являются примером для своего ребенка. С такой мотивацией родители у нас готовы на многое, участвуют в конкурсах, поют, в спортивных соревнованиях участвуют, готовят костюмы и атрибуты для детей, приходят на праздники всей семьей, на спортивных соревнованиях поддерживают друг друга.  И на Новогоднем празднике роли деда Мороза, Снегурочки и Снеговика будут исполнять родители. 

-работа с родительским комитетом группы.

-Дни добрых дел ( подготовка  группы и участка  к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, оформление «Центра уединения»). Родители нашей группы самые отзывчивые и активные и дети лучше всех!    К счастью, со стороны родителей сейчас идет колоссальная поддержка.   
 Чем интереснее и необычнее проходят мероприятия с родителями, тем активнее родители будут интересоваться и участвовать в жизни группы. Желаю  успехов и творческого подхода в организации работы с родителями.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Взаимодействие со старшим поколением семьи»

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопред...

Консультация для педагогов по теме: «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе социализации дошкольника»

Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка требуется их взаимодействие. Семья и детский сад, имея свои особые функ...

Конспект консультации для педагогов на тему «Развивающая среда как условие развития детской инициативы».

Конспект консультации для педагогов на тему «Развивающая среда как условие развития детской инициативы»....

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников»

В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном город...