консультация для воспитателей ЗКР и обучение грамоте
консультация
Консультация для воспитателей: «Звуковая культура речи и обучение грамоте»
Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте». Подготовка детей к школьному обучению является важным аспектом в работе с детьми подготовительной группы. В этом возрасте проходит выработка осознанного отношения к речи, необходимого для подготовки дошкольников к усвоению школьной грамоты. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению). Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду. Звуковая культура речи сочетает в себе: развитие речевого дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, постановку и уточнение произношения звуков, выработку нормального темпа, ритма речи, развитие выразительности речи, развитие фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий, в режимные моменты, на прогулке, в игровой и художественной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке отдельных детей потренировать в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые, дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Для формирования правильного произношения используют: артикуляционную гимнастику, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки, потешки, пальчиковые игры, речевые игры, игры на развитие мелкой моторики. В подготовительной к школе группе ставятся такие задачи по развитию звуковой культуре речи: 1. Развитие голосового аппарата (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом) 2. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, развитие умения дифференцировать звуки на слух, последовательно выделять звуки, устанавливать их место в слове, обозначать звуки цветными символами, давать характеристику звуку (гласный, согласный) 3. Закрепление умения самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, вслушиваться в его звучание 4. Деление двухсложных слов на части и произношение каждой части слова 5. Деление трехсложных слов на части, произношение каждой части слова, определение порядка слогов в слове 6. Подбирать слова сходные по звучанию 7. Произношение предложений с разными оттенками интонации (сердитая, ласковая, печальная и т. п.) 8. Закрепление представлений об ударении, об ударных и безударных слогах 9. Знакомство со схемой звукового состава слова, упражнение в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему, знакомство с терминами «звук» и «слово» Для того, чтобы ребенок научился выделять звуки в слове, ему могут помочь такие игры: «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Кто в домике живет?», «Магазин» и др. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма. Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить при помощи игровых упражнений: «Выдели слово» - хлопать в ладоши, когда ребенок услышит слова с заданным звуком «Какой звук есть во всех словах?» - произнести 3-4 слова, ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах «Звуковые песенки» - ИА-ослик, УА-ребенок, ООО-удивление «Какой звук начинает слово?» - повторить слово, выделяя первый звук. При подготовке к обучению грамоте, закреплению звукопроизношения можно использовать конструктор ЛЕГО. Например: при подготовке к обучению грамоте человечки в красной одежде могут изображать гласные звуки, твердые согласные - в синей одежде, мягкие согласные – в зеленой. Воспитатель объясняет ребенку: «Смотри, он в синем костюмчике, потому что он согласный и твердый». А потом для закрепления задает вопрос : «А какого цвета костюмчики у твердых согласных?». Когда ребенок играет с ЛЕГО человечками, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Детям также очень нравится составлять из ЛЕГО буквы. Родители играют ключевую роль в речевом развитии ребенка. Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка. В сентябре провели собрание «Ваш ребенок – будущий школьник». На этом собрании познакомили родителей с играми по ЗКР. Провели анкетирование «Подготовка детей к обучению грамоте». Подготовили консультацию «Если ребенок плохо говорит», «Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовленности ребенка к школе», «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Звуковая культура речи и обучение грамоте»
Согласно ФГОС ДО: «речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте». Подготовка детей к школьному обучению является важным аспектом в работе с детьми подготовительной группы. В этом возрасте проходит выработка осознанного отношения к речи, необходимого для подготовки дошкольников к усвоению школьной грамоты. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшением здоровья детей, нарушением работы центрального органа речевой функции. С каждым годом возрастает число практически не говорящих детей, одной из причин неправильной речи детей недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению). Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду. Звуковая культура речи сочетает в себе: развитие речевого дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, постановку и уточнение произношения звуков, выработку нормального темпа, ритма речи, развитие выразительности речи, развитие фонематического слуха, воспитание навыков звукового анализа и синтеза. Воспитатель помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, четким произнесением слов, умением пользоваться голосом, приучает говорить не торопясь, интонационно выразительно. Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на речевых занятиях, но она может входить и в содержание других занятий, в режимные моменты, на прогулке, в игровой и художественной деятельности, в индивидуальной работе с детьми. Во время утренней речевой гимнастики можно потренировать артикуляционный аппарат, уточнить и закрепить в игровой форме произношение того или иного звука. На прогулке отдельных детей потренировать в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организуются индивидуальные и групповые подвижные, хороводные, речевые, дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Для формирования правильного произношения используют: артикуляционную гимнастику, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки, потешки, пальчиковые игры, речевые игры, игры на развитие мелкой моторики. В подготовительной к школе группе ставятся такие задачи по развитию звуковой культуре речи: 1. Развитие голосового аппарата (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом) 2. Уточнение и закрепление правильного произношения звуков, развитие умения дифференцировать звуки на слух, последовательно выделять звуки, устанавливать их место в слове, обозначать звуки цветными символами, давать характеристику звуку (гласный, согласный) 3. Закрепление умения самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, вслушиваться в его звучание 4. Деление двухсложных слов на части и произношение каждой части слова 5. Деление трехсложных слов на части, произношение каждой части слова, определение порядка слогов в слове 6. Подбирать слова сходные по звучанию 7. Произношение предложений с разными оттенками интонации (сердитая, ласковая, печальная и т. п.) 8. Закрепление представлений об ударении, об ударных и безударных слогах 9. Знакомство со схемой звукового состава слова, упражнение в сравнении слов по звуковому составу, опираясь на схему, знакомство с терминами «звук» и «слово» Для того, чтобы ребенок научился выделять звуки в слове, ему могут помочь такие игры: «Найди место звука в слове», «Подбери слово к схеме», «Кто в домике живет?», «Магазин» и др. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма. Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить при помощи игровых упражнений: «Выдели слово» - хлопать в ладоши, когда ребенок услышит слова с заданным звуком «Какой звук есть во всех словах?» - произнести 3-4 слова, ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах «Звуковые песенки» - ИА-ослик, УА-ребенок, ООО-удивление «Какой звук начинает слово?» - повторить слово, выделяя первый звук. При подготовке к обучению грамоте, закреплению звукопроизношения можно использовать конструктор ЛЕГО. Например: при подготовке к обучению грамоте человечки в красной одежде могут изображать гласные звуки, твердые согласные - в синей одежде, мягкие согласные – в зеленой. Воспитатель объясняет ребенку: «Смотри, он в синем костюмчике, потому что он согласный и твердый». А потом для закрепления задает вопрос : «А какого цвета костюмчики у твердых согласных?». Когда ребенок играет с ЛЕГО человечками, работа над звуковым анализом слога проходит в игровой форме, что способствует лучшему усвоению материала. Детям также очень нравится составлять из ЛЕГО буквы. Родители играют ключевую роль в речевом развитии ребенка. Взаимодействие воспитателей с семьей значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы, и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребенка. В сентябре провели собрание «Ваш ребенок – будущий школьник». На этом собрании познакомили родителей с играми по ЗКР. Провели анкетирование «Подготовка детей к обучению грамоте». Подготовили консультацию «Если ребенок плохо говорит», «Развитие правильной речи – важное условие умственного развития и подготовленности ребенка к школе», «Игры и игровые упражнения со звуками, буквами и слогами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Как сделать обучение грамоте интересным и непосредственным?".
Материал представляет дидактические игры, которые в игровой форме позволяют не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух....

Семинар для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста"
Многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к четырем годам. Именно период с четырех до пяти лет считается периодом «языковой одаренности», когда дети особенно вос...

Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"
Цель семинара: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте старших дошкольников. Задачами семинара является : активизация знаний о звуках и буквах; уточнение предст...

Методическое пособие для воспитателей ДОУ по обучению грамоте детей дошкольного возраста «БУКВОЗНАЙКА»
Пояснительная записка Главное — заинтересовать! Чтение - это сложный психический процесс, он на равных началах включает в себя, наряду с готовностью звукового анализа речи, словесную и нагля...
Мастер -класс для воспитателей "Звучащее слово" (обучение грамоте посредством игры).
Обучение педагогов интерактивной форме проведения занятия в целях повышения педагогической компетентности воспитателей в вопросах речевого развития детей, используя игры....
Консультация для воспитателей "Подготовка к обучению грамоте"
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы о...

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка к обучению грамоте»
Цель семинара-практикума: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет прохо...