Образовательная программа по обучению детей музыкальной грамоте "Домисолька"
рабочая программа

Горбунова Светлана Николаевна

Первый шаг знакомства детей с музыкой самый сложный, потому что ведёт в неизведанное. Он может вызвать у ребёнка любопытство, радость познания или настороженность, особенно если ребёнку 3-6 лет. Он требует от детей, кроме напряжения ума, большой эмоциональной отдачи. Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идёт параллельно.

 Программа «До-ми-солька» базируется на трёх положениях:

1. Подбор произведений понятных и доступных детям.

2. Соблюдение принципа систематичности и последовательности от простого к сложному.

З.Закрепление теоретических знаний, полученных детьми, практическими занятиями.

Реализация программы способствует развитию творческих способностей ребёнка, развитию его музыкальных способностей, умений и навыков. Развитию его эстетического вкуса.

Программа «До-ми-солька» базируется на трёх положениях:

1. Подбор произведений понятных и доступных детям.

2. Соблюдение принципа систематичности и последовательности от простого к сложному.

З.Закрепление теоретических знаний, полученных детьми, практическими занятиями.

Реализация программы способствует развитию творческих способностей ребёнка, развитию его музыкальных способностей, умений и навыков. Развитию его эстетического вкуса.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    ПРОГРАММА

«ДОМИСОЛЬКА»

Выполнил:

Горбунова С.Н.,

музыкальный руководитель

МДОАУ № 21 «Сказочный теремок»

г. Новотроицка Оренбургской области

Пояснительная записка

Первый шаг знакомства детей с музыкой самый сложный, потому что ведёт в неизведанное. Он может вызвать у ребёнка любопытство, радость познания или настороженность, особенно если ребёнку 3-6 лет. Он требует от детей, кроме напряжения ума, большой эмоциональной отдачи. Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идёт параллельно. На ребёнка в этот период буквально обрушивается большое количество новой для него информации: всевозможных названий, понятий, иностранных слов и их значений. Ребёнок, со свойственной его возрасту цепкостью памяти довольно скоро усваивает эту информацию, но очень важно, чтобы это не оттолкнуло его, начинающего ученика, от занятий музыкой. Для того, чтобы добиться интереса детей к занятиям, нужно, чтобы уроки были интересными, яркими, содержательными, наполненными образными сравнениями, примерами, играми, сказками. Ведь недаром В.А. Сухомлинский говорил:  «Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок». И ещё: «То, что ребёнок обязан запомнить, прежде всего должно быть интересным».

Программа «До-ми-солька» базируется на трёх положениях:

1. Подбор произведений понятных и доступных детям.

2. Соблюдение принципа систематичности и последовательности от простого к сложному.

З.Закрепление теоретических знаний, полученных детьми, практическими занятиями.

Реализация программы способствует развитию творческих способностей ребёнка, развитию его музыкальных способностей, умений и навыков. Развитию его эстетического вкуса.

Цель программы: творческое развитие ребёнка. Через приобщение детей к основам музыкальной культуры, музыкальной грамоты, через знакомство с произведениями композиторов- классиков. Через организацию игр, праздников.

Задачи программы:

1. Придать яркую, сказочную окраску процессу приобретения знаний, умений и навыков, заложенных в программе.

2. Способствовать гармоничному развитию личности ребёнка через его активное участие в индивидуальных и коллективных музыкальных играх на занятиях.

З.Активизировать работу воображения, ассоциативного мышления, творческого начала ребят, через разнообразные виды деятельности.

4. Обогащать музыкальный опыт детей, поднять уровень их музыкальной культуры.

5. Развивать индивидуальные способности детей, способствовать реализации их творческого потенциала.

6. Учить детей выражать свои чувства, мысли с помощью музыки, пения, движения, рисунка.

7. Учиться воспринимать те чувства и мысли, которые стремиться выразить автор, композитор.

8. Формировать положительное отношение, интерес к музыке, музыкальной грамоте.

Основные разделы программы:

Раздел 1. 3накомство с основами музыкальной нотной грамоты.

Раздел 2. Развитие чувства ритма, музыкального ритмического слуха.

Раздел 3. Знакомство с творчеством П. И. Чайковского («Детский альбом")

Раздел 4. Знакомство с тембрами различных музыкальных инструментов. Игра на детских музыкальных инструментах.

Раздел 5. Громко- тихо; музыкальные оттенки.

Раздел 6. Знакомство с регистрами.

Раздел 7. Лад- мажор и минор.

Раздел 8. Знакомство с музыкальными жанрами.

Раздел 9. Импровизация и сочинение.

Раздел 10. Знакомство с интервалами в звукоподражательных и речевых интонациях.

Раздел 11. Знакомство с певческими голосами, театральными жанрами, инструментами симфонического оркестра.

Раздел 12. Организация концертов, праздников, развлечений.

Структура программы предполагает постепенное (спиральное) расширение и существенное углубление знаний, развития умений и навыков детей, более глубокое усвоение материала путём последовательного прохождения по годам обучения.

Построение программы:

Программа рассчитана на 3 года обучения:

  1. год - 38 часов,
  2. год-38 часов,
  3. год-38 часов,

Уроки проходят 1 раз в неделю- каждый урок 1 учебный час.

Виды занятий:

  1. Познавательные.
  2. Учебно-тренировочные.
  3. Игровые.
  4. Концерты, праздники. Форма занятий: групповые.

1 год обучения (4 года)

Цель: ввести ребёнка в мир музыки, прививать интерес к музыке, музыкальной грамоте.

Задачи:

  1. Развивать звуковысотный, ритмический слух ребёнка через различные игры, слушание музыкальных произведений, пение попевок, игру на детских музыкальных инструментах.
  2. Познакомить детей с детскими музыкальными инструментами. Учить навыкам игры на них.
  3. Познакомить с элементами музыкальной грамоты.
  4. Развитие певческих навыков.

Учебно-тематический план.

Содержание тем:

1.Путешествие в страну «До-ми-солька». В сказочной форме познакомить детей с тем, чем мы будем заниматься на уроках, с музыкальными понятиями «громко-тихо», скрипичный ключ, мажор - минор, ноты (их названия), регистры. Познакомить с новой песней «Уточки» С. Соснина.

  1. Громко- тихо: игры «Шаг бодрый и осторожный», «Прятки», «Васька – кот»-учить детей движением реагировать на смену динамики в музыке. Слушание: «Колыбельная»  М. Красев, «Плясовая»  русская народная мелодия –«что делает куколка?»
  2. Движение мелодии: игры «Лесенка», «Куда прыгает зайчик?», «Куда едет машина?» - учить детей различать движение мелодии вверх, вниз, на одном звуке. Определять направление движения мелодии на слух.
  3. Регистры - игры с карточками «Кто пришёл к нам в гости?» Игра «Кто идёт?» -с имитацией движений (медведь, заяц, птичка). Игра с карточками «Скрипичный и басовый ключ».
  1. Тембр. Учить различать тембр человеческого голоса – игра «Узнай по голосу», тембры музыкальных инструментов - игра «Угадай на чём играю».
  2. Слушание музыкальных произведений: знакомство с «Детским альбомом»  П. Чайковского («Болезнь куклы», «Новая кукла», «Баба-Яга», «Сладкая грёза»), «Марш деревянных солдатиков»; «Колыбельная» М. Красев; пьесы «Медведь»В.Ребиков, «Птичка» М. Раухвегер.
  3. В форме сказки познакомить детей с нотами- жителями страны «Дом-ми-солька». Разучить песенку «До-ре-ми....», стихотворение «Весёлые нотки».

Для каждой нотки по этому стихотворению дети рисуют рисунки(до-дом, ре-речка и т.д.).Во втором полугодии познакомить детей с расположением нот на нотоносце. Учить писать нотки, располагать их на нотном стане: игра „Музыкальное лото".

8. Мажор-минор - министры музыкального королевства. Игра «Солнышко и тучка»- с карточками. Дети, слушая отрывки музыкальных пьес «Маятник», «Грустная песенка», «Ах ты, берёза», «Колыбельная» и т. д., на слух определяют лад и поднимают соответствующую карточку. Игра «Музыкальные вопросы и ответы» (грустные и весёлые) Игра «Перекрась песенку в минор» («Василёк», «Ходит зайка по саду» русская народная мелодия).

9. Длинные и короткие звуки. Игры: «Матрёшка учиться танцевать», «Обезьянки» - повторить ритмический рисунок, предложенный педагогом стуком, хлопками. Пение попевок «Мы идём с цветами», «Смелый пилот»(Музыкальный словарь Е. Тиличеевой) и др.; прохлопывать ритмический рисунок попевок. Находить длинные и короткие звуки- хлопать длинные звуки громко, короткие -тихо.

10. Игра на детских музыкальных инструментах: познакомить детей с тембрами детских инструментов (треугольник, бубен, колокольчики, деревянные ложки, барабан, румба) Учить навыкам игры на них в простом шумовом оркестре: «Как у наших у ворот» русская народная мелодия, «Вальс», «Полянка» русская народная мелодия.

11. Учить детей импровизировать, заканчивать самостоятельно музыкальную фразу (игра «Музыкальные вопросы и ответы»), сочинять простейшие песенки (грустные и весёлые) на заданные слова (игра «Композитор»).

12. Знакомство с музыкальными жанрами: песня, танец, марш. Сказка о 3-х китах. Игра «Что делают в домике».

13. Развитие песенных навыков: пение в течение года попевок из «Музыкального букваря»Е.Тиличеева, пение детских песенок: «Уточки» С.Соснина, «Мама» Н. Бакалова, «Дед Мороз»В.Витлина, «Как у нашей ёлочки» Е. Тиличеевой, «Тяф-тяф», «Я -хрю –хрюшка» И. Кадомцев.

14. Праздники и развлечения - организовать для детей развлечения:«Путешествие в страну До- ми- солька», «Новогодний утренник» , «Мамин праздник», концерт  «Маленькие таланты».

Музыкальный репертуар: «Заинька»М.Красев, «Медведь»В.Ребиков, «Птичка»М.Раухвергер, «Солнышко»Т.Попатенко, «Дождик» русская народная мелодия обработка Г.Лобачёва, «Сурок» Л. Бетховен,«Уточки» С. Соснин, «Марш»З. Парлов, «Полька» М. Глинка.

2 год обучения (5 лет)

Цель: продолжать знакомство детей с миром музыки, музыкальной грамотой, способствовать творческому развитию ребёнка.

Задачи:

1. Продолжать развивать звуковысотный, тембровый , ритмический слух ребёнка через музыкальные игры , слушание музыкальных произведений, пение попевок, песен, игру на музыкальных инструментах.

2. Продолжать обучение игре на детских музыкальных инструментах.

3. Знакомство с элементами музыкальной грамоты.

4. Развитие певческих навыков.

Тематический план.

Темы

Теоретические

Практические

Итого

занятия

занятия

1. Музыкальная

сказка «В королевстве

Скрипичного ключа».

0 ч

2. Слушание музыкальных произведений.

18 зан. (10м.)

3. Регистры.

9 зан.(10м.)

1,5 ч

4. Нотная грамота.

10 зан.( 6м.)

36 зан.(10м.)

5. Лад-мажор,

минор.

20 зан.(4-5м.)

1,5 ч

6.  Движение

мелодии.

10 зан. (6м.)

7.   Ритм.

Ритмизация

слов. Длинные

6 зан. (5м.)

20 зан. (3 м .)

1,5 ч

и короткие звуки

8.   Музыкальные

1 зан.(10 м.)

17 зан. (10м.)

жанры- песня,

танец, марш.

9.   Игра на детских

6 зан. (5м.)

18 зан. (10м.)

3,5 ч

музыкальных

инструментах.

10. Импровизация,

20зан.(3м.)

сочинение.

11. Знаки динамики

3 зан.(10м.)

21зан.(10м.)

F (форте),

Р (пиано).

12. Знакомство с

12 зан. (10м.)

инструментами

симфонического

оркестра.

36 зан. (Юм.)

13. Развитие

певческих

навыков.

14. Праздники и

развлечения,

концерты.

Всего

5.5 ч

32,5 ч

38 ч

Учебно-тематический  план.

Содержание тем:

  1. Музыкальная сказка «В королевстве скрипичного ключа» - с помощью путешествия в сказку вспомнить пройденные в прошлом году темы. На уроке используются пособия: фланелеграф с иллюстрациями, грамзапись «Детский альбом»П.Чайковского.
  2. Слушать произведения из «Детского альбома» П. Чайковского: «Песня жаворонка», «Баба- Яга», «Вальс»,  «Мазурка», «Полька», «Сладкая грёза», «Марш деревянных солдатиков» .
  3. Регистры- игры  «Определим регистры» с карточками, «Чья музыка ?»-скрипичный и басовый ключи.

  1. Нотная грамота - расположение нот на нотоносце(игры«Музыкальное лото», «Определи ноту» - с карточками), написание нот в тетради по образцам, скрипичный и басовый ключи- значение, написание в тетради; знакомство с длительностями.
  2. Лад- мажор и минор. Петь песенки «Мажорно-минорные попевки», Е.Голубевой, «Закатилось солнышко» русская народная песня, «На лужайке»русская народная песня. Сравнивать звучание мажора и минора, узнавать на слух (педагог играет отрывки музыкальных произведений- дети угадывают, выкладывают на фланелеграфе соответствующую характеру музыки картинку «Солнышко-тучка»). Игра  «Перекрась песенку в минор».
  3. Движение мелодии (вверх, вниз, на одном звуке) Игры«Матрёшка на лесенке», «Поезд», попевки из «Музыкального букваря» Е. Тиличеевой, игра «Гамма».
  4. Ритм. Ритмизация слов: пропевать, прохлопывать различные ритмические варианты своего имени- игра  «Как меня зовут?»; прохлопывать ритмический рисунок различных слов, предметов; рисунки в тетради. Длинные и короткие звуки: попевки «Смелый пилот», «Едет воз без колёс», «Сорока», «Всем нам лет по шести»; пение на слоги ,«Ти», «Та»  по картинкам ритмического рисунка: «Паровозик», «Утята», «Лягушата», «Котята». Игры  «Матрёшка учится танцевать», «Весёлый дятел".
  5. Музыкальные жанры - песня, танец, марш. Определять на слух по музыкальным отрывкам жанр, игра на фланелеграфе «Что мы делаем?».
  6. Игра на детских музыкальных инструментах- продолжать знакомить детей с приёмами игры на инструментах: треугольник, румба, деревянные ложки, колокольчик, бубен. Играть попевки «Сорока»,  «Андрей –воробей».

Шумовой оркестр « Как у наших у ворот»,«Полянка», «Как лечили бегемота», «Светит месяц русская народная мелодия. Игра  «Поезд» (ложки, треугольник).

  1. Импровизация, сочинение - сочинение простейших мелодий (мажорных и минорных) на заданный текст.
  2. Динамика -f(форте) и р(пиано).Знакомство со знаками, что они обозначают, написание знаков в тетради, игра  «Поезд», определение музыкальных оттенков по слуху по музыкальным отрывкам.
  3. Знакомство с инструментами симфонического оркестра по книге „ Всё о музыке  С. Волкова в игровой форме, используя иллюстрации. Слушание пьес в исполнении оркестра и фортепиано в грамзаписи. Сравнивать звучание.

13. Развитие певческих навыков: пение в течении года попевок из «Музыкального букваря»  Е. Тиличеевой, песен «Ква- ква»,В. Дементьева, «Дед Мороз», «Сани» А. Филиппенко, «Глупый поросёнок»  М. Матвеева.

14. Организовать для детей праздники  «В королевстве Скрипичного ключа», «Новогодняя сказка», «Мамин праздник», концерт « Маленькие таланты».

Музыкальный репертуар:«Заинька»  М. Красев, «Медведь», В.Ребиков, «Птичка» М. Раухвергер, «Мажорно-минорные попевки» Е.Голубевой, «Закатилось солнышко»русская народная песня, «На лужайке» русская народная песня, «Сурок» Л. Бетховен,«Дождик» Р. Френкель ,«Марш  Д.Шостакович», «Аннушка» чешская народная мелодия обработка В. Ребикова, «Гроза» Е. Тиличеевой,  «Глупый поросёнок»  М. Матвеев.

3 год обучения (6 лет)

Цель: продолжать знакомить с миром музыки, музыкальной грамотой, способствовать творческому, всестороннему развитию ребенка.

Задачи:

  1. Продолжать развивать музыкальные способности ребенка, звуковысотный, тембровый, ритмический слух на уроках.
  2. Способствовать активизации у ребенка воображения, ассоциативного мышления, творческого начала через разнообразные виды деятельности.
  3. Развивать индивидуальные способности детей, учить выражать свои чувства с помощью музыки, пения, движения.
  1. Воспитывать интерес к музыке.
  2. Продолжать знакомить с музыкальной грамотой.
  3. Развивать певческие навыки.

Тематический план

ТЕМЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ИТОГО

1.

Музыкальная Сказка «Жили-были нотки...»

1 час

1 час

2 часа

2.

Слушание

музыкальных

произведений

0 часов

12 занятий

(5 минут)

1 час

3.

Нотная грамота

10 занятий (6 минут)

36 занятий

(10 минут)

7 часов

4.

Ритм. Ритмизация слов и фраз. Длинные и короткие звуки

10 занятий (6 минут)

20 занятий

(3 минуты)

2 часа

5.

Сколько нот звучит?

0 часов

20 занятий

(3 минуты)

1 час

6.

Импровизация, сочинение.

0 часов

20 занятий

(3 минуты)

1 час

7.

Игра на детских

6 занятий (5 минут)

36 занятий

(5 минут)

3,5 часов

музыкальных

инструментах

8.

Тон-полутон.

5 занятий (6 минут)

20 занятий

(3 минуты)

1,5 часа

9.

Знаки альтерации

5 занятий (6 минут)

10 занятий

(6 минут)

1,5 часа

10.

Знакомство с клавиатурой

5 занятий (6 минут)

10 занятий

(6 минут)

1,5 часа

11.

Знакомство с инструментами симфонического оркестра

6 занятий (5 минут)

6 занятий

(5 минут)

1 час

12.

Знакомство с певческими голосами, театральными жанрами (опера, балет, оперетта).

4 занятия (5 минут)

7 занятий

(10 минут)

1,5 часа

13.

Лад-мажор-минор (строение мажорного и минорного звукоряда).

3 занятия (10 минут)

9 занятий

(10 минут)

2 часа

14.

Длительности, их счет.

3 занятия (10 минут)

20 занятий

(3 минуты)

1,5 часа

15.

Знакомство с интервалами.

6 занятий (5 минут)

15 занятий

(6 минут)

2 часа

16.

Развитие певческих навыков.

0 часов

36 занятий

(10 минут)

4 часа

17.

Праздники, концерты

0 часов

4 часа

4 часа

ВСЕГО

7,5 часов

30,5 часов

38 часов

Учебно-тематический план.

Содержание тем:

  1. Музыкальная сказка «Жили-Были нотки». В игровой сказочной форме вспомнить пройденный материал.
  2. Слушание музыки П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Полька», «Сладкая греза», «Нянина сказка», Итальянская песенка», «Немецкая песенка».
  3. Нотная грамота - написание нот первой и второй октав в нотных тетрадях, расположение их на нотоносце, игры: «Определи ноту» с карточками, «Музыкальное лото», «Гамма»: написание скрипичного и басового ключей в нотных тетрадях.
  4. Ритм. Игра «Веселый дятел» - повторение хлопками предложенного ритмического рисунка. Ритмизация слов. Игры: «Как меня зовут?», «Угадай слово» (по ритмическому рисунку), написание ритмического рисунка, фраз в тетради. Длинные и короткие звуки - попевки «Петушок», «На лыжах», «Всем нам лет по шести» Е. Тиличеевой (прохлопывать ритм, находить на карточках его графическое изображение)
  5. « Сколько нот звучит?» - на слух определять 1,2,3 звучащие ноты. Игра «Сколько нас поет?» с фланелеграфом и карточками.
  6. Импровизация, сочинение. Игра «Композитор» - сочинение мажорных и минорных попевок на заданный текст.
  7. Игра на детских музыкальных инструментах. Играть в ансамбле мелодии «Я на камушке сижу», «Байновская кадриль».
  8. Тон-полутон - знакомство с понятиями, определение на клавиатуре тона-полутона. Игра «Кому что досталось?»
  9. Знаки альтерации - знакомство с понятиями в сказочно - игровой форме, находить на фортепиано черные клавиши по названию ноты со знаком.
  10. Знакомство с клавиатурой: сколько октав на фортепиано, расположение нот на клавиатуре.

11.-12. Знакомство с инструментами симфонического оркестра, певческими голосами, театральными жанрами (опера, балет, оперетта) по книге «Все омузыке» С.Волкова. Игра «Угадай инструмент» (по картинкам), «Кто поет?»(по картинкам).

  1. Лад. Сказка «Два брата» (из методических рекомендаций для преподавателей ДШИ)Познакомить детей со строением мажорного и минорного звукоряда, песенки мажорного и минорного звукорядов, дети показывают на фортепиано мажорный звукоряд от ноты до, минорный от ноты ля.
  2. Длительности, их счёт- повторить длительности, выучить их счёт в игровой форме. Определять длительности на счёт: игра «Кто идёт?».

15. Знакомство с интервалами - знакомство с понятиями „ интервал". Название интервалов выучить в песенке с движениями „ Песня - танец „ интервалы" (от примы до октавы)

16.  Развитие певческих навыков: в течении года петь попевки из «Музыкального букваря» Е. Тиличеевой.

17. Праздники, концерты - организовать для детей развлечение «Жили- были нотки...», новогодний праздник, концерт  «Маленькие таланты», развлечение «Полёт на ковре - самолёте в музыкальную страну».

Музыкальный репертуар.

«Детский альбом» П. Чайковский, «Полька»   М. Глинка,  «Марш»  Д. Шостакович, «Песни мажорного и минорного звукоряда»   Е. Голубевой, «Песенка интервалов»   Е. Голубевой, «Полянка»  русская народная мелодия, «Во поле берёза стояла» русская народная мелодия, попевки  Е. Тиличеевой, «Сани» А. Филиппенко,  «Дети любят рисовать» В. Шаинский.

На конец обучения дети должны иметь определённые знания:

  1. Знать название нот, расположение нот 1 и 2 октавы на нотоносце, знать клавиатуру.
  2. Распознавать музыку трёх регистров: низкого , среднего, высокого; басовую и скрипичную музыку- звучание отдельно и вместе.
  3. Различать мажорную и минорную музыку, знать строение мажорного и минорного звукоряда, уметь показать его на клавиатуре в до мажоре и ля миноре.
  4. Уметь определять на слух движение мелодии вверх, вниз, на 1 звуке. Петь гамму до мажор вверх и вниз.
  5. Различать песню, танец, марш.
  6. Сочинять простые короткие мелодии на заданный текст.
  7. Уметь повторить несложный ритмический рисунок хлопками, стуком.
  8. Различать длинные, короткие звуки в попевках, уметь находить их графическое изображение.

9. Знать название длительностей и их счёт.

10. Различать динамические оттенки(форте и пиано).

11. Знать приёмы игры на детских музыкальных инструментах, играть на них в ансамбле под аккомпанемент учителя некоторые мелодии, пьесы.

12. Различать тон- полутон на клавиатуре.

13. Знать название интервалов.

14. Знать название инструментов симфонического оркестра, уметь называть их по изображению на картинке. Знать названия мужских и женских голосов (певческих), знать какие из них низкие, средние, высокие. Знать, что такое опера, балет, оперетта- простые определения.

15. Уметь выразительно исполнить знакомые песни.

Список литературы:

  1. Арсеневская, О. Н. Музыкальные занятия 1 младшая группа. - Волгоград: Учитель, 2011
  2. Арсеневская, О. Н. Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности, - Волгоград: Учитель, 2015
  3. Зацепина, М. Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности: обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2010
  4. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001
  5. Радынова, О. П. Музыкальные шедевры. - М.: ТЦ Сфера, 2011
  6. И. П. Равчеева. Настольная книга музыкального руководителя. - Волгоград: Учитель, 2015
  7. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. Авт.-составитель О. Н. Арсеневская. - Волгоград: Учитель, 2013
  8. Сауко, Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет. - СПб., Музыкальная палитра, 2013
  9. Тематические праздники и развлечения. О. Н. Арсеневская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2013
  10. Алексеева Л. Н. Игровое сольфеджио для малышей - М., 1997 г.
  11. Волков С. Всё о музыке -„Омега", М., 1998 г.
  12. Ветлугина Н. Музыкальный букварь-, Музыка", М., 1987 г.
  13. Дзержинская И. Музыкальное воспитание младших дошкольников-„Просвещение", М., 1985 г.
  14. Общероссийская ассоциация „ Культура и образование ". Образовательные программы по эстетическому воспитанию детей. Репертуарно- методическая библиотека .- М., 2000 г., 9.
  15. Министерство культуры Р. Ф. Главное управление учебных заведений и научных учреждений.
  16. Музыка в сказках, стихах и картинках .
  17. Методические рекомендации для преподавателей ДМШ, ДШИ.- М., 1988 г.
  18. Макшанцева Е. Детские забавы- „ Просвещение ", М., 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения

Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...

Дополнительная модифицированная образовательная программа по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Светофорчик»

Программа по обучени. детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения (для детей 3-7 лет)...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» Для детей 5-6 лет

Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» для детей 5-6 лет. Срок обучения - 1 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ «Лыжи - наши друзья!»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ «Лыжи - наши друзья!» Цель кружковой работы: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством лыжной по...