Консультация для воспитателей «Создание условий для двигательной активности дошкольников в средней группе». Представление из опыта работы.
консультация
«Создание условий для двигательной активности дошкольников в средней группе». Представление из опыта работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик-семицветик
Консультация для воспитателей на тему:
«Создание условий для двигательной активности дошкольников в средней группе». Представление из опыта работы.
Подготовила воспитатель: Янтурина Э.Ф.
Г.Когалым
Одной из важнейших задач современного общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. В условиях не благоприятной экологической обстановки, не устойчивых социальных условий, росте внутрисемейной напряженности проблема здоровья детей является особенно актуальной. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни ребенка.
Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна.
В «Конвенции о правах ребенка» подчеркивается, что современное образование должно быть здоровьесберегающим. И в Законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, жизненно-важная привычка. Поэтому дошкольное учреждение и семья должны заложить основы здорового образа жизни, побуждать ребенка самостоятельно и активно сохранять и приумножать свое здоровье, сформировав у них основы здорового образа жизни.
Для создания целостной системы здоровьесбережения очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления.
Проблема двигательной активности детей в условиях группы всегда актуальна. В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. Полноценное физическое развитие детей, укрепление здоровья и совершенствование функций организма является неотъемлемой частью педагогической. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно складывается на растущем организме ребенка и приводит к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работе.
С целью сохранения здоровья ребенка и развития его как всесторонней гармонично развитой личности применяется комплекс следующих здоровье сберегающих компонентов:
1. Утро начинаем с зарядки. Утренняя гимнастика- является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя гимнастика, в средней группе, проводится ежедневно по 10 минут. Комплекс составлен физ.инструктором ДОО, и меняется каждые 2 недели.
2. Физкультурные занятия. Одной из главных форм укрепления здоровья детей в дошкольном учреждении является проведение физкультурных занятий. Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 мин. в соответствии программой. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
3. Физминутки представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания. Это наиболее эффективный способ, который предупреждает утомление. Для детей это способ восстановить работоспособность. Виды физминуток:
- — физминутки-разминки;
- — физминутки для глаз;
- — пальчиковая гимнастика;
- — упражнения для релаксации;
- — упражнения для дыхания.
4.Двигательная разминка.
Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.
Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.
Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.
Продолжительность двигательной разминки не более 10минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.
5. Гимнастика после сна. Гимнастика после дневного сна – комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая оздоровительный характер. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и хорошее самочувствие ребёнка.
- Виды гимнастики после дневного сна:
- — разминка в постели и самомассаж;
- — ходьба по массажным дорожкам.
6. Подвижная игра. Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования основных движений детей, укрепления и закаливания их организма. С помощью игр улучшается физическое развитие ребёнка: он становится крепче, выносливее. Подвижные игры проводятся каждый день, как в помещении, так и на прогулке.
7. «Динамический час» - одна из форм инновационной работы в детском саду, которая позволяет реализовать принцип индивидуализации, значительно повысить самостоятельную активность, любознательность, инициативу дошкольников. Проводится в вечернее время в форме совместной деятельности.
Для физического развития детей и двигательной активности в спортивном зале ДОО в нашей группе создана развивающая предметно-пространственная среда для организованной и самостоятельной двигательной деятельности детей. Среда дает возможность каждому ребенку проявить свою творческую активность, самостоятельность помогает привить интерес к физкультуре, создать эффект психологического комфорта.
В нашей группе разработаны картотеки двигательной активности детей, которые включает в себя: ежедневную утреннюю гимнастику, пальчиковые гимнастики, минутки здоровья, физкульт.минутки, ежедневные прогулки с включением подвижных игр, побудки после сна, хороводные, малоподвижные игры
Это повышает интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности дошкольников. Всё оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
На территории детского сада имеется спортивно-игровое оборудование, участки для прогулок. Прогулка– наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. И я уделяю большое внимание организации двигательной активности детей на прогулке, используя разнообразный выносной материал (мячи, обручи, кегли, скакалки в летнее время; зимой- лопатки, хоккейные клюшки, санки, снеголепы ит.д.).
При планировании прогулки подбираю подвижные игры с учетом возраста детей. Формы организации подвижных игр и упражнений на прогулке могут быть разными, что зависит от характера прошедших и предстоящих занятий, времени года, индивидуальных особенностей детей. Подвижные игры включают различные виды движений: бег, прыжки, метание, ловля, бросание и содержат интересные двигательные игровые задания. Дети с удовольствие играют в сюжетные игры и игры с предметами, а также в игры- эстафеты, игры с правилами, с элементами соревнования.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут.
В основе взаимодействия детского сада и семьи лежит сотрудничество. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса. Привлекаю родителей к изготовлению нестандартного оборудования для развития двигательной активности дошкольников.
Здоровый ребенок — жизнерадостный, активный, доброжелательно относящийся к окружающим, любознательный ребенок. Развитие его физических (двигательных) качеств, проходит гармонично. Он вынослив, достаточно быстр, ловок, селен
Таким образом, я считаю – важно учитывать, чтобы все формы двигательной активности и двигательной деятельности, реализуемые в течение дня в процессе физического воспитания, как организованные, так и самостоятельные, индивидуальные, благоприятно влияют на физическое и психическое здоровье детей. Только в таких условиях возможно воспитать гармонично развитую личность
Спасибо за внимание!
В среднем возрасте продолжаю развивать двигательную активность детей в играх с мячами, обручами, скакалками. Организую игры на развитие психофизических качеств, пространственную ориентировку, воспитываю самостоятельность и инициативность детей в организации знакомых игр. Постепенно учу ребят выполнять правила игры без моих подсказок. В таких играх у детей развиваются творческие способности (придумывание вариантов игр).
Также в своей работе на формирование двигательной активности у детей я использую следующие игры:
– игры с бегом – «Самолёты в ангар», «Разбегись и прокатись», «Лошадки»;
– с прыжками – «Допрыгай до флажка», «Поймай комара», «Лягушата»;
– с ползанием – «Доползи до флажка», «Проползи-не задень», «Наседка и цыплята»;
– с мячом – «Мяч через сетку», «Подбрось – найди»;
– на ориентировку в пространстве – «Найди, где спрятано»;
– на дыхание – «Весёлая пчёлка», «Паровоз»;
– народные игры – «У медведя во бору», «Лиса в курятнике»;
– игры для укрепления психического здоровья – «Найди свой цвет», «Кто тише?», «Принеси игрушку», «Холодно – жарко» и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки по двигательной активности дошкольников в средней группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия) по двигательной активности в средней группе.Тема: " В ГОСТИ К СОЛНЫШКУ "Цели: " Развитие физических, психических качеств личн...

Консультация на тему "Создание условий для двигательной активности в группе и на улице во второй группе раннего возраста"
Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных учреждений, призванных заложить основы крепкого здоровья и всестороннего развития личности ребёнка....

"Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"
Опыт работы по теме "Создание условий для двигательной активности дошкольников с использованием подручного материала и нестандартного физкультурного оборудования"...
Консультация для воспитателей "Создание условий для развития речи дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС"
Согласно ФГОС ДО развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя: владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной монологич...

Консультация для воспитателей «Создание условий для художественно эстетического развития детей в группе».
Консультация для воспитателей«Создание условий для художественно эстетического развития детей в группе»....

"Создание условий для двигательной активности дошкольников".
Для каждого возрастного периода существует свой оптимальный уровень двигательной активности, но в дошкольном возрасте в связи с интенсивным обменом веществ и пластическими процессами роста потребность...

Консультация для воспитателя "Создание условий для двигательной деятельности детей"
Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение котор...
