Статья "Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста"
статья (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Статья «Экспериментирование с детьми младшего дошкольного возраста.
Я решила взять тему по самообразованию «Развитие любознательности и познавательного интереса у младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Актуальность темы: если понаблюдать за трёх летним ребёнком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. С помощью рук он познаёт этот мир. Дети по своей природе исследователи, они с радостью открывают для себя окружающий мир, им интересно всё. Поэтому необходимо поддерживать стремление ребёнка к экспериментированию. Необходимо развивать у детей дошкольного возраста познавательный интерес и любознательность.
1.Поставила следующие задачи:
- Изучить и проанализировать методическую литературу по данной теме.
- Формировать у детей начальные представления о свойствах воды, песка и камня, умения экспериментировать с ними.
- Развивать любознательность, познавательную мотивацию у детей младшего дошкольного возраста.
- Повышать уровень компетентности педагогов в использовании игр экспериментов с детьми младшего дошкольного возраста.
- Использовать разнообразные формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования у детей умения экспериментирования.
- Пополнение предметно-пространственной среды игровым и демонстрационным материалом по ознакомлению детей с экспериментальной деятельностью.
2. Составила личный перспективный план по самообразованию
3. Изучила нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 03.02.2014).
Методические рекомендации для дошкольных образовательных организаций по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО.
- Изучила методическую литературу по данной теме:
- Марудова Е.В. «Экспериментирование с дошкольниками» СПб Детство-Пресс 20015
- Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПб., 2017
- Репьев С.А. Забавные физические опыты. Мастерилка, 1998
- Идом Х., Вудворд К. «Домашняя лаборатория» Опыты с водой, магнитами, светом и зеркалами. М., 1999
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2004
- Королева Л.А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС. 2014
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей. Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008
5. В рамках изучения данной темы в течение года посетила следующие мероприятия по теме:
- Учебный методический портал «УЧМет»: международный вебинар «Экспериментирование для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
6. Включила в план работы с детьми следующие мероприятия:
Игра-эксперимент «Волшебный песок»
Игра-эксперимент «Чей след»
Игра-эксперимент «Рисуем песком»
Игра-эксперимент «Превращения песка»
Игра-эксперимент «Песок и ветер»
Игра-эксперимент «Найди предметы»
Игра-эксперимент «Вода принимает форму»
Игра-эксперимент «Разноцветная вода»
Игра-эксперимент «Запах воды»
Игра-эксперимент «Заморозим воду»
Игра-эксперимент «Цветные льдинки»
Игра-эксперимент «Вода из снега»
Игра-эксперимент «В мире камней»
Игра-эксперимент «Как звучат камни»
Игра-эксперимент «Камни и вода»
7. Пополнила предметно-пространственную развивающую среду группы:
- Картотека игр экспериментов с детьми дошкольного возраста
- Приобретение (с помощью родителей) новых пособий и материалов для экспериментальной деятельности
- Консультации для детей и родителей по данной теме
- Набор для рисования песком
- Коллекция камней и минералов
- Набор мелких резиновых игрушек
8. Активно вела работу с родителями воспитанников:
- Анкетирование «Мой малыш - исследователь»
- Оформление буклета «Экспериментирование с дошкольниками»
- Презентация «Опыты с ребёнком в домашних условиях»
- Фотовыставка «Экспериментируем дома»
Так же родители привлекались к приобретению новых материалов для проведения игр - экспериментов
9. В своей работе использовала обмен опыта по данной теме с другими педагогами.
Для этого зарегистрировалась на сайтах: http://nsportal.ru, http://pedrazvitie.ru.
Выступала на педагогической мастерской «Радуга педагогических талантов» по теме: «Развитие любознательности и познавательного интереса у младших дошкольников в процессе экспериментирования»
Работая над данной темой самообразования, сделала следующие выводы:
Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника, им важно и нужно заниматься с детьми. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребёнка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов и родителей. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»
Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

Перспективное планирование нетрадиционных техник продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ
НеделяТемаЗадачиПриветствие,проблемная ситуацияОсновная частьДинамическая паузаЗаключениеСентябрь 1 «Моё имя»Диагностическое занятие- Формировать положительное отношение к сверст...

«Устное народное творчество для приобщения детей младшего дошкольного возраста к книге» Из опыта работы с детьми младшего дошкольного возраста
Произведения устного народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, бесед...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники продуктивной деятельности при изучении лексических тем детьми младшего дошкольного возраста, в т.ч. детьми с ОВЗ»
Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. Они узнают, что рисовать можно...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»
Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....

Фотоотчет развлечения «Путешествие в космос» с детьми младшего дошкольного возраста.Фотоотчет развлечения «Путешествие в космос» с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: Доставить детям радость, удовольствие, создать условия для развития познавательно – речевой активности детей....
