Исследовательский проект "Звук и музыка"
проект (подготовительная группа)

Позолотина Наталья Петровна

Исследовательский проект "Звук и музыка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zvuk_i_muzyka_pozolotina_n.p.docx480.38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани «Детский сад №4 «Веснянка»

____________________________________________________________

Звук и музыка

Исследовательский проект

        Участники:

Горбунов Илья Игоревич;

Кулметова Нина Максимовна;

Щекутова Алиса Леонидовна.

(Подготовительная к школе группа № 7)

г. Нягань,

2021

Оглавление

1. Введение        3

2. Основная часть        5

2.1. Опыты        5

2.2. Алгоритм изготовления музыкально-шумовых инструментов        9

3. Заключение        12

4. Список литературы        13

  1. Введение

Тема проекта посвящена изучению звуков, разнообразию и значению в жизни людей.

Мы в детском саду очень любим ходить на музыкальное занятие, и нам нравится играть на различных музыкальных инструментах. Мы заметили, что каждый инструмент звучит по-разному. Нам стало интересно, а что такое звук? Можно ли увидеть звук, сделать его громче или передать на расстояние?  Можно ли изготовить музыкальные инструменты своими руками? С этими вопросами мы обратились к музыкальному руководителю и воспитателям.

И мы узнали, что звуки бывают разные: музыкальные – это те звуки, которые можно пропеть, сыграть на музыкальном инструменте, изобразить в танце, записать нотами. А есть звуки шумовые – это разные звуки, которые нас окружают.

И тогда наши воспитатели и музыкальный руководитель Анастасия Тагировна предложили нам организовать мини-лабораторию по изучению звуков.

Цель: при помощи опытов понять, что такое звук и как он возникает.

Гипотеза: если мы узнаем, что такое звук, то мы сможем сами изготовить музыкальные инструменты и затем использовать их в игре.

Проблема:

  • «Что такое звук?»
  • «Как он получается?»
  • «Можно ли изготовить музыкальные инструменты самостоятельно?» 

Задачи исследования:

  • изучить, что такое звук и как он возникает;
  • узнать, можно ли звук увидеть;
  • определить, можно ли увеличить громкость звука;
  • выяснить, можно ли передать звук на расстояние;
  • изготовить музыкальные инструменты своими руками.

Методы исследования:

  • изучение материалов из разных источников;
  • проведение опытов;
  • изготовление музыкальных инструментов своими руками.

  1. Основная часть

  1. Опыты

Совместно с воспитателями и музыкальным руководителем изучили энциклопедии, посмотрели видео в интернете.

Мы узнали, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального?

У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум — он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента, невозможно. В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.

У музыкального звука имеется своя высота, которая позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте. Например, нажатием на клавишу или касанием струны.

Из энциклопедий мы узнали, что звук – это волны, которые распространяются в определенной среде, например, в воздухе, в воде, и создают в ней механические колебания, то есть волны, которые мы и слышим.

При помощи воспитателей, музыкального руководителя мы решили проверить, действительно ли звуки – это волны.

Мы проделали несложные опыты, чтобы лучше понять: что же такое звук.

Опыт 1:

Сначала мы решили определить, что такое звук и как он возникает.

а) Взяли стеклянный стакан и тихонько коснулись стакана чайной ложечкой. Сразу мы слышим звук, но не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие. Они так мелко и часто дрожат, что этого мы заметить не можем.

Из этого мы делаем вывод, что ложечка соединяется со стаканом, происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук.

б) Линейку одним концом прижали к столу, а по свободному концу линейки хлопаем ладошкой – возникает звук. Линейка дрожит и заставляет дрожать воздух возле себя. Эти движения воздуха достигли нашего уха, и мы услышали звук.

Из этих опытов мы можем сделать вывод – если дрожит, значит, звучит. Разные колебания, которые исходят от различных предметов, являются звуком. Любой звучащий предмет дрожит, вибрирует, создает колебания, которые распространяются в воздухе звуковыми волнами, и мы слышим звук.

Опыт 2:

Нам стало интересно узнать, как распространяются звуковые волны.

Для этого мы взяли тазик с водой, бросили в него камешек и увидели, что по воде расходятся круги и, дойдя до краев, возвращаются обратно. То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она по воздуху.

Опыт 3:

Затем мы решили выяснить, можно ли увидеть звук?

а) Мы взяли пакет, закрыли им плотно миску, а сверху насыпали крупинки сахара, наклонились к миске и произнесли звук «Р» или «М». Когда звуковые волны достигают пленки, они заставляют ее вибрировать, это можно увидеть потому, как подпрыгивают крупинки сахара.

б) Мы привязали нитку к кусочку бумаги. Поднесли её к колонкам и включили громко музыку. Листочек задрожал от колебаний воздуха.

Вывод: звуковая волна заставила подняться крупинки сахара и изменить свое положение на пленке, также звуковая волна заставила дрожать листочек бумаги. Сам звук мы не видим. Мы видим работу звуковых волн.

Опыт 4:

Мы решили проверить, как сделать громче звук.

 а) Мы взяли расческу, дернули за зубчик, расческа тихо пискнула. Приложили расческу к твердому предмету и дернули за расчёску, звук получился громче.

Вывод: маленький предмет вызывает малые колебания воздуха, звук получается тихий. Большой предмет вызывает большие колебания, звук получается громкий.

б) Если мы натянем на пальцы резинку и просто ее заставим вибрировать, звук будет тихим, но натянув ее на стаканчик, мы услышим более громкий звук, стаканчик усиливает ее звук, потому что его стенки тоже начинают вибрировать. 

в) Мы положили часы на стол и не услышали, как они тикают. Тогда мы взяли лист бумаги, сделали из него трубочку, приставили к часам и послушали еще раз. Теперь мы очень хорошо слышали, как тикают часы. Потом мы взяли еще один лист картона и приставили его сбоку трубочки. Теперь часы было слышно на большом расстоянии.

Вывод: звук становится громче, если он не расходится по сторонам, а идет в одном направлении.

Опыт 5:

Мы решили узнать, можно ли передать звук на расстояние.

а) Мы взяли два стаканчика, проделали в них дырочки. Через каждую дырочку протянули конец шнурка и сделали узелок внутри стаканчика вокруг скрепки. Скрепка нужна для того, чтобы шнурок натянулся. Потом стали тихо говорить в отверстие своего стаканчика, а товарищ приложил отверстие своего стаканчика к уху. Звук был громче.

Вывод: звук можно передать на любое расстояние через предметы.

Таким образом, проведя опыты, мы узнали, что такое звук, что его можно не только услышать, но и увидеть (дрожит, значит, звучит), сделать громче, передать на расстояние.

Мы решили попробовать своими руками изготовить музыкальные инструменты. Взяли железную баночку и насыпали в нее фасоль и закрыли. Потрясли баночку и инструмент зазвучал громко. Взяли пластмассовую баночку и насыпали в нее рис и заклеили дырочку сверху скотчем. Потрясли баночку и инструмент зазвучал тихо.

Вывод: металлическая баночка и крупная фасоль придает инструменту звонкий и громкий звук. Пластмассовая баночка и мелкий рис придает инструменту глухой и тихий звук.

С помощью этого эксперимента мы убедились, что звуки можно извлекать из предметов, сделанных своими руками, и даже тембр этих звуков можно выбирать самим.

  1. Алгоритм изготовления музыкально-шумовых инструментов

Изучив, что такое звук, и проведя опыты по его извлечению из разных предметов, мы захотели изготовить музыкальные инструменты своими руками.

«Барабан»

Барабан – это один из самых древних музыкальных ударных инструментов, звуки которого извлекаются с помощью специальных барабанных палочек. При ударе он издает шум.

Материалы, инструменты:

  • коробочка из плотного картона; 
  • самоклеящаяся бумага;
  • палочки деревянные.

Ход работы

1.        Взять небольшую коробочку, обклеить ее самоклеящейся бумагой.

2.        Изготовить деревянные палочки (20 см).

Наш барабан готов.

«Шум дождя»

Это музыкальный инструмент древних индейцев («рейнстиг»), в переводе – «дерево дождя», «дождевая палка», или «дождевая флейта», служил для вызова дождя в шаманских ритуалах. Делали его из высушенного ствола кактуса.

Материалы, инструменты:

  • картонный длинный узкий цилиндр (например банка из-под чипсов);
  • упаковка деревянных шпажек;
  • горох;
  • шило;
  • кусачки или острые ножницы;
  • клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.

Ход работы

  1. Взять шило и банку из-под чипсов и проткнуть недалеко от края шилом два отверстия напротив друг друга. Вставить в эти отверстия деревянную шпажку. 
  2. Отступить 2 см в сторону и вниз. Сделать новые отверстия и также вставить в них деревянную шпажку.
  3. Эти действия сделать по всей высоте банки (внутри банки должна получиться «винтовая лестница» из деревянных шпажек).
  4. Взять кусачки или острые ножницы и отрезать лишние концы деревянных шпажек с поверхности банки.
  5. Засыпать в подготовленную банку горох.
  6. Закрыть банку крышкой (чтобы крупа не высыпалась).
  7. Декорировать наш инструмент «шум дождя» (можно обклеить бумагой, тканью, шнуром, раскрасить гуашью и сверху покрыть лаком).

«Звучащие ключи»

Материалы, инструменты:

  • плечики для одежды;
  • старые ключи;
  • металлическая ложка;
  • цветные нитки;
  • цветные ленты и бумага для украшения.

Ход работы

  1. Привязать ключи к нитке.
  2. Привязать нитки с ключами к плечикам для одежды.
  3. Плечики для одежды украсить цветной бумагой или лентами.

Чтобы инструмент «звучащие ключи» зазвучал, мы проводим по ключам металлической ложкой.

«Погремушки – шумелки» или «шейкер»

Шейкер представляет собой закрытую емкость из твердого материала, частично наполненный мелким сыпучим содержимым (крупа, песок дробь, бисер и др.) Шейкеры имеют разнообразные формы и размеры.

Материалы, инструменты:

  • металлические баночки в форме матрешек;
  • пластиковые баночки из-под йогурта;
  • крупы разного вида и фасоль;
  • разноцветная самоклеящаяся бумага;
  • скотч.

Ход работы

  1. Взять металлическую баночку и насыпать в нее фасоль.
  2. Плотно закрыть крышку.
  3. Закрепить место скрепления скотчем.

Металлический шейкер готов.

  1. Взять пластмассовую баночку из-под йогурта. 
  2. Насыпать в нее рисовую крупу.
  3. Закрыть самоклеящейся бумагой отверстие, чтобы крупа не высыпалась.

Пластмассовый шейкер готов.

  1. Заключение

Мы узнали, что такое звук. Звук — это волны, которые распространяются в воздухе, в воде и создают в ней механические колебания, которые мы слышим. Наши знания о звуках помогли нам изготовить музыкально-шумовые инструменты, которые можно применить в различных играх.

Например, игры «Узнай по голосу?», «Что звучит?», «Тихо – громко», «Идем, бежим, шагаем». Изготовленные инструменты можно использовать во многих сюжетно-ролевых играх. В некоторых играх можно использовать рупор или ладошки, сложенные лодочкой для усиления звука. Самодельные музыкально-шумовые инструменты можно использовать для организации концертов, инсценировок.

Таким образом, наше предположение частично подтвердилось. Знания о звуках нам позволили изготовить не музыкальные, а музыкально-шумовые инструменты своими руками и использовать их в своих играх.

И хотим представить вашему вниманию сказку: «Поездка в зимний лес», которую мы озвучили нашими музыкально-шумовыми инструментами.

  1. Список литературы

  1. Алексеева Л.Н., Тютюнникова Т. Э. «Страна чудес», – Москва, 1998. – 119 с.
  2. Бруск Ф., Чандлер Ф., Кларк Ф. и др. Новая детская энциклопедия\Пер. с англ. Ляпковой Н.С., Морозова С.В., Плешева В.В., и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2012. – 320 с.
  3. Брюс Дж., Паркер С. И др. Большая энциклопедия дошкольника\Пер. с англ. Дорониной Е.А., Пановой О.Ю. – М.: Эксмо, 2012. – 308 с.
  4. Вахрушев А., Кочемасова Е. Здравствуй, МИР!, методическое пособие для воспитателей. – М.: Баллас, 2002. - 304 с.
  5. Петрикевич А. А., Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования. – Мозырь: ООО Издательство: «Белый ветер», 2008. – 103 с.
  6. Тютюнникова Т. Э., БИМ! БАМ! БОМ! Сто секретов музыки для детей: Выпуск 1: Игры звуками. – Издательство: СПб: ЛОИРО, 2003. - 100 с.
  7. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» №1. – Издательство: «Либерия – Бибинформ», Москва, 2003. – 80 с.
  8. «Музыкальная палитра». Учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки, руководителей художественных студий в домах детского творчества… №5. – СПб., 2006. – 32 с.
  9. Интернет-ресурсы:

- https://www.pdou.ru/categories/2/articles/3579

-https://4mama.ua/kids/development/7726-veselo-znachit-gromko-igry-i-eksperimenty-so-zvukom

-https://педталант.рф/серякова-н-а-экспериментирование/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"

Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...

ТВОРЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Путешествие по радуге в мир музыки и цвета»

Тип проекта:Творческо-исследовательский, кратковременный, групповой. Характеристика проекта: ·        Совместная образовательная деятельность с детьми.·...

Музыка в годы Великой отечественной войны. Д. Шостакович. Ленинградская симфония . Научно-исследовательская работа

Место действий — блокадный Ленинград. Временной отрезок — 80 минут. Эти 80 минут были переломными в душах и сердцах всех жителей Ленинграда, переломными они были и для безжалостной и беспо...

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Нравственное и эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредствам использования художественной литературы, живописи, музыки»

в наше время проблема эстетического воспитания очень актуальна. Актуальность нашего исследования заключается в способах эстетического воспитания через совместное воспитание родителей и дошкольного учр...

Исследовательский проект "Музыка рождённая шумом"

Исследовательский проект "Музыка рождённая шумом"...