Сценарий родительского часа «Формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (старшая группа)
Сценарий родительского часа
«Формирование самостоятельности и инициативности
у детей дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 137.72 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области
Сценарий родительского часа
«Формирование самостоятельности и инициативности
у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: высшей квалификационной
категории Е.А.Рачкова
г. Райчихинск
2024г.
Цель: способствовать повышению педагогической культуры родителей.
Задачи:
1) Повышение знаний в вопросах формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста;
2) Активизация взаимодействия с родителями по формированию самостоятельности у детей;
3) Заинтересовать родителей в развитии самостоятельности у их детей через непосредственное участие в практическом занятии.
Нашу сегодняшнюю встречу я бы хотела начать с притчи:
Притча.
«Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои не расправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья, и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены и не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
Уважаемые родители! Может вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшней встрече? Я хотела обсудить с вами вопрос по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Но с начало я предлагаю послушать наших детей, которые подготовили для вас стихотворения
1.Панкрат
2.Аня М
3.София М
4.Диана
5.Тимофей
Уважаемые родителя я вам предлагаю вам выполнить упражнение. Делаем шаг вперед те, кто
Игра «Шаг вперед те, кто
- сегодня утром опоздал на работу;
- чей ребенок сам надевал колготки;
- кто готовил мужу завтрак;
- чей муж знает, где лежат его носки;
- кто успел помыть посуду;
- кто поцеловал своего ребенка;
- кто по вечерам играет со своим малышом в игры;
- кто читает ему сказку на ночь
- кто считает, что ваш ребенок ничего не умеет делать самостоятельно;
- хочет, чтоб ваш ребенок был самостоятельным;
- кто стремится это делать каждый день?
Сейчас я вам предлагаю зачитывать разные высказывания и выбрать те, которые, по-вашему, способствуют развитию самостоятельности. Каждое выбранное вами высказывание я буду складывать в «копилку». Эти высказывания имеют вполне конкретное значение для ребенка, и мы должны об этом помнить.
(Ты молодец! Ты это сможешь! Дай, я сама! Давай вместе! Отойди! Я верю в тебя. Попробуй еще раз… перестань! Сиди спокойно!!! Ты все сломаешь! Упадешь!! Ты еще маленький. Не смей!!! Вот вырастешь, и тогда… Не лезь! Не умеешь! Помоги мне… Ты уже большой. У тебя все получится! Не ходи!!! Ты с этим справишься.)
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?
Уважаемые родители я вам предлагаю разобрать несколько ситуаций
Ваша задача: решить их и ответить на вопрос.
Ситуация № 1
«Саша любит мыть руки самостоятельно, но кран расположен высоко. Ребенок изо всех сил тянет руки к крану - вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезный труд, затраченные силы ребенка и недовольство родителей».
В чем ошибка родителей и как ее исправить? Поделитесь опытом: как ваш ребенок умывается дома.
Ситуация №2
«Миша сам научился снимать куртку. Но каждый раз, приходя с улицы, он бросал её там, где раздел или подавал маме». Почему? Что надо сделать родителям?
Ситуация №3
«У мамы двое детей и такие молодцы! Они сами за собой убирают игрушки в специальную корзину. Мама очень любит с ними играть. Одна беда, когда хочется построить домик для собачки или покормить куклу, приходится очень долго искать кубики или посуду в этой огромной корзине».
Какую ошибку допустила мама? Как её исправить? Поделитесь опытом, где у вас лежат игрушки?
Ситуация №6
«Илюша (3 года) с усердием натягивает колготки. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготки почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать, прекращая эту «бесцеремонную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, сняла колготки, вывернула и стала натягивать ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
- Сам! Сам! Сам!
- Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «Сам».
Вопросы:
Правильно ли поступила мама? Обоснуйте ваше мнение.
Как вы думаете, почему она так поступила?
Чтобы воспитать у детей самостоятельность, необходимо правильно руководить действиями детей, наглядно продемонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Если у ребёнка не сразу получается, ему необходимо помочь. Также не скупитесь на похвалу. Это поддержит у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даст им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться.
Самообслуживание для малышей представляет значительную трудность, так как необходимые здесь трудовые процессы требуют затраты известных усилий, сосредоточения внимания, преодоления трудностей.
Одевание детей.
Практическое упражнение «Что сначала, что потом?»
Большая трудность – дети не умеют и даже не стремятся научиться одеваться! Поднимите руки, кто учит своего ребенка правильно и последовательно одеваться.
Родителям предлагается алгоритм одевания в картинках, необходимо выложить картинки в правильной последовательности.
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
предлагаю
Игра «Умеем ли мы хвалить ребенка»
Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости.
Положительная оценка порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться. За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию?
(Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, овладеть новыми действиями, помочь родителям).
Родители говорят, по очереди передавая, друг другу игрушку. Слова-похвала: молодец, умница, ты лучший; как здорово, что ты это делаешь самостоятельно; я всегда верю в тебя! я горжусь тобой! Продолжай в том же духе!
Известно, что дети по природе своей активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить своей назойливой опекой.
7 этап. Дидактическая игра «Наряди матрешку».
Ведущий: в данной игре ребенок учится самостоятельно находить похожий элемент с элементом на матрёшке. Сейчас и Вы, родители, попробуете сыграть в эту игру вместе с деть. Посмотрим кто лучше и быстрее справится с этой игрой. Детки справляются просто отлично.
Я считаю, что и у Вас, уважаемые родители, очень хорошо получилось сыграть. Теперь понятно в коего растут наши ребятишки.
8 этап. Дидактическая игра «Подбери по цвету».
Ведущий: в данной игре ребенок учится сам по цветам соотносить разные предметы и сажать их в свои домик. Сейчас и вы попробуете сделать тоже самое. Я думаю и у вас, как у ваших детей все получится.
Я считаю, что и у Вас, уважаемые родители, очень хорошо получилось сыграть.
Предлагаю вам сыграть совместно с детьми в игру «Нашкодившие ручки».
Это игра полезна «детям-хулиганам»
Вам необходимо положить «нашкодившие» ручки на лист бумаги. Раскрашивая их вместе с ребенком, нарисуйте им глазки и улыбающийся ротик. Говорите ребенку о том, что ручки очень добрые, хорошие, ими можно погладить кого-то, сделать что-то полезное и правильное. А потом предложите ребенку договориться с ручками, чтобы они делали в течение, дня, только добрые дела. В течении дня похвалите ручки ребенка, погладьте их. Малышу приятно слышать похвалу и получать мамину ласку. И вскоре ваш ребенок перестанет шалить.
Теперь я вам предлагаю совместно с вашими детьми обвести ручки детей, сделать эти ручки послушными и веселыми.
Ведущий: вот и окончена наша игра.
Итак, ребёнок рождается беспомощным существом. За первые пять лет проходит огромный путь, пожалуй, более значительный и богатый приобретениями, чем во все остальные годы его жизни! В самом деле, с чем можно сравнить развивающуюся в детстве способность владеть своим телом, речью, мыслить, радоваться, любить и грустить, воспринимать прекрасное в окружающем нас мире! Всё это, конечно, ребёнку ещё предстоит развивать и совершенствовать в дошкольном, а потом школьные годы и даже когда он станет взрослым.
Всю жизнь! Но все начинается с детства. Здесь – истоки всего человеческого. Как от хилого росточка трудно добиться пышного цветения, так невоспитанному сызмала ребенку нелегко восполнить упущенное. Поэтому воспитание детей надо начинать с рождения.
Для того чтобы наша встреча вам запомнилась, я хотела бы вам раздать вот такие памятки о самостоятельности.
Благодарим всех родителей за участие в нашей встречи. (Выдаём памятки «Что должен уметь ребенок в младшем возрасте»).
Советы родителям
«Развиваем самостоятельность ребенка».
- Более эффективно развитие самостоятельности в раннем возрасте.
- Сверхопека и сверхконтроль лишают ребенка возможности приобрести личный опыт, формируют безучастие, равнодушие к жизни.
- Детям нужны простые четкие правила поведения: что можно делать, а что - нельзя.
- Запретов и ограничений для ребенка не должно быть много. Если маме и папе присуща педагогическая мудрость, развитие ребенка будет больше акцентировано на том, что родитель позволяет, а не на запрещениях.
- Помогайте ребенку осваивать навыки самообслуживания (одевание, кормление, уборка игрушек).
- Предлагайте в игровой форме оказывать помощь маме и папе в домашнем хозяйстве (например, помыть небьющуюся посуду, подать молоток или другой инструмент папе, вытереть стол, помочь разгрузить сумку с продуктами, почистить отварную картофелину для салата и другие поручения).
- Не ограничивайте ребенка в творческом поиске, экспериментировании (например, в рисовании, лепке или другой деятельности).
- Поощряйте познавательный интерес ребенка, а также сами будьте активны в познании всего нового и интересного, ведь дети берут пример с родителей.
- Помогайте ребенку приобретать навыки общения со сверстниками и взрослыми, играть в совместные игры.
10.Вашему ребенку нужно много любви и внимания в этот сложный для него период.
Дети старшего дошкольного возраста
могут выполнять следующие виды поручений:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Будьте рядом, когда вашему ребенку нужна помощь, верьте в его силы и способности, любите его таким, какой он есть,
и все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие инициативности у детей дошкольного возраста."
laquo;Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят» (Элберт Грин Хаббард)Инициативный ребенок дошкольного возраста - ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?Инициатива...

Оценка развития сферы коммуникативной инициативности у детей дошкольного возраста
Представление инструментария для педагогической диагностики сферы коммуникативной инициативы ребенка...

Сценарий родительского собрания на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот цель, кот...

Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у...
Статья "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности".
Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности...
Консультация для воспитателей РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ
Презентация подготовлена в соотвествествии с заявленной темой консультации: раскрывает центральные понятия "инициатива", "инициативность", требования ФГОС ДО, показатели инициативн...

Опыт работы "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста"
Представлен опыт работы по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Педагог показывает методы и приемы, которые помогают поддерживают детскую инициативу....


