«Формы работы с родителями по развитию самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»
консультация
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы работы с родителями по развитию самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»
Проблема формирования у детей инициативы, самостоятельности и активности была и остаётся самой актуальной. А это именно те качества, которые являются основой становления характера человека. Именно поэтому в дошкольном возрасте необходимо помочь ребёнку раскрыть своё «я», научиться высказывать своё мнение, проявлять инициативу, а не действовать по указке взрослых. Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.
Именно инициативность, самостоятельность ребёнка, умение видеть, замечать, задавать вопросы, пытаться искать ответы, находить пути решения возникающих проблем, стимулирует развитие аналитических способностей.
Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности.
2-3 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в этом возрасте является исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:
• предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
• отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей;
• не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность;
• формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности;
• побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру);
• поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты;
• устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми;
• проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки детей;
• для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку;
• содержать в доступном месте все игрушки и материалы;
• поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
3-4 года
Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности ребенка 3-4 лет взрослым необходимо:
• создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
• рассказывать детям о их реальных, а также возможных в будущем достижениях;
• отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
• всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
• помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
• способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
• в ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относится к затруднениям ребенка, позволять действовать ему в своем темпе;
• не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
• учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
• уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
• создавать в группе и семье положительный психологический микроклимат, проявлять любовь, выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
• всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.
4-5- лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является познавательная деятельность, расширение информационного кругозора, игровая деятельность со сверстниками. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:
• способствовать стремлению детей делать собственные умозаключения, относится к их попыткам внимательно, с уважением;
• обеспечивать для детей возможности осуществления их желания переодеваться и наряжаться, примеривать на себя разные роли. Иметь в группе набор атрибутов и элементов костюмов для переодевания, а также технические средства, обеспечивающие стремление детей петь, двигаться, танцевать под музыку;
• создавать условия, обеспечивающие детям возможность конструировать из различных материалов себе "дом", укрытие для сюжетных игр;
• при необходимости осуждать негативный поступок ребенка с глазу на глаз, но не допускать критики его личности, его качеств;
• не допускать диктата, навязывания в выборе сюжетов игр;
• обязательно участвовать в играх детей по их приглашению в качестве партнера, равноправного участника, но не руководителя игры. Руководство игрой проводить опосредованно;
• привлекать детей к украшению группы к различным мероприятиям, обсуждая разные возможности и предложения;
• побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого, не навязывая им мнение взрослого;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день, опираться на их желание во время занятий;
• читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:
• создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то;
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
• привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-8 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы и самостоятельности взрослым необходимо:
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
• спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
• создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
• обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
• поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
• создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
• при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
• проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
• презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам;
Формы работы по образовательным областям по поддержанию детской инициативы и самостоятельности у детей с педагогами и родителями в соответствии ФГОС.
Социально-коммуникативное развитие.
1. Участие родителей и педагогов в мероприятиях ДОУ: праздниках, семейных клубах, развлечениях, выполнение рекомендаций, учителей-дефектологов и психологов, консультирование родителей, родительские собрания, практикумы, которые помогают выработать компетентную педагогическую позицию по отношению к собственному ребенку.
2. Участие родителей в совместных с детьми выставках изделий по ручному труду.
3. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
4. Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы, и нормативы.
Познавательное развитие.
1. Прогулки с детьми в общественные места.
2. Индивидуальные беседы, консультации для родителей.
3. Опыты и наблюдения за природными объектами, сбор природных объектов, материала для копилок времен года, изготовление вертушек, ловушек для ветра.
4. Домашние чтения.
5. Собственный пример.
6. Открытые занятия для родителей.
7. Опрос, анкеты, информационные листы в родительском уголке, совместное выполнение заданий с детьми по тетрадям.
8. Консультации специалистов ДОУ о подготовке детей в школу.
Речевое развитие.
1. Участие родителей во всех педагогических мероприятиях, организуемых для родителей педагогами: семейных клубах, консультациях, практикумах, круглых столах, родительских собраниях, в обсуждении проблем на Интернет-странице, праздниках.
2. Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
3. Побуждать поддерживать детское сочинительство.
4. Консультирование, беседа, домашнее чтение. Совместные спектакли.
4. Художественно-эстетическое развитие.
В рамках совместной деятельности педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста развиваются такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность, появляется возможность самоутверждения, осознания необходимости полученных знаний и умений, желание использовать, пополнять и углублять знания, уверенность в себе. Основные показатели самостоятельной деятельности — интерес к ней со стороны ребенка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы с родителями по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста
Опыт работы...

Оценка развития сферы коммуникативной инициативности у детей дошкольного возраста
Представление инструментария для педагогической диагностики сферы коммуникативной инициативы ребенка...

Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.
Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у...

Использование активных форм работы с родителями по формированию самостоятельности и инициативности в физическом развитии дошкольников при использовании современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Сообщение из опыта работы воспитателя среднй группы "Ромашка" МБДОУ д/с №65 "Лесная полянка"...
Статья "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности".
Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста в музыкальной деятельности...

Опыт работы "Развитие самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста"
Представлен опыт работы по развитию самостоятельности у детей дошкольного возраста. Педагог показывает методы и приемы, которые помогают поддерживают детскую инициативу....

Сценарий родительского часа «Формирование самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста»
Сценарий родительского часа«Формирование самостоятельности и инициативностиу детей дошкольного возраста»...
