Сюжетно - ролевая игра- средство ранней профориентации детей дошкольного возраста
консультация

Захарова Юлия Викторовна

В консультации говорится о том, какие методы надо применять при знакомстве детей с трудом. По возрастам расписано в какие игры можно играть детям самостоятельно или с педагогом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proforientatsiya.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №55 «Полянка»

г. Нерюнгри Нерюнгринского района

Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации

        детей дошкольного возраста.        

 

Подготовила:

педагог - психолог

Захарова Юлия Викторовна

г. Нерюнгри 2023г.

Игра - путь детей к познанию мира,

 в котором они живут и который

призваны изменить.

А.М.Горький.

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому психолог Л.С.Выготский назвал ее ведущей деятельностью дошкольного детства. В сюжетно-ролевых играх дошкольник приобщает себя к социальному миру взрослых людей. В одно мгновение он может стать шофером, пожарным, врачом. Понимание профессионального труда взрослых, формирование самых элементарных представлений о профессиях, скорее даже зачатков их, возможно только в процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры, в которой имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, социальные и профессиональные стереотипы, модели профессионального поведения.

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Каждый родитель задумывается о будущем своего ребенка, внимательно следит за интересами и склонностями, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Уникальным средством формирования профессиональных установок детей дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра.

Детский сад является первой важной ступенью подготовки детей к будущей профессии. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с различными профессиями.

 Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности.

 Одним из эффективных средств социализации личности ребёнка дошкольного возраста является ознакомление с трудом взрослых.

 Интерес детей к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

 Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия, дети любознательны, при правильном подходе проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте, можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности.

Сейчас трудно спрогнозировать, в каких кадрах будет нуждаться экономика через 10-20 лет, когда профессии будут рождаться и умирать очень быстро. Но абсолютно точно, что для человека будущего, который сегодня является воспитанником детского сада, ключевым моментом в профессиональном успехе и самореализации будет гибкое сознание и мобильное отношение к смене профессиональной деятельности, чтобы иметь возможность проявить свои способности в различных видах деятельности.

Сюжетно-ролевая игра – это средство для решения поставленных задач по ранней профориентации детей дошкольного возраста. Ранняя профориентация детей, по мнению многих педагогов и психологов, должна начинаться с младшего дошкольного возраста. Так как в ходе сюжетно-ролевой игры начинают формироваться определенные отношения к людям, к деятельности взрослого, к профессиям. Именно в сюжетно-ролевой игре со сверстниками или взрослыми дети обмениваются новыми знаниями, учатся договариваться друг с другом, выслушивать других детей, развивают психические процессы: свою речь, обогащая словарь, развивают произвольное внимание, воображение, восприятие. Сюжетно-ролевая игра охватывает все образовательные области дошкольного образования.

Педагогу необходимо научить ребёнка переводить знания, полученные из разных источников в сюжеты игр. Для этого нужно помочь детям определить содержание предстоящей игры, последовательность событий, игровые действия, а также персонажей и их взаимодействие.

Для ознакомления детей с трудом взрослых можно применять традиционные методы обучения и воспитания:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

В практической деятельности все методы мы применяем не разрозненно, а в сочетании друг с другом.

Знакомство с профессиями идет от простого к сложному.

В младшей группе в игре детей трудовые действия ещё носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда.

Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:

- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);

- принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;

- правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);

- передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижёт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);

- самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);

- договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

- строить сюжет из 4- 6 смысловых эпизодов;

- исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;

- самостоятельно распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний друг друга;

- находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.

В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актёр, врач, водитель, лётчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.

В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:

- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;

-вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);

-расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека» и др.).

Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в мир профессий. Данный вид игр способствует практическому переживанию окружающей действительности. В её процессе дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. О том, что эти знания достаточно сформированы говорит поведение детей в игре: они охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.

Сюжетно-ролевая игра дает ребёнку радостное осознание того, что он стал взрослым, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.

Используемая литература:

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. - СПб: Питер, 2011. - 512 с.
  2. Бойченко Н.А., Григоренко Г.И., Коваленко Е.И. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников». СПБ, 2020г.
  3. Доронова Т.Н. Игра в дошкольном возрасте. – М. «Просвещение», 2005г.
  4. Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: В.П.Кондрашов. - Саратов: Изд-во СГУ, 2011г.
  5. ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра - средство развития воображения детей дошкольного возраста»

Свободная сюжетно-ролевая игра - самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста....

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

Сюжетно – ролевая игра как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста...

Сюжетно-ролевая игра - средство ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В данных тезисах раскрывается тема ранней профориентации детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Делается акцент на том, что сюжетно-ролевая игра является связующим звеном между д...

Презентация «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)

Презентация «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей» (средний возраст)(из опыта работы)...

Проект «Значение сюжетно-ролевых игр для ранней профориентации детей»(средний возраст)

Проект «Значение сюжетно-ролевых для ранней профориентации детей»(средний возраст)...

Сюжетно - ролевая игра "Школа искусств", как средство ранней профориентации детей дошкольного возраста

Представлен материал музыкальной сюжетно - ролевой игры по художественно - эстетическому направлению "Школа искусств". Детям даётся представление о профессиях искусства через сюжетно - ролев...