верность родной земле
рабочая программа (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Логунова Олеся Сергеевна

Присоединение детей к прошлому опыту народа, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее позволяет уже в дошкольный период формировать систему ценностей и применять полученные знания в практической жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социокультурные истоки18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Основная цель программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителя к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Присоединение детей к прошлому опыту народа, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее позволяет уже в дошкольный период формировать систему ценностей и применять полученные знания в практической жизни.

В возрасте 5-6 лет целями воспитательной программы являются :

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);

- дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;

- создание условий для формирования правильной самооценки.

Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного развития детей«Верность родной земле»«Радость послушания»«Светлая надежда»«Добрые друзья»«Мудрое слово».

У старших дошкольников основными личностными мотивами в общении со взрослыми и сверстниками является потребность в сопереживании и взаимопонимании. Для старшего дошкольника очень важным мотивом является познавательный аспект общения.

В старшей группе ставятся задачи развития:

- монологической и диалогической речи;

-способности понимать эмоциональное состояние других людей, сочувствовать и сопереживать, проявлять эмпатию;

- умения выражать разные эмоциональные состояния в процессе общения;

- умения вступать в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;

- умения использование вербальные и невербальные средства общения;

- взаимопонимания (умение понять сверстника и взрослого, принять точку зрения собеседника, быть терпимым к иному мнению);

- умения делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми;

а также решаются задачи:

-актуализации опыта активного взаимодействия (проявление открытости и доверия к близким людям, умения присоединяться к общению);

- формирования готовности к сотрудничеству (приходить к согласию, уметь слушать и слышать, уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса, участвовать на равных в общем деле).

Первостепенной становится задача дальнейшего развития умений и навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

В этом возрасте решаются задачи развития умений:

- понимать сверстников и взрослых;

- принимать точку зрения собеседника;

- делиться своими знаниями;

- взаимодействовать в общем деле.

Через освоение первой книги для развития «Верность родной земле» детям раскрываются истоки представлений о героических подвигах воинов — богатырей. Чтение и анализ былин, активные занятия «Верность родной земле» и «Защитники Отечества» выводят детей на понимание того, что «Где вера — там и сила, а где неверие — там и немощь». Вера рассматривается как важнейшая ценность Отечественной духовной культуры. После двухмесячного проживания детьми темы былинных богатырей у наших мальчиков активизируются сюжетно — ролевые и конструктивно строительные игры, отражающие героические подвиги богатырей. И вдруг от мальчишек мы снова слышим такое забытое«Когда вырасту, я тоже буду защитником. Буду в армии служить».

Взаимодействие с детьми:

Чтение в группе и домашнее чтение книги для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле», книги для развития речи «Верность родной земле»;

Активное занятие по 1части книги «Верность родной земле» совместно с родителями;

Оформление выставки «Защитники Отечества»;

Чтение и беседы по содержанию«Былинные богатыри - славные защитники родной земли», былина «Илья Муромец»; былина «Добрыня Никитич и змей», былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», былина «Бой с несметной ратью под Киевом», былина «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович»;

Рассматривание иллюстраций, картин о богатырях художников: Васнецова, Васильева, Рериха;

Просмотр презентаций о русских богатырях;

Рисование «Богатыри Земли Русской» (Раскрашивание образов русских богатырей (их доспехи и снаряжение)

Работа в альбомах для рисования «Радость послушания»;

Дидактические игры«Русские богатыри»«Что нужно богатырю в бою»«Да и нет»«Помоги богатырю собраться в поход»;

Словесные игры по былинам «Я начну, а ты продолжи»«Доскажи словечко»;

Разучивание физкультминуток и пальчиковой гимнастики про богатырей;

Взаимодействие с родителями :

Познакомить с книгами для развития «Верность родной земле» и книгами для развития речи «Верность родной земле. Развитие речи»;

Оформление информации «Слово к родителям»;

Проведение развивающего активного занятия с родителями «Верность родной земле»;

Памятка для родителей «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям»;

Подготовить наглядные пособия и иллюстрационный материал для игровой и продуктивной деятельности;

Первое активное занятие проводится совместно с родителямиТема«Верность родной земле»

Ресурсный круг с делегированием «За что люди благодарны защитникам Земли Русской

Наши родители активные участники всех совместных занятий. Воспитатель, родители с детьми сидят по кругу. Присоединение к теме осуществляется при чтении стихотворения И. С. Никитина «Русь». (стр. 22 книги 1 для развития детей 5-6 лет «Верность родной земле»).

Задание. Вам сейчас надо подумать и ответить на вопрос«За что люди благодарны защитникам Земли Русской

Вы вместе, родители и дети, в своей микрогруппе, обсудите варианты ответов на этот вопрос. Делегирование ответа поручается ребенку. (Обсуждение, диалог между родителем и ребенком, поиск совместного ответа на поставленный вопрос). На этом этапе мы увидели развитие умений и навыков деятельностного и личностного общения со взрослыми.

Ресурсный круг. По кругу слева направо передавая предмет начинаем высказывать свои суждения со слов«Мы считаем, что…» (родители могут помочь ребенку с ответом). Все, и дети, и родители с нетерпением ждали своей очереди, высказать свои рассуждения. Ответы у детей получились полными, в ходе ответов они учились начинать свой ответ со слов, мы считаем…. Некоторые ответы повторялись и совпадали, но это не считается ошибкой во время работы в ресурсном круге.

На этом этапе решили задачи: актуализации опыта активного взаимодействия (проявление открытости и доверия к близким людям, умения присоединяться к общению);

- формирования готовности к сотрудничеству (приходить к согласию, уметь слушать и слышать, уважительно общаться со всеми участниками образовательного процесса, участвовать на равных в общем деле).

Заключительная часть.

Что вы почувствовали во время этого разговора? На этот вопрос больше отвечали родители. Очень порадовало присутствие пап, как представителей сильного пола, защитников отечества.

На вопрос: что узнали нового? Прозвучали ответы мам, что дети так много знают и могут отвечать и имеют свою точку зрения, спорят и доказывают свои суждения.

На вопрос: чей ответ вам понравился больше? – дети смогли даже аргументировать, что в ответе какого ребенка понравилось. Значит, что все внимательно выслушивали ответы товарищей, запомнили интересные ответы.

На этом этапе решили такие задачи развития:

- монологической и диалогической речи;

- умения вступать в диалоговое общение со сверстниками и взрослыми;

- взаимопонимания (умение понять сверстника и взрослого, принять точку зрения собеседника, быть терпимым к иному мнению);

- умения делиться своими знаниями со сверстниками и взрослыми;

При подведении итога работы, я, воспитатель, обратила внимание на позитивный опыт общения, совместного обсуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия на тему: "Верность родной земле"

по программе "Социокультурные истоки"....

Верность родной земле

В данной статье рассмотрены проблемы первоначального освоения духовно-нравственной категории "Вера"...

Конспект активного занятия по программе «Истоки» на тему «Верность родной земле»

Данное занятие направлено на первоначальное освоение дошкольниками духовно-нравственной категории «вера»....

конспект занятия "Верность родной земле"

по социокультурной программе...

Отчет по книге "Верность родной земли" по социокультурным истокам

Описание материала при ознакомлении с дошкольниками....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Верность родной земле» для детей старшего дошкольного возраста

Цель занятия: Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека.Образовательные задачи:Приобщение к вечным ценностям, передаваемым из поколения в поколение: защита ...

Сценарий досуга. Тема: "Верность родной земле".

ЦЕЛИ:1.Освоение духовно- нравственных категорий.2.Развитие мотивации на общение в группе.3.Овладение умением приходить к согласию, сотрудничеству; взаимодействовать, слушать друг друга.4. Формировать ...