Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников «Развиваемся играя»
проект (средняя группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников
«Развиваемся играя»
Выполнила: воспитатель
Королькова Т.М.
«Истоки способностей и дарования детей находятся на
кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
В период дошкольного детства важное значение для психического развития детей старшего дошкольного возраста приобретает становление речи.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось многое делать своими руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. В настоящее время машины пришли на помощь человеку, облегчив его труд . К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так было выявлено что, если развитие мелкой моторики у дошкольника отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук ребенка является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Работы В. М. Бехтерева так же подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Сказка» города Сафоново Смоленской области
Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников
«Развиваемся играя»
Выполнила: воспитатель
Королькова Т.М.
«Истоки способностей и дарования детей находятся на
кончиках пальцев».
В. А. Сухомлинский.
В период дошкольного детства важное значение для психического развития детей старшего дошкольного возраста приобретает становление речи.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста –явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
В процессе своей работы я заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось многое делать своими руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. В настоящее время машины пришли на помощь человеку, облегчив его труд . К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Понимание значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят ребёнка от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Развитие движений пальцев рук тесно связано с речевой функцией. Так было выявлено что, если развитие мелкой моторики у дошкольника отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук ребенка является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
Работы В. М. Бехтерева так же подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, активизируются и соседние зоны, отвечающие за речь.
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача – значит, у ребёнка существуют проблемы с моторикой. Вот и получается, что уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.
В Концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. Авторы Концепции указывают, что ребенок, прежде всего, приобщается к вечным общечеловеческим ценностям (красоте, добру, истине). В результате этого у него рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательном преобразовании окружающей действительности.
Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализировать потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативным потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинается уже с первых дней жизни ребёнка.
Понимая всю важность развития, я поставила перед собой цель:
Формирование и развитие двигательных и психологических механизмов, влияющих на речь детей старшего дошкольного возраста средствами современных образовательных педагогических технологий.
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
8. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Паспорт проекта:
Тип проекта: исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Сроки проекта: долгосрочный (2021 – 2022 гг.)
Объектом исследования является мелкая моторика кисти рук дошкольников.
Предметом - комплекс мер по организации процесса развития мелкой моторики.
В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что систематическая и целенаправленная работа будет способствовать развитию мелкой моторики у дошкольников.
Автор проекта:
Королькова Татьяна Михайловна.
Этапы реализации
1 ЭТАП: сентябрь 2021 учебный год: информационно-аналитический (вводно-ознакомительный, внедрение в практику).
2 ЭТАП: октябрь-апрель 2021-2022 учебный год — внедрение в практику, (проведение игр, занятий).
3 ЭТАП: май 2022 учебный год — подведение итогов, (проведение диагностики проведенной работы, представление опыта работы по теме, презентация).
Методы и приемы работы:
• Кистевой массаж
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой и т. д.
• конструирование: из бумаги в технике оригами
• дидактические игры подвижной направленности
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:
• Систематичность проведения игр и упражнений.
Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
• Последовательность – от простого к сложному, сначала на правой руке, затем на левой;
При успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
• Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
На начало 2021 года учебного года выстроила систему работы в данном направлении, опираясь на создание предметно-развивающей среды: т. е. я уделила внимание организации сенсомоторного уголка. Ребята играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
Сенсомоторный уголок
Таблица 1
№ | Материалы и оборудование | Игры и игровые упражнения | Цели и задачи |
1. | Природный материал
| «Собираем ягоды» «Что, где растет?» «Волшебный мешочек» «Кто, что ест?» «Рисуем, фантазируя» | -развивать тактильную чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. -развивать мелкую моторику; -развивать внимание; -развивать память -развивать образное мышление, фантазию. |
2. | Массажные ванночки
| «Золушка» «Баба сеяла горох» «Что растет на грядках» «Угадайка» | - развивать тактильную чувствительность; - развивать мелкую моторику; - развивать внимание, память. |
3. | Пальчиковый театр по сказкам
| «Колобок» «Курочка» «Веселые друзья» «Спасатели» | -стимулировать развитие мелкой моторики; -знакомить ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.) ; -развивать воображение, память, мышление и внимание; -развивать словарный запас и активизирует речевые функции; -формировать творческие способности и артистические умения, знакомит с элементарными математическими понятиями. |
4. | Мелкие предметы
| «Раз, два, три, четыре, пять – очень надо посчитать» «Разбери по цветам» «Найди по величине» «Узнай по форме» «Бусы для мамы» «Бусы для великана» «Нарисуй радость» «Подарок для именинника» | -развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивать пространственное ориентирование, способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); -способствуют развитию речи; -развивать творческие способности; -развивать усидчивость; -способствовать улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений |
- информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития детей, развитие мелкой моторики рук.
Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения стараюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Во время игр моя задача состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.
Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук.
Игры с крупой и семенами.
Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.
• Берем разнос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на "доске" линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.
• Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
• Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать. Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой "Волшебный мешочек". Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки. Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.
Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.
Упражнения с бусинами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно.
Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».
Работа со штампами: упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение
Игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком и водой, фольклорные пальчиковые игры, физкультминутки.
Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.
Игры с конструктором, мозаикой - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений. Считаю, что работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства.
Ожидаемые результаты:
- Полноценное речевое развитие детей дошкольного возраста.
- Совокупность движения рук, тела и речевых органов способствуют снятию напряженности, монотонности речи
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Овладение нормами этики поведения.
- Предложенные упражнения помогут развить мелкую моторику рук и речь ребёнка, кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений, что в дальнейшем облегчит обучению письму.
Механизм оценки результатов развития мелкой моторики руки дошкольников:
Диагностика
С 3 до 4 лет
• Поочередное загибание пальчиков, отдельно на каждой руке.
• Пальчиковая игра. Выполнять заданные движения, сочетая с
текстом стихотворения.
Результат диагностики
• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.
• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.
С 4 до 5 лет
• Ребенку предлагают выполнить упражнение для пальцев рук, показанное взрослым. Упражнение выполняется как для правой, так и для левой рукой. «Каждым пальцем руки последовательно, начиная с мизинца, коснуться большого пальца 2 раза». Упражнение выполняется как для правой, так и для левой руки.
• Сложить из пальцев рук заданное животное (заяц, корова). Сначала на правой руке, затем на левой руке и на обеих.
Результат диагностики
• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.
• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.
С 5 лет
• Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой
• Низкий уровень - отсутствие основных элементов в структуре движения.
• Средний уровень - основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
• Высокий уровень - точное воспроизведение движений.
• «Езда по дорожке» Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т. п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.
Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз;
результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки.
Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.
• Ребенку предлагают срисовать слово, написанное латинскими буквами.
Инструкция.
Посмотри, здесь что-то написано. Ты, может быть, еще не учился писать, но попробуй, наверное, ты сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и рядом, на этом пустом месте напиши тоже так.
Низкий уровень - не справляется с заданием, воспроизведение очень отдаленно напоминает образец.
Средний уровень - выполняет с 1 -3 ошибками.
Высокий уровень - выполняет задание точно, без ошибок.
Результат проведения проекта:
• Созданы условия для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
• Результаты диагностики во втором полугодии показали, что движения пальцев стали более точными, дети аккуратнее обводят разные фигуры. Уровень развития тонкой моторики руки вырос на 80 процентов.
Дальнейшее развитие проекта.
Проект рассчитан на 1 год, прописаны цели и задачи для реализации данного проекта. Продолжение работы с детьми в старшей и подготовительной к школе группе.
Проведение контрольного диагностического исследования Проведение мониторинга результатов развития мелкой моторики рук.
Выводы и результаты:
- увеличение словарного запаса детей;
- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети используют пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности;
- развитие моторика пальцев рук;
- развитие внимания, памяти, воображения;
- родители стали единомышленниками с педагогами в ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Веселые пальчики». Педагогический проект по развитию мелкой моторики в первой младшей группе ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»
ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее дв...

Детско-родительский проект «Развитие мелкой моторики через сюжетно-ролевые игры у мальчиков»
Данный проект имеет гендерное направление. В сюжетно-ролевых играх у мальчиков расширяются представления о деятельности взрослых. Ребенок смотрит на мир с точки зрения своего будущего, с точки зр...

Проект по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста «Пальчиками играем»
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы....
проект «Развитие мелкой моторики рук через пальчиковые игры»
Формирование умения согласовывать движение пальчиков с речью; обучение детей пальчиковым играм; развитие мелкой моторики рук....

Проект «Роль развития мелкой моторики и артикуляционной гимнастики в развитии речи детей»
zwnj;&rlm...
Проект по развитию мелкой моторики «Играем – пальчики развиваем».
Проект по развитию мелкой моторики«Играем – пальчики развиваем»....

Проект по развитию мелкой моторики " Наши пальчики играют"
Цель: сформировать у детей раннего возраста более высокий уровень развития мелкой моторики рук, с помощью различных видов детской деятельности: лепки, рисования, аппликации, пальчиковых игр...
